На следующее утро, благополучно пройдя паспортный контроль, мы сели в мини автобус, и поехали в старую часть города искать отель. Достаточно быстро нашли подходящий отель недалеко от озера возвращенного меча. Во Вьетнаме при заселении в отель часто требуют сдать паспорт на ресепшене, мы обошлись ксерокопиями. Бросили вещи, немного отдохнули и вышли на улицу. Мы приехали накануне двух больших праздником дня падения сайгонского режима и дня труда. В связи с этим весь город был украшен флагами и выглядел празднично. Позавтракали в ресторане на втором этаже старого французского здания. Этот ресторан не отличается ни чем от множества других в Ханое, в нем такие же приветливые официанты и божеские цены, но есть в нем изюминка – музыка! Там всегда играет офигенный американский рок-н-ролл.
Ханой. Вьетнам одна из удобных стран для самостоятельных путешествий, туристический сервис развит очень высоко, в каждом крупном городе есть мини туристические агентства, которые продают туры ко всем достопримечательностям, находящимся в окрестностях. Учитывая то, что страна, вытянута с севера на юг, по ней очень легко путешествовать, переезжая из одного города в другой. Риск быть обманутым и купить билеты в несколько раз дороже практически отсутствует, во всех туристических фирмах схожие маршруты и цены. Мы купили экскурсии в Сапу и Халонг.
Об архитектуре. Когда-то давно существовал налог на ширину фасада зданий, и вьетнамцы стали строить узкие дома в три, четыре этажа, а иногда и выше. Средняя ширина такого дома около трех – четырех метров. Сегодня такого налога уже нет, но за долгие годы сформировалось представление о том, как должен выглядеть дом, так и строят, по сей день. Зато фасады этих зданий красиво украшены и разнообразны. Внутри дома обязательно есть массивная деревянная лестница с очень крутыми ступеньками, перила иногда идут перпендикулярно вверх. Интересные дома построены вдоль дороги, которая ведет из аэропорта.
В первый день нашего приезда мы покатались на рикше по улицам старого города. Во Вьетнаме, как я уже отмечал, существует тяга к рационализации всего жизненного пространства. Поэтому и улицы старого города очень правильные. На одной улице продается обувь, на другой часы и золото, на третей одежда и так далее. На пересечении улицы Hang Bac и Hang Dao продают надгробья. Хозяин одной из лавок применил хитрый маркетинговый ход, чтобы товар лучше продавался, он выставил на витрину надгробье с фотографией Бритни Спирс. Интересно как бы к этому отнеслась сама певица, живет и не знает, что на ее образе зарабатывают таким способом.
Потом гуляли вокруг озера возвращенного меча. Около озера приятная атмосфера, семки не грызут, пиво, сидя на спинках скамеек, не пьют, мусорки в озеро не кидают, не то, что мы. Вообще Ханой считается самой безопасной столицей мира, и я с этим согласен. До поездки я читал множество отчетов о поездках, на форуме Винского даже есть ветка «Почему я больше не поеду во Вьетнам». Авторы запугивали, как могли: мол, сумки срывают, грабят, байками давят, таксисты проходу не дают. Жаров так тот вообще такого про Вьетнам по написал, что, кажется, что местами писала какая-то избалованная девица, а не мужик который объездил пол мира. Согласен, что в плане достопримечательностей созданных руками человека Вьетнам проигрывает многим странам юго-восточной Азии, но зато в плане природы, пляжного отдыха, еды, обслуживания очень хорош. В общем, странно, откуда берутся такие отзывы, возможно, все познается в сравнении. Если вы были в Индии, то вопрос назойливости водителей, плохого обслуживания в ресторанах, чистоты и комфорта гостиниц у вас во Вьетнаме не возникнет. А уровень организации превосходит многие страны юго-восточной Азии. Вьетнамцы – очень трудолюбивый народ, а экономика Вьетнама одна из наиболее быстро развивающихся в мире.
