В этом отчете будет собрано как можно больше практической информации, по возможности без восхищений и восторгов относительно общеизвестных туристических мест и без исторических сведений о массово посещаемых достопримечательностях. Все охи и ахи постараюсь выразить выложенными здесь фотографиями. Кроме того, сюда не впишутся воспоминания о том, кто из нас друг другу когда и какими словами что сказал, и что услышал на это в ответ, и как, где и с кем, мягко говоря, пили водку, или попросту бухали. Другими словами, отчет ожидается сухой и скучный, не в стиле литературного опуса, но с полезными (в первую очередь для тех, кто впервые собирается в Индию) подробностями. Кроме того, этот отчет – не руководство к действию, а личный опыт, который, может быть, кому-нибудь пригодится.
Время путешествия: 28.02.2011 – 26.03.2011
Этап подготовки
Билеты на перелеты авиакомпанией Аэрофлот по маршрутам Киев-Москва-Дели и Дели-Москва-Киев приобретены за 10 месяцев до начала путешествия за $998 на двоих.
Билеты по маршрутам Дели-Порт Блэр авиакомпанией Jet Lite рейс S2319 и Порт Блэр-Ченнай авиакомпанией Kingfisher Airlines рейс IT3632 приобретены за 5 месяцев до начала путешествия. С момента приобретения билетов и до начала путешествия время и терминалы вылетов несколько раз менялись. Состояние билетов регулярно отслеживали на https://www.checkmytrip.com
Виза: Документы на открытие 3-х месячной визы подали в Киевское посольство 3.01.2011, то есть за 55 дней до начала (83 дня до окончания) путешествия. Процесс сдачи документов, полный список необходимых документов для граждан Украины, требования, предъявляемые к этим документам, график работы посольства и другие полезные мелочи подробно описал в сообщении #12: Открытие визы в Индию на Украине
Программа путешествия:
1 -12 марта: пляжный отдых на Андаманских островах (Хэвлок и Нейл)
12 – 13 марта: Порт Блер (столица Андаманских островов)
14-16 марта: Махабалипурам (60 км от Ченная)
17-19 марта: Дели
20-23 марта Каджурахо
23-24 марта Агра
25 марта: Дели
Общая схема маршрута:
Дели - Андаманские острова (Порт Блэр - Хэвлок – Нейл – Порт Блэр) - Ченнай - Махабалипурам –Ченнай – Дели – Каджурахо – Джанси - Агра - Дели
Такая, на первый взгляд может быть, необычная схема маршрута родилась исходя из того, что в качестве основной цели нам с женой хотелось посетить:
- Тадж Махал в Агре
- Основные достопримечательности в Дели
- храмы Кхаджурахо
- вырезанные из скал храмы и композиции Махабалипурама
- пляжи в райских местах, отдаленных от шумной и назойливой цивилизации, немного пожить в бамбуковом бунгало в джунглях под пальмами на берегу лазурного океана.
Исходя из этого, Ченнай и Джанси не рассматривались, как места осмотра достопримечательностей, а только лишь, как необходимые пункты транзита. По этой же причине мы решили оставить без нашего внимания Орчху и многие другие достаточно интересные места, которые в принципе, можно было бы и посетить. Мы любители спокойного, ненапряжного отдыха. Поэтому не хотелось галопом скакать из города в город, из деревни в деревню, дабы успеть побольше всего посмотреть.
Вылет из Киева.
Во время регистрации на самолет столкнулись с очень неприятной проблемой. Выяснилось, что наших электронных билетов, которые мы приобрели за 10 месяцев и регулярно проверяли их состояние на checkmytrip.com не существует, и улететь мы никуда не можем. Самое интересное, что на указанном сайте билеты висели постоянно, даже в день перед отлетом. За все время несколько раз в них вносились изменения в связи с изменениями времени вылета рейсов, терминалов прилета и вылета, неизменно их статус был «подтверждено». За несколько дней до вылета получили из агентства, в котором покупали билеты, e-mail с информацией о том, что все в порядке. Не смотря на все это, в базе данных Аэрофлота наших билетов не было. Была только информация о том, что в день покупки они были забронированы и через минуту отменены. Со стойки регистрации нас отправили в кассу аэрофлота, а там предложили самостоятельно связаться с кассой, в которой покупались билеты. С агентством, где покупались билеты мы, конечно, связались (благо был мобильный телефон менеджера), но, учитывая, что день вылета пришелся на воскресенье, за оставшиеся полтора часа до вылета самолета никто ничем помочь не смог. Разумеется, были многочисленные звонки и многочисленные заверения, что завтра мы стопроцентно улетим. Но как-то в это слабо верилось, потому что на завтра все билеты были проданы. Тем не менее, утром в кассе аэрофлота нас порадовали тем, что наши билеты есть и сделали их распечатку, посоветовав в следующий раз не только проверять билеты через Интернет, но и звонить в любую кассу аэрофлота и все уточнять.
