Путь в этот райский уголок лежит через всю Эстонию. Страну придется пересечь на автомобиле насквозь по диагонали, чтобы добраться до провинциального курортного городка Пярну, что вырос в глубокой бухте Рижского залива.
Рухну - самый труднодоступный остов из Эстонских, и в целом определенно входит в число наиболее удаленных на Балтии, соперничая лишь с российскими внешними островами в Финском заливе, и принадлежащем стране Суоми островом Утё. Сообщение по морю осуществляется в период навигации (с мая до октября, в остальные месяцы - самолет) по особому расписанию. В неделю паром-катамаран "Руно" (названный так по историческому шведскому названию острова) совершает 2 или 3 рейса. Переход длится 3,5 часа, автомобили на борт берутся только по предварительному согласованию и не более одного (да и не нужно это на острове). Билет туда-обратно стоит 40€, студентам предоставляется 50% скидка. Руно" - совсем новый паром, он был спущен на воду в 2015 году, очень красивый и уютный.
Самолеты летают на Рухну также из Пярну, цена билета не намного выше, чем на паром. Единственное, что смущает - сочетаемость названия острова с авиатранспортом, поэтому если вы отправляетесь на Рухну по воздуху, лучше сразу именуйте его на шведский лад.
Рухну - не просто самый аутентичный и изолированный остров, он по праву наиболее интересен из всего богатого эстонского ожерелья. И здесь есть особая, не встречающаяся на других островах атмосфера тепла, гармонии, камерности места. Причина вероятнее всего именно в труднодоступности Руно, люди живут здесь в более тесном контакте между собою, поселение расположено в сердце острова, оно единственное и очень дружное. Как правило на островах деревни и хутора стоят на побережьях, и часто разрозненны, Рухну - исключение, связано это с горьким опытом местных жителей, сильно страдавших от вражеских набегов. Историческое решение перенести деревню в центр острова носило именно оборонительно-маскировочный характер.
Сойдя с трапа на причал вы встретите много людей, особенно если это один из первых или последних паромов в году. Приход транспорта с большой земли здесь - событие, паром привозит и продукты и все-все, и конечно гостей и самих островитян. Многие жители острова работают на материке, стараясь приезжать на Рухну при первой возможности, хотя бы на выходные и праздники.
Пристань находится в 3-х километрах от деревни, но тащить вещи не придется, кто-нибудь обязательно подбросит вас на встречающем грузовичке или квадроцикле. На Рухну конечно нужно пробыть дольше, чем один день. И не только из-за сложностей с расписанием паромов и самолетов. Вам просто не захочется отсюда уезжать.
Мы останавливались на ферме Луизы ("Liise Talu") в самом центре деревни. Здесь буквально проваливаешься во времени на век назад только зайдя за калитку. На широком лугу стоят очаровательные домики с соломенными настилами на крышах - исторические начала ХХ века и более современные, но очень уютные. Хозяйка фермы Луиза-Мария очаровательная женщина, миниатюрная и женственная и при этом очень шустрая и хозяйственная. Впервые увидев ее в числе встречающих паром, мы сразу обратили внимание на ее неподдельную жизненную искру. Тем приятнее находится в этом доме.
Здесь есть все необходимое для комфортного размеренного отдыха - сауна и душевые с горячей водой, замечательный сад, где так приятно посидеть в вечерней тиши, а завтракать на свежем воздухе - вдвойне вкусней!
В первый день будет правильнее всего - не спешить, и как подобает местному ритму жизни (тем-более паром отходит в дневные часы, и покуда вы достигнете острова и расположитесь уже будет вечереть...), неспешно пройти по улочкам деревни к главной достопримечательности острова - самой старой на Балтийском море деревянной церкви (1644г.).
По правде говоря, мы долгое время считали самой красивой деревянной церковью (на наш вкус и цвет разумеется) - черненую церквушку близ села Будир под склоном прославленного Жюлем Верном исландского вулкана Снайфедльснес, и даже выбрали ее для собственной свадьбы. Но церковь Марии Магдалины на Рухну превзошла самые смелые ожидания, отодвинув все виденное прежде на второй план.
