День третий.
Я почему-то решила, что в Каши Вишванатх меня не пустят. Вообще кто-то пишет, что туда пускают, кто-то – что нет, я читала. Но вчера я спросила у встреченных мною ребят, и один из них сказал, что полицейский ему сказал, что пройти нельзя. Я хотела узнать у этих ребят, что вообще здесь интересного, но, похоже, они сами шатались просто так. Тогда мне почему-то пришло в голову сказать в гестхаусе, что я хочу в храм, вовнутрь, и чтобы кто-нибудь сходил со мной. Сначала мне что-то говорят, что-то говорят. Но потом – а спрашивала я уже вечером – т.е. совсем вечером, приходит хозяин гестхауса, такой серьезный и видно что небедный индус. Он говорит, что придет один брамин и проведет меня внутрь. Но это стоит больших денег. Он называет действительно немаленькую сумму. Но я соглашаюсь. В Индии может и не станут лезть прямо в карман, но если человек сам готов дать деньги, этим охотно воспользуются. «Это же Каши Вишванатх, пройти вовнутрь», - наверное, думаю я. Поэтому я плачу. Плюс хозяин гестхауса меняет мне еще 40$ по невероятно низкому курсу, но мне нужны рупии, а где их купить, я пока не поняла.
Итак, утром в 8 часов за мной должен прийти брамин. Но брамин опаздывает, ох, прямо как девушка на свидание. Я жду на нашей крыше-ресторане, смотрю по сторонам. Сегодня утром не так жарко, облачно, отдельные капли дождя падают на землю. Гестхаус близко к реке, но Ганга с него можно сказать не видна, только маленький кусочек, очень маленький, который не стоит брать в расчет. Вход в гестхаус прямо с улицы, ведущей на Маникарнику. Так что эта улица там, внизу. По ней несут на бамбуковых носилках укутанные в яркие полотна тела. Раздается сначала «Рам нам» и потом ответом «Сатья хэ». Мне даже не надо выходить из комнаты, чтобы услышать это «Рам нам сатья хэ».
С моей крыши видны каменно-бетонные дома Варанаси, кубическое нагромождение тесно стоящих зданий. Я думаю, чем Варанаси отличается от Катманду. Катманду я, кажется, любила. Но Варанаси… Эти крыши, что я вижу вокруг, как и крыша моего гестхауса, такие неухоженные. Не цветов, не садиков, не зелени, не красочных буддийских флажков, развевающихся на ветру. Один камень…Почему в моем гестаусе не сделали садика? Неужели это трудно – поставить несколько горшков с цветами? Ему как будто не хватает женской руки. Простецкие столики, пластиковые стулья, все очень невзрачное. Я понимаю, что, может быть, это из-за цены, ведь я плачу за комнату меньше 10$. Но, по моему, в этом гестхаусе есть и более дорогие комнаты. Не знаю, почему так. Обезьяны лазают по стенам зданий, безумно ловко взбираются, куда им угодно, перепрыгивают через узкую улицу. В Катманду есть Тамель, один район для туристов. В Варанаси, кажется, такого нет. Это тоже делает его немного сложнее. Хотя, можно сказать, что гаты – это туристический район. Но не знаю. Есть какие-то мелочи…Например, отсутствие подъезда для транспорта – нельзя просто так взять тук-тук, надо идти. Есть лавки, мелкие лавочки, да, в них можно что-то купить, например, воду по 20 рупий за литр. Воду можно купить без проблем. Да я уверена, что все есть где-то в лабиринтах этого старого города, но так чтоб все ясно и понятно – такого нет. Рестораны – они тоже есть, вообще-то. Про два на набережной я уже писала. Они не сказать чтобы далеко от меня, но и не близко. Совсем близко пока ничего не вижу. Магазины сувениров, так, чтобы целые ряды – пока не вижу, кроме рыночка, да и там выбор какой-то не такой. Варанаси – это не туристический город. Ладно, об этом я напишу попозже.
Итак, спустя некоторое время брамин пришел. Невысокий, плотненький, босиком и сказал, если что, говорить, будто я уже была в Индии и верю в Шиву. Лгать, т.е., что мне не очень то хотелось. В храм не разрешено ничего проносить, совсем ничего, но нужен паспорт с визой и деньги. Мобильный телефон, камера конечно же исключены. Я иду за брамином. За ним нужно поспевать. Он так уверено и быстро шагает по узким улицам, не заботясь о том, куда ступить. Не протискивается, не уворачивается, не пережидает, а просто идет. Он держится как-то по-особенному. Наверное, браминам с детства внушают, что они – брамины. У меня нет такой уверенности. Может, байки не давят браминов, но вот за себя я опасаюсь. Брамин ведет меня без всякой очереди. Только контроль безопасности и запись в книгу. К счастью, вопросов мне не задавали.
