Итак:
С недавних пор при въезде в Азербайджан местная таможня требует "Залог" т.е. некоторая сумма в качестве залога от невыезда.
Теперь по порядку: в марте этого (2015) года решил поехать в Баку (езжу не впервые). Москва-Баку 2400 с небольшим км, если ехать по маршруту через Воронеж, Ростов, Чечня, Дагестан, Махачкала. Этот маршрут длиннее примерно на 200 км от "Волгоград-Элиста", но дороги намного лучше и шире. Дорога занимает примерно 30-32 часов с ночевкой. Выезд из Москвы в 11 часов утра, или дня, кому как, так как: 1. считаю что лучше хорошо выспаться на дорогу, 2. так на границе оказываешься где-то около 22 вечера, далее 3-4 часа на границу, и после границы, уже ночью за 2,5-3 часа доехать в пустой от автомобилей и ГАИ-шников Баку.
Дело в том, что у меня задние стекла затонированы. Азербайджанские ГАИ-шники очень не любят пленки на стеклах, выписывают штраф 140 манатов (считай 120-140 евро). Потому и не хотелось бы встретиться лишний раз с доблестными блюстителями закона. Извините за небольшое отвлечение от темы.
Ночую обычно после Ростова, проехав 1200 км, примерно в 2 часа ночи, до 8-9 утра. Далее можно проехать остальные 1000 км до границы у села Яраг-Кизмаляр Дагестанской республики.
Здесь хотел бы отметить некоторые особенности дороги. До Пятигорска можно проехать относительно быстро, так как эта часть дороги от Москвы наиболее скоростная, есть платные участки, где максимальная скорость составляет 110 км/ч, даже есть небольшой отрезок с 130 км/ч. Сюда же можно добавить 19 км/ч дозволенного, и получается довольно-таки приличное сэкономленное время. Советую тут не экономить на бензине, и проехать на максимально дозволенной скорости, если конечно позволяют погодные условия и автомобиль.
После Пятигорска, есть хорошая дорога в объезд Грозного, 110 км/ч. Далее начинаются мелкие деревни и жилые массивы, вплоть до границы, надо сбросить скорость. Тут особо не разгонишься, и этот участок дороги проходит медленно.
Особенно хотел бы отметить Хасавюрт. Дорога проходит через город, а Хасавюрт это большой рынок Дагестана, соответственно много движения, и пробки. Узкая дорога, вдоль нее магазины и рынки, люди бегают вокруг, тут и там перебегая перед автомобилями. Местные говорят что можно объехать Хасавюрт, но я не пробовал. Постарайтесь набраться терпения и не подобиться местному обычаю вождения.
Далее пару слов про заправки. Я залез в Лукойловский сайт, и выписал заправки по пути с расчетом на каждые 600 км. У меня бак 45 лт, хватает на 700 км по трассе. С запасом в 100 км на случай закрытия заправки на долив. Получилось что самая последняя заправка в Прохладном, 1700 км от Москвы, и 500 км до границы. Но, надо учесть что заправка может не работать, или бензина может не быть. Так что, заправьтесь до этой точки. Есть правда Роснефть и Газпром по пути, примерно 100 км от Прохладного в сторону границы. Далее уже нет никаких нормальных АЗС, все левые. В Дагестане протяженностью 500 км не найдется ни Лукойла, ни ТНК итд. Можете после пересечения границы заправиться нормальным бензином стоимостью 0,7 манатов. К слову: в Азербайджане фиксированная цена на топливо в любой АЗС.
Граница Россия-Азербайджан: при подъезде на границу можете увидеть искусственную очередь из автомобилей. Тут же подходят местные дельцы предлагая за 3 тр продвинуть вас без очереди. Отказываешься, подходит другой, но уже за 2 тр готовый на сделку. И так до 500 р. Кстати, про очереди из авто. Тут есть 3 разных очереди. Одна для дальнобойщиков, вторая для легковых, и третья для автобусов и газелей.
Дождавшись своей очереди на проезд, начинаются поборы. Дай на то, на это, 50 руб, 100 руб.... Можно везде и всем отказать вставая в очереди, написав декларацию, протаскав свой багаж на рентген. итд.
У каждой стороны границы есть свои "пересменки" по 1 часу. Не всегда они совпадают с обоих сторон. Например: с российской стороны таможенники могут смениться с 9 до 10 утра, и сразу с 10 до 11 могут смениться азербайджанские.... Процедура занимает от 40 мин до 1,5 часа. Примерно
Граница Азербайджан-Россия: тут больше времени на прохождение. От 1,5 часа и более. Здесь сперва подходят к вам служащие в штатском раздавая всем бумаги для заполнения, потом открывание багажника, сумки на рентген, авто обнюхивает собака, итд. Потом надо пройти в комнату регистрации автомобиля. Тут и сюрприз вам. Оказывается, с недавних пор при пересечении границы надо оставить "залог" за автомобиль не взирая на то что авто у вас в собственности, или по ген-доверенности. Это касается автомобилей ниже экологического класса ниже EURO 4 и автомобилей европейского производства ранее 2006 года.
К слову: слово ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС-ЧЕТВЕРТЫЙ должен быть вписан в СТС автомобиля. Сумма залога определяется инспектором, методом какой то таблицы в компе. Для моего авто я оставил 3600 долларов. Скорее всего эта сумма примерно 30% стоимости авто в местном авторынке. Тут я отмечу странность: залог принимается только в долларах США. Не в рублях, и не в манатах, а именно в долларах. Странно...
Есть и иной выход, кто не знал о нововведении, или не имеет достаточного количества долларов. Можно простояв в очереди, выехать обратно в Россию, и у границы оставить автомобиль на стоянке за 100 р в сутки. Стоянка прямо у границы под открытым небом, и смахивает на шарашку. Я не рискнул. Но автомобилей там увидел самых разных марок и свежести. Иномарки, и отечественные, много и авто бизнес класса.
Как и писал, оставляется сумма залога (вам выписывают квитанцию, и вадается корешок прописанной суммой), далее надо оплатить страховку на 1 месяц (1-3 месяца страховки стоит примерно 15 манатов, меньше не бывает), и налог за заезд в страну 20 манатов.
Далее надо пройти паспортный контроль, и добро пожаловать в Азербайджан. Не забудьте только регистрироваться по месту прибывания в течении 10 дней после вьезда. Совершено бесплатно, если на 1 месяц.
При выезде возвращается залог, без никаких задержек. Я удивился получив те же самые купюры, оставленные в сейфе таможни.
Если есть вопросы, пишите, отвечу.