Через один сайт удалось купить довольно дешёвые билеты (чуть больше 18.000 руб за туда-обратно). Авиакомпания — Etihad, с пересадкой через Абу Даби. По сроку пребывания получилось всё же больше 15-ти дней, поэтому я оплатил Approval Letter на однократную месячную визу через ресурс Vietnam Visa Cheap, упоминавшийся здесь на форуме. Стоило это недорого — всего 10 долларов, оплата через PayPal. Через два дня пришло и письмо.
На стойке Etihad сотрудница компании сразу обратила внимание на длительность поездки. Сказал, что у меня есть визовая поддержка, но бумаги не показывал. В Хошимине встал в очередь в окошко Visa-On-Arrival и сдал паспорт, две фотки (у меня были неподходящего размера, не 4 на 6 а те, что нашлись, но вопросов не возникло), две анкеты и письмо. Стал ждать. Из правого окошка (кассы) стали по очереди выкликать фамилии. Понять то, что выкликала из окошка вьетнамка было почти нереально. Я всё вслушивался, а меня всё никак не вызывали, тогда я подошел опять в среднее окошко и оказалось, что мой паспорт давно готов, просто его не пустили в общую очередь - в кассу, где не-россияне должны ещё платить за вклейку визы. Так что я просто забрал свой паспорт и пошёл (никаких разводов на оплату не было).
1. Сайгон, мотоцикл, отбытие в Phan Rang
На этот раз я решил купить Honda RSX. Не сильно дорогой, но быстрый, достаточно мощный и экономичный. Полгода назад я покупал Suzuki Hayat, 125 кубов, полный автомат. На этот раз мне предстояло преодолеть много горных перевалов, поэтому я решил, что байк с полуавтоматической коробкой передач будет удобнее. Объёма 110 кубов для меня было вполне достаточно. Новый такой байк стоит примерно 23 миллиона VND. Я купил RSX 2013-го года за 15 миллионов. Искал по ресурсу chotot – там удобные фильтры есть. Предложений было много и я выбрал экземпляр с достаточно редким сочетанием цветов – белый с оранжевым.
Вьетнамский друг помог договориться с хозяином о встрече. Подъехал в указанную точку на мото-такси. Встретился с продавцом, проверил байк, посмотрел документы. В наличии была синяя регистрационная карточка и сервисная книжка Honda (байк был ещё на гарантии). Продавец заполнил два экземпляра стандартного бланка о продаже байка одним челом другому, один оставил себе. Доллары не взял, скатались до обменника и вот я уже еду в отель на своей Хонде! Забегая вперёд, скажу, что моцик мне очень понравился: проблем серьёзных не было, мощности было достаточно, чтобы груженый байк бежал вверх по горному серпантину на 4-й скорости. В добавок к багажнику возил не раз и пассажиров (пассажирок!) и даже в этом случае чаще всего уходил со светофоров в отрыв. Также эта модель оказалась весьма экономичной. На одном баке проезжал больше 200 км. При езде в щадящем режиме (хорошая дорога, не более 50 км/ч) выходило на литр около 60 км.
Сроки поджимали, нужно было найти багажник и кое-что ещё по-мелочи. После нескольких часов поисков подходящее место нашлось в районе пересечения улиц Hong Bang и Do Ngoc Thanh. В Ханое, кстати такой мото-шопный район – улица Hue. Купил пару новых зеркал (на байке было только одно) – 20.000 VND, шлем где-то за 300.000 VND - на этот раз взял не полностью закрытый, как полгода назад в Ханое – в нём было бы слишком жарко, а рекордов скорости я ставить не собирался. И установил на байк самый объёмный из имевшихся в продаже багажников – это обошлось с работой ровно в миллион VND.
