Доброго дня, дорогие форумчане!
На форуме я новичок, но самостоятельных поездок за плечами немало. Надеюсь, этот скромный отчет с нескромным количеством фотографий будет интересен и в чем-то полезен тем, кто любит Италию и хотел бы побывать в столь отдаленных ее уголках, как Эоловы острова.
Идея путешествия зрела шесть лет. Пока нормальные люди бороздят планету Земля, открывая для себя всё новые страны, я грежу о 100500-м вояже в Италию, которую обожаю с раннего детства После третьей поездки (Адриатическое побережье от Венеции до Отранто) я узнала, что в Тирренском море есть архипелаг вулканического происхождения — Липарские/Эоловы острова, и решила, что просто обязана туда попасть. В Рунете о Липарах тогда не было ничего. Даже статья в Вики была «заготовкой». Но это лишь подогрело мой интерес. Еще и вулканы — обожаю, хочу лично увидеть извержение, ну или хоть бурную вулканическую деятельность!
И вот летом 2015-го на горизонте замаячила великолепная семерка: Липари, Вулкано, Салина, Панарея, Стромболи, Филикуди, Аликуди. Весь архипелаг за один раз не охватить: и напряжно, и с нынешним курсом евро — дорого. Значит, 3-4 острова.
Липари — точно: «главный» и самый красивый. Вулкано? Да! Кратеры, черные пляжи, целебные грязи.
Отели выбрала «ради переночевать», недорогие (через Букинг): B&B Ventura на Липари, Rojas Baja на Вулкано.
Третий остров? Конечно, Стромболи ― действующий вулкан! Увы: цены ― запредельные. Надо думать: кто ж бронирует в июле начало сентября…
Салина? Панарея? Филикуди? На Салине давят культовую мальвазию — must taste. Остров большой, но достопримечательностей как таковых, говорят, нет.
Панарея? Маленький гламурный остров… Бронирую отель ― жаба в истерике; меняю на Салину, но и там оставался треш и люкс. В итоге бросаю якорь на Филикуди: полудикий островок, сицилийцы-то не все доплывают.
Уже на месте опрос показал: из Москвы лучше лететь в Катанию ― до порта Милаццо оттуда регулярно ходит автобус. А я летала через Палермо, забронировав ночлег-перевал под прилет и отлет. Билеты Тренитальи и морских перевозчиков (паромы до островов и между ними) спокойно покупались в кассах на месте.
Отели были самой затратной статьей: ездила в одиночку. Но и с авиа поиздержалась. Кризис такой кризис: все нормальные билеты проданы! Остались адовы пересадки — в Милане 7,5 ч, в Риме — 4,5. Или билет гораздо дороже. Миланская стыковка не смущала: хватит с меня июня-2013. Тогда, приехав из Бергамо в Линате, осталась на земле из чистого самодурства служащей ― не пустила через VIP-коридор, хотя меня звали по громкой связи ― в числе последних стояла в длиннющей очереди, физически не успевая пройти досмотр. Опоздала на 5 минут ― плюс два поезда через полстраны, минус куча денег и 8 часов времени... Мальпенса от Милана еще дальше, чем бергамский Орьо, ― пусть будут 7,5 ч. Альтернативные 3 — страшновато: Alitalia не шибко пунктуальна.
Вот римские 4,5 ч на обратном пути ― много: прилет и вылет — из Фьюмичино. Пожалуйста, предлагает система бронирования: 1 ч 10 мин или 9 ч?
Спасибо! Я лучше постою.
Забегая вперед: с часовой стыковкой осталась бы в Риме. И не из любви к Вечному городу.
2 сентября: Москва — Палермо
На старт… внимание…
Рейс для садомазохистов ― в 6:15. По пустым трассам такси быстро долетело до Шереметьево. Посадку объявили вовремя; три часа — и в иллюминаторе плывет Ломбардия, залитая утренним солнцем.
Приземлились, увы, вовремя. Багажа у меня нет — только ручная кладь в форме рюкзака. 4,5 кило отборного добра. Не прыгать же по островам с чемоданом, правильно?
Вопрос «поезд или автобус» до Milano Centrale решен в пользу первого. Бывалые рекомендуют автобус: дешевле + видеоряд симпатичный: поездом — полпути в туннеле. Цена — 12€ (терминал принимает и карты).
Устроилась, осваиваю селфипод — соседи косятся с любопытством:
- Внимание! Просим вас прокомпостировать билет перед посадкой в поезд, — напомнил на местном и английском оповещатель.
(Надо сказать, итальянский я… не то чтобы «знаю», но говорю и понимаю вполне нормально. Язык серьезно учила, но использую крайне редко. Из-за этого он «спит» и понемногу забывается, перед поездкой каждый раз приходится проводить реанимационные меры )
Я и еще одна интуристка ломанулись на платформу. До старта две минуты, а валидатора, как назло, нет!
Ладно: можно и у кондуктора. Оный явился на полпути.
- Не прокомпостировала, - с повинной являю билет.
- Почему? Это обязательно! Билет для такого поезда компостируют перед посадкой.
- Знаю, но не нашла валидатора, не успела.
- Тогда вам придется платить штраф.
- ОЙ… как же быть? А вы можете прокомпостировать?
Кондуктор вздохнул, выдержал паузу, вынул щипцы.
- Синьора, сначала компостируете билет. Потом садитесь в поезд! Иначе – штраф.
Помните об этом, люди!
55 минут – и я на перроне знакомого Milano Centrale. Те же евростары из стран ЕС, разноязыкие толпы, серый муссолиниевский art deco. Тот же платный клозет — 1 евро.
