Кто не планирует поездку самостоятельно, смело пропускайте. Будет много за географию и цены. Про впечатления и фотки будет мало.
Как пел Владимир Высоцкий - лучше гор могут быть только горы. А какие горы лучше? Ясно, что те которые выше. А самые высокие горы это Гималаи. Поэтому, кому не хватает гор, надо ехать в Гималаи.
К делу:
Ладкх... он же Малый Тибет - самая северная часть Индии, часть спорного с Пакистаном и частично с Китаем штата Джамму и Кашмир (https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%E4%E0%EA%F5).
А самое пеутешествие как таковое началось с этой картины Рериха в Музее Востока.
Н.К.Рерих. Ладак. Ле. Королевский дворец.
С полотен на меня смотрела загадочная горная страна в далеком Тибете, в голове вертелось смутное воспоминание детства о статье в журнале "Вокруг света" за 197х год, который хранились в доме на чердаке. Горные пики, покрытие снегом перевалы, буддийские ступы, циклопические стены дворцов и монастырей - образы которые возникали в голове, глядя на эту картину
В Шамбалу и махатм я, конечно, не верю, эйдетические образы не вижу, с вымышленными друзьями не общаюсь. Но пронизывающий все творчество Рериха налет мифологизма не может не тронуть. Тем более, что билеты до Дели уже были в почте, осталось только променять Андаманы на Ладакх.
Сегодня Ладакх не такой загадочный как раньше, но все же я не нашел толкового всестороннего отчета на форуме по этому региону, который бы снимал все организационные вопросы. Приходилось додумывать многое на месте и решать всякие загадки загадочной страны. Думаю, теперь такой отчет будет.
Итак по порядку:
Как добраться?
В вопросе нет подвоха. Из Дели несколько раз в день летают самолеты загадочной компании Air India (и других) и приземляются в еще более загадочном аэропорту Лех (Ле). Загадочность компании и аэропорта по прилету ощущается слабо, зато отлет был не забываемым цирком с конями... нет не с конями... с индусами. Три проверки с двумя шмонами мы держались спокойно (чай в Индии уже неделю), очередь длинною в жизнь тоже отстояли спокойно. Но когда шмоны закончились и мы попали в зал отлета случилось то, что неподвластно рациональной теории познания мира. За воротами гейта на полосе мы увидели в беспорядке валяющийся багаж, в котором были замечены и наши баулы. Это при том, что самолет уже должен был как минут 15 махать крыльями на юг. А народ ходил вокруг этой кучи, выковыривал из нее свою тюки и нес сам...сам блин... погрузчикам в тележку. При этом 4 штуки человек в желтых жилетках стояли рядом и тупо на все это смотрели с индусской невозмутимостью. Хорошо, что маразм был вовремя замечен Надеждой, иначе бы наши ценные грузы так бы и остались лежать на полосе.
При этом загадочность индуской души выразилась видимо в этом действии еще не полностью. Всю очередь тормознули и отфильтровали женщин от мужчин, мужчин погрузили сразу. Женщин может повезут отдельным самолетом, подумал было я? А нет, женщины стояли перед воротами гейта еще минут 10, пока не прибежала тетя-полицай и не прошморнала всю женскую очередь (досмотренную же 2 раза) еще разок. Ладно, не стоит искать смысла, там где его нет. Что говорить, если даже на входе в Тадж Махал отобрали монопод, как опасное и подозрительное средство. Модопод и на сей раз вызвал вопросы, но отстоять палку для селфи удалось. А вот камушки с берега Инда и озера Tso Moriri отобрали, причем не все, а только половину. С формулировкой "шибко большие". Так что не вывозите, большие камни из Ладакха, они видимо подпирают горы, и те без них упадут. Хотя вероятно, что камушки весом более 50 грамм рассматриваются службой безопасности аэропорта ,как орудия для террористического захвата смолета и запугивания членов экипажа.
Собственно, это все что нужно помнить, очутившись в этом аэропорту.
Где жить?
В этом вопросе есть подвох. На booking.com цены на отели и гесты в Ле начинаются от 2000 INR за ночь (на момент написания отчета 1 INR = 0,8 RUB). Что для Индии вообще-то дороговато как-то. Так оно и есть. Букингом пользуются туристы из развитых стран, а они готовы платить. Но мне вот эти наценки за "белое лицо" после недели в Индии уже вот где (неприличный жест) сидели. Поэтому была проведена рекогносцировка местности, которая показала наличие хороших чистых комнат с горячей водой и вайфаем за 500-700 рупий в сутки.
