День 2. Гробницы императоров или история чаепития не в Мытищах.В стоимость купленного накануне comboticket входило посещение гробниц Tự Đức, Minh Mạng, Khải Định.
В силу сложившихся обстоятельств осмотр мы начали с наиболее красивых — Minh Mạng и Khải Định.
А обстоятельства эти следующие.
Стоим на светофоре одного из перекрестков Хюэ, ожидаем своей очереди на проезд. Сбоку тормозит женщина и заводит с нами знакомство на хорошем английском языке. Говорит, что для иностранца молодой человек – отличный водитель, так ловко, как местный, управляется с байком. Загорелся зелёный, мы тронулись дальше, едем по улице, муж рулит, а я продолжаю общаться с этой женщиной.
Она поинтересовалась нашими планами и сразу же посоветовала не покупать комбинированный билет на 3 гробницы, упомянув, что одна из гробниц (Tự Đức) совсем не стоит посещения.
Увы, билет уже куплен. Тогда наша новая знакомая советует нам сначала осмотреть более красивые гробницы, а если мы не устанем,то напоследок посетить и гробницу Tự Đức. Между делом она рассказывает, что сейчас несильно занята и может показать более короткую дорогу через деревню, чтобы не ехать по трассе с грузовиками. Мы, поразмыслив, соглашаемся.
И вот мы уже на неширокой свободной улице, все грузовики остались в стороне, а спутница коротко рассказывает про себя, про свою семью, про работу. У нее двое детей-школьников и мама. Муж несколько лет назад ушел в другую семью. Живет она в деревне, работает в поле, и как и многие вьетнамки, не любит солнце и загар, поэтому всегда надевает закрытую одежду и маску на лицо.
За разговорами мы быстро доезжаем до первой гробницы Minh Mạng. Женщина показывает, куда лучше припарковаться и в какую сторону идти. И приглашает после осмотра гробницы к себе домой. Говорит, что будет очень рада показать, как она живет, и познакомить с детьми. Обещает, что это совсем рядом и не займёт много времени, что ей и её детям будет очень приятно, если мы посетим их дом.
Я, радуясь неожиданному приглашению, говорю мужу, как здорово, что нас пригласили в гости, и мы сможем посмотреть на быт обычных вьетнамцев. Сразу же вспоминаю рассказ одного путешественника о вьетнамском гостеприимстве. Но супруг не любит подобных незапланированных мероприятий, к тому же с самого начала не верит в искренность этой женщины, подозревая, что она хочет нам что-то продать и срубить денег.
А мне так хотелось познакомиться с жизнью обычных людей, что я отметаю его возражения и соглашаюсь заехать в гости.
Вьетнамка желает нам интересной экскурсии по гробнице Minh Mạng и обещает подождать нашего возвращения.
Гробница Minh MạngИз истории известно, что император Минь Манг был большим знатоком в области архитектуры и принял непосредственное участие в проектировании всего комплекса своей будущей усыпальницы. Само слово «гробница» не совсем подходит к этому месту, скорее его можно охарактеризовать как французский парк, выполненный в строгом китайском стиле.
Симметрия и ещё раз симметрия. Ни одной лишней детали. Всё продумано до мелочей. На гигантской территории органично сосуществуют и растения, и водоёмы, и красочные, но вместе с тем лаконичные здания.
И так уж вышло, что в этом месте нас больше всего поразила природа, поэтому основные павильоны остались за кадром. Ну а место захоронения императора находится на запираемой территории, куда можно попасть только в день его смерти. С нашим посещением этот день не совпал, да не больно то и хотелось, ведь известно, что тела императора там всё равно нет.
Вернулись мы часа через полтора. Как и обещала, новая знакомая ожидала нас, качаясь в гамаке в одной из забегаловок.
Попрощавшись с хозяйкой, она в очередной раз поприветствовала нас и уже через несколько минут показывала дорогу в своё поселение. То была крупная деревня, на нескольких улицах которой построены большие основательные дома. Через пару поворотов подъехали к небольшому деревянному домику. Он, как оказалось, и был жилищем нашей попутчицы.
Заходим внутрь. Стены дома сколочены из неплотно сбитых досок, между которыми зияли большие щели. Из мебели – только кровать, шкаф и стол. Хозяйка, извиняясь за простоту и небогатую обстановку, пригласила за стол и сразу же принесла чайник. За чаепитием начала рассказывать о своём быте, о работе в поле, о Вьетнаме. В доме кроме нас троих никого не было.
Никаких детских вещей тоже не было, да и вообще не было практически ничего. Почему то сразу вспомнилась картина "Ленин в разливе".
Странно это, ведь даже в небогатом доме обычно стоят на полках или висят на стенах какие-то личные, дорогие сердцу предметы.