Вторая попытка регистрации прошла успешно. На стойке регистрации потребовали адрес, название и телефон отеля, в котором будем проживать в Индии. Это формальность. Никто ничего не проверяет. Можно давать данные любого отеля. Просто заранее напишите их на бумаге.
Пересадка в Москве
Немного пришлось поволноваться в Шереметьево. От самолета Москва-Дели нас отделяли полтора часа, шереметьевский контроль на безопасность за стойкой «Транзит» и толпа перед этой стойкой из около двухсот китайцев и чуть меньше полусотни других туристов, которым пытались оформить транзит всего лишь два работника аэропорта. Поскольку посадочный талон на Москва-Дели нам выдали еще в Киеве, то стоять в эту очередь нам не надо было, а пришлось лишь, проявив упорство и напористость (в прямом смысле слова), пробиться через эту толпу к пункту контроля на безопасность. К счастью, мы смогли попасть в зал вылета без опоздания, да еще минут 15 оставалось, чтобы отправить домой e-mail - Шереметьево порадовал бесплатным wi-fi.
Первые шаги по индийской земле
1 марта 2011. Самолет Москва-Дели прибыл по расписанию, не смотря на то, что вылетели на 40 минут позже. Разница во времени между Москвой и Дели 2,5 часа (до перехода на летнее время). Еще в самолете заполнили иммиграционные карточки. В них также надо внести название, адрес и телефон отеля, в котором будете проживать в Индии. Тут также никто ничего не проверяет и можно писать данные любого отеля. На паспортном контроле отрывают и отдают корешок этой карточки. Мы старались не потерять этот корешок – читали, что его должны забрать при вылете из Индии, однако никому он больше не понадобился. До рейса Дели-Порт Блэр у нас оставалось еще около двух часов. За это время нужно было поменять доллары и купить авиабилет Ченнай-Дели на 17 марта.
Поскольку мы сразу летели на острова, то поменяли 1200$ в зоне прилета по курсу 42 рупии за 1$. Нашли стойку обмена, где меняли без комиссий и налогов. Вначале поинтересовались, сколько наличных рупий мы получим за эту сумму долларов.
Кассы находятся в зоне вылета. Чтобы туда попасть, нужно выйти из зоны прилета на улицу, повернуть направо и дойти до лифта, подняться на 2 этаж, из лифта снова направо до входа № 1. В зал вылета без билета и до начала регистрации на рейс не пускают. Сразу за входом № 1 - вход А - в кассы и в зал ожидания. Билет купили без проблем. Однако, самые дешевые билеты авиакомпании JetLite по 58$ на рейс S2-252, которые мы видели в Интернете, нам продать не захотели. Собственно, и кассы этой компании в аэропорту нет. Есть только Kingfisher, Air India и Jet Airways. Пришлось купить билеты на тот же рейс, но компании Jet Airways по 75$.
