Нагулявшись по Porvoo, мы решили не заканчивать на этом знакомство с очаровательными финскими городками и отправились в Ловиису (Loviisa), которую все как один путеводители называют морским городом-идиллией.
Расположена Ловииса на побережье Финского залива между Порвоо и Коткой менее, чем в часе от Хельсинки. Расстояние от Порвоо составляет около 40 км и преодолевается примерно за полчаса расслабленной езды по Е18.
Посещением весьма любопытного чугунолитейного завода Стрёмфорс (Strömfors) в окрестностях Ловиисы пришлось пожертвовать в пользу Порвоо. Но и на сам город времени оставалось совсем немного, поэтому, оставив машины на рыночной площади перед Ратушей (примерные координаты парковки 60.45723, 26.22641), мы сразу направились в старую прибрежную часть с красными соляными складами и деревянными домиками VII века.
Именно здесь чувствуется присущий Ловиисе особый морской колорит. А также её расслабляющая курортная атмосфера.
А вот как гавань выглядит в свете летнего дня, с одной из достопримечательностей Ловиисы и украшением пристани Лайвасилта, красавцем-кораблем Österstjernan.
Фото – июнь 2015.
Это судно - копия одноименного грузового и пассажирского парусника, который курсировал в XIX веке между Ловиисой и Стокгольмом. Оригинал был построен на верфи в Пиетарсаари в 1813-1814 гг. Нынешний Österstjernan построен на основе оригинальных чертежей и изображений, датированных 1820 гг. Маршруты и расписание (к сожалению, только на финском языке) можно найти здесь http://www.osterstjernan.fi/.
Österstjernan на лету.
Фото с сайта http://www.visitloviisa.fi
Малые и большие суда, которым в силу их почетного возраста уже не положено мокнуть в воде у пристани, уважительно красуются на берегу.
Фото – июнь 2015.
В принципе, заехав в Ловиису, можно ограничиться прогулкой на час-полтора. Однако, если принять во внимание Стрёмфорс и другие достопримечательности, такие как крепость Свартхольм (Svartholm) (http://www.visitloviisa.fi/en/attractio ... ilinnoitus, http://www.po-russki.nationalparks.fi/svartholm), остатки бастионов в самом городе, а также усадьбу графов Кройтц - Мальмгорд (Malmgård) с пивоваренным заводиком http://panimo.malmgard.fi/, то здесь можно интересно провести даже пару дней, особенно, если в эти дни происходят городские события.
Про интересные городские события мы ещё вспомним, а пока предлагаю немного познакомиться с историей Ловиисы, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания.
История Ловиисы, как и многих других городов в Восточной Финляндии тесно связна с историей Российско-Финско-Шведских отношений.
В 1743 году Швеция в войне с Россией потеряла очередные территории в Финляндии — а с ними недавно основанные крепости Fredrikshamn (Хамину) и Villmanstrand (Лаппеенранту). Граница прошла западнее, по реке Кюми, и шведы оказались перед необходимостью возведения крепости для защиты новой границы. В 1747 году шведский риксдаг принял решение о строительстве новых укреплений в местности Дегербю (Degerby), что в переводе означает «Большая деревня». Именно большой шведской деревней на Королевской дороге и было это поселение до начала строительства.
В Дегербю планировалось построить две крепости — сухопутную, для прикрытия участка Королевской дороги, и морской форт на одном из близлежащих островов. Главным автором идеи был военный инженер Августин Эренсвярд. По его проекту также строилась главная крепость с арсеналом близ Хельсинки - будущий Sveaborg-Suomenlinna. Крепости в Дегербю считались пограничными.
Со строительством морской крепости – Свартхольм (Svartholm) — особых сложностей не возникло. А вот на берегу фортификаторы столкнулись с рядом проблем. Из большого количества запланированных сооружений, которые должны были окружать город, было заложено только два бастиона, да и те остались недостроенными, так как оказалось, что мягкая, болотистая почва этих мест не выдерживает намеченных укреплений.
Вот с этого-то обстоятельства, в целом, казалось бы, неблагоприятного для развития города, и началась его история.