Сначала перед вами покажется шпиль нового высокого каменно-деревянного храма, построенного в 1912 году. В тот период затишья перед великими потрясениями ХХ века, на Рухну жизнь кипела и население значимо прибавлялось год от года, что обусловило необходимость в постройке нового более вместительного и современного храма для служб. Решено было построить его по соседству с исторической церковью, на намоленном месте, а по окончании строительства старую церковь разобрать за практической ненадобностью, и чтобы фасад не загораживала. Но время закрутило маховик Первой мировой, и о не столь первоочередных делах позабыли даже на Руно.
Второму спасению старинная церковь Магдалины вновь обязана войне, уже Второй мировой. Советское правительство вынашивало планы по разборке и переносу церквушки в музей деревянного зодчества под открытым небом близ Таллина в Пирите (наподобие "Малых Карел" в Архангельске). Но комплекс сгорел в годы войны. После 1940-х уже мало кто уделял внимание жизни далекого изолированного острова. Пограничники несли свою службу, и жизнь текла мерным чередом.
Подойдите к фасаду церкви, и обратите внимание на барельеф над вратами. Он принадлежал судну, разбившемуся о рифы близ острова в XVIII веке.
От дерева приятно тянет дегтем, этот запах распространяется в окружающем воздухе, окутывая старинные доски и вас. Вокруг с трех сторон высокий густой лес. Невероятные ощущения от соприкосновения с историей - тактильного и визуального одновременно.
Вставляете ключ в замочную скважину, и двери чуть скрепя открываются настежь.
Внутри церковь не менее красива, дух захватывает. По сторонам зала тянутся наклоненные ряды скамей с резными подлокотниками, массивные брусья поддерживают свод церкви. Над головою люстры для свечей и модели парусных судов. В оконцах старинные витражи и современные росписи на оплывших от времени стеклах.
До шведской эмиграции с Руно в 1940-х, в убранстве церкви имелось 6 стеклянных икон. Во время бегства от советской власти, местные шведы вывезли их в Стокгольм. Сегодня они находятся в Стокгольмском музее, и признаны важнейшими предмета стеклянного искусства Эстонии.
Вернувшись с прогулки, хорошо посидеть в сауне, и почитать на крыльце дома, или уже в постели.
Позавтракали, приготовили бутерброды, сложили в рюкзачок овощи, сыр, бутылку вина, немного мяса на гриль. И вперед, на большую прогулку!
На Рухну просто прекрасные леса, все вокруг дремучее и таинственное. Но до пляжа на севере острова, да и ко всем значимым местам проторены уверенные тропки и даже лесные дороги.
Главное - будьте осторожны. На острове имели место встречи с медведями, о чем предупреждают соответствующие общепринятые знаки.
Как правило, медведи на Рухну пугают в первую очередь путешественников, не читавших интернет. Потому то им неизвестна история возникновения подобного знака.
А она такова. В разгар зимы 2006 года неизвестно откуда к острову прибило льдину с медведем. Серьезно. С настоящим голодным медведем шатуном. Местное население, тихо досыпая зиму, было ошеломлено и не на шутку испугано незваным гостем. Оно и понятно, Руно - это не Терский берег Белого моря, и даже не Карелия. Медведей здесь отродясь не видывали. Маловероятно и то, что приплыл он из ближайшей к острову латвийской Курляндии. Все говорит о том, что мишка был наш, или финский, но как он смог попасть в Рижский залив.... мистика, не иначе. Далекое он плавание совершил, и извилистое!
На остров прибыл отряд охотников, и приступил к зимней охоте. Операция по поимке и нейтрализации хищника длилась неделю, но так и не дала результатов. Медведь же покинул остров самостоятельно тем-же путем, засветившись на фотохронике в объективе одного из рыбаков.
На этой позитивной ноте, можно отвлечься от чтения, и посмотреть кукольный мультфильм про приключения этого медведя, созданный латвийскими мультипликаторами. Очень смешной!
Сам того не желая, бурый мишка внес весомый вклад в туристический имидж острова Рухну. Следы на песке были засняты на фотопленку, история обошла всю страну, рижская кондитерская фабрика даже изготовила в дар островитянам шоколадного медведя в натуральную величину взамен столь скоро покинувшего гостя (весь остров подъедал этого медведя и угощал его шоколадными частями гостей еще несколько лет). А знак - еще одно из напоминаний о той истории, шуточный замысел, реализованный уже позднее.
