Курс валюты на момент поездки.
- Загружается GPS трек...
- track_246935
Карта поездки.
Ровный гул двигателей самолета незаметно сменился стройным хором певцов, одетых в черные угловатые бурки невероятного размера. Они заполнили собой все небо, и синева казалась белой, от контраста с их одеждами глубокого чернильного цвета. Вдруг один из них посмотрел на меня налитым вороньим глазом, и уставшим женским голосом спросил: - Курица или рыба?
Задыхаясь от недостатка кислорода, я очнулся от очередного сонно-высотного провала где-то над Североуральском, в голове пронеслось “Денежкин камень” – есть там такой заповедник. Вот, опять чужие воспоминания путешественников с AWD.RU. Пожалуй, скоро мы будем путешествовать одним общим разумом. Из последних сил, втянув в себя весь кислород в кабине, я тихо выкрикнул - Курица!
И в этот раз не получилось попробовать еврейской кухни на высоте десяти с чем-то километров. Кошерная пища хоть и присутствует в опциях заказа билета, но как оказалось, что надо дополнительно звонить в центр (мира), подтверждать заказ, а после видимо присылать анализ крови и фото обрезанной части. Шалом!
Кура оказалась не так страшна на вкус, как на вид, а стюард так и вообще оказался милым человеком. Мы виртуально покурили в тамбуре около заднего правого выхода большого боинга, где сквозь маленькое стеклышко двери было видно, как на восток пролетали земля и небо. Я узнал несколько интересных фактов о состоянии организма на высоте, что есть в аэротранспорте не стоит, пить все что угодно тоже, и вообще…, тут его кликнули девочки с кухни. Что значит «вообще», я так и не узнал. Но 15 интересных минут из скучного семичасового перелета оказали на меня явно тонизирующее влияние.
В самолете, я летел в компании автора-исполнителя известной песни про пластилиновую ворону Григория Гладкова. Артист был не очень узнаваем, на голову нахлобучил кепку «Трансаэро», летел в “общем” салоне, и особо не буянил. Видимо при посадке всех предупредили, что на просьбу исполнить свой хит 100 летней давности он сначала дает под дых, а потом уже извиняется - рефлекс такой. В Благовещенске Григорий Васильевич участвовал в фестивале детского творчества и немного пел. Здоровья и долгих лет ему.
На мониторе Ольга Плешакова, директор Трансаэро рассказывает о методике избавления от аэрофобии Алексея Герваша.
Прилетели в Домодедово, как всегда сели в молоко, на часах было 12 дня. Все-таки стыковочные рейсы – рискованная штука. По расписанию, в Москве, борт должен был приземлиться в 11-20, и я как раз полагал успеть на рейс в Ереван в 12-35. Однако поразмыслив, все же предпочел совершить вылет за границу аж в 18-00, правильно сделал, лучше потусить в аэропорту чем бегать по зданию в роли опоздавшего и проситься на следующий рейс. Хотя, DME, как и большинство российских аэропортов, не самое приятное для ожидания место. Впоследствии, вылет нескольких бортов из родного города вовсе переносился на сутки. Далекий, катастрофически Дальний восток.
Кто в Армению, кто во Францию.
Благовещенск – город небольшой, поэтому, погрузившись в один из нескольких самолетов, которые летят на запад, запросто можно встретить знакомых. Если прикинуть, то все население городка можно перевезти примерно семьюстами бортами. То есть за год Благовещенск улетает. И прилетает. В этот раз я встретил Ольгу, преподавателя университета и вообще уникального специалиста по французскому языку, она летела на профильную конференцию в Париж. В самолете не общались, а вот в DME, перед вылетом за границу, пару часов вместе убили. Европа, Россия, работа. Расстались около таможни, пообещали потом поделиться впечатлениями о поездке. Я пошел налево, в сторону запаха десятилетнего «Арарата», а Оля направо, ведомая ароматом Channel №5.
