Скажу честно, что когда раньше меня кто-то звал в Индию, я отвечала «Ни за что!» и считала, что соберусь поехать в эту ̶г̶р̶я̶з̶н̶у̶ю̶ ̶в̶о̶н̶ю̶ч̶у̶ю̶ страну, когда она останется единственной в списке непосещенных… Да, я брезглива в меру. И не люблю грязь и антисанитарию. Да простят меня любители Индии.
Но так уж случилось, что меня «подперло» - я уже очень давно планировала пройти ретрит випассана, а тут все карты легли как надо: смена работы, временная незанятость и наличие средств для поездки. Я перелистывала все центры по всему миру (реально отсмотрела всё!), но единственный доступный на декабрь центр находился в… Индии, недалеко от Гоа, в городе Колапур. Сколько было сомнений, но я все же подала заявку на прохождение курса. Сайт: https://www.dhamma.org/en/schedules/schalaya И ответ пришел буквально через несколько дней вместо обещанных двух недель, что меня готовы принять.
Ну что ж, раз подтвердили, надо ехать. Стала смотреть билеты на эти числа – и надо же (хоть поверь в судьбу) нашла очень недорогой вариант перелета чартером в Гоа от авиакомпании Россия. Билет, правда, был всего один, и туроператор, у которого он был, отказался мне его выписать без наличия визы. Я расстроилась, но не сильно, может и к лучшему, подумала я и стала смотреть овощетуры в другие страны – поеду, думаю, отдохну, расслаблюсь. Но всё как-то не ладилось… во-первых, я не овощ и такой «отдых» для меня не в кайф. Во-вторых, что не нравилось, то оказывалось в это время несезон или что-то еще не так… И тут, я думаю, дай-ка пробью на всякий случай билет в Гоа, вдруг Skyscanner найдет. И нашел. А я возьми да купи, причем у совершенно неизвестной мне компании clickavia.ru с сомнительными отзывами: ClickAvia - кто-нибудь покупал билеты?. Впрочем, забегая вперед, скажу, что всё с ними абсолютно нормально. По крайней мере у меня всё сложилось идеально.
Да минуточку на дворе было 11 декабря, вылет 14 декабря. Визу можно оформить не позднее, чем за 4 дня до прибытия. Лезу смотреть как оформлять визу онлайн Индийская виза по прибытию с 27.11.14: как получить, инструкция в картинках оказывается, что реально ранее 15-го не дает даже выбрать дату. Благо это дата прилета, а не вылета, так что заполняю анкету. Несколько листов с вопросами и ответами, заливка фотографии и копии паспорта, оплата картой Тинькофф банка. Уф, прошла с первого раза. Надо сказать, что буквально за несколько месяцев до Индии была Шри Ланка, вот уж пришлось помучаться с оплатой! Два раза деньги списывались, а оплата не проходила. А здесь все удачно. Неужели судьба?
На утро в почтовом ящике уже лежало подтверждение, что въезд мне разрешен. Причем не с заявленной даты, а с даты обращения, то есть с 11 декабря. Так что имейте в виду, что теоретически визу можно открыть не за 4, а считай на 1 день.
И тут у меня началась паника. Боже, куда я еду! Одна! В Индию! Страшно, аж жуть. Для полноты картины начиталась отзывов о нападении на женщин, о попытках изнасилований, о приставании и лапании… В частности, Опыт путешествий. Насколько безопасна Индия. Советы, мнение. Вот черт. Но дело сделано, билет невозвратный, надо лететь.
На несколько дней удалось прочитать немногое, но поскольку основной задачей было спокойно и тихо провести 3 дня до курса випассана без рисков для здоровья, физического и морального, выбор пал на пляж Агонда, что на юге Гоа. По отзывам бывавших, это райское местечко, пока что не сильно облюбованное туристами. Подходит для прогулок, чтения книг, медитации и релакса. То, что надо! И хотя место находится не по пути к Колапуру, решила все-таки ехать туда. И не ошиблась с выбором.
Как добраться из аэропорта Гоа до Агонды своим ходом?
Разумеется, самый быстрый способ очутиться из аэропорта в Агонде – это такси. Ну я человек экономный и приземленный, поэтому мне показалось, что одной брать машину нецелесообразно. Решила попробовать поехать на автобусах, чай не впервой. С точки зрения безопасности мне показался этот вариант даже предпочтительнее, поскольку буду окружена толпой людей и не останусь наедине с индусом-водителем. Выйдя из аэропорта, мне показали, где останавливается автобус – идти из выхода направо, вниз по дорожке, затем налево перейти дорогу и ждать на перекрестке проходящий автобус. До Агонды логистика такая: сначала до Маргао, затем уже до пляжа. Есть и другой вариант – можно поехать в противоположную сторону от аэропорта до городка Васко да Гама и оттуда от автобусной станции уехать на шаттл бас, который идет без остановок в тот же Маргао. Автобуса я ждала минут 20-30. Откровенно говоря, 100 раз жалела, что не поехала до Васко (в тут сторону автобусы едут чаще). Но всё же мой пришел. Проезд обошелся в 30 рупий и примерно 1-1,5 часа по времени. Он делал ну очень много остановок, то забирал, то высаживал кого-то на обочине… Думаю, что через Васко получилось бы немного быстрее, хотя кто знает.