Возвращаясь в отель, я испытал шок, когда у меня попытались украсть телефон. О чём-то подобном я разумеется знал, но не ожидал такой наглости. Среди бела дня, на оживлённой улице! В этом видимо и заключался расчёт хитрого воришки – сделать дерзкий налёт и моментально удрать пока жертва хлопает глазами. Я стоял у обочины и изучал гугл-карту в поисках оптимальной дороги к отелю. Телефон (дешёвая китайская копия Samsung Galaxy 4) был в левой руке. Внезапно рядом навстречу проехал некто и попытался резко выдернуть телефон из моей руки. Ему это не удалось! Фокус в том, что у моей китайской реплики была
не простая задняя крышка, а крышка-чехол и я держал телефон частично за корпус, но в основном за этот откинутый назад чехол. Злоумышленник этого не мог видеть и был наверное здорово удивлён тем, что его трюк не удался. Однако через мгновенье он газанул и скрылся. У этого происшествия были и свидетели – охранники соседних магазинов. Они предложили позвонить в полицию, но я разумеется отказался. Это был первый инцидент такого рода за четыре моих путешествия по Вьетнаму. Я сделал из него соответствующие выводы применительно соблюдения бдительности на улицах вьетнамских мегаполисов. Тем не менее, я продолжаю считать Вьетнам одной из самых безопасных и дружественных к туристам стран в мире. Проехав по многим вьетнамских городам и весям, я уверен, что ничего подобного в тех местах, где я побывал, и вообразить невозможно.
Для экономии времени я придумал добираться до Далата комбинированным способом – первую часть пути проехать на поезде – до Фан Ранга, а там уж до Далата всего 100 км.
После обеда я подъехал на железно-дорожный вокзал Сайгона. Мотоцикл (с полным багажником вещей) отправился вечерним поездом. Заплатил за это, если не изменяет память 240.000 VND. Затем отсидел электронную очередь в пассажирском зале и купил самый недорогой билет до Фан Ранга на утро (180.000 VND).
Оставив чемодан на хранение, я взял с собой только рюкзак и утром следующего дня за час до отправления поезда выбыл из отеля. На вокзале я очень удачно купил пару этих вкусных белых беляшей (вы их наверняка видели не раз), не помню как они называются, те, что с мясом и варёными яйцами внутри. Устроился на своём месте в вагоне. Кроме меня там оказалась ещё пара не-вьетнамцев. Вагон был довольно обшарпанный, но с кондиционером и туалетом (азиатского типа). Сиденья были мягкие с регулируемым наклоном, как в самолёте. Имелся и откидной столик, который всё время сам откидывался. Короче, меня всё устраивало. Для относительно недолгого путешествия (около 6-ти часов) всё было просто прекрасно. Когда поезд тронулся проводник прошёл по вагону, записывая кто до куда едет и далее он оперативно будил народ перед станциями назначения. Затем по вагону прошёл ещё один чел в форме, он предлагал всем какие-то квитанции. Тут я не сообразил, подумал, что это какая-то лотерея или что-то типа того. Позднее оказалось, что это были талоны на горячее питание! Стило оно недорого – типа 50.000 VND – и за эту сумму можно было отведать бульона с какими-то мясными косточками, второе блюдо – что-то с рисом и напиток. Народ вокруг пировал, я же скромно заточил свои беляшики с минералкой. Кроме того, всю дорогу по вагонам ездили тележки с разной снедью, включая чай-кофе-чипсы и даже какие-то охлаждённые коктейли и мороженое. Так что ехать было весело.
И вот наконец проводник подошёл и по мою душу. Поезд приближался к станции Thap Cham, она же городок Phan Rang. С получением байка не возникло проблем, только пришлось доплатить 30.000 VND не знаю за что. С этими цифрами всё время какая-то путаница. Что-то они там всегда химичат прибавляя или не прибавляя разные доп-услуги в зависимости от каких-то непонятных критериев. К примеру, я отправлял байк по маршруту Ханой-Сайгон всего за 200.000 VND. Правда тогда я был весь в бинтах и с левой рукой притороченной к туловищу, может за этот мой несчастный вид сделали скидку? А вот по маршруту Начанг-Сайгон с меня взяли почему-то целых 300.000 VND. Где логика? Но меня всё это не сильно парило, всё равно суммы были довольно смешные. Попробуйте у нас в России отправить (довольно хрупкий) груз весом килограмм в 150 на расстояние в полторы тысячи километров. Сколько с вас возьмут?
