Собираясь в очередную поездку по Керале, я решила включить в свой маршрут посещение Муннара - района высокогорных чайных плантаций. Честно скажу - не была уверена, что вообще хочу туда ехать.
Во-первых, по чайным плантациям я уже досыта нагулялась на Шри Ланке. И не только по плантациям - а также по фабрикам и магазинам, и не просто нагулялась - а изучила процесс досконально, от организации плантации до тонкостей процесса заварки.
Во-вторых, насмотревшись красивых картинок по многочисленным отчетам, я никак не могла понять логистику перемещений по Муннару, и это раздражало. Упоминалось очень много всего - водопады, плантации, смотровые площадки, озера, дамбы, разные hill stations и прочие аттракции. Я никак не могла определиться, к каким водопадам и wiew points надо непременно свернуть с основной дороги, а что можно и пропустить. Что увидим во время переездов, а что оставить на день - другой в Муннаре.
Но индийский друг настаивал - поедем, поедем, там красиво, там прохладно...
Ладно, согласилась я. Так и быть, поедем в твой Муннар. С условием, что потом из Муннара уедем в Марайюр.
Поднапряглась и нагуглила то что могло оказаться интересным:
- Kolukkumalai - попробовать и купить самый высокогорный чай в мире, если там и вправду такой чай есть…
- наверное стоит заехать на Echo Point и Top Station,
– гора Анамуди, если туда есть легкий какой-нибудь трек….
--------------
Сейчас, оставив позади высокогорный чайный Муннар, я до сих пор пребываю в полном восхищении. Красоты там невиданные, с плантациями Шри Ланки ни в какое сравнение не идут - ни по красоте, ни по масштабам. А высокогорный чай и вправду восхитителен!
Я сознательно не буду рассказывать о храмах и помойках.
Главные аттракции Муннара - красивые виды на чайные плантации, горы, водопады, и прочие природные красоты. А вопрос перемещения между достопримечательностями решается весьма просто.
Практически в каждом отеле, да и в большинстве магазинчиков, туристам предлагают такие вот рекламные листовки. Первая - это из центра города Муннар, вторая - от нашего отеля в Chithirapuram(13 км от города)
...
Вот и ответ - "что смотреть" Все основные места туристического интереса определены, и расположены вдоль основных дорог.
Можно - (и так делает большинство, теперь я это понимаю) - не заморачиваться схемами дорог, маршрутами и планами. Сразу за вручением листовки, следует предложение. Желающих провезут экскурсией по всем лучшим аттракциям - машиной, минибасом или тук-туком.
Другой вариант - при скромном бюджете и наличии времени - объехать все перечисленное автобусами.
Как и в любом горном районе в любой стране, какая-то из дорог-серпантинов в какой-то день может оказаться перекрытой ... но по умолчанию, провинция Муннар полностью накрыта действующей сетью междугородних и локал басов. Прелести поездки в локальном индийском автобусе обсуждать не буду - когда-то было интересно, получила такой экспириенс, теперь имхо это не для меня.
Однако! Независимо от любви или нелюбви к общественному транспорту, Муннар - это такое место, где ехать от точки до точки тесными автобусами, или наскоро проехать по основным точкам в душном такси – значит лишить себя основного удовольствия - звуков, запахов, ветра...
Однозначно надо иметь приватное транспортное средство, чтоб ездить не торопясь и останавливаться где захочется. То есть, арендовать транспорт не на маршрут по точкам, а на день. Лучше -тук-тук или мотобайк.
А в моем распоряжении был не просто мотобайк, а мотобайк (точнее - скутер) с бесконечно терпеливым индийским другом в роли водителя. Он безропотно оставнавливался хоть через каждые 100 метров, разворачивался, ждал, искал нужную плантацию или фабрику, стоял в очереди за пивом, заказывал все самое вкусное и безопасное в маленьких придорожных харчевнях, и тд и тп... 4 дня в Муннаре превратились в сказку во многом благодаря его заботам.
