Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Впечатления, отзывы, фотографии из Индии, Гоа, Бангладеш. Отзывы Индия, рассказы туристов о путешествии в Индию. Достопримечательности Индии, отдых в Индии Гоа

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Сообщение: #1

Сообщение Гость » 20 апр 2011, 17:39

shus 2011

В пределах Большого Мумбая и его пригородов находится пять пещерных монастырей и храмов: Элефанта, Джогешвари, Кондивита, Мандапешвар и Канхери.
Последний – самый большой и самый живописный.


1. Немного истории и географии
Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери расположен на территории Национального парка Санджая Ганди (бывш. Кришнагири) к северу от центра Мумбая.

    Национальный парк Санджая Ганди – это огромный, возвышающийся над городом холмистый лесной массив, самая высокая точка которого находится на высоте около 450 м на уровнем моря.
    Имя Санджая Ганди – погибшего в авиакатастрофе младшего сына Индиры Ганди – национальный парк получил сравнительно недавно: в 1981 году, а до этого он назывался «Национальный парк Боривали», по названию расположенного рядом (вернее вокруг) пригорода Мумбая.
    Все остальное время на протяжении двух тысячелетий это место называлось Кришнагири (Krishnagiri) – «Черная гора», вероятно по причине того, что его скалистые холмы сложены из черного базальта.
История Кришнагири (достоверно подтвержденная эпиграфами до 3 века до н.э.) связана с древними караванными путями, соединяющими северные и восточные области Индии с важнейшими торговыми портами того времени на побережье Аравийского моря: Кальян (Kalyan) и Сопара (Sopara).
О древней Сопаре написано много разного и в т.ч. легендарного, но то, что она была «открытым портом» и то, что о ней знали греческие и аравийские купцы древнейших времен, не вызывает сомнения.
Kanheri-00-map1.jpg

В Кальяне же сходились вместе торговые пути из разных частей Индии (кстати некоторые из важнейших современных национальных хайвев проложены примерно по этим же маршрутам, например NH3, NH4, NH222, и именно близь них и располагаются многие из известных буддистских пещерные комплексов Махараштры).
Расстояние от Кальяна до Сопары по суше составляет около 70 км и путь торговых караванов проходил по холмам Кришнагири через ныне не существующее поселение Магатан (Magathan), которое находилось в 5-6 км от монастырского комплекса Канхери.
Самые ранние пещеры Канхери достоверно датируются 1-ым веком до н.э. (хотя принято считать, что это место было обитаемо уже во времена Ашоки). Тогда это была небольшая группа пещер, которые использовались странствующими вдоль торговых путей буддистскими монахами в качестве убежища на период дождей.
Считается, что первая постоянная община буддистских монахов появилась здесь в к концу 1-го веке до н.э., а начало расцвета Канхери относят ко 2 веку н.э.

2. Пещеры Канхери
Дорога к пещерам Кханери начинается от главных ворот Национального парк Санджая Ганди. Вход и въезд в парк платный: 20 рупий с человека и отдельная плата за машину (мы заплатили за все 100 рупий).
Расстояние от входа в парк до Кханери - около пяти километров, и извилистая и узкая асфальтированная дорога идет вверх к базальтовым холмам через почти безлюдный дремучий лес. Водитель как положено попотчевал нас традиционным рассказом об ужасной дикости этих мест и о том, что здесь «совсем недавно видели тигра».
На самом деле тигров в национальном парке (за исключением огороженной территории, куда возят туристов на сафари) лет сто уже не водится, зато живут леопарды, а так же полно всякой другой крупной живности: разнообразные олени, обезьяны, крокодилы, вараны и пр.
Дорога заканчивается парковкой чуть ниже комплекса, от которой вверх к пещерам ведет широкая каменная лестница. Как и везде, в таких местах околачиваются стаи макак (здесь они еще и отличаются цветом) в надежде что-нибудь стырить или вырвать из рук беспечного туриста. Особой популярностью у бандерлогов пользуются пластиковые бутылки и пакеты.
Kanheri-01-01.jpg

Макаки - твари наглые и порой даже агрессивные. Хотя и редко, но бывают случаи, когда они кусают или царапают людей. Травма конечно невелика, но потом с прививками замучаешься и поэтому надо быть внимательнее.
Супруга их откровенно побаивается и поэтому при входе всегда находит себе какую-нибудь хворостину, потому что даже символическая палочка в руках человека заставляет этих хвостатых вести себя приличнее.
Kanheri-01-02.jpg

