Октябрь 2011
Лех (Leh)– Шринагар (Srinagar)- Амритсар (Amritsar)- Харидвар (Haridwar)- Ришикеш (Rishikesh)- Агра (Agra)- Матхура (Mathura)- Вриндаван (Vrindavan)- Пури (Puri) (Конарк, Сатапада, озеро Чилика)- Буханешвар (Bhubaneswar)- Дели(Delhi)
Отчет не претендует на путеводитель, в нем нет фактов из истории. Так как информации и так очень много по Индии, я пытался не останавливаться на известных фактах. В конце каждого дня приводится список расходов, который носит лишь справочный характер. Надеюсь, кому-то окажется полезным этот отчет, он несколько суховат, но зато выкладываю его оперативно. Все писалось в Индии, ежедневно. Самое сложное было разобрать фотографии, с которыми я ничего не делал кроме цветокорекции при конвертации из RAW, но учитывая количиство, даже это было не просто. Мне в путешествиях всегда сильно помогают отчеты с этого форума, а иногда вообще делают возможным само путешествие.
Что касается маршрута, то изначально он должен был пролегать из Дели в Агру и Варанаси, затем в Восточную Бенгалию и Пури. Был куплен авиабилет из Буханешвара в Дели перед вылетом в Петербург. Из-за землетрясения в Сиккиме пришлось поехать севернее – Ладакх. Затем отсутствие ж/д билетов до Варанаси и от Варанаси до Пури заставило отказаться от этого города и взять перелет из Дели в Буханешвар. К сожалению, из Варанаси нет перелета ни в Калькуту, ни в Буханешвар, только через Дели, а это довольно дорого получается и как-то бестолково. Автобусами я ехать уже не хотел – накатался, да и медленно очень.
Дели. 4 октября.
Я в Дели. Из Франкфурта летел Боингом 747 около семи часов. Это, конечно, не А340. Тесновато и потрясывает. Аэропорт в Дели обычный международный аэропорт, только полы в международной зоне застелены ковровой дорожкой.
Чисто, тихо, ночь. Сижу на полу сверху рюкзака в ожидании начала регистрации рейса в Лех. Вход в зону местных направлений на втором этаже слева от главного входа. Выпил кофе со льдом. Хочется сдать багаж, но на местные вылеты регистрацию начинают за 1,5-2 часа. Поменял немного денег по курсу 45,96. Потом менял по курсу 47,5 – 48,2. К рублю курс получился 1,43, потому что за две недели до поездки доллар поднялся на 4 рубля и я менял рубли по курсу 32,2.
При получении посадочного талона у Kingfisher нужно еще поставить штамп в окошке авиакомпании, не знаю зачем, просто надо.
Бесплатно на внутренних рейсах только вода. Мерзковатый растворимый кофе с двумя печеньками стоит 50р. На весь самолет три белые рожи, включая мою. Когда мы взлетели было темно и я забросил сумку с фотоаппаратом на верхнюю полку и ее заставили другими сумками. Когда стали заходить на посадку, вышло солнце и осветило верхушки гор, но я не смог это сфотографировать нормально.
Приземляясь два раза попали в нисходящий поток, так что казалось что падаем.
Лех. Провинция Ладакх. Штат Джамму и Кашмир.
Аэропорт маленький военный. Забрав багаж взял припейд такси,
попросив недорогой гестхауз. Заселился в комнату за 500р., торговаться не стал. Комната вообщем неплохая. Без отопления, хотя ночью было не больше пяти градусов. Ведро горячей воды утром. Хотя потом горячая вода по утрам была.
Помылся и решил сходить поесть и купить воды. Мне посоветовали после прилета поспать часа два, чтобы не болела голова, но у меня были волшебные таблетки- Делагил. Кафе и магазины здесь начинают работать с 8 часов. Взял индийский завтрак: лепешки с простоквашей и масала чай на 90р. Вполне хватило.
К слову сказать, в каждом кафе есть раковина и мыло чтобы помыть руки. Затем я все-таки поспал 4 часа, еле-еле смог встать потом, ведь за двое суток я спал лишь около двух часов. Затем пошел по городу фоткать
Автостанция
Автобус мусульманской школы
типичный представитель индийских дорог
старая корова со сломанным рогом
и забрался к дворцу около пяти часов.
дворец императора Ладакха
В Лехе никто не приставал, даже таксисты. Побыл во дворце до заката и стал спускаться. Шел через спальные районы навстречу основному потоку трудяг возвращавшихся домой. Уже в темноте зашел поесть. Надеялся на что-то поострее, но меня стали отговаривать: «Нет, нет, что вы, мистер, это спайси, это вам не надо – вот это нот спайси, это хорошо». И так как моих знаний английского не хватает для активного спора, я не стал спорить. Курицы или другого мяса у них не было. Взял просто рис, залив его соевым соусом и запив масалой. Потом зашел в интернет (90р. Час), тусанулся с продавцом безделушек и отправился спать. Ночью электричество выключили.
Расходы: такси 170, вода 30, еда 90, 130, дворец 100, интернет 30, гест 500.