Получив байк, я проявил чудеса предусмотрительности, достав из рюкзака пол-литрровую бутылочку из-под воды, заполненную ещё в Сайгоне бензином, чем привёл в уныние наблюдавших за мной чуваков в форме. Запасайтесь бензином заранее! Остатки вашего бензина перед отправлением беспощадно сливаются, затем этот же бензин предлагается приобрести за приличные деньги очередному получателю “сухого” байка. Этот бизнес у предприимчивых вьетнамцев налажен на всех вокзалах. Трогаясь в путь, я столкнулся с проблемой – не смог завести байк электро-стартером – после нескольких попыток сдох аккумулятор. А ведь до этого в Сайгоне у меня не было никаких проблем с заводом. Закралось подозрение – не заменили ли мне сайгонские ухари часом аккумулятор. Хотя сделать это непросто – нужно вскрывать замок сидушки, но возможно. Что ж, беда была невелика, байк не такой тяжёлый и его вполне можно завести с толкача. Однако я решил подождать немного. Минут через 10, когда аккум слегка отдохнул, повторил попытку и мотор весело заурчал!
2. Фан Ранг. Путь в Далат.
В Фан Ранге я провёл ночь в заранее забронированном отеле. Сам по себе городок ничего из себя не представляет, это скорее посёлок, размазанный на десяток километров, чем город. Вдоль побережья имеются два-три отеля. Я остановился в более дешёвом Bau Truc Resort - 1.200.000 VND. Хотя и эта сумма была немалой, я всё же решил воспользоваться случаем покупаться в Южно-Китайском море (стыдно сказать, за четыре поездки во Вьетнам это был вообще первый раз когда я где-либо здесь купался).
Народу в отеле было совсем мало, персонал был очень френдли-настроен (хотя по-английски понимал только ресепшионист). Один раз я кажется услышал русскую речь. В бунгало на берегу было довольно удобно, а до воды - метров 15 неплохого песчаного пляжа. Пошёл купаться. Через пять минут меня ужалила медуза и я расхотел купаться. Вернулся в бунгало, намазал покрасневшую руку всем чем было и съел на всякий случай антигистаминную таблетку. Было уже довольно поздно, я решил поужинать. Отельный ресторан мне не приглянулся, я сел на байк и поехал в посёлок. Там нашёл столовую и наелся приличного Фо Бо, напился пива и с собой ещё взял. Кажется отдых налаживался!
Утром после чек-аута опять проявилась проблема с аккумулятором. Всё-таки завелся, но решил при первом же удобном случае поменять аккум. Итак, в сторону Далата по шоссе QL27! Местность становилась всё более гористой, но серпантины давались легко, а виды открывались всё более захватывающие. На развилке QL20-QL27 я ошибся и поехал по более длинной дороге. В итоге на всю дорогу (130 км) я затратил около 5-ти часов. На подступах к городу в долине, по которой вела дорога поднялся сильный ветер с гор. Над вершинами клубились облака. На последнем перед Далатом горном серпантине пришлось остановиться и одеть курточку.
Дорога взбиралась всё выше и выше, казалось ей не будет конца, но вот, наконец, появились знакомые по интернет-изысканиям места — Datanla, Prenn, Telpher-point. Накрапывал лёгкий дождик, я был в Далате. Позвонил новому знакомому по соцсети Куангу и он скинул мне адрес обещанного хостела (150.000 VND). В хостеле шёл ремонт и царила тотальная неразбериха. Однако мне выделили комнату — и немаленькую — с двумя кроватями, санузлом, выходом на балкон. Хотя вокруг кто-то всё пилил и сверлил, я решил остаться, так как весь персонал был весьма приветлив, а цена очень привлекательной. Кроме того, это был самый центр Далата — улица Truong Cong Dinh – район бэкпекеров и байкеров, одна из тех извилистых и крутых улочек, по которым мне в последующие дни так нравилось гонять вечерами...