Сразу за входом расположен тикет-офис (стоимость билета - 100 рупий) и несколько стендов с описаниями и картой.
Всего в Кханери числится 109 пещер, расположение которых можно попытаться понять по вот такой карте-схеме при входе.
Kanheri-00-map3.jpg

С первого взгляда кажется, что разобраться в этом сюрреализме довольно сложно, тем более что он, как древняя индийская карта, развернут востоком к верху, но на самом деле на местности все выглядит гораздо проще.
Всего по-крупному в Канхери можно выделить три условные зоны: пещеры вдоль восходящей скальной ложбина (прибл. от 18 до 40-41 по южной стороне и от 28-30 до 13-16 по северной стороне), пещеры на среднем уровне (прибл. от 67-69 до 49-51) и верхний ряд пещер и вершина холма.
Более ясную картину и ключ к расшифровке карты-схемы ASI дает спутниковое изображение Канхери с номерами и приблизительным расположением пещер и маршрут нашего обхода вдоль скальной ложбины (стрелка рядом с пещерой N 1 - вход в комплекс), см. ниже.
Kanheri-00-map2.jpg

    Сейчас мне очевидно, что лучше было обойти ложбину по часовой стрелке (начиная с 14-16) - для этого надо было перейти мостик (он примерно в том месте, где расходятся линии маршрута), т.к. можно хорошо рассмотреть средний уровень и вершину холма с противоположной стороны и уже решить: где и как подниматься и спускаться на верх.
Сразу скажу, что на средний уровень и вершину холма мы не поднимались, а только обошли ложбину - весь день периодически шел дождь, было очень скользко и нам не захотелось рисковать.

Пещеры N1 - N4
Чуть выше стендов и тикет-офиса находится длинная площадка, вдоль которой немного особняком от остального комплекса расположены три самые большие пещеры Кханери: N 1, N 2 и N 3.
Пещера N1 является недостроенной, но причина этого историкам неизвестна (вероятнее всего что-то изменилось в судьбе могущественного дарителя, который финансировал строительство этой пещеры). О ней вообще практически отсутствует какая-либо информация, даже датировка ее сооружения ориентировочна: 5-6 век н.э. и сделана она по косвенным признакам (капители колонн в виде амалаки).
Kanheri-01-04.jpg

Слева от пещеры N 1 располагается широкая и низкая пещера N 2, в правой части которой находятся две ниши со ступами (ранее бывшие двумя небольшими чайтьями), а остальное пространство занимает вихара - жилые кельи буддистских монахов. Вихара выглядит не совсем обычно: полностью отсутствуют колонны веранды. Вероятнее всего пещера высекалась в естественной каверне, которая уже имела достаточную глубину.
Kanheri-02-01.jpg

Над скальном козырьке хорошо видны неглубокие водоводные каналы, которые сходятся к цистерне, вырубленной в глубине скалы. Таким образом создавались запасы воды для остающихся в монастыре монахов на период сухого сезона.
Перед ступами в древности находилась деревянное сооружение: на это указывают вырубленные в скале квадратные гнезда для несущих балок
Kanheri-02-02.jpg

Обе ступы - монолитные, высеченные из скалы в процессе создания пещер, и выполнены в традиционном стиле буддизма тхеравады тех времен: минимум символики и отсутствие антропоморфных изображений Будды.
Все барельефы с изображением Будды и бодхисатв являются более поздним творчеством последователей буддизма махаяны (вероятно не ранее 5-6 века).
Правая ступа сохранилась в первозданном виде: сверху у нее присутствует хармика и основание зонта (сам зонт обозначен в виде барельефа в потолке).
Cлева от пещеры N 2 находится один из самых больших в Индии пещерный буддистский храм-чайтья - пещера N 3.
Kanheri-03-02.jpg

Рядом по левую руку расположена пещера N 4 - небольшая, ничем особым не примечательная небольшая чайтья.
Пещера N 3 представляет собой огромный зал для собраний и совместных медитаций (чайтья, chaitya) буддистских монахов, проживавших в окрестных пещерах.
Kanheri-03-04.jpg