Лех. 5 октября.
Проснулся в 5 утра, еще до рассвета. Повертелся, понял что все равно не усну уже, пошел фоткать пока еще пустые улицы как только стало рассветать.
водитель грузовика
Если кто-то заговаривает с тобой на улице, значит это хозяин лавки и он обязательно попросит зайти к нему просто посмотреть. В Лехе огромное количество ишаков и, похоже, большинство из них безхозные. Некоторые умирают прямо на улице, объевшись мусором.
Спросил в гесте о такси, мне назвали одну цену, а когда спросил у подъехавшего таксиста цену, она оказалась в два раза выше. Ну его нафиг, город небольшой, пошел пешком. Обошел весь Лех вокруг, забрался на обе горы где есть гомпы.
ребенка привязали за ногу к столбу чтобы не уползал
крепость
военный полигон
Побродил по заброшенной гомпе – почти как пирамида. Много фоткал.
Решил, что больше мне здесь делать нечего. По монастырям в округе не хочется ездить одному. На озера одному очень дорого такси брать (Цо Морири стоило от 7000р.), а попутчиков в несезон тяжело найти, мне не удалось. Буддизм в Индии вымирает. Туристов почти нет, лавки почти все закрыты.
Вода везде стоит одинаково 15р. Много собак и все они полусонные. Люди не трогают их, а они не трогают людей. Даже не оскалились ни разу. В Питере всегда приходится быть на стороже проходя мимо собаки. Одна сегодня шла рядом со мной, сначала пару километров по равнине, а затем забралась в гору к гомпе и была там, пока я незаметно для нее не спустился вниз, пока она отвлеклась.
Вообще Лех не похож на Индию. Еду дальше.
Расходы: вода 30, завтрак 120, ужин 210, гест 500.
Лех. Дорога в Шринагар. 6 октября.
С утра пошел на автостанцию. Подождал у открытого окошка кассы минут 10-15. Потом подходит кассир: «Что ты паришся, заходи внутрь, у меня там диван есть» (перевод приблизительный). Захожу, говорю куда мне надо, он что-то начинает искать. Приходят еще четверо, начинают искать вместе. Минут через 10, мне выписали билет. Все мне здесь напоминает Советский Союз. Автобус Супер Делюкс типа нашего пазика с сиденьями с высокой спинкой. Стоит 800р. Сказали подходить за полчаса до отправления для погрузки багажа, т.е. в 1-30 дня. Автобус идет без ночевки в каргиле. Других автобусов в кассах не было. Еще можно взять такси стоимостью около 10тыс.р. С местом мне не повезло- оказалось не у окна, а индус, сидевший у окна, меняться местами отказался. Так что фоток с переезда нет. А было что фоткать! Мусульмане, ехавшие в автобусе оказались на редкость вонючими. Надо ли говорить, что я был единственной белой рожей в автобусе?
погрузка багажа
Собственно, про автобус можно выделить отдельную тему, но я попробую вкратце. Сначала все шло хорошо, асфальт и достаточная ширина дороги. Часа через два асфальт закончился (снова начнется через 16 часов, на подъезде к Шринагару). Но это далеко не все. До долины Ламаюра ехали более-менее. В 9 часов стало резко холодать. Я наивно полагал что салон отапливается. Нифига. Местные натянули на себя одеяла, водитель закутался в платок и одел рукавицы, а я тоскливо вспоминал про спальник наверху автобуса зачехленный брезентом. Толстовка вела себя очень достойно и защищала меня от холода, но вот брюки были тонкие. Дуло со всех щелей и окно на кочках постоянно открывалось. В час ночи мне эта дорога стала казаться дорогой в ад, как в фильме Пираты Карибского моря. Спать я не мог, только закрывал глаза и пытался вспомнить где же я так нагрешил-то. В четыре утра мы достигли второго перевала и пошел снег. Температура стремительно ушла в минус. Снег постоянно замерзал на лобовом стекле, никакого горячего обдува, разумеется, не было. Водитель протерал стекло тряпкой, но оно сразу же становилось молочным от инея. Мне казалось, что едем хотел сказать по приборам, но ни один прибор не работал. Едем по памяти. Лишь бы водителя не подвела эта самая память. Все-таки скоро мы встали. Дальше ехать было невозможно. Простояли до половины шестого. Как только стало рассветать, кокон на водительском сиденье зашевелился и из него появился водитель. Ночь прошла и автобус прокашлявшись дернулся. Перевалив самую высокую точку маршрута, 29 индусов и один русский в железном самодвижущемся ящике стали неспеша спускаться. Одновременно с этим стало теплеть. Какая же красотища была за окном! Разноцветные осенние горы: белые, черные, коричневые, зеленые, желтые с голубой рекой внизу. По дороге мы периодически останавливались и пили чай с молоком, стоимостью 5р., причем не масала, а чай, который звучит по-индийски так же как и по-русски. Еще был белый хлеб, запеченный в яйце, довольно вкусный, по той же цене за целый кусок.