Для разрешения возникших проблем, тогдашний шведский монарх, Фредрик Адольф (кстати, родной дядя Екатерины II и брат её матери Иоганны Елизаветы), большой любитель фортификации, решил лично посетить строительство.
Исторический визит королевской четы в Дегербю состоялся летом 1752 года. Король приехал в сопровождении венценосной супруги — Луизы-Ульрики Прусской (на шведский манер, Ловиса Ульрика Прусская (швед. Lovisa Ulrika av Preussen).
Луиза (Ловииса)-Ульрика считалась в то время одной из первых красавиц Европы. Судите сами:
А Шведский двор в Дроттнингхольме при умной и образованной королеве прославился своим блеском и французской изысканностью.
Как говорят, никаких фортификационных задач Его Величество не решил, но зато был так очарован красотой здешних мест, что приказал основать здесь город и дать ему имя любимой супруги.
Крепость на берегу так и не достроили, но основанный город, пользуясь полученными правами на морскую торговлю, начал активно развиваться именно как торговый город.
По берегу через него шла Королевская дорога — оживлённый тракт, связывавший все крупные поселения тогдашней Швеции. В удобной бухте был построен порт, с причалами и складами Лайвасилта (Laivasilta).
В Лайвасилта было 50 соляных складов, наполненных импортированными товарами – солью, табаком, специями и т.д. Некоторые из красно-коричневых зданий складов сохранились по сей день и придают особый колорит прибрежному району. В них теперь размещены кафе и сувенирные лавочки.
Фото – июнь 2015.
Впрочем, под шведским флагом город жил всего 56 лет. В ходе последней русско-шведской войны, в марте 1808 года крепость Свартхольм была сдана практически без боя, и город стал русским. А с 1811 года — частью Великого Княжества Финляндского.
С этого времени уютная деревянная Ловииса, расположенная довольно близко к границе, приобретает статус курортного города: здесь очень любили отдыхать русские дворяне (а позже и состоятельные люди третьего сословия — предприниматели, коммерсанты), оценившие, вслед за шведским королём, красоту местной природы и свежий морской воздух. Ловииса остается популярным местом отдыха вплоть до Первой Мировой войны, при этом продолжая развиваться и как торговый город.
Одна из вилл у моря, на первой линии. Чудесное место для отдыха в сочетании с прогулками вдоль берега.
Как ни странно, досталось Ловиисе и во времена Крымской войны, когда Финское княжество входило в состав Российской Империи. В 1855 году английская эскадра вошла в Финский залив и подошла к крепости Свартхольм. Англичане разрушили крепость, а затем открыли огонь по городу. Начался пожар, в ходе которого значительная часть старой, деревянной Ловиисы, сгорела. Сохранились лишь те дома, которые стояли ближе к берегу: ядра пролетели над ними, не задев их.
Именно эти домики XVII века сейчас можно увидеть в старом городе.
Для этого пройдемся по улице Mariankatu и дальше по Puutarhakatu.
В июне старый город Ловиисы утопает в цветах сирени.
А в сентябре - в зарослях какого-то неведомого гигантского растения.
Повсюду встречаются напоминания о море и кораблях, ...
... а также загадочные предметы.
Вот для чего, например, может пригодиться такое зеркало?
Можно увидеть также весьма оригинальные клумбы.
Кстати, именно последняя клумба напомнила мне о том, что пора вернуться к интересным событиям, которые происходят в Ловиисе.
Исторические дома Ловиисы - открытые двери.
В последние выходные августа в Ловиисе проходит уникальное мероприятие — фестиваль открытых домов, организуемый историческими домами Ловиисы http://loviisanwanhattalot.fi/) — когда любой желающий может стать гостем домов-участников фестиваля, познакомиться с их внутренней обстановкой и гостеприимными хозяевами! Важной частью программы являются также рынки антиквариата и всевозможные барахолки, где можно сделать интересные и ценные приобретения, от старинной мебели и предметов интерьера до разной мелочи.
Неправда ли, любопытно было бы заглянуть?! Тем более потому, что, сохраняя исторический вид, все эти здания остаются частными жилыми домами. Один из них:
Фото с сайта http://www.visitloviisa.fi/
Карту домов-участников можно найти здесь: http://loviisanwanhattalot.fi/lehti/.