    В истории пещеры N 3 есть один небольшой, но интересный сюжет.
    В португальских источниках 16-го столетия есть запись, что эта пещера была преобразована в христианскую часовню Святого Мигеля, а часть буддистских монахов обращены в христианство и что сделал это знаменитый португальский монах-францисканец Антони де Порто, самым известным деянием которого было строительство католической церкви над индуистским пещерным храмом Мандапешвар в Боривали (ныне - северный пригород Мумбая).
    В отличии от Мандапешвара или Элефанты, никаких следов христианизации в Канхери к счастью не осталось. Поэтому как все обстояли на самом деле - доподлинно неизвестно, хотя в записях францисканцев говорится, что де Порто жил и проповедовал в этой пещере и даже обратил в христианство какого-то 105-тилетнего йога.
    Возможно это было то, что в наше время называется «приписками» – лично у меня грудастые девицы при входе в пещеру как-то не вяжутся с воинствующим католицизмом тех времен. К тому же Канхери, хоть и находится от Мандапешвара в десятке километров, в те времена была малонаселенна и довольно труднодоступна со стороны побережья.
    К слову сказать, католические церковь и монастырь, построенные усилиями де Порто над Мандапешваром (сам индуистский храм при этом изрядно пострадал от христианского вандализма: пещеры были превращены в церковную крипту, а древние барельефы - повреждены, а затем заштукатурены) после победы маратхов над португальцами в 18 в. были разрушены, а в начале 19-го века (после окончательной победы англичан на маратхами) - частично восстановлены.
    В дальнейшем их судьба складывалась тоже непросто, но настоящее время, как я понял, ситуация такова: действующая церковь находится чуть южнее индуистского храма, руины монастыря – прямо над ним, а пещеры, хотя и переданные правительством в ведение ASI, являются шиваитским святилищем.

Перед собствнно чайтьей находится веранда, из которой в основной зал ведут три двери и над которыми находится полукруглое окно, освещающее зал.
В боковых простенках веранды две высятся гигантские фигуры высотой около 8-ми метров, изображающие Будду Гаутаму.
Kanheri-03-08.jpg

Нижняя часть ног статуй сильно выщерблена и как будто обожжена. На самом деле какое-то время местные индуисты поклонялись этим статуям как изображениям братьев Пандавов и в соответствии с ритуальной практикой поливали ноги статуй маслом и натирали краской (хорошо что только ноги, есть более печальные примеры).
В простенках между входными дверями изображены два групповых барельефа дарителей в окружении будд и бодхисатв.
Kanheri-03-12.jpg

    По-видимому местная горная порода слишком крупнозернистая и рыхлая. Из-за этого груди женщин на барельефах (которые в подобных местах обычно отполированы до идеального блеска руками поклонников изящного искусства) здесь просто частично стерты и выкрошены.

Главный зал имеет «типовую» тхеравадинскую планировку: прямоугольник с закругленной (апсидальной) задней стеной и рядом колонн, повторяющим периметр помещения и отделяющим центральное пространство зала от коридора-обхода.
Kanheri-03-13.jpg

Длина зала составляет 26 м, ширина – 14 м, высота – 13 м, общее количество колонн – 34.

    Главным инженерным чудом подобного рода сооружений является сводчатый потолок, к которому крепилась полностью повторяющая его форму сплошная деревянная конструкция. Считается, что здесь, как и в Карле, вся поверхность свода так же была покрыта конструкцией из полукруглых балок, имитирующей деревянный свод, но до настоящего времени (в отличии от Карле) ничего из этого не уцелело. На фотографии хорошо видны гнезда несущих балок и пазы в своде для полукруглых ребер.

Обязательным элементом чайтьи является коридор-обход для медитации во время прогулки (это восходит к буддистской традиции, в соответствии с которой Будда Гаутама провел третью неделю после просветления, медитируя во время прогулок недалеко от дерева бодхи).

Другие пещеры
Метрах в ста к северу от «соборной площади» с пещерами N1 - N4 по обеим сторонам вытянувшейся с запада на восток скальной лощины расположен «жилой микрорайон» - собственно пещерный монастырь Канхери.
Здесь находится свыше ста пещер, которые (за небольшим исключением), предназначались только для проживания монахов и гостей монастыря.

    Почти все пещеры были созданы в период доминирования в буддизме тхеравадинской традиции, поэтому выглядят строго и аскетично. Все резные дополнения в виде барельефов, капителей колон и пр. датируются более поздним периодом и относятся уже к искусству махаяны.
    Практически все пещеры являются вихарами - буддистскими монастырскими общежитиями (тхеравадинских чайтья здесь нет). Они невелики по размеру и сооружены по «типовому проекту»: веранда с колоннами, прямоугольные помещения для сна и отдыха, система сбора дождевой воды и вырубленная вглубь скалы цистерна для ее хранения. Очень интересна коммунальная инфраструктура монастыря: все пещеры (вплоть до вершины холма) соединены между собой высеченными в камне тропинками и лесенками, а поверхности скал там и сям аккуратно прорезаны водоотводными канавками, ведущими к цистернам.
    Само расположение монастыря в наклонной каменной ложбине, заканчивающейся обрывом, обеспечивало ему идеальную для тропиков санитарию: весь мусор, палые листьев, продукты жизнедеятельности и т.п. в сезон дождей просто смывало с гладких скал вниз к подножью холма.