На следующее утро, проснувшись пораньше, мы пошли завтракать, рестораны для иностранцев были еще закрыты и я затащил Лену в кафешку для местных. Выбор был невелик, взяли Фо Бо – суп с широкой плоской рисовой лапшой с говядиной и зеленью. Суп отдавал чем-то тухленьким, малость даже сабачатенкой, попробовав, его я понял, что тухлого в нем нет, возможно, его заправили ныок мам – соусом из тухлых мальков. Впереди был долгий путь в Халонг, поэтому я смял всю миску. Примечательно, что первые дни нас частенько нагревали вот и в этот раз за такой завтрак с нас взяли 70 000 донгов, хотя реальная его цена бала не больше 30 000. Но с учетом того, что один доллар равен 16 000 донгов, нас это не сильно напрягло. Кстати донги нового образца делают на пластиковой пленке, это очень удобно в стране с жарким влажным климотом. Я даже купался с деньгами в кормане.
Вскоре подъехал минивэн, мы погрузились и отправились в путь. По идее ехать было часа два, но из-за праздников, множество вьетнамцев решили поехать в Халонг, в результате на подъезде к пристани мы попали в пробку, вернее наш водила очень поспособствовал ее возникновению. Дорога была узкая, по одной полосе в каждую сторону. Основное направление и обочина были уже заняты, и водила поехал по встречке где, не проехав и двадцати метров, встретился со встречным транспортом. Место было узким. За нами и за встречной машиной уже собралась очередь, некто не мог сдать назад. А небольшие промежутки между машинами и автобусами, были в миг забиты мотобайками. И все остановилось, а те, которые на мотобайках, вообще специально вклинивались, чтобы быть частью момента. Удивляет то, что никто не ругается, не орет, не угрожает произвести действия сексуального характера с родственниками соседей по пробке. И все стоят, сигналят, улыбаются. Потом из какой-то машины вышел парень и потихоньку разрулил ситуацию.
Еще в минивэне наш гид собрал у всех паспорта, а по приезду сразу же ломанулся с ними в сторону касс расположенных на пристани. Якобы для покупки билетов, на самом деле паспорта ему были нужны для другого – во время двухдневной поездки на корабле в цену тура входит: трансфер, проживание, билеты, еда, но не напитки. И когда приходит время расплачиваться за напитки заложенный паспорт является веским аргументом.
Джонки. Когда-то давно, в детстве у меня была иллюстрированная книга о кораблях. На последней странице этой книги, на фоне заходящего солнца был нарисован корабль с невысокими деревянными бортами и перепончатыми парусами, непохожими ни на что другое. Мне всегда хотелось увидеть такую лодку своими глазами, а отправится в плавание – так это просто мечта! И вот мы здесь на пристани битком забитой джонками, подходящими одна за другой, расталкивающими друг друга, сажающими и высаживающими пассажиров… Мои размышления прервал вернувшийся гид и мы, следуя за ним, перепрыгивая с одного корабля на другой, добрались до нашего. Джонка отошла от берега в сторону залива Халонг, накрыли столы и мы принялись обедать. Халонг – это уникальное природное явление охраняемое Юнеско. В заливе расположено около 2 000 островов разного размера и формы, большая часть из них – неприступные скалы, поросшие кустарником. Вода тихая спокойная, прозрачная необыкновенного бирюзового цвета. Джонки останавливаются у плавучих домов местных рыбаков, продающих живой си фуд. В заливе водится несчетное множество морских жителей на любой вкус и цвет. Купленных, не знаю, как их назвать, готовят на корабле специально для того, кто их купил.
В первый день мы были на острове, на котором расположены пещеры со сталактитами, подсвеченными разными цветами. Гид настойчиво показывал нам образы существ, созданные природой, но я особо ничего не заметил. Ночевали на джонке, в каюте была двуспальная кровать, душ, туалет. На следующий день катались на каяках по заливу. Все два дня, что мы провели в Халонге, была туманная погода, и иногда пробивалось солнце, от этого залив казался загадочным и неизведанным.
Обратно в Ханой ехали на автобусе, автобус сломался. И вот мы стоим под жарким солнцем и думаем: «Все попали, где посредине пути можно найти пустой автобус?!» Но не тут-то было! Не прошло и пяти минут, как к нам подъехали три минивэна. Сервис.