Не спрашивайте теперь, что я видела в храме. Потому что все это было в таком же темпе, как наша прогулка по улицам. Мигом, можно сказать. Мы зашли внутрь, во двор, брамин сказал, не слишком понятно, про количество золота на куполе храма. Потом я побывала внутри. Это маленький храм, и все те люди, которые стоят в очереди, также посещают его в порядке зашел-вышел. Помню только лингам, УТОПАЮЩИЙ в подношениях. Рядом был еще какой-то меньший храм, который мы тоже посетили. Потом брамин отвел меня под навес, где сидели какие-то мужчины, сказал молиться «Ом Намах Шивайя», потом мужчина сделал мне отметку на лбу, и еще помазал руку ароматом. Я должна была дать ему пожертвование.
Брамин сказал, что, якобы, многие люди здесь задавали ему вопросы «Кто она? Почему заходит внутрь храма?». Он так же быстро отвел меня в гестхаус. Я дала ему деньги. Я хотела побывать в храме и я побывала. За эти секунды я, конечно, не ощутила ничего особенного. Хотя, когда касаются твоего лба, это всегда немного волнующе и, можно сказать, приятно.
Так я позволила некоторым неплохо на мне заработать. Уже на следующий день я узнаю, что это, по большей части, была напрасная трата денег, и это будет забавно.
Я поднялась на крышу, чтобы позавтракать. В меню, вообще-то, была моя любимая овсянка, но в наличии ее не было. Мне так и сказали: «Это никто не ест, вот мы и не покупаем и покупать не будем». Подумайте, никто не есть овсянку, что за люди! Я заказала шоколадный ласси, который все так же напоминал мне активию.
Теперь я нуждалась в местной сим-карте. А еще вчера, после поездки на рикше, пробираясь к гестхаусу по узким улицам, я миновала место, где в лавках в больших тазиках продавали что-то вроде сыра, или, как мне показалось, творога. Позже я поняла, что, по всей видимости, это был панир. Но сегодня я уже не нашла это место, а снова вышла на дорогу. Там, по этой ужасной гудящей дороге, где не продохнуть, в бесконечном потоке транспорта и людей, я шла долго, пока еле-еле не нашла офис с сим-картами. Как же здесь все сложно, все-таки.
В офисе уже был один индус, потом пришли два иностранца, потом еще индусы. Набежали, прямо. И все на одного работника. Работник от такого натиска занервничал, на кого-то накричал. Я жду мирно, мне хочется сказать работнику: «Спокойно, ну что ты так». Он дает мне сим-карту. Я где-то читала про отпечатки пальцев, про какие-то анкеты, но от меня этого не потребовали. Паспорт только, наверное. Я плачу за карту 300 рупий. Зачем я плачу 300 рупий, не знаете? Думаю, ее настоящая цена – 100, а может, и еще меньше. Вот, стоит только расслабиться и забыть индийские правила. На счету у меня копейки – рупий 40.
Зато карта сразу работает. Я вставляю ее в телефон и пишу сообщение Нираджу. Нирадж – это тот индийский парень, с которым я познакомилась в первый день. Он потом заходил в мой гестхаус и оставил для меня записку. Я написала, что сегодня занята, но потом мы сможем встретиться.
Пока я была в офисе, туда зашел один индус. Он украсил «красный уголок», посвященный божествам, цветочками, окурил помещение и компьютер палочками. Этакий приходящий освятитель офиса.
Через рыночек я возвращаюсь на гаты. По пути покупаю в уличной столовой две самосы, их кладут в газету. Самосы я съела, сидя на набережной. Потом пошла дальше, в свою сторону, к Маникарнике. Поглазела на нее, как обычно. Кажется, Маникарнику нельзя снимать? Ха! Ее еще как снимают! Я уже видела тут съемки, и вот сегодня одни фотограф лазает здесь. Так что за деньги все можно, и ходить везде, и камеру куда угодно совать, хоть в костер с ней лезть. Со стороны это выглядит, конечно, неоднозначно.