Я спросила, где же её мама и дети. Ведь она так хотела нас познакомить. Она пояснила, что дети сейчас учатся в школе, а мама работает на земле. Пока мы пили чай, разговор начал потихоньку стихать, и вскоре вместо лёгкого и приятного общения, которое было несколько минут назад, начало ощущаться какое-то напряжение. Женщина замолкла и перестала улыбаться.
Помолчав с минуту, как будто собравшись с мыслями, вкрадчивым голосом она начала повествовать о том, что её дети очень хорошие, трудолюбивые и способные ученики. Но обучение в школе очень дорогое, по несколько миллионов за одного ребенка. Отец её детей им ничем не помогает, а сама она очень много работает, чтобы оплатить учёбу детей. Но её заработка не хватает.И вот сейчас она просит нас помочь ей и дать денег на оплату школы.
По сто тысяч Карл! По сто тысяч донгов за каждого ребенка! В этот момент мне всё стало ясно. Муж глазами послал в меня разряд молнии, добавив с сарказмом: «Чем меньше пожертвуешь сейчас, тем больше съешь сегодня за ужином».
«Чёрт побери!» – подумала я – «Меня развели, как ребёнка! С другой стороны вроде бы и чаем напоили, но так ведь я и не напрашивалась».
Полезла в рюкзак за деньгами. Пока доставала мелочь, вьетнамка узрела финансовое состояние. Достаю и протягиваю 80.000, не берёт. Настаивает хотя бы на 150.000, в прямом смысле начала торговаться.
«Четыре манго-шейка кто-то выпьет сегодня за тебя» – подколол муж. Я не выдержала, положила на стол 80.000 и вышла.
Никто нас уже не провожал и не желал приятной экскурсии.
Вслед лишь послышалось сухое и тихое: "Гробница Кхай Диня там!"
Сейчас, вспоминая эту историю, думаю, что дом, в который она нас привела, не был ее настоящим домом. Скорее, это такое сколоченное на скорую руку строение для правильного антуража, куда она приводит очередных гостей, угощает чаем, а потом просит помощи. И я даже не уверена, что у нее действительно есть дети. Потому что в начале нашего знакомства она сказала, что у нее две дочери, а уже за чаепитием обмолвилась о дочке и сыне. Тогда я списала это на свою невнимательность. Но скорее всего, это было просто враньё. Думаю, что не каждый день можно встретить вьетнамского крестьянина, говорящего на хорошем английском.
Гробница Khải ĐịnhГробница Khải Định полная противоположность гробнице его далёкого предка.
Здесь нет садов, водоёмов, пешеходных аллей и беседок, скрытых в тени деревьев.
Здесь есть гора, на вершине которой возвышается величественный мавзолей.
От подножия наверх ведут крутые лестницы, заканчиваясь на очередном ярусе и затем устремляясь ввысь на следующий. По бокам Двора почёта расположилась свита: мандарины, слуги, конница. Все они призваны сопровождать императора в его загробной жизни. Такой церемониал - это характерная черта всех увиденных гробниц. Чуть выше в окружении двух башен возвышается тёмный восьмиугольный павильон, в котором стоит гранитная стела. На ней иероглифами высечены прижизненные заслуги и деяния императора.
Последняя лестница приводит на самый верх ансамбля к мавзолею Кхай Диня. Усыпальница поражает воображение своим экстерьером. Это некий симбиоз китайско-вьетнамских традиций и европейской школы строительства.
На сколько мрачен архитектурный ансабль снаружи, ровно на столько же он лёгок и светел внутри. На отделку мавзолея совсем не скупились. Расписной потолок, керамика не стенах, оригинальные светильники и как бесценный бриллиант всей этой роскоши – траурный зал с бронзовым императором, восседающим на троне в полумраке под золочёным балдахином.
Гробница Tự ĐứcПосле осмотра этих двух гробниц направились в усыпальницу Tự Đức, в надежде, что вьетнамка нас обманула и место окажется интересным. Но нет. Она оказалась совершенно права.
По архитектуре и территории гробница Ты Дыка напоминает гробницу Минь Манга, но с более бедной отделкой, парком поменьше и попроще, и после увиденных до неё мест не производит никакого впечатления. Поэтому, если есть желание осмотреть все три гробницы, начинать нужно с Tự Đức. Единственное, что здесь нам показалось интересным – это концерт народной музыки, в беседке на пруду, где, как ни странно, ещё при жизни любил коротать время император. Артисты в национальных костюмах исполняли музыкальные композиции примерно раз в 15 минут, когда набирались очередные зрители.
В город вернулись примерно за час до заката и в оставшееся время решили съездить в пагоду Thiên Mụ Chùa, чтобы взглянуть на голубой седан Austin, на котором в Сайгон приехал монах Куанг Дык, чтобы сжечь себя в знак протеста против преследований буддистов режимом Южного Вьетнама. Тогда этот поступок был запечатлён на фото западным корреспондентом, и снимок вызвал бурю негодования во всём мире. Копия с той фотографии висит на стене за машиной.