В Маргао меня буквально пересадили в нужный автобус, на котором действительно было указано, что он идет до Канаконы-Палолема-Агонды. Стоимость проезда составила 50 рупий. Но сюрприз оказался в том, что маршрут автобуса кольцевой, т.е. он сначала увез меня аж до Канаконы, затем через Палолем поехал в Агонду… По времени такое турне занято 2 часа. В совокупности я потратила около 4 часов на дорогу, точнее не засекала. Высадили меня у конца поселка, где мостик. Меня это более чем устраивало, поскольку в той части Агонды цены на жилье ниже.
Жилье в Агонде
Я ничего не бронировала заранее, но сделала отметки в карте Osmand, какие отели мне понравились на booking.com и сколько они стоят.
Зашла в несколько расположенных на берегу отелей, поинтересовалась ценами, посмотрела комнаты. В общем и целом разбег от 1000 до 4000 рупий. Причем за 2000 можно снять ну очень приличное бунгало с широкой кроватью, горячей водой, но без вида на море. И это без торга, хотя они легко скидывают. В итоге я устала от блужданий и выбора, бросила кости в недорогом Riya Cottages домик за 1000 рупий с видом на море (первая линия)). Комната, правда, вообще убогая, сколоченная из каких-то подручных досок. Нет горячей воды.
Гостиница Riya Cottages, пляж Агонда:
Мой домик:
На второй день я перебралась в гостиницу Sonho do Mar, в комнату за 1100 рупий. Это был гораздо лучший вариант, приличная комната, пол из плитки, очень симпатичный отель сам по себе, но бунгало без вида на море, зато гамак прям у дверей! Особенно мне понравилось, что при отеле замечательный ресторан с пуфиками, где можно удобно устроиться, очень душевная и теплая атмосфера, хороший персонал. В нем же как раз большое бунгало с горячей водой за 2000. Была бы не одна, даже не думала бы) К слову, торг в первом был с 1500. Точнее он сказал, что это нормальная цена, а мне отдает за 1000, только чтобы я никому не говорила… Считаю, что бронировать заранее нет смысла, лучше своими глазами посмотреть вначале, к тому же можно сторговаться.
Гостиница Sonho do Mar, пляж Агонда:
Мой номер с гамаком:
Кровать с сеткой:
Территория отеля:
В ресторане:
Бросив вещи, сразу собралась купаться. В дальней части поселка вытекает река и никто не плавает.
Я пошла в центр и разместилась на лежаках одного из кафе. Заказываешь напитки, еду в течение дня и за лежак с зонтиком не платишь. Сок манго 120 рупий, сок ананаса 100, фруктовый салат 150. Красота!
Народу на пляже очень мало, в основном европейская молодежь, семьи с детьми и пенсионеры. Читают книжки, валяются, купаются.
Местных на пляже не было совсем, только пару раз, пока я шла по берегу, ко мне подошли торговцы экскурсиями, предлагали покататься на лодочке… Пока спала на лежаке, оставили два флаера с приглашениями провести Рождество в каком-то отеле и там же ночной показ фильма под открытым небом. Осталось ощущение полной безопасности от места, нет никаких причин для беспокойства. Правда, когда стемнело в 18:30, выходить из своего временного пристанища уже не рискнула – не зги не видно, темень полная… Только несколько кафе в центре подсвечено, а у нас – темнотища и собаки воют. Но море шумит так, что заглушает все остальные звуки))) Каааааайф…
Про валюту
Обратите внимание, что в аэропорту жуткий курс обмена валюты! Заявленный курс 61 рупию за доллар, но по факту получается 50. Это у них некая муниципальная комиссия. Итого за 40 долларов дают 2000 рупий, причем одной бумажкой, что страшно неудобно. Как я поняла, денег мельче просто нет (попала в период, когда вывели из оборота купюры 500 и 1000 рупий). Поэтому меняют или 2000 за 40 баксов, или 4000 за 75.
Пришлось брать, а иначе как уедешь. Впрочем, потом подумала, что лучше бы сняла с карты в банкомате, наверняка курс был бы сильно лучше. Но дело сделано, что жалеть. К слову, потом эту бумажку в 2000 рупий мне бегал по всему автовокзалу менял кондуктор автобуса… Дал сдачу мелкими по 50-100.
В Агонде я нашла где-то 5 обменников – 2 из них находятся около церкви, в них курс был всего 60. Я не стала менять, решила еще пройтись и поискать. В итоге дошла почти до конца поселка влево (если стоять лицом к морю) и там нашла курс 62. Это был лучший курс на Агонде, в других местах максимум 61.