Минуя свой гестхаус, я пошла дальше по улице, к неимоверно разрекламированному в LP Blue Lassi Shop. Сейчас я вспоминаю, как я представляла себе это место, когда читала про него. Кажется, как кафе в европейском понимании этого слова, какое-то помещение, где есть столики, стойка, кухня, в общем, как обычное кафе. Интересно, у кого-то возникали такие же образы? BLS – это маленькая уличная лавка. Там, конечно, есть скамейки, меню есть. Харизматичный продавец и повар в одном лице взбивает ласси, сидя тут же. У него вид такой…не знаю, наверное, отстраненно-умиротворенный, может даже как будто он не здесь где-то. Представьте, что вы идете по улице старого города, единственный турист, может, случайно еще встретите такого же белокожего, как вы. А может, и не встретите, потому что туристы здесь не ходят толпами. И вдруг этот BLS, и, откуда ни возьмись, целых несколько туристов в одном месте, скопились-столпились на этом острове. LP, все-таки. Я сегодня не иду в BLS, а иду в соседнюю лавочку. Заказываю там яблочный ласси. Этот напиток дают в глиняных мисочках и есть его полагается деревянной лопаточкой. В ресторанах, конечно, просто наливают в стакан.
Потом я вернулась в свой гестхаус. Потихоньку запоминаю, куда идти. Наверху заказала еду – вегетарианский бирьяни. О нет, она слишком острая. Я выпиваю море воды, пока это ем. Ничего хорошего. Внизу сидит хозяин гестхауса. Он частенько сидит напротив двери и, надо думать, наблюдает за улицей. Я спрашиваю его, могу ли получить скидку на следующие четыре ночи. Он снижает цену только на 50 рупий (до 500). Не слишком щедро. Я говорю, что горячей воды у меня нет. В гестхаусе, между прочим, написано, что она есть – целых 24 часа в сутки, горячая и холодная. Справедливости ради могу сказать, что из одного крана в ванной течет холодная, но все же чуть менее холодная, чем из другого крана, вода. И все равно…Я совсем не умею торговаться. Ладно, хоть маленькая скидка у меня будет.
Сегодня у меня назначена встреча с Джо. Но время до нее еще есть, поэтому я лежу в комнате. Хочется спать, жарко. Я собираюсь на выход.
У Джо нет местного номера, да и у меня он появился только сегодня. Мы просто договорились встретиться в его отеле в определенное время. В Сите я до этого подумывала обменять деньги. Мне это кажется безопасным местом. Я как бы немного расспрашивала там хозяина на эту тему. Сегодня я беру 100$, чтобы поменять их там. По крайней мере, мне дают больше, чем прежде, хотя, конечно, все равно слишком мало.
Джо теперь отказывается ехать на другой берег, как мы договаривались. Меня это немного расстраивает, так как я, вообще-то, собиралась покататься на лодке. Не люблю такие вещи. Ну ладно, что делать. В который раз я иду бродить по гатам, теперь с ним. Сначала – в сторону Асси. Там мы находим заклинателя со змеей. Представление у него какое-то слабенькое. Змее, наверное, дурно. Она просто уползает, а он возвращает ее назад, пытаясь как-то изобразить игру на дудке. Сегодня в реке купают буйволов. Джо от меня узнает, что есть буйвол, а есть корова. Он вначале будто бы мне не верит, спрашивает, в чем их отличая. А поскольку я как-то невнятно объясняю, он продолжает мне не верить, пока не спрашивает у индуса, который там с этими буйволами-коровами. Да, Джо, буйвол – это не корова, знай теперь. Я вообще-то подумывала сходить в ресторан, но решила дойти с Джо до Маникарники.
Там, кажется, тот же фотограф, что я видела днем. Все продолжает сновать туда-сюда. Так встретились два фотографа и им, безусловно, нашлось о чем поговорить. Фотограф Маникарники оказался из Чехии. Он не первый раз здесь, можно сказать, провел в этом месте немало времени, занимаясь съемками. Он хочет издать книгу. Сколько же он наснимал, наверное… Это стоит больших, больших денег. Джо не интересуют съемки здесь. Он не понимает увлечения чеха. Между прочим, Джо мог бы меня хоть раз сфотографировать своей профессиональной камерой, но нет, ни разу не щелкнул. Все-таки каким же вредным был тот индус, который мне вчера сказал не стоять на моем месте. Что ты ничего не скажешь всяким фотографам, индус? Ах да, они же заплатили за это…
Странно порою складывается наша жизнь…Если бы мы с Джо поехали кататься на лодке, я бы не была сейчас на Маникарнике. Если бы я решила пойти в ресторан, я была бы сейчас в ресторане. Если бы меня не было там, где я есть…Даже может быть именно на этом самом месте…И мой взгляд не упал бы на человека, сидящего подле костров, у стены под лестницей. Так, что отовсюду его не видно, не со всякого ракурса. Это был садху. Садху, занятый медитацией у погребальных костров. Я принимаюсь смотреть на него, неотрывно. Я теперь собираюсь смотреть за ним.
Магазин дров в стороне от Маникарники: Ласси-шоп, глиняные пиалы: