исходные данные: поездка вдвоем с женой конец февраля - начало марта 2008, визы получены в Москве заранее (для Вьетнама по-моему сейчас виза не нужна, а камбоджийская получается элементарно в посольстве с минумумом документов, стоила около 400 руб.), авибилеты на вьетнамские авиалинии (Москва-Ханой, Сайгон-Сием Риеп-Сайгон, Сайгон-Москва), две сумки с багажом общим весом 8 кг, большой запас мелких долларов, путеводитель "Шаг за шагом", распечатка с расписанием ж/д (с вьетнамского ж/д сайта), скотч для поезда, карты городов (скачал с и-нета), рекомендации путешественников, гостиницы нигде не резервировались, к услугам турфирм нигде не прибегали, знание английского на уровне 6-го класса.
1 день. Вылет вечером из Москвы
2 день. В 8 утра приземление в Ханое, прохождение формальностей, обмен долларов на местные донги (ИМХО: обратил внимание, что если в обменниках указывают курс с большой точностью после запятой, то это нормальный курс и бегать чего-то искать лучше смысла нет. Обменные пункты в субботу работают до обеда, воскресенье – выходной. Можно попытаться обменять валюту в «крутых» отелях – там нет выходных. Но только, если вам удастся выдать себя за проживающего в нем.). Такси брали не в зоне прилета, а в зоне выгрузки улетающих пассажиров (5 долларов до ж/д вокзала, т.к. требовалось купить билет до Хюэ на вечер 4-го дня). Хотя прилет в Ханой был ранним утром (но на организованную экскурсию в Халонг мы не успевали, да и состояние после перелета и смены часовых поясов не располагало к экскурсиям), то было принято решение добраться туда самостоятельно. Недалеко от ж/д зарезервировали номер на две ночи (12$ за ночь, 50% предоплата), В отеле был оставлен багаж (он уютно ждал нас за стойкой рецепции. В дальнейшем по маршруту тоже часто так поступали) и налегке поехали на центральную автостанцию на другой берег реки (велорикшей за 1 доллар до остановки местного автобуса и затем за 4 кдонга на автобусе мин. 15). На автостанции за 40 кдонгов был куплен билет в кассе до Ха Лонга. Помощники водителей микроавтобусов сами отлавливают пассажиров на вокзале, ведут в кассу, а затем к своему автобусу. Поездка заняла около 3-х часов до поворота на Ха Лонг (портово-отельная зона находится в 5-ти км от основной трассы) где взяли такси (3 доллара) и доехали до отеля (прикормившего таксиста). Т.к. качество отеля и цена (20 долларов сутки) не напрягали, то в нем и остановились. Вечерняя прогулка по набережной, сувенирному рынку, шопинг в части сувениров (жемчуг, шкатулки, и т.д.), рекогносцировка местности. Споры о качестве жемчуга и лаковых миниатюр считаю излишними, т.к. экзотических сувениров надо было всем набрать, а цена была ниже всяких ожиданий. Просто не стоит требовать от шкатулочки за 2 доллара качества Картье.
3 день. С 8 до 12 четырехчасовая экскурсия по заливу. Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: по дороге в Ха Лонг (уже съехав с трассы) будете проезжать причалы экскурсионных корабликов (по правую сторону). Основной порт (корабли и рейсовые катера) находится в километрах 4-х от экскурсионного. Т.к. наш отель был посредине, то ошибочно (а может быть и нет) мы направились не вправо к экскурсионным причалам, а влево к пассажирскому причалу. Там после переговоров с русскоговорящим вьетнамцем была согласована 4-х часовая экскурсия на двоих за 50 долларов с обедом (начальная цена 150) и кроме того он пообещал организовать трансфер в Ханой вечером (что он и выполнил подсадив нас в экскурсионный автобус из Ханоя за те же 40 кдонгов с человека). Т.к. все происходило утром (около 8-00), когда еще не приехали толпы организованных из Ханоя экскурсий (основной заплыв с 12-00), то весь двухэтажный кораблик оказался только в нашем распоряжении.
Погода конца февраля к купанию не располагала, но яркое солнце, пейзажи, обед на море и отсутствие толпы произвели самое дивное впечатление. Возвращение в Ханой.
4 день. с 8 утра обход пешком Ханойских достопримечательностей (мавзолей Хо Ши Мина, храм литературы, озеро возвращенного меча и т.д). На кукольный театр на воде не попали (билеты стоило взять заранее. Правда его аналог нашли в Сайгоне, но туда попасть тоже времени не хватило). Все, что хотели посмотреть обошли до 14-00. Потом пришлось прятаться от висящего над улицами смога от мопедов в гордском парке с атракционами времен развитого социализма. Из всех увиденных городов, Ханой-самый грустный. Смог, толпы мотоциклистов, тротуары заняты мелкобизнесовыми вьетнамцами..... Экзотика однако! В семь вечера отъезд на Хюэ
Специфическое о поездах: поезд из Ханоя в Хюэ (просил билеты, т.е. показал кассиру распечатку с их ж/д сайта на англ. языке, на S1 в Air-Con Soft Berth, Level 2 In 4-Berth Compartment). Получил в 6 местном на вторую и третью полку. Причину понять не смог, но по факту был не в обиде, т.к. поезд был полупустой, да и денег существенно меньше отдал (кстати - чем выше полка, тем она дешевле). Кондиционер мы успели заклеить еще в Ханое до отправления. Когда за час до прибытия в Хюэ подсели в купе еще вьетнамцы и пожаловались проводнику на неработающий кондей, то проводник молча снял скотч. Любовь местных к кондеям для меня осталась великой загадкой. Зачем включать его на всю дурь, что бы потом в одежде (куртках, брюках и ботинках) заматываться по самую голову в одеяло? Плюс вьетнамских поездов - туалеты и умывальники у них разнесены и потому очередей не бывает.
Особенность ж/д вокзала в Ханое (на остальных вокзалах этой услуги не было): в центре зала стоит деревянный ящик с кнопками, надо выбрать требуемую операцию (у нас было "поезда Север-Юг"), получить квиток с номером, а затем ждать когда номер загорится над каким-то окошком. В остальных городах покупка билета по принципу советского полустанка - местные лезут без очереди, и требуется проявить корректное нахальство, к которому местные относятся с пониманием. На вокзальный перрон пропускает дежурный только по билетам и за определенное время. В здание вокзалов доступ свободный. В любом виде вьетнамского транспорта (автобус, катер, ж/д) в стоимость билета включается и вода в бутылках. В ж/д есть и бесплатная еда (типа сухого пайка с соусами и соками), но разносят ее по известному только проводникам расписанию. На 12 часовом переезде до Хюэ ее не разносили (были платные горячие блюда), а на 4-х часовом до Дананга - разнесли.
На еще один ночной переезд Дананг-Нья Чанг был выбран вагон "Air-Con Soft Seat". Опасались, что местные аборигены, уже сидящие в купе, не дадут заклеить кондей (поезда Север-Юг, Юг-Север ходят сквозным маршрутом по одной ветке). Soft Seat в реальности - это общий вагон, четыре мягких сидения по два в ряд (типа как в ТУ-134), а Air-Con - это бытовые вентиляторы под потолком. Часть вагона виртуально отведена (наверное, еще кассиром на этапе продажи билетов) для иностранцев и богатых вьетнамцев, в другой части - народ попроще (умудрялись спать на полу между сидениями). Прошу прощения за упоминание кондиционеров, но попасть под них - это реальная возможность перечеркнуть себе все дальнейшее путешествие.
5 день. В 8 утра приезд в Хюэ. Сразу купили билеты на вечерний поезд (около 17-00) до Дананга, вещи оставлены в какой-то кладовке за доллар, пеший поход к Запретному городу. Все практически в шаговой доступности. После дворца отловили двоих мотоциклистов (или они нас?) и за 100 кдонгов отправились к гробнице последнего императора Кхай Диня. Остались очень довольны.
Вечером прибыли в Данаг. купили ж/д билеты до Ня Чанга на другой день, нашли отель и отдых.
6 день. Утренняя прогулка по городу, церковь каодаистов впечатления не произвела, в отеле попросили написать по-вьетнамски "Мраморные горы", показав картинки из путеводителя, и за 200 кдонгов взяли на ж/д вокзале такси до мраморных гор. Ехать к ним около получаса. Советую на входе (любом из двух №1 или №12) за копейки купить набор открыток (внутри есть схема расположения пещер и маршрута).
Творение природы и рук человеческих стоит обязательного посещения. Еще час времени незапланированно был потрачен на шопинг у местных камнерезов (хотя шопингом заниматься крайне не любим, но изделия очень были хороши. Очень долго колебался: как бы доставить домой мраморного смеющегося Будду метрового роста и весом килограмм 300. Трезвый смысл победил - остановился на более мелких вещах).
Вечером ночной переезд в Ня Чанг
7 день. В 6 утра прибыли в Ня Чанг. Нашли симпатичный номер на второй линии (15 долларов комната. На первой линии меньше ста не находилось). Прогулка по городу, пляж. Море не задалось: сильные приливные волны поднимали крупный песок, который буквально сек кожу на ногах. Да и погода была пасмурно-дождливой. Но погулять по городу, набережной интересно и успокоительно.
8 день. поход в грязелечебницу на целый день. От центра города до нее километров шесть (за Чамскими башнями налево). Шли туда пешком - любовались всякой экзотикой. На входе найдите прайс на русском языке, а потом уже решите, что вам покупать. Т.к. погода была пасмурно-дождливой, то грязелечебница показалась раем. Откисание в ванной с теплой грязью (пока грязь не остынет, а это мин. 40),
откисание до изнеможения в ванне с чистой минеральной водой (я в нее залезал по частям, т.к. ее температура довольно высокая), отдых в большом или малом бассейне с теплой водой. На территории есть где перекусить и отдохнуть.
Т.к. погодные условия не располагали к пляжному отдыху (дождливо-прохладно), то решили двигаться дальше в Муйне. Вечером в отеле купили билеты на автобус (около 8 долл). Эти автобусы в означенное время собирают людей по отелям. Прощание с хозяйкой отеля и обмен сувенирами.
9-10 день. Перезд в Муйне. 15 мин. ушло на поиск симпатичного геста, поселение и двухдневный полноценный отдых на море с морепродуктами. Недалеко от отеля куплены билеты на автобус до Сайгона (таких точек масса)
11 день. Переезд в Сайгон. Послеобеденная прогулка по городу.
12 день. Обход Сайгонских достопримечательностей (президентский дворец, почтамт и т.д.). Вечером вылет в Сием Риеп. В камбоджийском аэропорту заключен договор о дружбе и сотрудничестве с местным тук-тукером. 20 долларов по договору включали: трансфер из/в аэропорт, поиск гостиницы, два дня по храмам Ангкора.
13 день. Слава богу, что мудрый тук-тукер потащил нас в 5 утра любоваться восходом солнца. Сам восход мало восхитил (по сравнению с красотами храмов), но после 12 дня находиться на улице даже в солнцезащитных очках и тюбетейке было уже нельзя.
14 день. С утра до обеда осмотр храмов, трансфер в аэропорт и перелет в Сайгон.
15 день. Утром нашли пассажирский порт Сайгона (он левее или выше по течению основного порта с океанскими лайнерами) взяли билеты до Вунг Тау на советские "Ракеты" или "Кометы". Отправление прим. каждый час. Получилась и экскурсия по реке и морю и поход к статуе Христа (с забирательством во внутрь и выглядыванием из плеча). Вход во внутрь свободный, но босиком – обувь остается внизу.
От пристани Вунг Тау до горы с Христом идти прим. 2 км вправо (если смотреть с моря на берег). С другой стороны горы - городской пляж
16 день. утренний вылет Сайгон - Москва