Заведя разговор о животных, стоит отметить, что на Рухну совсем нет белок и ежей, зато вот лис очень много. Некоторые готовы есть с рук, и частенько навещают людей.
Кстати, обязательно зайдите в гости к местному краеведу Каарелу Лауку. Он живет прямо напротив фермы Луизы. Каарел - настоящий кладезь историй и легенд острова, по мере возможностей он издает альманах о Рухну "Ruhnu Chronicle" на эстонском и английском языках, так-что книжка будет интересна и понятна всем. Ее можно купить в лавке при ферме Луизы, или спросить самого автора. Альманах действительно очень классный... на хорошей бумаге, с душой и большим числом качественных исторических и современных фотографий о жизни острова.
Семья Лаук перебралась на остров 20 лет назад. Супруга Каарела преподает в местной школе, а сам он, помимо краеведения выращивает поросят, занимается рыбной ловлей, заседает в волостном собрании, и растит младших детей. Начиная общаться с Каарелом сразу ощущаешь его энергию и желание показать самые неизведанные и неожиданные для путешественников ракурсы острова. Когда мы уезжали с Рухну, Каарел подвозил нас на квадроцикле к причалу.
-"Сколько до парома осталось?"
-"Минут 15, наверное"
-"Тогда поедем долгой дорогой!"
...и мы катим вместо широкой асфальтированной прямой - по кочкам и корням деревьев, через лесную тропку. Потому что так красивее, интереснее и главное - задушевней. И знаем, что если застрянем по дороге, то паром нас подождет, а если решим задержаться на острове до следующего, то это время будет хорошим. Доброжелательность и открытость - это те качества, которые объединяют всех жителей Рухну. На острове рады гостям, и ждут от них взаимного уважения и спокойного уклада досуга.
Рассмотрев во всех подробностях медвежий знак, пройдите несколько сот метров вперед и увидите развилку. Дорога влево пойдет к маяку, и направо - на пляж. Пожалуй правильнее будет глянуть на маяк вблизи одним глазком, чтобы не искушать себя соблазном, и пойти сразу на море. А подняться на башню лучше вечером, когда свет станет мягче.
Чтобы подняться на маяк, а также для посещения церквей вам нужно спросить разрешения, и только так вы сможете получить ключи. С этим вопросом вы можете обратиться к Луизе-Марие, Каарелу Лауку, или в музей. Вам обязательно подскажут и помогут.
Подойдя поближе к башне маяка, чувствуешь себя героем романа "Война миров", уж больно он похож на инопланетного пришельца, который с наступлением сумерек ищет жертв своим огромным оком.
Но о маяке расскажем подробно чуть позже. А сейчас - на пляж.
Береговая линия в этой части острова представляет собою песчаные дюны. Пляж чистейший, вода синяя, песок белый.... и никого людей. Лучше на Балтике не бывает.
Теперь про маяк, с некоторым объемом истории. Ведь маячная история острова тянется уже 400 лет.
Все началось в 1621 году, когда Швеция оккупировала Рухну. Хозяйственная морская держава желала постройки на острове необходимых навигационных знаков, и даже больше - полноценной крепости. Планы пришлось скорректировать из-за резко негативного отношения к этой идеи местной общины, а вскоре и вовсе отказаться на время от строительства даже простого маяка, за взятием Риги последовала стремительная потеря былой важности острова.
Первый маяк появился только в 1646 году, это была деревянная конструкция по типу весов, когда на одну чашу клался противовес, а на другую закреплялось железное ведро, в котором разводили по надобности огонь, поднимая на незначительную высоту. Маяк был поставлен на мысу Парси. К 1760 году на его месте стоял уже рубленный деревянный маяк на четырех колоннах и огонь разводился на его вершине в специальной чаше.
В 1810 году была построена новая башня - восьмигранный деревянный маяк высотою в 24 метра с лантерной, вахтенной комнатой и осветительным катоптрическим элементом на масляных лампах с серебряными пластинками-рефлекторами.