Теперь - "как смотреть"
Всего 4 направления.
Одной дорогой вы прибываете. Другой - уезжаете. По дню на каждый переезд.
Достопримечательности по двум оставшимся направлениям - еще 2 полных дня. Утром пораньше выезжаете "туда", делая фотографии в утреннем солнце и присматривая wiew-points для вечернего освещения. Под закат возвращаетесь в город, гуляете по магазинчикам, расслабляетесь с чашечкой чая, бутылочкой пива..
Если не планируете 2-3 дневный трек, то этих 4 дней вполне хватит.
Но повторюсь - это для имеющих приватный транспорт.
Приехав же в Муннар междугородним автобусом, и не имея целью длительные качественные фотосессии, основные достопримечательности можно наскоро осмотреть за 1 день, наняв такси по накатанному отработанному маршруту.
Или - напротив - нескучно и бюджетно провести в Муннаре пару недель, исследуя провинцию локал басами.
1.
Мы приехали в Муннар напрямую из Перияра - 85 км горного серпантина "Кумили-Муннар Хайвей". Эту дорогу короткой не назовешь, но она - прямая в том смысле что проходит через минимально возможное количество населенных пунктов. Есть некоторые боковые ответвления-петли, куда сворачивают редкие рейсовые автобусы. То есть, сообщение между Перияром и Муннаром ныне трудностей не представляет.
По дороге - все то, что в листовке обозначено как " Thekkady direction". Мы еще к тому же заехали в долину среди Cardamom Hills, и в Kolukumallay. Сделали остановку у начала треккинговой тропы в Devikulam, но что-то заленились и от трека отказались.
2.
Следующий день был посвящен поездке в Марайюр , а заодно по дороге – все то что в листовке обозначено как “Coimbatore direction”.
Первоначально мы рассчитывали доехать всего лишь до нацпарка Eravikulam, и там провести этот день на треке. Но оказалось – и парк и трек на Анамуди закрыты, а водопады практически пересохли, превратившись в невразумительные ручейки.
Ночами к этим струйкам приходят на водопой дикие слоны. Уведомлениями о возможном выходе диких животных завешаны все дороги, а местные охотно рассказывают, на каком из водопадов видели слонов вчера и где вероятно повстречаться с ними сегодня. Но я уже встречалась со стадом диких слонов как-то ночью на Шри Ланке, полученного страха, андреналина и экспириенса мне достаточно, повторять такую встречу нет никакого желания.
Так что - получился вожделенный Марайюр, с поиском и осмотром дольменов в горах над городом, с дегустацией жженого тростникового сахара в доме гостеприимных селян, и с заездом на сандаловую фабрику. Фабрика к сожалению оказалась закрытой по причине забастовки. Несколько рупий сделали свое дело - внутрь меня пропустили, но фотографировать не дали.
Отдохнули в детском парке, под знаменитым развесистым баньяном. На обратной дороге успели впритык в чайный музей Тата.
3.
Еще день – поездка на Top Station (Matupetty Direction).
Этих фоток уже и без меня в интернет залито немерено ))
4.
Уезжали дорогой на Кочин, точнее - на Athirapрally.
Тоже красиво, и плантации специй по дороге есть, но уже как-то вторично )), и даже чайные плантации какие-то мелкие ))
Главное впечатление о самом городе Муннар:
Город шумный и неуютный. В центре - затор транспорта. В наличии все необходимое, рынки, магазины специй, винный магазин, и тд и тп. Долго здесь жить я бы не смогла)))
Мы останавливались в Bella Vista Hotel, в пригороде Chithirapuram - там есть несколько уютных отельчиков на склоне горы, но кроме этих отелей нет ничего, ни магазинчиков ни кафешек. Соответственно, питание в отельном ресторане совсем не дешево. И совсем не вкусно. При наличии мотобайка, это решалось просто - все нужное мы покупали в городе, поэтому 'отель понравился положительными моментами - своей чистотой, тишиной и увитыми цветами бунгало.