В Арамболе курс был получше, в первом попавшемся месте я поменяла деньги по 63. Наверняка можно было найти и лучше, но из-за небольшой суммы бегать особо не хотелось.
Как добраться до центра випассана в Колапуре?
Если вы следуете, как и я, с юга штата Гоа, то вам необходимо сначала добраться до города Панаджи. Можно взять такси сразу до Панаджи или сэкономить немного и добраться до Маргао, где пересесть на шаттл бас уже до Панаджи. Я выбрала второй вариант. Я заказала такси из гостиницы за 900 рупий (в местных агентствах предлагали за 1000 рупий, а до Панаджи за 1800) на 5:30 утра. Ехать до Маргао без пробок около часа. В 6:30 я уже отъезжала от Bus Stand на автобусе шаттл бас до Панаджи, стоимость проезда составляет 40 рупий, автобус идет без остановок 45-60 минут в зависимости от трафика. Я приехала даже раньше, чем планировала, около 7:20, т.е. могла бы даже успеть на автобус в 7:45, на который побоялась взять билет и не успеть. Мой же автобус был в 8:30. Место, откуда отходит автобус, пришлось поискать, но местные сориентировали, где находится стоянка автобусной компании Ashoka Travels – оно оказалось за пределами вокзала, на какой-то парковке, возле стоянки такси.
От Панаджи до города Колапура (Kolhapur) около 6 часов езды на автобусе. Есть несколько компаний, которые осуществляют перевозку по этому направлению. Расписание можно посмотреть на таких сайтах, как https://www.redbus.in, https://www.makemytrip.com, http://www.paulobus.com. Однако купить билеты не удалось, сайты отказываются принимать оплату не индийскими картами. Наверняка есть какой-то выход из этой ситуации, но у меня не было времени, чтобы разобраться до вылета.
На месте билеты можно купить в любом турагентстве, но с некоторой комиссией. На деле с покупкой билета у меня возникли небольшие трудности, поскольку я выбрала не самую популярную автобусную компанию Paulo Travels, a Ashoka Travels, ее рейс мне больше подходил по времени. Но в нескольких агентствах мне отказали в бронировании – где-то сказали, что не работают с ней, где-то были трудности с интернетом. В одной компании я все-таки настояла, чтобы мне купили билет на сайте https://www.makemytrip.com. При тарифе 305 рупий товарищ запросил 500, пришлось настоять, что я не буду платить ему такую большую комиссию, сторговались за 400.
С обратным билетом оказалось еще веселее. Дело в том, что мне нужно было возвращаться 29 декабря, и я не ожидала, что это время окажется самым пиком миграции местного населения, которое устремляется провести рождественские каникулы на Гоа. Билеты на 9-часовой рейс раскупили еще до моего отъезда в Индию (то есть где-то за 2 недели их уже не было), 10-часовой автобус также был раскуплен. Мне удалось купить билет только на 12 часов. Покупала я его непосредственно в Колапуре, в офисе компании Paulo Travels. Цены на новогодний период взлетели вслед за спросом – лежачее место с A/C обошлось в 2500 рупий, когда как в другие даты билет стоит 600-700. Что поделать. Кстати, при прочих равных рекомендую брать лежачее место, поскольку при разнице в цене всего 5-10 % оно гораздо комфортнее – можно закрыться шторками, можно сидеть, вытянув ноги и облокотившись на спинку, либо лежать почти в полный рост, есть лампа и даже розетка. Единственный минус – очень холодный кондиционер, и его невозможно выключить.
Доехав до города Колапура, вы наверняка окажетесь на большом перекрестке рядом с автозаправочной станцией – это стандартное место высадки большинства автобусных компаний. От этого перекрестка нужно дойти до Bus Stand, который находится примерно в 5 минутах ходьбы оттуда. Если встать спиной к бензозаправке, вам следует идти прямо и затем чуть левее, всего метров 300-400. На автостанции целесообразно показать название места Hatkananglale и местное население подскажет вам, на какой автобус нужно сесть. Поскольку я ехала одна, да еще такая белая, блондинка, да с светлыми глазами, привлекала очень много внимания к собственной персоне. В автобус меня сажали наверное человек 5-10, долго споря и выясняя между собой, в какой именно меня лучше отправить. Ехать на местном автобусе около 30-40 минут, стоит 30 рупий. Водитель остановит автобус на перекрестке, где стоит указатель на центр випассаны Dhamma Alaya Vipassana Meditation Centre. От этого места можно добраться до центра только на рикше, ехать примерно 10-15 минут. Когда меня высадили, как раз подъехал один, и я сразу уехала за 100 рупий (это стандартная цена).