Оптимальней всего будет забронить одну ночь через Букинг, чтобы прийти в себя после внезапной телепортации на высоту 3500 метров ("горняшка" взаправду зло). А потом с утра неспешно, без тюков за спиной пробежаться по улице Ford Road, докапывая местные гесты на предмет постоя. Собственно на этой улице их много, и за 15 минут поисков мы нашли Harmony GestHouse управляемую милой ладакхской старушкой Таши (контакты могу слить кому надо). 600 индо-гривен на двоих в сутки за теплую комнату с чистой кроватью, горячем душем и вайфаем.
Что есть?
В этом вопросе подвоха нет. Ладакхи большие чистюли, чем их соотечественники индусы. Почти в любую хорчевню в Ле заходить не страшно. После обследования местных заведений в ТОП попали два названия: Lamayuru и Summer Harvest. Оба в начале Ford Road (будут на карте Ле в следующем посте).
Lamauru оптимальный по цена/качество. Вполне сытный завтрак, с омлетом, гарниром и тостами за 140 рупий - это классно.
Summer Harvest по-пафосней, по-дороже, но там и порции побольше и выбор пошире. На 500 рупий на двоих наедались до отвала.
Собственно, в первом хорошо завтракать, во втором ужинать. Кухня и там и там есть всякая, но с учетом местной специфики, конечно. А специфика такова, что ничерта нигде нету мясных блюд. Веганство и аюрведа сплошная. Однако есть отдушина в безобидной растительно-трявянистой тибетской кухне - это мо-мо. Мо-мо великая вещь в Ладакхе, выглядит как наши пельмени, а скорее манты. Готовится с курицей или с бараниной. Но с бараниной было только в Summer Harvest, и то не всегда.
Супермаркетов на территории Индии обнаружено мной не было, максимум маленькие семейные деревенские магазины со стандартным набором. Срок годности продуктов лучше проверить на месте, «Индпотребнадзор» если и существует, то работает крайне вяло. Для индуса все, что не воняет годно к употреблению, а даже если и воняет...
Если припрет, есть не в Лехе, то поиск качественных едален может быть затруднителен, обычно там все куда скучнее: рис, гороховый дал, омлет, лепехи. Возле армейских баз «святого воинства Шивы» есть забегаловки, нередко с пенджабской кухней, ибо все воинство , как я понял, держится на сикхах.
Как не заболеть?
В вопросе есть подвох. С санитарно-эпидемиологической обстановкой в Ладакхе, конечно, лучше, чем в равнинной Индии. Сухой высокогорный климат и большее внимание населения к чистоте уменьшают вероятность узнать про тиф, дизентерию и пищевое отравление. Волевым решением были даже отменены обязательные в Индии 50 грамм до и после еды (ну еще и между едой и перед сном, конечно, было... каюсь). Тем более, что «горняшка» алкашку не любит. А вот за «горняшку» отдельный разговор.
«Горняшка», она же горная болезнь, разновидность высотной болезни, то бишь высотная гипоксия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F1%EE%F2%ED%E0%FF_%E1%EE%EB%E5%E7%ED%FC .
Следует сказать, что парциальное давление кислорода на высоте 3000 м падает до среднего физиологически допустимого уровня. Лех расположен на высоте 3500 метров, русло Инда в окрестности Ле находится на высоте 3000. Т.е. это «плинтус», меньше 3000 высоты просто нет. Горные перевалы 4500-5500 метров. Окрестности озер Пангонг и Тцо Морири это 4000-4500 метров.
В «горняшке» многое, конечно, зависит от личной переносимости. Но легкое головокружение, отдышку сразу по прилету ощущают практически все. Уже на следующее утро становится значительно легче. Однако, стоит помнить, что горняшку усугубляет практически все: недосыпание, недоедание, обезвоживание, переохлаждение, переутомление, курение, алкоголь.
В качестве профилактики рекомендуется принимать Ацетазоламид (диакарб, диамокс). Но там же в статье написано, что назначение его спорно. Мы пили Диакарб. Подумали, что лишним не будет, ведь и плацебо работает. Побочка: мурашки, повышенное мочеиспускание. Мурашки были, про второе вроде нет :-) .