Западный конец монастырской ложбины заканчивается обрывом. В этом месте установлен железный мостик, по которому можно перейти на северную часть комплекса (фото сделано сверху: с площадки пещер N 70 – N 71, куда можно подняться сразу от мостика – на фото слева видны перила лестницы).
Kanheri-05-01.jpg

Около пещер N 09 и N 10 ложбина резко сужается и по ее дну вырублена ведущая вверх каменная лестница (на фото вдали).
До 09-10-ой пещер по дороге попадаются только полуразрушенные вихары (на фото вдали у лестницы).
Kanheri-05-02.jpg

Около некоторых находятся хорошо сохранившиеся каменные цистерны с системой водоводных канавок высеченных по поверхности скалы (иногда довольно загогулисто).
Kanheri-05-04.jpg

    Цистерны не очень глубокие (в другом месте мерил палкой) - не более полутора метров, что вероятно связано с техникой безопасности и обеспечением удобства обслуживания.

Пещера N 11, расположенная справа после подъема по лестнице – самая большая в ложбине (ширина по фасаду - около 22 м) и даже имеет собственное название: «Дарабар Холл» (Darbar Hall).
Снаружи расположена традиционная веранда с рядом из восьми восьмиугольных колонн.
Внутри пещера состоит из огромного зала и ряда жилых помещений вдоль трех стен. Посредине зала во всю его длину высечены два ряда каменных сидений.
Kanheri-05-06-2.jpg

В одной из келий находятся барельефы с изображениями Будды и бодхисатв, созданные уже в более поздний период (8-9 век) последователями махаяны.

Сразу после узкого прохода ложбина резко расширяется (справа – пещера N 33).
Kanheri-05-08.jpg

Еле моросивший до этого дождь вдруг резко усилился и нам пришлось минут двадцать отсиживаться под козырьком пещеры N 33.
Kanheri-05-09.jpg

Под дождем все выглядит унылым и пейзаж иногда напоминает нашу осень.
Kanheri-05-10.jpg

В соседней, 34-ой пещере, находящейся справа от нас за скальным гребнем, скучала смешанная евро-индийская компания.
Kanheri-05-11.jpg

От 34-ой пещеры ложбина становится шире, а ее склоны выше и круче.
На противоположной стороне расположены пещеры N25 (слева) и N 26. После дождя там очень скользко, поэтому народ с великой осторожностью пробирается по узким скальным тропинкам.
Kanheri-06-32.jpg

Мощеная камнем тропинка от пещеры N34 в сторону пещер NN 35-41 круто поднимается в гору.
Далее путь пролегает по ровному участку. Здесь пещеры небольшие и довольно сильно повреждены, а своим видом чем-то напоминают джайнские кельи в Удаягири.
Kanheri-06-34.jpg


После пещеры N 41 тропа круто поворачивает вниз и мимо защитной стенки выходит на северную сторону ложбины.
Kanheri-06-42.jpg

В начале находится несколько однотипных пещер, с сильно пострадавшими от эрозии колоннами веранды.
Компоновка у этих пещер стандартная: веранда, жилое и боковое помещения, цистерна с водосборной канавкой и лавка (ниша).
Kanheri-07-02.jpg

На северной стороне скалы после дождя покрыты густой слизью из разбухших лишайников (вероятно они здесь себя чувствуют лучше, чем на южной) и поэтому очень скользкие.
Передвигаться же приходиться по вот таким узеньким тропинкам.
Kanheri-07-03.jpg

Перемещение по горизонтали при соблюдении определенной осторожности еще не вызывает проблем, а вот любой даже незначительный уклон заставляет напрягаться – ни зацепиться, ни опереться. До конца мы таки дошли благополучно, но больше лазить по скалам почему-то не захотелось.
Kanheri-07-04.jpg

Не спеша и с оглядкой помаленьку добрались до длинного скального козырька пещеры N 25.
Эту часть пути можно пройти по мягкому грунту осыпавшейся веранды.
Kanheri-07-08.jpg

С высоты 25-ой пещеры хорошо видна расположенная рядом пещерой N 34 солидная лестница, ведущая на средний уровень холма (мы на нее не обратили внимания, когда под дождем перемещались перебежками между 33-ей и 34-ой пещерами).
Kanheri-07-09.jpg

25-ая пещера (на фото справа) заканчивается пологой лесенкой, которая спускается к пещерам NN 19-22. Сразу за пещерой N 19 находится лесенка (на фото – слева вдали), по которой можно подняться на верх северной части лощины.
На противоположной стороне влюбленная парочка (вместе с которой мы прятались под козырьком 33-ей пещеры от дождя) в отличии от нас похоже никуда не торопится.
Kanheri-07-10.jpg

От 19-ой пещеры поднялись довольно высоко: где-то до уровня трети высоты расположенного напротив главного холма.
Внизу видна 11-ая пещера (с еще одной влюбленной парочкой, которую мы сфотографировали пару часов назад), а выше и правее нее – площадка с пещерами NN 67-69.
Kanheri-07-12.jpg

Сверху также хорошо видно начало ложбины и пещеры NN 70-71.
Kanheri-07-13.jpg

Наверху плоская поверхность скалы такая же скользкая как и везде, но по крайней мере широкая и горизонтальная, к тому же по ней тоже проложены тропинки.
Kanheri-09-00.jpg

Первый раз за все время встретили местных стражей порядка.
Kanheri-09-01.jpg

Сначала я не понял, что они делают в этом пустынном месте, но через несколько десятков метров все стало на свои места: справа внизу около пещер NN 14-16 (а они находятся в сторонке и как бы «за углом») весело зажигала молодежь.
Kanheri-09-02.jpg

Спустились к мостику, с которого начинался наш маршрут и обратным путем двинулись к парковке.
Kanheri-09-04.jpg

Благополучно миновав макак, дружно подтянувшихся к пешеходной дорожке (видимо дело к обеду), мы спустились к парковке, разбудили водителя и тронулись дальше - разыскивать пещерный храм Джогешвари.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гость

 
Отдых в Индии Гоа отзывы

Re: Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Сообщение: #2

Сообщение sankel » 15 фев 2012, 06:34

Очень интересно, спасибо! Все никак не доберусь до парка. Кстати, а на чем вы в него ехали - на такси? И как перемещались по парку?
Аватара пользователя
sankel
полноправный участник
 
Сообщения: 370
Регистрация: 19.10.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Возраст: 63
Пол: Женский

Re: Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Сообщение: #3

Сообщение Гость » 15 фев 2012, 07:19

sankel писал(а) 15 фев 2012, 06:34:Очень интересно, спасибо! Все никак не доберусь до парка. Кстати, а на чем вы в него ехали - на такси? И как перемещались по парку?


Мы брали машину на день (ездили в разные места), поэтому по парку перемещались на колесах.
Местная молодежь там ходит пешком, но это на любителя.
----
Пригород с запада от холма называется Боривали (Borivali). Там уже немного трущобно, поэтому надо повнимательнее (особенно если женщине в одиночку).
От Bandra West до въезда в нац. парк - около 20 км (a/дорога - Western Express H/way (NH8).
В паре километров от въезда - ж.д. ст. Боривали. Как там насчет такси - я не знаю.
От въезда в парк до пещер - около 5 км (в горку). Сразу направо идет Film City Rd. (понятно куда), прямо Kanhery Caves Rd.
Гость

 

Re: Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Сообщение: #4

Сообщение sankel » 15 фев 2012, 07:33

Спасибо!А Джогешвари нашли? Есть рассказ? И уж простите, но в этом топике спрошу: в парке есть, где пообедать?
Аватара пользователя
sankel
полноправный участник
 
Сообщения: 370
Регистрация: 19.10.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Возраст: 63
Пол: Женский

Re: Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Сообщение: #5

Сообщение Гость » 15 фев 2012, 07:42

sankel писал(а) 15 фев 2012, 07:33:Спасибо!А Джогешвари нашли? Есть рассказ? И уж простите, но в этом топике спрошу: в парке есть, где пообедать?


1. Нашли, есть (см. в личке).
2. По моему у входа, что-то есть, но не уверен.
Гость

 

Re: Мумбай: пещерный монастырский комплекс Канхери (ноябрь 2010)

Сообщение: #6

Сообщение oleg41 » 25 янв 2017, 18:10

Кто-нибудь добирался из Мумбая до пещер на общественном транспорте, электричка или басы? И сколько стоит такси до пещер?
Аватара пользователя
oleg41
активный участник
 
Сообщения: 857
Регистрация: 12.05.2007
Город: Казань
Благодарил (а): 106 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 54
Страны: 78
Отчеты: 1
Пол: Мужской




Список форумовАЗИЯ форумИНДИЯ форумОтзывы об Индии, отдых в Индии Гоа



Включить мобильный стиль