Организационно-бытовые вопросы
Приехав в центр с небольшим опозданием где-то в 16:40 (в письме было указано, что необходимо явиться до 16 часов), оказалось, что регистрация проходит с 15 до 17, так что не опоздала. Здесь необходимо было пройти «собеседование» с персоналом, в том числе на предмет знания английского языка. Как выяснилось позже, требование строгое, действительно без знания на курс не зарегистрируют. Затем мне выдали анкету для заполнения, нечто похожую на ту, что я заполняла на сайте при регистрации. Я анкетой нужно было снова вернуться к менеджеру, которая проверяет полноту данных, задает уточняющие вопросы и выдает регистрационную карточку. Уже с карточкой на руках необходимо пройти в другую комнату, где заполнить еще одну анкету о паспортных данных, действующей визе и сфотографироваться. Далее следует сдать на хранение все ценные вещи, включая наличные деньги, телефон, паспорт, фотоаппарат, компьютер и т.д. В карточке делаются отметки о сдаче, вы сами все запаковываете в отдельные пакеты и отдаете на время. Далее необходимо было оставить залог 200 рупий за жетоны на прачечную, если вы будете ею пользоваться, и получить ключ от комнаты. Кстати, при регистрации у меня спросили, хочу ли я жить одна или с кем-то, разумеется я выбрала одноместное размещение. Всех иностранок разместили в одноместных номерах, из индусов жили в таких только беременные. Моя комната S-02 находилась на самой дальней линии, почти у Дамма Холла – это самые свежие домики, в них комнаты немного больше по размеру, чем остальные:
Уже зайдя на территорию центра, мне также выдали комплект постельного белья – видавшие виды наволочку, простынь и шерстяное покрывало. У меня с собой была своя простынь и плед, которые оказались нелишними – вторую простынь я использовала вместо пододеяльника, а плед стал мне многофункциональным «устройством», который использовался и как одеяло, и как подушка, и как валик, и как шаль. Если у вас есть возможность, советую брать свое постельное белье или спальный мешок, поскольку местное очень поношенное и не очень свежее.
В письме, которое приходит с подтверждением о регистрации, был дан список, что с собой взять, среди них фонарик, замок, три фотографии, которые вообще не понадобились.
Please bring the following items in addition to other personal items of daily use.
1. Bedsheets-blankets 2. Torch,Alarm Clock,Lock 3. Mosquito-repellant/ cream, if required by you 4. Umbrella/ Raincoat in the monsoon season (June to October) and sweater and shawl in the winter (November to February) 5. If you are on medication, please bring enough stock of all the medicines which you require during the course 6. Passport and visa documents in case of all non-Indians. Non-Indians also need to bring three passport sized photo.
Я бы порекомендовала брать следующее:
1. Постельное белье или спальник
2. Плед или шаль (ночью 15 градусов)
3. Несколько пар носков серого или иного темного цвета (холодный кафельный пол во всех посещениях, в обуви ходить нельзя)
4. Моющие/чистящие вещества, тряпку, губку или салфетки для уборки комнаты (комнаты не убирают!!! вы заселяетесь в комнату в том виде, в котором ее оставил предыдущий жилец)
5. Часы для ориентации во времени (учитывайте, что телефон забирают)
6. Шоколадки, батончики, сухофрукты (немного порадовать себя, когда совсем грустно)
В принципе, все остальное можно взять на месте. Если вам что-то необходимо в период проведения курса (туалетная бумага, стиральный порошок, зубная паста, те же носки, мыло или иные мелочи), то вы просто оставляете утром записку, и к обеду вам кладут это на столик возле столовой. При отъезде вы рассчитываетесь за эти покупки. Видела, что некоторые писали не совсем стандартные заказы, типа поменять батарейку в часах или купить какое-то лекарство, это тоже выполнялось. Но лучше, конечно, предварительно продумать, что вам может понадобиться за 10 дней, не факт, что любую просьбу смогут удовлетворить. Кстати, обратите внимание, что на доставку еды «сервис» не распространяется. Как не просите, есть будете только то, чем кормят в центре. Но об этом чуть ниже.
Стол заказов:
Жизнь в центре
Как я уже сказала выше, у меня был одноместный «номер», который представлял собой келью с кафельным полом, кроватью из бетона, полкой для одежды и ванной комнатой. В ванной была горячая вода, но без смесителя, т.е. воду нужно было набирать в большое ведро, смешивать в нужных пропорциях с холодной и мыться с помощью ковшика. Унитаз, раковина, зеркало, веревки для сушки белья, корзина для мусора и веник – это все оснащение комнаты. Считается, что данный центр в Колапуре в смысле бытового комфорта один из самых хороших. В принципе, я действительно ожидала худшего.
Ванная комната:
График жизни в центре примерно одинаков каждый день, но есть некоторые нюансы. Расписание каждого дня вывешивается в столовой и при входе в Дамма Холл. Запутаться или заблудиться весьма сложно, но если что, можно всегда что-то уточнить у сервала (человека, который помогает студентам на курсе). Поскольку в период моего пребывания в центре было 9 русских (и это не предел, бывает и больше), у нас была прекрасная Юлия, которая помогала нам и подсказывала все мелочи.
В центре нельзя использовать будильник со звуком, но это не проблема – его вам заменит гонг. Он звонит перед каждым новым занятием или другим мероприятием. Правда первые несколько дней я совершенно путалась, какой из всех звучащих гонгов наш… Дело в том, что помимо центра Даммы, в этом месте находится еще монастырь (или даже несколько монастырей). Поэтому будут нелишними часы, чтобы лишний раз не прислушиваться и не сомневаться. Но даже без часов жить можно, через некоторое время входит в привычку «следовать за гонгом». Кроме того, после гонга сервалы проходит по территории с колокольчиками и будят проспавших.
Подъем в центре каждый день в 4:00, через полчаса первая медитация (2 часа). Затем в 6:30 завтрак и небольшой перерыв, с 8 до 11 следующая медитация, затем в 11:00 обед и снова перерыв, с 13 до 17 вновь медитация, в 17:00 так называемый вечерний чай (легкий ужин), с 18 до 19 снова медитация, с 19 до 20:30 лекция, затем короткая медитация и отбой в 21:30. Всего в течение дня порядка 9-10 часов медитации.
Общий зал для медитации:
Во время перерывов занять себя особо нечем, кроме как сна, принятия банных процедур или уборки. Территории как таковой нет, поэтому погулять в центре негде. Рядом с жилыми корпусами есть дорожка, по которой некоторые девочки (да, территория центра четко разделена на женскую и мужскую) кругами ходили во время перерывов. Смотрелось это как прогулка в тюрьме)) Первые несколько дней каждый, даже получасовой, перерыв, я спала. Но где-то после третьего дня перестала засыпать. Некоторые дни просто лежала, давая возможность спине отдохнуть, в другие гуляла или мылась. В последние дни иногда медитировала даже в перерывы. Заняться реально нечем.
Питание
Что касается еды, то будьте готовы к употреблению самой простой индийской пищи, более того абсолютно вегетарианской (естественно). Скажу честно, я оказалась совершенно не готова к такой еде, с первого же дня поняла, что это станет для меня большой проблемой. Всё было совершенно не по вкусу, либо острое, либо какое-то жутко пряное, либо еще что-то не так. Первый день сильно расстраивалась и почти ничего не ела, но когда на второй день у меня стала очень сильно кружиться голова, поняла, что придется, хочешь – не хочешь, но есть. На раз-два-три брала ложку еды в рот, пару раз пожевав, глотала и быстро запивала молоком, которое давали на завтрак и на ужин. Так и ела.
Столовая:
На завтрак была, как правило, какая-то каша с листьями и пряностями, а также стакан молока. На обед давали нарезанные кругляшочки моркови и огурца, вареный пресный рис, два вида подлив, какие-то тушеные овощи, чай с молоком и ласси. Как правило, ела как кролик много овощей и рис, иногда пробовала подливки, с бобами были более-менее сносные. Напитки на вкус были отвратительны. На ужин давали банан, папайю, рисовые хлопья с арахисом и стакан молока. Здесь я съедала все))
Каждому студенту выдается комплект железной посуды – большая и маленькая тарелки, две пиалы, стаканчик и ложка. За номером вашей комнаты закреплена полочка, где этот комплект следует хранить, предварительно самостоятельно вымыв.
Кстати, везде по центру расставлены бочки с питьевой водой, из которых можно наполнить свою бутылку или налить в общий стакан и попить (по-индийски, не касаясь губами).
Вода нормальная, с пищеварением не было никаких проблем. Кроме того, при входе в столовую установлен бойлер с горячей водой.
Как я писала выше, рекомендую взять небольшой запас еды типа шоколада, сухофруктов, батончиков, чтобы совсем не умереть с голоду и иногда баловать себя вкусненьким. Не скажу, что я прямо голодала, да и вообще ощущала недоедание, но иногда побаловать себя небольшим кусочком шоколада было очень приятно. А когда кружилась голова, это вообще стало спасением. Не думаю, что это сильно вредило практике
Практика медитации
Программа курса составлена так, что каждый день задания разные, и каждый день они усложняются. Первые три дня посвящены освоению техники медитации анапана, то есть наблюдению за дыханием. В четвертый день дается большая лекция о технике випассана, наблюдение ощущений в теле, после которой студенты начинают ее осваивать. С пятого дня вводятся часы строгого соблюдения трех правил: нельзя менять позу, шевелиться, нельзя открывать глаза, необходимо держать спину прямо. Это три часа ада в период так называемых общих медитаций – с 8 до 9, с 14:30 до 15:30, с 18 до 19. На десятый день также дается техника выполнения медитации метта.
Пагода:
По дням:
День 1. Концентрируемся на дыхании. Как воздух входит в нос и выходит. Наблюдаем за вдохами и выдохами. Если возникают мысли, стараемся не улетать за ними, но и не отгонять, а только наблюдать, сохраняя концентрацию на дыхании. Успокоить мозг – непростая задача, мой ум постоянно улетал вслед за мыслями, приходилось бесконечное множество раз возвращать его на дыхание.
День 2. Концентрируемся уже не просто на дыхании, а на зоне вокруг ноздрей – внутри и снаружи, а также под ноздрями, над верхней губой. Стараемся наблюдать за ощущениями, как меняется температура воздуха при вдохе и при выходе, как воздух касается ноздрей, где соприкасается с кожей. В этот день я смогла глубоко сконцентрироваться и не думала целый час ни о чем, кроме как наблюдения за дыханием.
День 3. Зона наблюдения уменьшается до маленького треугольника под ноздрями, над верхней губой. Ищем ощущения не только от вдохов и выдохов, но и любые другие ощущения – покалывание, жжение, пульсация, холод, онемение и прочие. Самый сложный день анапаны, поскольку это неимоверно скучно наблюдать за столь малой зоной, к тому первое время никаких ощущений я не чувствовала вообще.
День 4. В этот день после обеда дается 2-часовая лекция о практике випассана на английском языке. В первую очередь необходимо сконцентрировать внимание на зоне макушки головы, следить за возникающими там ощущениями, далее внимание переводится на зону волосяной части головы и исследуется буквально каждый сантиметр тела, затем лицо ото лба и до подбородка, потом правая рука от плеча до кончиков пальцев, затем также левая, потом от шеи к груди и животу, после от шеи по спине, затем правая нога от бедра до стопы и наконец левая нога. Важно соблюдать одну и ту же последовательно от прохода к проходу, но очередность неважна.
Вечером – первая попытка высидеть один час, выполняя три главных условия: не двигаться, не открывать глаза, держать спину прямо. После 15 минут сидения начинает неметь нога, через 30 минут появляется ноющая тянущая пульсирующая боль, через 45 минут становится невыносимо ее терпеть. На 46-й я сдаюсь.
День 5. В этот день утром нам давали лекцию о практике випассана на русском языке. Оказалось, что поняла на английском всё, кроме самого важного – нужно проходиться по телу от макушки до кончиков пальцев ног без остановки на болевых ощущениях, но при этом акцентировать внимание на тех участках, на которых нет ощущений. Я же делала наоборот… Смысл в том, чтобы найти ощущение на каждом участке тела без исключения, не оставляя не одного даже самого маленького кусочка тела без внимания. С этого дня медитировать можно было в индивидуальной келье в пагоде. Ни одной групповой «отсидки» я не выдержала.
День 6. Теперь нужно следовать не только от головы к ногам, но и в обратном направлении – от кончиков пальцев ног к макушке. Каждый проход не должен занимать слишком много времени, не более 10 минут, иначе мозг заскучает. Утром я решила твердо, что надо отсидеть групповое занятие. На утренней медитации я пересидела болевой пик, максимально переключив внимание на макушку головы. Боль в ноге утихла, меня перестало трясти, жар спал. Не могу сказать, что нога совсем прошла, но боль стала терпимой. После гонга я смогла спокойно встать, не было онемения. Для меня это стало серьезным инсайтом, рыдала не могла остановиться. После этого две групповые медитации я смогла просидеть полностью.
День 7. С этого дня необходимо соединять руки и ноги при проходе вниманием, то есть следовать по ним одновременно, а не по отдельности – от плечей через локти, по предплечьям к кистям, затем ладони, пальцы. Также с ногами – бедра, колени, голени, икры, ступни, пальцы ног. В теле начинает появляется ощущение, будто проходит лампа сканера.
День 8. Теперь нужно стараться проходить как можно больше количество участков тела одновременно – то есть всю голову, все туловище, удерживая вниманиям каждый кусочек тела. При этом нужно по-прежнему останавливаться на тех участках, где нет ощущений и по 1-2 минуты фокусироваться на них. Со временем начинаешь ощущать всё тело. Можно также останавливать внимание на болевых местах, искать болевой очаг, изучать откуда боль «выходит», как распространяется. С восьмого дня необходимо медитировать беспрерывно, но только в перерывах делать это не лежа, а сидя, при ходьбе, ощущая все движения, ощущения в теле при еде, сидении, ходьбе, чистке зубов и т.д.
День 9. Теперь необходимо всё тело проходить единым потоком, так называемым free flow. Сначала от макушки к ногам, затем наоборот. Ощущения в теле становятся похожи на реальный поток, сгусток чего-то, которым ты управляешь, направляешь, куда тебе хочется. С обеда предлагается попробовать проходить не только по телу, но и проходить внутрь, в разных направлениях, слева направо, справа налево, сквозь, «входить» через живот, выходить «из» спины. Очень необычные и странные ощущения, особенно если проходишь сквозь мозг или сердце. Получается сделать и «душ», собрав энергию на макушке и отпустив «разливаться» по телу. Ощущаешь каждую микрочастицу тела, любой кусочек.
День 10. Обед благородной тишины (молчания и запрет коммуникации между студентами) снимается в 11 часов. Медитации продолжаются, сохраняют часы неподвижности, но уже можно общаться. Весь центр наполняется звуками, голосами, гудит как улей. Сосредотачиваться на ощущениях становиться уже сложнее, но свободный поток ощутим, хоть и не такой сильный и мощный, как в предыдущий день. Перед обедом изучаем еще один вид медитации – метта, это послание любви и доброты всем живым существам.
День 11. Рано утром последняя утренняя лекция, затем медитация и мы свободны. Странное ощущение, будто не хочется уезжать. Всё тело «дышит» почти насквозь, ощущается каждый сантиметр плоти, каждый ветерок на улице. Хочется жить, дышать, действовать.
Вечерние лекции с нулевого дня русские студенты слушали в отдельной комнате на русском языке (во время этих лекций дается техника на будущий день). Инструкции в течение дня первые 2-3 дня мы слушали на английском, но потом их стали давать также на русском, дабы мы понимали все нюансы. День через день после общей послеобеденной медитации были беседы с учителем, которая задавала вопросы, все ли нам ясно, поясняла нюансы техники, отвечала на наши вопросы. Юлия помогала переводить, если были сложности с пониманием. После окончания дня в 21:00 можно было подойти к учителю и поговорить тет-а-тет, задать волнующие вопросы или уточнить что-то, если не ясно. Юлия также помогала с переводом.
Мои впечатления от практики
Было больно. Очень больно. Наверное я либо плохо читала отзывы о випассана, либо об этом никто не писал, но отсиживать три раза в день по часу медитацию без движения – это нереальное мучение. Если не верите на слово, просто попробуйте как-то на досуге сесть в позу лотоса и не шевелиться Уверяю, что уже минут через 5-10 вам захочется поменять ноги местами, через минут 20-30 в бедре начнется ноющая боль, через 45 минут она станет совершенно невыносимой. И последние 15 минут будут похожи на ад. С этой болью випассана учит справляться, но как – лично до меня дошло день на 10-й. Да и то до конца я не смогла научиться ее побеждать.
Таким образом, випассана учит, что все ощущения начинаются и заканчиваются. Такова природа эмоций, ощущений – они конечны. Боль была и прошла, эйфория была и прошла. Так стоит ли столь концентрироваться на этих ощущениях, если они так скоротечны? Нужно их лишь наблюдать. И они пройдут.
Випассана учит концентрироваться на одном действии. То есть если в настоящий момент вы заняты дыханием, то должны быть заняты дыханием. Мысли в голове, конечно, будут, но их нужно учиться наблюдать как бы фоново, не отпуская концентрацию внимания. Через двое суток у меня получилось войти в глубокое медитативное состояние, когда мыслей не было вообще. Были только я и дыхание – очень интересные ощущения, которые в третий день не повторились. При этом я не замечала даже боли, вообще ощущений в теле, кроме как дыхания. Считаю, что навык концентрации внимания – это вообще самый главный и полезный для практического применения навык, который нужно и важно развивать.
Таким образом, випассана учит жить в текущем моменте, не поддаваясь мыслям о прошлом или мечтам о будущем. Быть здесь и сейчас очень важно, чтобы сохранять равновесие в жизни, гармонию внутри себя.
Випассана учит не реагировать. Когда нам говорят какую-то гадость или происходит какое-либо иное событие, наш мозг интерпретирует сказанное/сделанное, а лишь затем наступает реакция, которая проявляется на физическом уровне (например, страх – дрожь, стыд – румянец на щеках и пр.). Мы этого можем не замечать, но наше тело реагирует на всё на бессознательном уровне. Только научившись не реагировать на поступающие импульсы, мы можем оставаться в равновесии. Но это касается не только негативных ситуаций, но и положительных эмоций. Переживая положительные эмоции, наше тело получает приятные импульсы, а мозг – влечения, требуя далее их вновь и вновь (чтобы хвалили, говорили приятное, есть вкусненькое, пить, курить и прочее). Таким образом, мы попадаем в зависимость от этих ощущений, и это приносит страдания.
Таким образом, випассана учить быть счастливым. Только уравновешенный ум может оставаться гармоничным и спокойным в любой ситуации, как глубокие воды океана – будь то штиль или шторм на поверхности.
Випассана учит тому, что все наши эмоции – это продукт умственной деятельности нашего мозга. Все состояния будь то грусть, печать, радость или счастье – никак не связаны с внешними факторами. Это эмоции рождаются внутри нас и там же растворяются. В любой ситуации есть, как минимум, два угла зрения, как на нее отреагировать. Нужно учиться смотреть на любую ситуацию с разных углов.
