Добрый день! Я тут новенький :-). Добавлю свои пять копеек о посещении Этны 11 ноября 2016 г.
Все сложилось на удивление удачно, даже не надеялся, что так получится.
Первая предполагавшаяся заморочка была связана с погодой - ноябрь, как-никак. Но с погодой удивительно повезло - в Мессине выглянул в окно - над "сапогом" висела сплошная темно-синяя туча без малейших просветов, а над Сицилией - совершенно безоблачное небо. Погода не испортилась и по приезде в Катанию. А вот следующие два утра, что был в Катании, Этна была закрыта облачностью. Днем эта облачность уходила, но с утра, глянув в окно, я бы на Этну в те дни не поехал - какой смысл ехать, если шансы попасть наверх весьма призрачны?
Вторая ожидавшаяся заморочка связана с расписанием: поезд из Рима прибывает в Катанию в 8:18, а автобус на Этну уходит в 8:15. Но была слабая надежда на традиционное итальянское отношение к жизни, иногда почему-то именуемое разгильдяйством. Здоровая степень итальянского разгильдяйства меня выручила - на всякий случай сразу же с поезда отправился на поиски автобуса, автобус стоял на месте. В автобусе кроме водителя был еще какой-то мужик, вероятно гид, говоривший на аглицком наречии. Он согласился подождать пока я сбегаю за билетами и через пять минут я, страшно довольный тем, как все образовалось, уже ехал на Этну.
По дороге автобус делает остановку в Николози минут на двадцать, гид предложил всем желающим зайти в бар-кофейню - испить кофе и перекусить. Кто собирается на Этну на автобусе, обратите внимание - если вернуться по той улочке, по которой приехал автобус, метров 50 назад, то там будут два магазинчика: в одном купил замечательную рикотту (такой нежной и вкусной не ели никогда ни до, ни после), а в другом - запасся сыром. Там же и ветчину можно прикупить, булочки и т.п., что совсем не лишним будет на Этне.
Далее все стандартно - автобус прибывает к нижней площадке подъемника, там пассажиры разделяются. Кому наверх, те идут наверх - кто пешком, а кто к подъемнику. Поскольку опыта не было, а время ограничено обратным рейсом автобуса (16:30), то решил не искать себе лишних приключений и взял подъемник + джип за 63 еврика. Вариантов похода к главному кратеру в кассе подъемника не предлагалось.
На верхней станции подъемника можно переодеться - переобуться. "Разложился" в кафе, благо никто там не ел, а нижнее можно переодеть в туалете там же.
Джип доставил на площадку 2920 со знаменитыми воротами, украшенными запрещающими надписями.
Ущучил момент когда гид отвел группу на потухший кратер и сиганул за ворота. Метров двести шел шустро, чтобы побыстрее от ворот и, соответственно, гидов, удалиться, а потом высокогорье заставило снизить темп. Часть пути, достаточно пологая, представляет собой дорогу, накатанную машинами (у ворот какой-то легковой джип дежурил),
(Это взгляд назад, в сторону ворот), а далее только пешком
Шел по следам, читаемым на снегу. Как здесь уже писали, есть участки активного тепло- и газовыделения и их лучше обходить стороной.
За время, проведенное "за воротами", встретил около десятка таких же энтузиастов. Большинство шло к кратеру, а кто-то прошел только пологую часть маршрута, вернувшись от места, где тропа стала более крутой.
Для жителя равнинного Санкт-Петербурга, без опыта восхождений и в предпенсионном возрасте маршрут оказался вполне доступным. Конечно, не прогулка по паркам Царского Села, высокогорье чувствуется, но экстримом назвать нельзя. Дорога до кратера с остановками на передых заняла где-то около часа. Сам кратер газил - и пахло, и внутри ничего не было видно
Кратер обходил с наветренной стороны, с юга, но пока лез наверх, стали появляться облака. Вначале они были в стороне - только виды с Этны страдали (тут виден кратер, к которому водят всех, приехавших на джипах на отметку 2920),
а потом в какой-то момент достаточно густое облако наползло и на саму Этну. Пришлось топать назад по своим следам по кромке кратера. В точке выхода тропы к кратеру облака не было, прогулялся на север - там зона выхода, как полагаю, серных газов.
Всего около кратера провел несколько более часа, удалось даже найти защищенное от ветра, который вернее назвать ветрюгой, место, чтобы вкусить трапезу.
Вниз все получилось гораздо быстрее, но по пути встретил пару по городскому одетых парней, раньше меня ушедших от кратера. Один с радостью и надеждой бросился ко мне, спрашивая а где тут дорога назад? - дело в том, что попали в облако и они потеряли следы. Но все обошлось :-)
От площадки 2920 до верхней станции фуникулера топал пешком, пришел туда в 15 с небольшим, фуникулер работает до 16:00, т.е. можно было еще какое-то время провести на вершине, но ... знал бы прикуп ...
Детали экипировки: термобелье (лыжное, 100% синтетика), две флиски - футболка и куртка, сверху мембранная куртка с капюшоном, вязанный чепчик, джинсы (чтобы не тащить с собой туристические штаны) и трекинговые ботинки. В этом смысле повезло с питерской погодой - улетал из Питера в снег и мороз, т.е. трекинговые ботинки и шерстяной чепчик всяко пришлось в Питере одеть, а в Италии с собой в рюкзаке таскать.
На Этне был жуткий ветрюга, мороз, но если нормально экипироваться, то все вполне реально. Поскольку не пиковый сезон, то народу и, соответственно, гидов, было не много, благодаря чему удалось без проблем сигануть за ворота.
В следующие два дня (12 и 13) с утра Этна была затянута облаками, но днем они рассеивались и, более того, из кратера даже пар не шел. По крайне мере, так из Катании виделось. А 14-го все заволокло тучами, дождь лил ... Но я успел 11-го :-). Повезло :-)