Снова Ханой. До поезда в Сапу у нас было 7 часов. Выяснилась очень неприятная штука – я забыл переходник для зарядки фотика в Москве и, стало быть, можно считать, что фотика у нас нет. Оставив Лену в ресторане с нашим рюкзаком, я изрядно пьяный выдвинулся на поиски адаптера. Мы пока не купили местную симку, а Ленин телефон почему-то не работал в роуминге и, следовательно, у нас не было связи друг с другом. А еще нужно было поменять деньги. И вот я галопом несусь от одного магазина с электроникой к другому и везде одно и тоже: «У, какая у Вас камера, сэр! У нас таких нет». Пришлось купить новый фотик. Это тоже была целая история. В итоге я поймать мотобайкера и помчался по вечернему городу, освещенному фонарями, фарами машин и мотобайков, движущихся во всех направлениях одновременно, назад в ресторан. Многие описывают движение во Вьетнаме как максимально возможный беспредел на дороге, на самом деле это не так. Не надо далеко ездить, чтобы в этом убедится, рядом есть Камбоджа и вот в ней-то правила соблюдают еще меньше. До поезда оставалось время, и мы пошли бродить по городу, купили симку, это делается очень просто, даже не надо регистрировать на какой либо документ, поменяли деньги, и еще раз поели. А потом на минивэне нас отвезли на вокзал.
Во Вьетнаме узкоколейная железная дорога, от этого и поезда уже, чем у нас, но при этом на полках в купейных вагонах места много. В Сапу мы ехали с австралийскими пенсионерами, из Танзании. Очень занимательные старички-путешественники. У них было трех месячное путешествие по Камбодже, Лаосу и Вьетнаму. У нас с ними нашлось много общих тем, с дедом выпили по пиву. Утром поезд приехал в город Лао Кай. Этот город находится на границе с Китаем, и от него ходят автобусы до города Сапа. На улице шел дождь. В здании вокзала нас уже ждал представитель отеля.
Сапа. Судя по фотографиям, которые я видел в интернете до поездки, в Сапе все однообразно: горы, холмы, ступенчатые поля, водопады. Исходя из этого, я запланировал поездку на один день. И зря. Потому, что в Сапе легко можно провести неделю. Благодаря мягкому климату там особая атмосфера, потрясающая природа, очень радушные люди, как везде во Вьетнаме вкусная еда. Город находится в горном районе на высоте около полутора тысяч метров над уровнем моря поблизости, самая высокая гора Вьетнама – около трех с половиной тысяч метров. Когда автобус едет в Сапу на протяжении нескольких часов, начинает закладывать уши, как в самолете. Несмотря на то, что внизу идет дождь, в городе светит солнце, воздух свеж и благоухает ароматами цветов. В окрестностях Сапы расположено множество деревень, в которых живут малые народности Вьетнама, часть из них – выходцы из Сибири прошедшие через Китай много веков назад. Позавтракав, мы отправились в ближайшую деревню к Черным Хмонгам. Племя Хмонгов самое многочисленное их около трехсот пятидесяти тысяч человек. Одеваются они в темно-синюю одежду расшитую разноцветными узорами, за спиной у них большие корзины, в руках сухая конопля из которой они скручивают нить, из которой потом делают одежду. Очень милые улыбчивые люди. Дома Хмонгов сделаны из досок, отапливаются костром, из-за этого сильно закопчены. Зато в домах есть телевизоры и дивиди проигрыватели. Хмонги продают разнообразные поделки: одежду, ножи, музыкальные инструменты, настойки на змеях. Я купил себе что-то на подобие хомуса, и поразил всех туристов виртуозной игрой на незнакомом для них музыкальном инструменте. Лена купила себе прикольный браслет. Пройдя через деревню, мы оказались у водопадика, рядом крутящееся колесо мини гидроэлектростанции и прикольные бамбуковые качельки, переворачивающиеся под тяжестью воды маленьких ручейков, стекающих с холмов. А вокруг бамбуковые заросли.