Времени до сицилийского рейса – вагон. Всерьез думала о Duomo (не видела его: Милан опять служит транзитным пунктом), но призрак 2013-го гнал меня к автобусам. Билет купила у водителя: 5 евро, 8 минут ожидания, 17 в пути – и я в Линате.
Неприятно знакомый зал, приятные ароматы знакомого кафе. Время – 12:30, рейс в 16:25. Теперь нам не страшен серый волк – обыщите хоть до кишок каждого пассажира.
С посадочным в руке иду к наземнику – «Полуденный отдых фавна». Привет от коллег в Шереметьево…
- Мне куда на посадку?
- Прямо, в коридор и по указателям, ― на удивление бодро ответил фавн.
Худшие ожидания оправдались. Путь, в 2013-м занявший 1,5 часа, пройден за ТРИ МИНУТЫ.
У гейта – снова картина маслом:
Нестрашный серый волк громко завыл. Чего не поехала к Собору? До вылета 4 часа – чем их занять?!
Очень хотелось пить и раздать наконец евромелочь. Вода – 2,2€… но и емкость 0,6. Девица-кассир долго считала монетки – сдача ей на остаток рабочего дня. Ловлю wifi – ура! Коннект – это жизнь.
Время просвистело в письмах и постах. И вот — посадка. Спасибо, что вовремя!
AZ1775, А-319. Как и в 2013-м, в передних рядах – по трое, в задних – почти никого. Под нами – Апеннины в густых тучах (компас айфона долго указывал на юго-восток).
Над Эмилией-Романией раздавали бортпитание. Алиталья неизменна, как мост Тиберия. Сегодня:
В 2013-м (Реджо ― Рим):
Над нами ― саквояжи, ноутбуки, дресс-код: бизнес-рейс. Меня обрамляют итальянки лет 40. Но КВС говорил и по-английски — я не единственный интурист.
За полдником свернули к морю – на запад, прочь от «моих» островов. Филикуди в этот раз не видала. В 2013-м, летя из Неаполя в Катанью, не поняла, что за остров:
Для Капри далеко, для Устики слишком близко, Стромболи ― более округлый… А теперь лечу туда. Волшебство!
Не успели дополдничать — КВС сообщил: скоро посадка. За час одолели 2/3 воздушного пространства страны (без «заморских территорий» Пелагского архипелага):
Ну, здравствуй, Палермо! Впервые у тебя в гостях ― давай знакомиться.
Аэроэкспресса не вижу (пишут, что прямо в терминале – и ГДЕ?), решаю ехать автобусом. Села справа, лишив себя приморских пейзажей. Зато при выезде из аэропорта рассмотрела скалу, знакомую всем хоть раз прилетавшим в Палермо:
К городу ведет автострада А29 – гладкое покрытие, приятно было бы за рулем. А вот любителей автостопа ждет разочарование — прямой запрет на такие путешествия:
20 минут по-над морем – и мы в новых кварталах Палермо. Via dei Nebrodi, говорит геолокатор:
Включайте его, граждане! Это не стоит денег, ибо не является роумингом. А вы будете точно знать, что за улица на случайном фото. Впрочем, сбои – бывают: прошлая улица не определилась (с интервалом в пару секунд).
Подъезжаем. Мой отель здесь, на раёне. Публика на улицах соответствующая, видеоряд готовит морально:
Этак через пять лет Палермо догонит Бомбей.
Иду на центральный вокзал (Palermo Centrale), беру в кассе-автомате билет до Милаццо (Milazzo).
Долго искала отель. В сумерках, в привокзальном районе со старыми деревьями, летучими мышами, запахами из приличных кафе и палаточным лагерем мигрантов. (Я не трус, но фотографировать не стала!)
По схеме ВВ – в двух шагах от Palermo Centrale:
А по факту я не заметила и признаков отеля на этом углу. Здоровый угловой палаццо ― в лесах, явно необитаемый. Опрос резидентов, каждый раз направлявших в противоположные стороны, кончился тем, что сердобольный синьор с дочкой и болонкой сам предложил позвонить в мой отель.
Отыскав в телефоне письмо с подтверждением брони, даю трубку человеку. Слушал-слушал, покачал головой:
- Автоответчик. Еще раз… Опять, - и, обождав, заговорил: - Добрый вечер, синьора не может вас найти, у нее комната забронирована на сегодня. Пожалуйста, перезвоните по этому номеру.
Время 20:15, а я обещала прибыть в 20:00. Пакет «бесплатные входящие» плюс сколько-то льготных минут был заблаговременно подключен.
- Оставил сообщение. Если кто-то есть – перезвонят вам, - отчитался благодетель.
И точно – трубку отдать не успел:
- Добрый вечер! У синьоры номер на сегодня, обещала прибыть в 8 вечера… как ваше имя? Да-да, она. Не может вас найти. Можете сказать, как пройти к отелю?
Радостно благодаря, беру трубку. Толковый человек – выводит меня к тому самому угловому палаццо в лесах. Из подъехавшей машины выходит молодая женщина, улыбается:
- Добрый вечер! Я Валентина. А это Звева, ― достает с заднего сиденья малышку-дочь.
Сразу перешли на ты. На 5-й этаж сталинки... точней, "муссолиновки" с высоченными лестничными пролетами идем пешком: лифта нет. Так называемый бед-энд-брекфаст ― в большой квартире Валентины и ее мужа Алессандро. Это он меня вёл. Приятные ребята, лет 35.
У меня отдельная комната и санузел ― чистенько, уютно. Валентина сказала, что они идут гулять – оставила связку ключей, сказала, где поужинать, и обещала подать завтрак в 7. На час раньше обычного ― всё ради гостя))
Есть не пошла: люто хотелось спать. Да и кусты с мигрантами как бы намекали...
Приняла душ, легла и мгновенно уснула.