В 2016 году мероприятие должно пройти 27-28 августа.
Старинные дома также открывают свои двери в дни Рождественского Адвента.
Открытые сады Ловиисы.
Гостеприимные жители Ловиисы не ограничиваются только своими домами, но приглашают также посмотреть на свои сады. Всю подробную информацию, включая карты, можно найти здесь: http://www.avoimetpuutarhatloviisa.com/
Информация для тех, кто неравнодушен к финским садам и растениям: в 2016 году сады Ловиисы будут открыты четыре летних воскресенья: 29.5, 5.6 и 12,6 в 10-17.00; 7.8 с 12:00 до 18:00. Вход свободный.
Очарование роз - Розовые выходные.
Уже несколько лет в Ловиисе проходит ещё одно интересное городское мероприятие, открывающее двери розовых садов города и предлагающее самые разные розовые впечатления - Выходные роз. В такой день розы можно встретить в кафе и за обеденным столом в ресторане, в выпечке и напитках, в салонах красоты и магазинах подарков, в музыке и изобразительном искусстве. Для детей - розовая сказка, для взрослых - розовая свадьба в церкви Ловиисы и «розовые танцы» вечером на причале Лайвасилта.
http://www.loviisanwanhattalot.fi
В 2016 году Розовые выходные намечены на 2-3 июля.
В день нашего приезда двери в Ловиисе оказались, по обыкновению, закрыты. Но и без этого было интересно.
Кошки здесь тоже в почете.
Прогуливаясь по старому городу, на стене одного их домиков можно увидеть вот такую необычную картину. Полет на воздушной, ой, точнее электрической лампочке.
Не знаю, какие ассоциации она вызывает у вас, а мне она напоминает ещё об одном любопытном факте из жизни Ловиисы, уже из совсем недавнего прошлого.
Именно недалеко от Ловиисы появилась первая в Финляндии атомная электростанция.
И, как ни странно, а может быть как раз, наоборот, очевидно, строительство этой электростанции стало плодом российско- (тогда ещё советско-) финского сотрудничества. На станции установлены два энергоблока с советскими водо-водяными реакторами, изготовленные на Ижорском заводе, а также произведенные в Советском Союзе турбины, генераторы и другое оборудование.
Чтобы станция соответствовала финским нормам ядерного регулирования, компании Westinghouse и Siemens поставили дополнительное оборудование и осуществляли инженерно-техническую поддержку. Неординарное соединение американских и советских разработок среди работников станции получило прозвище «Eastinghouse». На АЭС достигнуты и в течение всей эксплуатации удерживаются очень высокие показатели коэффициента использования установленной мощности при полном соблюдении требований безопасности и охраны окружающей среды.
Пройдясь по старому городу и набережной, мы возвращаемся обратно на рыночную площадь.
Площадь и здания вокруг нее были построены в XIX веке, и здесь снова хочется вернуться к некоторым интересным историческим фактам.
После пожара 1855 года (да-да, того самого, устроенного англичанами к ходе Крымской войны), в 1860-х годах строилась новая, каменная Ловииса. Для восстановления пострадавшей части города требовался камень. И власти разрешили разобрать для этого развалины Свартхольма. Так что можно сказать, что каменные здания, построенные в Ловиисе во второй половине XIX века, представляют собой своеобразный памятник разрушенной крепости, которая словно растворилась в городе.
Главной архитектурной доминантой города стала кирха в неоготическом стиле (1865 год), а перед кирхой появилась площадь, вокруг которой расположились Ратуша, банк, а также дома богатых горожан. Ратуша, до сих пор занимает это старинное здание, сохранилась на прежнем месте и старая аптека. А Ратушная площадь и сегодня остается местом проведения городских мероприятий, праздников, ярмарок, летом же по выходным дням здесь разворачивается городской рынок.
Ратуша Ловиисы (Фото из интернета)
Главная городская церковь Ловиисы (Фото из интернета)
Наша прогулка по Ловиисе закончена.
Впереди ждет дорога в Юли-Кайтала и фантастический закат.
А потом ещё один теплый и душевный вечер …