Современный маяк был выстроен только к 1877 году. В 1856 Дирекция маяков Балтийского моря совершила визит на остров Рухну и постановила необходимость модернизации навигационных объектов на острове в целях повышения безопасности мореходства в Рижском заливе. Были предложены два проекта - строительство нового маяка на восточной оконечности острова с обязательно модернизацией существующего на западе маяка, либо поиск походящего места для обустройства единого маяка в центральной части острова. Предпочтение отдали проекту единого маяка для Рухну. Новую деревянную башню высотою в 34 метра возвели в 1860 году на 30-метровом холме в центральной части острова, но уже через 9 лет было принято решение о перестройке и этого маяка. Произошло это из-за опасений обновления старого осветительного оборудования на новейший дорогостоящий и тяжелый осветительный аппарат на диоптриях. Инженеры допускали возможность того, что деревянная башня не выдержит такую конструкцию. Тогда и было принято решение о строительстве металлического маяка. Маяк был заказан во Франции в 1875 году, в разобранном виде он прибыл на остров годом позже, а еще годом позже - в 1877 году 40-метровый маяк был установлен и зажжен. Вместе с этим произвели демонтаж соседствующего деревянного маяка 1860-го года, а береговой деревянный маяк разрушило само время.
Но современный вид маяка все же несколько отличается от первоначального. 1 мая 1915 года немецкие войска подорвали лантерну и вахтенную комнату динамитным зарядом. Работу маяка восстановили через 4 года, соорудив временную вахтенную комнату и установив шведский фонарь. В полном объеме маяк был восстановлен только к 1937 году, и вот уже в 2017 году - 80 лет как сохраняет свой нынешний облик.
А мы тем временем поднимаемся на вершину маяка, чтобы встретить закат. Наверх ведет долгая и в меру крутая винтовая лестница.
Но как можно жаловаться на усталость в ногах и кружащуюся голову, если с нами своим ходом поднялась и спустилась даже такса!
На лантерне сохранились оригинальные шильды фирмы-изготовителя.
А вид открывается замечательный! Прекрасное завершение осмотра достопримечательностей острова.
В целом двух-трех дней будет достаточно, чтобы хорошо погулять по Рухну, и можно следующим дневным паромом уехать на материк.
Из интересностей, которые можем посоветовать на утро перед отъездом:
1. Сходите на береговую линию к северо-западу острова, там живописно, а в мае можно осторожно понаблюдать на множеством птиц, сидящих на кладках.
2. Зайдите на островное почтовое отделение. Отсюда можно отправить открытку, с гашением специальным штемпелем острова Рухну с изображением местного маяка. Отличный сувенир себе и знак внимания близким.
По возвращении в Пярну можно дополнить островную программу, отправившись на еще один остров - Кихну. Подавляющее большинство паромов уходят на него из соседнего села Munalaid, что в 35 километрах. Билеты следует приобретать в кассе перед отправлением, ознакомившись с расписанием на сайте перевозчика (2€, 20€ - автомобиль). Паромы курсируют постоянно, с интервалом в 1-3 часа.
Кихну разительно отличается от Рухну, это более пологий и просторный остров. Здесь нет такого чувства единения, хутора разбросаны по берегам, и остров сам по себе сложно выделить чем-то особенно интересным для путешественников побывавших на Руно, несмотря на статус объекта ЮНЕСКО. Самое красивое место - это мыс у одноименного маяка на южной оконечности, в 6 километрах от паромного причала. Поэтому мы рекомендуем Кихну к посещению только любителям маяков, и в формате поездки с машиной на 3-4 часа.
Отметим также, что в благоприятную погоду, с Кихну (а также с Манилайда - островка, имеющего паромную переправу 15-минутку с Munalaid) можно сходить на арендованном в частном порядке катере - на необитаемый остров-маяк Соргу, представляющий из себя безлесную каменисто-песчаную косу, хорошо заметную на выходе из бухты Пярну.
Если ехать до Пярну через Таллин, то можно внести разнообразия и вернуться в Петербург другой дорогой через Тарту - самый молодежный, и одновременно один из красивейших и старейших городов Эстонии. Путь полностью сопоставим по времени и расстоянию с маршрутом через столицу, а согласитесь, что провести на обратном пути день в новом местечке будет интересней, нежели возвращаться известным проторенным маршрутом.
Остается пожелать хорошей погоды. Эстония - ее острова и города, дарят только радостные эмоции.