Все это время мы спускались с холма, и для возвращения обратно было два варианта: либо в гору пешком два часа либо на мотоцикле по дороге за двадцать минут. Взяли местного водилу и втроем помчались по узкому горному серпантину. Дорога была извилистой и изрядно посыпанной песком, ехать при этом надо было быстро, иначе байк не выехал бы в горы. На встречу иногда ехали грузовики. Прокатились с ветерком, аж слезы из глаз. В Сапе особенно много Минсков, часть попала во Вьетнам еще в советские времена, часть поставляется и в наши дни. Вообще северном Вьетнаме много нашей техники, частенько встречаются Камазы и Уазы.
После обеда в нашей программе значился серебряный водопад, до которого нас должны были довести на ДЖИПЕ. Приехал раздолбанный армейский уазик годов семидесятых, на котором мы четвертом: я, Лена, гид и водитель во вьетнамках, отправились к водопаду. Дорога заняла меньше часа. Водопад оказался действительно высоким, но не слишком полноводным. По специальным настилам можно подняться до одной третей всей высоты водопада, где через водопад перекинут мост из хромированный труб. В принципе по камням можно залезть и выше. Уезжая от водопада, купили сладкого зеленого чая, в него не нужно добавлять сахар, просто завариваешь, а он уже сладкий. По дороге к водопаду открываются потрясающие виды, если будете там, то попросите водилу тормознуть на серпантине, выйдете из машины и насладитесь бескрайностью мира окружающего нас.
День, проведенный в Сапе, подошел к концу, до автобуса, который должен был отвезти нас на станцию Лао кай, оставалось часа четыре, которые мы провели, гуляя по городу. По насыщенности впечатлений один день в Сапе превзошел два дня в Халонге. Сидя в кафешке в городе Лао кай, я напился до беспамятства одноименного очень, очень вкусного пива. Сознание было возбуждено и требовало продолжения, но ноги уже не могли передвигаться. Как мы доехали до Ханоя, я не помню.
Опять Ханой. Утром дня следующего, мы приехали в Ханой. У нас уже были куплены билеты на вечерний поезд Хуэ. И собственно никаких дел в Ханое у нас не было. Поэтому, приняв душ и бросив вещи в отеле, мы поехали на рикше в мавзолей Дедушки Хо. Понравилась организация прохода в мавзолей, народ идет ровно по линиям колонной по два человека, если кто начинает балагурить, ребята в парадной белой форме ему культурно объясняют как надо себя вести, поэтому вперед некто по кустам не лезет и очередь идет быстро, не то, что у нас. Так же быстро все проходят внутри, в центре главного зала стоит стеклянный саркофаг, демонически подсвечиваемый красным светом. В нем лежит Хошимин в резиновых галошах. Он не хотел, чтобы его бальзамировали, но нации нужен был символ веры, и последователи Хо сделали это.
Хошимин великий человек, сумевший освободить Вьетнам от французов и способствовавший объединению севера и юга. Во время войны против американцев, проявляя чудеса дипломатии, он сумел договориться о помощи с СССР и с Китаем, которые в тот момент были на гране войны между собой. Благодаря этому в настоящее время Вьетнам единое государство, а могло бы быть, как в Корее.
Рядом с мавзолеем стоит желтый президентский дворец – бывшее знание губернатора, построенное французами. В парке по близости деревянный дом, в котором жил Хошимин, когда американцы бомбили Ханой. В пруду тамошнего парка полным полно рыбы. Недалеко от того места и музей Хошимина и пагода на одном столбе.
Перекусив фруктами в саду возле пагоды на одном столбе, мы пешком двинулись на север к храму, в котором находится фигура божества олицетворяющего ветер.
От туда, опять же пешком, но уже в другую сторону мы дошли до храма литературы. Я шел босиком, так как улицы в Ханое чистые, а тротуары теплые. Рядом ехал рикша и клянчил кучу денег за поездку, на которую мы не соглашались.
Храм литературы – уменьшенная копия китайского храма Конфуция. В этом храме проходили обучение мандарины – чиновники. На территории храма установлены каменные черепахи, на панцирях которых стоят каменные плиты с именами выпускников.
На обратном пути к нашему отелю, покушали в kfc и сходили на массаж ног. Вьетнамский массаж не такой хороший как кхмерский и уж тем более не такой как тайский. Хотя ноги мнут они ничего. После массажа массажистки всегда настойчиво просят чаевые, причем такая ситуация во всех городах Вьетнама.