Знакомое место, стойка офицера таможенной службы, сую загранпаспорт, - цель поездки? – Участие в международной… Туризм. Проходите. Теперь надо с пользой провести еще пару часов, погулять, посмотреть на разные красивые самолеты, потерзать айпад. Повторить все 5 раз. С ностальгией вспоминал вылет из этого же гейта в Кельн, в мае 2012 года, тогда у меня был большой пробег по Европе напролом (viewtopic.php?f=921&t=159871). В этот раз будет вежливое знакомство с неведомой страной и встреча со старым другом. На втором этаже, где народ за билеты платит больше денег, а до самолета можно дойти пешком через рукав, за стеклом спал большой самолет Brifish Arilines, а за штурвалом был наверное Брюс Дикинсон. Да точно, вот он, в белой сорочке, знакомится с документацией, бурчит себе под нос любимые треки, знакомясь со сводкой погоды в Хитроу.
По дороге к гейту зашел в Duty Free, сто лет не был в этом магазине. Дорого, но не с пустыми же руками лететь. Купил бутылку Джека, мне нравится, думаю и армяне оценят.
В подвальном помещении терминала за пару лет ничего не изменилось, то же дорогущее пиво, такой же легкий сквозняк. Около моего выхода кучковались какие-то хачики, ой, да это же армяне. Хмурые все. Мне с ними лететь. Смотрят из подлобья, говорят на своем языке. Парочка сняла обувь, жарко. Ну, весело полетим. Когда до посадки осталось минут сорок, гейт поменяли на соседний, ох уж эти «зеленые», первый раз летел «S7». Объявили посадку, все пассажиры встали, как при исполнении гимна и 40 минут стояли в очереди. Я сидел до последнего, какая разница, быстрее от этого не прилетишь. В итоге эйрбас с номером рейса 911 заполнился почти полностью. Перелет как перелет, приятный самолет, зелень на обшивке борта, обивке кресел, коробках с едой, платочках милых стюардесс. Пилоты отличные, взлет, выход на эшелон, посадка, все было аккуратно и хорошо. Выспаться не удалось, так, отключался минут на десять. Думал о том, что внизу пролетают неисследованные земли.
Прилетели уже затемно, удалось увидеть чуточку Еревана из окна, хотя может это не он был. За 15 минут до посадки разговорился с соседом по креслу, он спросил куда и зачем лечу, - к другу, в гости, поулыбались. Первый контакт с армянином в его воздушном пространстве прошел хорошо. Прилетели поздно, около 23-00. Дома уже, или еще 5 утра.
Аэропорт «Звартнотц», ОО – это мои глаза, здание аэровокзала потрясающе красивое, как на картинке в интернете, даже лучше. Паспортный контроль тоже на высоте, быстрая очередь куча кабинок с офицерами, принцип простой, высвечивается номер свободной кабинки – туда идешь, никакой путаницы и толкучки. Еще пара минут, и я на армянской земле. Виза россиянам не нужна, это конечно было важным фактором в поездке. Теперь осталось забрать рюкзачок, который уже выгрузили из багажного отделения, и на выход. В толпе встречающих ищу знакомое лицо, а не виделись мы несколько лет. Вот слышу – Миха, я тут. Отбиваясь от таксистов наконец различаю в толпе Артака. Ура! Здороваемся, глядим друг на друга, вроде такими же и остались, годы ничего страшного с нами не сделали. С ним его друг Артур, оказывается они специально приехали в 10 часов вечера за мной. У Артура «Нива», на газовом топливе, с сигналкой. Это здесь норма, еще и не то увижу наверное.
По дороге говорим обо всем подряд, у Артака и Артура очень хороший русский язык, как и у многих армян, с которыми я знаком или общался мимоходом. Оглушенный 10 часовым перелетом через 6 часовых поясов я с трудом воспринимал всякие интересные факты об Армении и ее столице, Ереване. Помню, что мимо пролетали огни казино, которые могут располагаться только за городской чертой. Было заметно что здесь много торговых центров. Мелькнули старые районы города. Проехали центр, коньячный завод «Арарат», мегастадион Храздан, какие-то проспекты, улицы. Много огней, большой столичный дух. Город еще не спит. Довольно быстро мы добрались до дома Артака. Здесь меня ждали супруги Артака и Артура, Анна и Арусяк. В мою честь был накрыт стол, армянский стол! И не смотря на усталость и перелет мы хорошенько вздрогнули, употребили, и я отрубился. Ночью мне снился цветной сон, такое вообще редко бывает, и это хороший знак.
------
Утро, проснулся без будильника около 8, загружаю оперативную память, место, время. Армения, Ереван, в окно видно Гору Арарат. Тишина, с 7 этажа разглядываю дома в спальном районе. Основной строительный материал - розовый туф. Камень интересный, природного происхождения, конечно же высотки им просто облицовывают, выглядит очень приятно. Двор немного странной формы, один край выше другого на несколько метров, это из-за рельефа местности, машин мало. Рядом стоят такие же высотки, а чуть поодаль жилой фонд постарше, классические пятиэтажки из времен СССР. В дом встроены почта и магазин, которые я посетил позже. Во дворе фонтанчик с питьевой водой, что частое явление для Еревана, и игровая площадка, для детей и взрослых. Везде чисто, уютно, снега нет, юг. Ноябрь.
Сегодня была запланирована экскурсия на телевидение, где работает Артак. Дело в том, что поехал в Армению я не только от жажды новых мест и встреч, а еще и по профессиональной линии. Американская компания поставила Армянской телекомпании серьезную систему для работы с видео. От съемки до выхода в эфир. В России такими вещами пользуются центральные каналы.
Сейчас Артак уже купил машину, а тогда мы поехали на автобусе, как же не попробовать локальный транспорт. Проезд 150 драм, примерно 20 рублей. Автобусы небольшие, встречаются китайские. Особо не лихачат. Время в пути по горам и холмам - минут 30.
Артак договаривается чтобы меня везде пустили.
Вот оно - общественное телевидение Армении. Вроде нашего первого канала. Рядом с павильонами – телевышка хитрой конструкции, ее видно отовсюду в городе. Телевидение было построено еще во времена СССР. Техника с многолетней историей запросто соседствует с новинками телерынка. Так вот дружат американская новостная система, японские видеокамеры и огромные советские прожекторы выпуска 1960 года. Поговорил с телевизионщиками. У них цифровое тв уже реальность, у нас еще где-то на уровне опытов над населением.
Артак на рабочем месте. IT специалист!
Странной формы телевышка.
Вид на Ереван с высоты телецентра.
Железки – это хорошо, но в большом объеме скучно. Обязательно надо посмотреть Армению, и ее столицу - Ереван. Хотя мне заочно все нравилось. Из душевных порывов, самым сильным была экскурсия на завод Арарат, всемирно известную фабрику по производству коньяка. Как водится, никто из местных жителей не был на этом предприятии. Но Артак быстро разузнал что к чему, и мы на такси поехали в центр города. Такси - 1000 драм, около 80р.
Завод оказался здоровенный, конечно же из розового туфа. Я был приятно удивлен уровнем организации экскурсий. Уютный холл, в котором вас встречают сотрудники, здесь же расположен магазин коньяка и немного дальше дегустационный зал. Мы приехали не совсем вовремя, а может просто сотрудники не знали, что едет гость из России. Экскурсовод – милая девушка говорила только армянском, да и ладно, Артак сказал, что будет переводить, за это получил скидку. Билет стоит 4500 драм, 370р. В него входит посещение экспозиции с подробным рассказом обо всем, и дегустация двух видов коньяка. Было интересно, желания быстро пробежать музей, и немедленно выпить не возникло, хотя бы потому что в воздухе стоял непередаваемый божественный аромат. Мало того, еще и свободно летающие по всему зданию алкогольные пары, будоражили голову. Так что за полчаса интересного рассказа об истории приготовления легендарного напитка, импорте-экспорте и пары заезженных легенд о товарище Шустове, мы здорово надышались. Из интересных вещей: в одном из залов стоят именные бочки, которые дарят высоким гостям завода. Путин, Ельцин, Ширак. Через бронированное стекло можно рассмотреть одно из настоящих хранилищ, где идет процесс настаивания, попасть туда простому смертному невозможно, защита и охрана как в банке. Отдельно, в нескольких бутылках ждет своего часа очень старый коньяк чуть ли не вековой выдержки.
Экскурсовод говорила по-русски, но маловато, стеснялась.
Отдельная достопримечательность, бочка с коньяком, на которой написано – открыть и выпить по завершению всех войн в мире. Она находится в комнате с белыми стенами, которые исписаны посланиями тысяч людей разных национальностей. Все они – за мир, взаимопонимание и против войны. Я тоже оставил заметку похожего содержания.
Все это было интересно, познавательно и не скучно, сам собой настал кульминационный момент - дегустация самого настоящего коньяка в самом настоящем здании самого настоящего коньячного завода, в Армении. Девушка-гид рассказала нам как правильно пить, сколько пить и что пить. Теплым, в меру, из специальных бокалов хитрой формы. Сколько времени уже прошло, а вкус помню. Трехлетний - приятный, мягкий, отдает сладким запахом полевых цветов на жарком летнем поле, которые тихо обдувает свежим ветром с предгорий. Послевкусие как у солнечного луча лежащего на коре молодого дерева.
Десятилетний Арарат имеет более строгий сбалансированный вкус, здесь видимо сыграла роль бочка. Прямой и неудержимый аромат правильно выдержанного виноградного сока дополняется вяжущими язык и сознание нотками старой опавшей листвы. Тяжеловат для меня.
Дружба народов и людей!
Что сказать, провели время с большой пользой. Рекомендую всем экскурсию по заводу Арарат. Напоследок Артак подарил мне бутылку пятилетнего Арарата. Такое внимание очень приятно, я не мог привыкнуть к этому отношению все несколько дней поездки
Экскурсия по Еревану продолжалась, мы пошли пешком в центр города, благо здесь все близко. По мосту Победы, через пропасть с рекой Раздан. Напротив заметили еще один коньячный завод – NOY, однако на сегодня хватит крепких исторических напитков. Хочется чего-то легкого, и немного позже.
Путешествие – это широко раскрытые глаза, когда я иду по местам, которые прежде не видел, вдыхаю незнакомый воздух, в который вплетены разные запахи, по отдельности привычные, но смешанные в другой пропорции, с другими оттенками. Пусть над головой светит палящее солнце, или наоборот весь день идет дождь, самое ценное – восприятие, ощущения себя в этом мире. То, чего не хватает при оседлой жизни.
С этими мыслями, да за разговорами о коньяке мы пришли к храму, да не простому, это оказалась Викариальная церковь святого Саркиса. Снаружи обшита оранжевым туфом, выглядит строго и опрятно, внутри тоже без вычурности. Мы поставили свечи, подумали о важном.
Вышли на большой проспект им. Месропа Маштоца. Меня удивил подземный переход, переходящий в поддорожный тротуар. Какие красивые ворота, показалось, что там какой-то храм, а это оказался центральный рынок, который обеспечил продуктами наш выезд на природу на следующий день. Называется он «Пак Шука».
Центральная улица произвела хорошее впечатление. Много красивых и продуманных архитектурных и градостроительных решений, платный паркинг со смешными ценами. Недельная плата за парковочное место с 9 до 24 часов стоит 100 рублей. Сто рублей! Держитесь, москвичи.
Всюду можно увидеть приметы времен СССР, это обилие отечественного автопрома. Жигули, Нива, Лада, Волга, Газель, ЛИАЗ. Архитектура, вывески номеров домов, вот газетный киоск явно еще помнит старые времена. Хотя много нового, видно, что Армения идет своим путем. Указатели на улицах дублированы на английском, пиво здесь развозят как в Китае, оставляя ящики с товаром на улице, и никто на них не покушается.
После богатой культурно и исторически насыщенной экскурсии по заводу захотелось где-то перекусить. Артак предложил иранское кафе. Ни разу не пробовал эту кухню, даже представить не мог что там. Оказывается мы немного не дошли до настоящей армянской еды, однако Артак сказал, что еще наедимся ее вволю. Эксперимент был интересный. Было заказано пиво Киликия, которое я уже пил в родном городе, и тонкая лепешка с мясом, называется Лахмаджун. Артак сказал, что кухня в этой части света перемешана, так что сказать что мы едим иранское блюдо точно нельзя. Пиво было отменное. Все бы хорошо, если бы не преследовавший меня джетлаг. Дома было примерно 21-00, здесь только 16-00.
Подкрепившиеся и полные сил, мы оказались в сердце страны - это площадь Республики. Как и в любом центре столицы на первый взгляд здесь было довольно пафосно, дорогущие гостиницы, офисы, движуха. Однако были и интересные места, музей, в который я сходил на следующий день, поющие фонтаны, которые уже закрыли на зимний период. Совершив круг почета, повернули в сторону кинотеатра Москва, перед которым стоят работы армянского художника Ары Алекяна, Бык и Паук. Несколько лет назад копия этой скульптуры этого же автора появилась на набережной Благовещенска, прямо на границе с Китаем.
Оригинальный бык.
Копия на фоне Китая.
Вечереет, но тепло, в ноябре температура здесь около нуля градусов. Пока гуляли проголодались, по дороге встретили жену Артака Анну. Было решено посетить ресторан, это было крутое заведение. Официанты с наладонниками вместо блокнотов, хороший интерьер, батарея вина у бара. Видно, что не простое место, значит и еда будет весьма интересная. Чем меня угощали, не помню, вкусностями местными точно, кюфту ели, еще какое-то мясо. Пили вино красное, газировку и лимонад. Речь не о еде, а о том, насколько необычно это для меня было, атмосфера Армении, другой климат, и не в последнюю очередь встреча со старым другом на его родине. Дома некоторые просто ужасались, когда узнавали, что я собираюсь в Армению, как там же… (штампы и стереотипы). Ничего подобного, товарищи, Армения – интересная и дружественная страна.
Наелись до отвала, вкуснотища, а вино так вообще выше всяких похвал. Спать было еще рано, так что поехали на метро в дико интересное место, второго такого во всем мире нет. В метро чисто, уютно, одна ветка. Фотать нельзя, но в целом можно, никто не контролирует. Проезд стоит 100 драм - около 8 рублей. Всего на линии 10 станций, маршрут - 12 километров. Строить продолжение будут, но не скоро.
Каскад. Это отлично подходит к тому, что я увидел. Поразительно, какой масштаб, но даже больше смелость разместить здесь современное творчество. На довольно большой территории размещены скульптуры, объекты искусства, арт-инсталляции, и вовсе непонятно что. Но хвала кураторам – выглядит это органично, интересно и к месту. Точно не скажу кто там выставлен, но видел несколько десятков работ в других частях света. Лев из покрышек, женщины необъятных размеров и в начале каскада скульптура-памятник архитектору этого творения.
Все устали и поехали домой на такси. Оно здесь умеренно недорогое, 85р. По дороге я успел снять вывеску МТС, который не российский МТС и рекламу ВТБ, который тоже не совсем он. На ночь выпили чаю. Поговорили о планах на выходные, и я отключился. Опять снился цветной сон.
Электросчетчики в подъезде дома.