3. Далат
Что можно сказать о Далате? Городок это довольно небольшой (если не ходить пешком), но очень плотно напичканный. Тут рядом и бутики, и салоны, и обычные магазинчики и столовые. Вообще у меня сложилось впечатление, что это не город для туристов (хотя их и немало), а город, чтобы в нём жить и жить в этом городе мне бы лично очень хотелось. За последующие дни я накатал по Далату не один десяток километров и не переставал удивляться как неожиданно-приятно устроены в нём многие места — и огромный живой, вечно наполненный народом рынок в центре и окружённое комфортными местечками отдыха центральное озеро Xuan Huong и несколько полюбившихся мне кафешек (а сколько их ещё предстоит открыть!). И в городе, и, особенно, вокруг него много зелени (жаль, что сезон цветов ещё не наступил) и поразительно много бабочек.
Завтракал я то в одной, то в другой кафешке. Среди дня, когда хотелось по-быстрому перекусить, я покупал в одном из передвижных ларьков сендвич-багет с мясом, овощами и прочей снедью за 10.000 VND (тыкал пальцем что положить, а что нет), а в лавочке напротив брал банку пива за 15.000 VND. Вечерами я ходил поесть в небольшую столовку рядом с хостелом, персонал привык и не задавая вопросов наливал мне супа (25.000 VND). В первый вечер они так настойчиво пытались научить меня правильно пользоваться едальными палочками! Во Вьетнаме я всегда использую их как могу, но пользоваться правильно так до сих пор и не научился.
На второй день я решил заняться байком. В мото-магазинчике в начале улицы Nguyen Van Troi купил новый аккум — 200.000 VND. Тут же его забесплатно и заменили. А на соседней улочке обратился в малюсенький мото-сервис. У меня была с собой неоновая подсветка — двухметровая тонкая синяя светящаяся нить из Китая. Попросил подключить её куда надо. Старичок-хозяин всё быстро смекнул и дал команду парню-помощнику. Им пришлось снять передний пластик и поэкспериментировать с контактами, весь процесс занял около полчаса, затем хозяин озвучил цену услуги — 20.000 VND. Обалдеть! Также я попросил подключить голосистую китайскую же сигнализацию. С этим было проще — она смонтировалась в подседельный багажничек прямо на контакты аккумулятора. В итоге я заплатил 30.000 VND. Неонка вечерами смотрелась очень круто, даже в Сайгоне я позже не встречал ничего подобного. А сигнализация так ни разу и не пригодилась — просто не возникло таких ситуаций, когда я бы опасался за оставленный где-то байк. Наконец, заехал в официальный сервис Honda на соседней улице и попросил проверить байк (так, на всякий случай) и заменить масло (пробег приближался к 10000 км). Обошлось в 70.000 VND.
Ближе к полуночи хостел, где я прописался превращался в центр ночной жизни Далата. В бар на первом этаже набивалась масса народу — пополам и туристы и вьетнамцы. А небольшая команда во главе с парнем, который меня прописал (кажется менеджером хостела, а может и владельцем) очень здорово живьём играли и пели. Все эти дни, что я провёл в Далате меня окружали такие клёвые и дружелюбные люди, что не хотелось и уезжать. А когда я в последний день стал рассчитываться за постой, Куанг сказал — давай по 100.000 VND за день, а то у нас тут такой бардак был в связи с ремонтом.
4. Водопады.
Собираясь в Далат, я знал, что в округе имеется много водопадов. Хотя фотограф из меня почти никакой, я очень хотел сделать хорошие снимки. Для этого прикупил перед поездкой трипод (штатив) для фотика и нейтральный фильтр, понижающий светопоток — для съёмки движущейся воды с большой выдержкой (вода становится похожей на туман или вату). Я решил не тратить время на ближайшие к городу водопады Datanla и Prenn. Они не очень-то большие и не слишком впечатляющие, кроме того там всегда полно народу (всех организованных туристов обязательно везут туда), а я такие места не люблю (до того не люблю, что так и не съездил из Сайгона в Кучи).
На третий день утром я выехал на дорогу TL725. До первого намеченного мной места — водопада Trac Voi – было около 30 км. Дорога была горной к тому же оказалась в стадии реконструкции, поэтому до места я добрался только часа через три. Но водопад окупил всё сторицей. Он был не очень большой и вода была желтоватой, но выгладело всё это очень мощно и звучало вблизи соответствующе. Через дорогу от въезда к водопаду очень своевременно нашлась приятная столовая, где я и пообедал.