Перелет в Порт Блэр
Из Дели в Порт Блэр летели рейсом S2-319 авиакомпании Jet Lite (вылет из терминала Т3)
Вылетели в 7.05 по расписанию. Не приезжайте в аэропорт впритык к вылету. Оставьте достаточно времени на регистрацию, контроль безопасности и путь до выхода к самолету. Терминал очень большой. У нас после прохождения контроля безопасности ушло минут 15 на то, чтобы дойти до выхода к самолету. И это без посещения магазинов по дороге. Прилетели в 12.00 (по расписанию - 11.50). В Калькутте технический стоп-овер. Почти все пассажиры вышли, аэропортовская бригада сделала уборку, и новые пассажиры заняли места. Мы из самолета не выходили. Пассажиры – в основном индусы. Из иностранцев была еще одна пара. По прилету в Порт Блер пешком идем в здание аэропорта (примерно 100 метров). Обратили внимание, что в Порт Блэре взлетная полоса пересекается с автомобильной дорогой. Перед приближением самолета дорога перекрывается, как у нас на ж/д переезде. В аэропорту заполнили карточки и получили пермит (разрешение на посещение Андаманских островов). В нем указывают ваши данные и дату, до которой вы можете находиться на островах (30 дней). Для оформления разрешения нужны только ваши паспорта и заполненная на месте анкета. Обратные билеты не спрашивали, но что-то проверяли по компьютеру (может быть наличие этих самых билетов). На форуме читал, что без обратного билета могут не пустить на острова. Пермит оформляется бесплатно. В анкете нужно указать название и адрес отеля, в котором будете проживать. Перед выходом из аэропорта - отделение банка (1$=42 рупии)
На выходе толпа таксистов, буквально разрывающих вас на части, хватаются за сумки, каждый настойчиво пытается привлечь ваше внимание. Но все в рамках приличия, с улыбками и мольбой на лицах. Так что напрасными были наши опасения относительно того, что свободных такси не будет, так как мы были последними пассажирами, которые вышли из аэропорта. Стоимость проезда на такси до Phoenix Jetty, откуда отправляются паромы на Хэвлок – 100 рупий. Перед входом на территорию Jetty можно купить воду и вкусности. От места остановки такси надо пройти метров 150 по дороге – справа навес и скамейки для ожидания, далее одноэтажное голубое здание билетных касс. Внутри на стойке лежат бланки карточек, которые нужно заполнить перед обращением в кассы. Сколько окошек в кассе выяснять не пришлось, на форуме писали, что штук 10, вероятно так и есть…. Работник в здании касс, выяснив, что нам нужен паром, отправляющийся через час (14.00), объяснил, что здесь предварительная касса и отправил нас в желтое здание на пристани. Оно оказалось залом ожидания. Минут через 20 начали продавать билеты на паром. Никакие карточки заполнять не надо было. Потребовали только пермит. Очереди не было. Цена билета (с указанным в нем местом) – 250 рупий. Места на пароме хватило всем.
Расписание паромов на Хэвлок:
6.15 - Port Blair – Rangat (с заходом на Neil, Havelock, Kadamtala, Long Island) – не ежедневно
Ежедневные паромы:
6.20 - Port Blair – Havelock
6.20 - Port Blair – Havelock (с заходом на Neil либо туда либо обратно – надо уточнять)
6.30 - Port Blair – Neil
11.30 - Port Blair – Havelock (с заходом на Neil либо туда либо обратно – надо уточнять)
14.00 - Port Blair – Havelock
Расписание паромов на острова на ближайшие дни: http://www.and.nic.in/spsch/nhr.htm
На Хэвлок прибыли в 16.20. В бамбуковой беседке полицейский проверяет пермит и заносит данные в журнал. Постарайтесь быть там первыми, иначе ждать придется долго.
Здание в порту с билетными кассами и залом ожидания:
За воротами вручают бесплатный путеводитель по Андаманским островам. В нем схемы Порт Блэра, Хэвлока, деревень № 1, 3 Хэвлока, цены на различные типы дайвинга, снорклинга, рыбалки, эксукрсии на лодках с адресом на острове. Затем вас встречают водители тук-туков.
Цена от пристани до деревни №5 – 50 рупий.
По отзывам на форуме мы заранее выбрали отель Orient Resort на пляже №5. Однако это место нас разочаровало… Объективно: территория не ухожена, замусорена сухими ветками, щепками, ветками, «туристическим мусором». У центральной дороги общественный туалет низкого качества, к его стене прикреплен умывальник и зеркало. Спаренные номера с бамбуковыми стенами по 600 Рупий. Внутри широкая кровать с антимоскитной сеткой, крохотный столик, 2 стульчика (все очень грязное), вентилятор на потолке, душ с холодной водой, умывальник, унитаз. Один раз в день вечером выдают 1 ведро горячей воды на комнату за 20 рупий. Очень душно, сыро, тусклый свет…. Пол бетонный без покрытия. Номер за 1200 рупий мало чем отличался: потолки выше, стены из фанеры, немного чище. В «ресторане» такое скопище мух, что ложку до рта не донести.
Соседний отель Sun Rise – точно такие же комнаты – 600 Рупий. Горячую воду вообще не обещали, уверяя в том, что комнат с горячей водой на острове нет в принципе. Двухэтажные номера были заняты, поэтому их не смотрели. Территория не очень ухожена, множество собак от мала до велика.
Отель Эльдорадо – несколько поуютнее: отдельные бамбуковые домики с душем и туалетом по 500 рупий. Сырости внутри нет, свет несколько ярче. Горячая вода ведрами по 30 рупий.
Отель Пеликан – значительно лучше: отдельные бамбуковые домики с душем и туалетом по 800 Рупий. Горячая вода с 7 до 24 ведрами бесплатно. Территория ухожена, при отеле интернет (не Wi-Fi).
Отель GoldIndia – гораздо лучше: отдельные приличные бамбуковые домики с душем и туалетом без горячей воды по 600 рупий. Территория уютная и чистая, регулярно убирается.
Отель DiveIndia
9 палаточных домиков, с деревянной крышей и выложенной на полу плиткой по 1500 рупий в сутки (селиться минимум на 4 дня). В нем мы и остановились, несмотря на высокую незапланированную ранее цену.
Внутри большая кровать с антимоскитной сеткой, напольный вентилятор,
большая этажерка для вещей, 2 прикроватных столика с настольной лампой, кресло-мешок, 2 светильника.
На веранде два кресла-качалки и гамак. На улице протянуты веревки для сушки вещей. Большой санузел. В санузле – душевая кабинка со шторкой и унитаз с умывальником и зеркалом. Круглосуточно горячая вода (проточный электронагреватель):
Еще плюсы этого отеля: полотенца - по 2 новых белых банных и по 2 новых цветных пляжных, белоснежная постель, 2 покрывала (укрываться если прохладно), туалетная бумага, мыло. Очень чисто и уютно. Ежедневная уборка по вашему желанию, необходимо просто оставить ключ на ресепшене. Территория отеля большая, ухоженная, хорошо освещена ночью:
Нет мелких собак, а только 2 добродушных лабрадора которые охраняют территорию:
Отличный чистый пляж, его ежедневно подметают.
Присутствует тень в любое время дня:
Хороший заход в море даже во время отлива. Море теплое, чистое и мелкое:
Совет: не оставляйте на ночь продукты в комнате, иначе жильцов в вашей комнате станет больше (они приходят только на запах продуктов):
Еда на Хэвлоке
Ресторан отеля Dive India – вкусно и безопасно для желудка, но дороговато:
- рис с морпродуктами (много морепродуктов) большая порция с салатом – 250 рупий,
- суп маленькая тарелочка – 80 рупий,
- коктель молочный с бананом и со льдом (не вкусный) – 40 рупий,
- омлет из 2-х яиц – 60 рупий, с грибами – 80 рупий,
- 1 блинчик с шоколадом – 100 рупий,
- чай (хороший) черный – 15 рупий, зеленый – 20 рупий,
- фильтрованная вода (можно набрать в ресторане) – 5 рупий любая бутылка,
- минералка – 25 рупий 1 л.
Ресторан соседнего отеля Gold India – приятный недорогой чистый ресторан. Цены:
- рыба целая жареная с картошкой фри и салатом – 200 рупий (большая порция),
- сок манго натуральный – 10 рупий стакан,
- коктейль молочный с бананом – 35 рупий.
В целом здесь цены в 1.5-2 раза меньше, а порции в 2 раза больше чем в Dive India. Качество и там и там отменное, проблем с желудком не было даже после употребления соков и коктейлей.
На всем острове действует программа «Не покупайте пластик». В рамках этой программы в ресторане отеля Dive India установлен очистительный фильтр вы можете набрать за 5 рупий любую бутылку питьевой воды любое количество раз. Мы эту воду пили регулярно – проблем не было.
Интернет на Хэвлоке
По дороге от 5 пляжа к центру есть две точки с интернетом. Цена 5 рупий – 1 минута. Сказать что он очень медленный – это ничего не сказать. Открытие яндекс-страницы ждали минуты 2.. В районе пристани масса объявлений об интернете, но ни в одном месте его найти не удалось (либо закрыто, либо просто нет)
Центр Хэвлока - деревня № 3
Пешком от нашего отеля минут 20. Молочных продуктов не нашли, на рынке можно купить фрукты и овощи. Связка бананов – 30 Рупий. В магазине типа супермаркета купили – пачку печенья по 10 рупий, шампунь за 88 рупий. На каждом товаре стоит цена чуть выше срока изготовления (MPR – максимальный прайс) – цена, выше которой этот товар продавать никто не имеет права (но все равно продают).
Пляжи Хэвлока
Пляж № 5:
Пляж отеля Dive India чистый, ежедневно убирается, много солнца и глубокой тени, хороший вход в воду между рифами. Таких входов на пляже № 5 немного.
Самый красивый и удобный для купания в деревне № 5 – общий пляж отелей Sunrise и Orient Resort.
Но здесь очень грязно, валяются бутылки, пакеты, горы (в прямом смысле слова) мусора, который не убирается.
Особенность пляжа № 5 – во время прилива (часов до 9-10 утра) купаться превосходно. Вода чистая, песочек, метрах в 20 от берега глубина по горло.
Часов до 11-12 относительно терпимо – отлив хоть и начался, но вода ушла еще несильно.
Около 2 часов дня фаза отлива максимальная. Оголяются рифы. Сколько бы ни шел (200-300 метров), а глубина все еще по колено – быстрее обгоришь на пекучем солнце.
Вечером, часов в 5-6 прилив уже начался, но глубина примерно такая же, как в 11 дня. Отдельный минус пляжа Dive India – наличие дайверского центра (отсюда название отеля). В обед группы возвращаются с погружений. На пляже появляется много людей, становятся на якоря лодки (3-4 шт.), ресторан набивается посетителями до отказа.
Пляж №7 (Radhanagar). На нем мы были с 9 до 13. В центре пляжа очень много местных. Мы отошли метров 300 вправо – никто своим присутствием не напрягал. Пляж красивый, но в прибрежной части джунглей, куда приходится прятаться от палящего солнца, не очень чисто. Вода чистая, бархатная, глубина сразу.
Перед входом на пляж остановка транспорта, рыночек. Здесь же стенд, предупреждающий, о возможных появлениях акул, морских крокодилов, змей и других опасных морских животных. На пляж №7 ходит общественный автобус от пристани, делает остановку в деревне №3. Официальное расписание:
Отправление от Havelock Jetty до Radhanagar:
06.30, 08.45, 09.30, 10.30, 11.15, 12.45, 14.30, 16.30, 17.15
Отправление от Radhanagar до Havelock Jetty:
07.15, 09.40, 10.00, 11.15, 12.15, 13.30, 15.15, 17.15, 18.00
Рейсы в 8.45, 11.15 и 12.45 от пристани мы видели. В 13.30 от пляжа рейса не было.
Добирались от отеля до пляжа № 7 на тук-туке за 150 рупий (хотел 200). Назад - попутным автобусом (повезло) по 50 рупий с человека. В обратную сторону тукеры просят 200-300 рупий.
Отправление с Хэвлока
До пристани добирались тук-туком за 50 рупий (хотел 70). В кассе 2 окошка. К каждому толпа местных. Очередь вроде бы и была, но самые шустрые индусы (и таких было много) ловко протискивались сразу к окошку. Причем никого в очереди это абсолютно не возмущало. У женщин преимущество - они обслуживаются вне очереди. Кассиры работают очень медленно – около 10 минут оформляют каждый билет. Тут продают билеты не только на сегодня. 5 марта видели, как продавали билеты на 6 и 7 в Потр Блэр, на 18 марта в Калькутту (паром). Расписание паромов нигде не висит (вернее, висит старое, неверное и выцветшее), уточнять следует в кассе заранее. Для покупки билета необходимо написать на бумажке фамилию, имя, возраст, пол всех кто едет, откуда, куда и когда отправляется, тип билета (seat, a/c chair, bunk – койка). Кассир переписывает данные из пермита. Для удобства можно заранее заполнить бланк ( http://www.and.nic.in )
Без билета на пирс никого не пускают.
Паренек (турист) прибежал к кассам и у первого встречного спросил, как уехать на Neil. Тот указал на отправляющийся паром и отправил его в кассу. Паренек еле пробился к окошку, не объяснив толком кассиру, куда ему нужно, попросил билет на отправляющийся паром. Кассир билет не продал и сказал “go to ship”. На пирс без билета не пустили. Он снова в кассу, оттуда вышел начальник и дал указание охране пропустить без билета. Вроде все Ок – уехал! Но самое интересное, что тот паром не шел на Neil. Отсюда вывод: узнавайте расписание в кассе хотя бы за день до отправления, лучше приобретайте билет предварительно и оставляйте запас времени перед отправлением.
Зал ожидания в порту:
В зале ожидания есть бесплатные розетки:
На пирсе:
До свидания, Хэвлок:
В салоне парома:
(Продолжение дальше)