Транспорт
Кажется что в вопросе есть подвох, но его на самом деле нет. В любой конторе в Лехе, которая предлагает туристические услуги, вы найдете множество вариантов, как групповых поездок (т. е. в убитых минибасах производства телегостроительной компании Tata Motors с толпой орущих индусов ), так и персональных на аппаратах повышенного класса комфортности (т. е. на нормальных машинах). Цены примерно одни и те же во всех конторах, торговаться можно, но что-то сильно не получилось. Оказывается есть сборник рекомендованных тарифов, который туроператоры обязаны соблюдать во избежания демпинга, взаимных обид и драк. В Индии, как известно, любой конфликт заканчивается погромами, особенно в таком много-этническо-конфессиональном штате, как Кашмир. Сборник тарифов я, кстати, отфоткал, отпдэфил и выложил вот тут https://yadi.sk/i/30yg7tt-hFz4b . Однако учитываем, что это тарифы 2014 года, в 2015 их проиндексировали на 10 %, в 2016 могут опять проиндексировать. Короче, кому интересно сборник посмотрите, скажу только, что если брать отдельно машину, то не очень дешево получается: за двухдневные поездки в долину Нубра с нас взяли 10300 индорублей, к озеру Тцо Морири — 14300, в Каргил 11260, за озеро Пангонг хотели 10300.
В групповых турах это будет на порядок дешевле, но ехать будете в телеге Тата Моторс, что по горным дорогам гарантирует постоянное ударение верхней частью головы об потолок сего чудесного транспортного средства. Ну и.. конечно.. теплая и тесная компания, новых индусских друзей, которым всегда есть дело до.. как тебя зовут? ...а из какой ты страны? ...а как дела? ...а давай сфоткаемся?
Если вам нужны адресные перемещения без экскурсий, то путь держать нужно на автовокзал. В принципе, до многих мест можно добраться автобусами, но расписание у них подчас крайне не удобное. Индусский автобус это еще то шоу, но вроде именно в Ладакхе, я не видел едущих на подножке или крыше людей.
В итоге мы ездили через контору DreamLand Trek and Tour, но рекомендовать не буду. Ну их ко всем буддийским демонам. Дали водителя, который по английски ни бельмеса. Ничего не понимает, только улыбается и головой трясет. Короче, проверяйте водилу на язык, а то придется на пальцах изъясняться.
Время года
Подвоха тут нет. Лучшее время - самое теплое: июнь-сентябрь. Потом горные перевалы начинает заносить снегом. Стратегические дороги чистят даже зимой, обычные не чистят. Мы были в мае. В мае тоже хорошо. Температура в мае и октябре на высоте Леха большей частью плюсовая: день + 5..8, ночь -3..0. Но стоит учитывать, что +8 на индийском солнце и в сухом разряженном воздухе воспринимаются как наши +20. Как только солнышко скрывается, становится зябко. Ближе к 5000 метров даже в мае лежит снег. За 5500 снег лежит даже летом. Зимой же в Лехе холод до - 20. Кстати, кому повезет, может попасть на фестиваль. Нам не повезло. Но вот вам расписание.
География
В этом вопросе есть подвох. Нужно учитывать время года. Стратегические дороги, например в Нубра или на Каргил, работают даже зимой, их чистит «воинство Шивы» каждый многобожий день. В Занскар гарантированно прокрасться можно только в летние месяцы, т. е. с июня по сентябрь, хотя есть примеры успешного занскаринья в мае. Но имеется опасность, что трассу засыпет пургой и трактора нужно будет ждать три дня.
От Леха есть всего три дороги:
1) На север через перевал Khardung La в долину Nubra. Реально там классно: широкая долина над которой возвышается огромная статуя Будды в Deskit. А за Hundar намытый рекой песок образует песчаный дюны, где можно покататься на высокогорных верблюдах. Собственно, это дорога и перевал, были частью Великого шелкового пути. Однако в связи с тем, что индусы и китайцы не могут поделить между собой горстку безлюдных скал, граница за Нубра на замке.
2) На восток. Это трасса на Kargil и далее в Shrinagar. По пути очень много старых и интересных монастырей в Spituk, Basgo, Likir, Alchi, Lamayuru. Высеченный в скале барельеф Грядущего Будды в Mulbekh.
От Каргила есть трасса в долину реки Zanskar до Padum и далее. Но у нас было мало времени. О Занскаре читайте лучше в https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=231&t=193009 . Так же Занскар это место стандартных треккинговых туров, но опять же время, да и в мае для этого холодновато.
Если кто на треккинг глаз положил, то вот вам картинка. И еще учтите, что дня 3 нужно будет по прилету отсидеться для акклиматизации.
3) На юг. Дорога ведет в равнинную Индию, но по пути есть ответвления на озеро Pangong (не ездил, почитаете в любом другом отчете) и к озерам Tsokar и Tsomoriri. Трасса к Tsokar оказалась завалено поэтому поехали в обход через Chumathang с его горячими источниками. По пути рекомендуется: дворец в Stock и Shey, монастырь Thiksey. У озер очень очень, круто. Район очень отсталый и не тронутый цивилизаций с умопомрачительными пейзажами – Ладакх, которым его, наверно, видел Рерих.
Продолжение следует...