Далее я отправился к наиболее отдалённому от Далата и потому редко посещаемому туристами водопаду Pongour. От Trac Voi до туда чуть больше 30 км. Дорога была неплохая и я прибыл на место около трёх часов дня. Народу там было совсем мало. Кстати, вход на водопады копеечный — что-то типа 5000 VND. На подступах к Pongour'у - большой слегка запущенный парк. Дорога к самому водопаду довольно долгая — по крутым лестницам вниз вдоль обрыва. Затем попадаешь как бы в небольшую долину. Там всё тоже здорово устроено — небольшие деревянные мостки поверх водных потоков, а сама местность как будто не совсем земная. Сам водопад довольно большой — около 200 метров шириной, но воды в это время оказалось не очень много — сезон дождей ещё не начался. По карнизам водопада — прямо под потоками воды гуляла пара-тройка одиноких туристов.
На следующий день я посетил ещё менее популярный (а может и неизвестный большинству) водопадик Hang Cop — около 20 км на восток по шоссе QL20. На шоссе нет никаких указателей где сворачивать, но GPS помог. Дорога до водопада (грунтовка) идёт по очаровательному сосновому лесу, затем серпантином спускается вниз. Здесь я не встретил ни одного туриста вообще. Только небольшая группка вьетнамцев устроили пикник метрах в ста выше по течению ручья. Водопад совсем небольшой, но очень красивый. Ещё с ним какая-то легенда связана про тигра и охотника. В небольшом парке неподалёку от водопада можно обнаружить огромных размеров изваянных персонажей легенды.
5. Гора Lang Biang. Озеро и пагода Tuyen Lam.
Хотя эти два места в Далате самые что ни на есть туристические, от посещения их невозможно было отказаться. Сам Далат находится на высоте 1500 метров над уровнем моря, но он окружён ещё более высокими горами. Самая высокая из соседних вершин — гора Lang Biang — 2000 метров. С вершины горы город предстаёт живописной разноцветной долиной, окружённой светлыми полосками цветочных теплиц и желтыми кляксами соседствующих озёр. Взобраться на гору можно с помощью соответствующего сервиса в котором используются советские джипы — уазики (40.000 VND). Свой байк я оставил на стоянке и подождал минут десять пока набралась компания чтобы наполнить машину. Подъём был действительно очень крутой, джипик почти всё время ехал на пониженной передаче. Наверху горы — смотровая площадка с ресторанчиком.
С противоположной, южной стороны Далата находится стартовая площадка канатной дороги, ведущей через вершину горы в соседнюю долину. В центре неё — озеро, а на склоне горы — заповедник и буддийский монастырь — пагода. Канатная дорога точно такая же как в Красной поляне. Стоимость билета — 70.000 VND в оба конца. На выходе с канатки — столовая и через дорогу начинается территория заповедника — монастыря. Монастырь действующий, часть его закрыта для посещения, но и открытая часть весьма обширна. По заповеднику-монастырю очень приятно просто погулять. Здесь очень много цветов и экзотических деревьев. В пагоды-храмы можно зайти, сняв обувь. Туристы-буддисты пользуются случаем помолиться. В одном из помещений кучка монахов под мантры принимала пищу. Пройдя через территорию монастыря попадаешь на склон горы ведущий к озеру. Там можно перекусить и отправиться в экскурсию на лодке.
Возвращаясь обратно я попал в засаду. Когда я вышел из кабинки внезапно поднялся ураганный ветер, а спустя несколько минут хлынул проливной ливень. Байк стоял на стоянке в начале канатной дороги (5.000 VND). До стоянки я добежал, но дальше двигаться не было никакой возможности. Утром я опрометчиво не посмотрел прогноз погоды и не взял с собой дождевик. Ехать до хостела (около 5 км) даже медленно было рискованно — я бы мгновенно промок насквозь и при таком ветре точно схватил бы простуду, если не больше. Оставалось только ждать. Перебежав дорогу, я засел в маленькой кафешке и почти два часа пил там кофе.