В одной из лекций курса была приведена притча о трех братьях:
Послала как-то мать сына купить бутылку растительного масло, дав ему бумажку 10 рупий. Сын купил масло, и бежав домой, упал и разлил его. В бутылке осталась всего половина, мальчик очень переживал и плакал по этому поводу. Тогда мать отправила другого сына. Возвращась с рынка, он также упал и тоже разлил масло. Вернувшись домой, мальчик сказал матери, что он упал, но не разбил бутылку, из нее вытекло всего половина масла, а вторую половину он спас. Мать отправила за маслом третьего сына, который оказался т̶а̶к̶и̶м̶ ̶ж̶е̶ ̶р̶а̶с̶т̶я̶п̶о̶й̶ также упал и разлил масло. Мальчик практиковал випассана, поэтому вернувшись домой, он констатировал, что пролилась половина масла, а вторая часть осталась. Он до конца дня заработает 5 рупий и купит недостающую часть.
Випассана – это видеть жизнь такой, какая она есть.
Из Колапура на Гоа (Арамболь)
Из центра мы с одной из девочек с курса взяли рикшу прямо до города за 500 рупий. Рикши с утра уже дежурят под дверьми центра (100 до перекрестка, 500 до города - стандартный прайс).
Из Колапура я добиралась до Мапусы на автобусе компании Paulo отправлением в 12:00, который вместо 6 часов ехал почти 8.
Я приехала на автостанцию Мапусы уже затемно, местные товарищи показали, где находятся автобусы до Арамболя – от места высадки междугородних автобусов нужно немного вернуться назад по дороге, где находится Bus Stand. Последний автобус до Арамболя отходит в 20:00 и я на него успела. За 30 рупий доехала до пляжа, нашла свой гест. На Арамболе я провела всего один полный день, но этого времени мне хватило, что понять, что место не мое. Очень много народу, толпы местного населения, кругом русская речь, на пляже постоянно что-то носят торговки и очень навящево предлагают купить бижутерию, палантины, разрисовать руку хной… Даже хачапури носили! Контингент отдыхающих тоже еще тот – парни с дредами, длинными волосами, странного типа тети, полно упоротых и прочей нечисти. На любителя.
Пляж Арамболь в час пик:
Тьма лежаков:
Но что мне понравилось – это большое количество хороших кафе, Juice Stations с отменными свежевыжатыми соками и фруктовыми салатами, отличная шопинг-улица, дешевые фрукты и вообще очень даже низкие цены. Оторвалась по фруктам там по полной! Закупалась там и домой – килограмм манго всего 100 рупий, ананас 40 рупий. Также набрала в качестве подарков кучу косметики Himalaya и местные травяные мази/«звездочки». Качество весьма приличное, а цены смешные. Кстати, в Индии, как и на Шри-Ланке, цены указаны прямо на товаре, где написана дата изготовления. То есть цены везде, во всех магазинах, абсолютно одинаковые.
Оценить цены на жилье не смогла, поскольку жила вместе с девочкой, с которой познакомилась на курсе випассаны. Ее комната в гесте Swati Guest House недалеко от отеля Lotus стоила 2100 рупий за ночь. Меня устроило это место, поскольку ради одного дня/двух ночей не хотелось терять время на поиски жилья. Разумеется, в период новогодних праздников цены нужно умножать, как минимум, на полтора-два…
Swati Guest House:
Наш номер:
Из Арамболя до аэропорта 31 декабря я добралась на такси, поскольку меня запугали очень сильными пробками, а вылет был довольно рано, в 10:30. На деле утром их не было, но да бог с ним, не жалею, что поехала так. Водителя нашла через гест, за поездку заплатила 1700. Как сказал хозяин отеля, в непраздничное время нормальная цена 1500-1600. Время в пути составило 1,5 часа, дороги вполне хорошие. Аэропорт Гоа очень простой, даже Duty Free как такового нет. В чистой зоне только несколько маленьких магазинчиков, ресторан и SPA. Занять себя особо нечем, правда есть розетки – можно перед длительным перелетом подзарядить девайсы в дорогу. Перелет домой занял 7 часов 30 минут, рейс прибыл во Внуково с опозданием на час. На дворе 31 декабря, время уже 16:30, но совершенно не верится, что Новый год наступит через всего несколько часов… Такое странное чувство! Время после випассаны как будто остановилось.
Итоги
Если бы сейчас меня спросили, ехать или не ехать на випассану, я бы однозначно рекомендовала, но с некоторыми оговорками. Во-первых, нужно четко понимать, что это не развлечение, а труд, весьма сложный порой. Во-вторых, не стоит ехать на випассану за получением новых ощущений. Не вижу смысла в этом, потеря времени. Випассана для другого. В-третьих, не уверена, что есть смысл проходить курс, если вы далее не планируете практиковать медитацию. Все-таки, прохождение курса – это лишь изучение техники випассана, освоение основ, получение навыка. А дальше за пределами центра вы должны будете практиковать ее, ежедневно посвящая по часу утром и вечером! Даже если не два часа в день, но тем не менее практиковать нужно регулярно, чтобы достичь результатов.
Если бы меня сейчас спросили, ехать или не ехать в Индию, то здесь у меня смешанные впечатления. С одной стороны, страна определенно имеет свой колорит, обладает богатой историей и культурой, на территории Индии множество объектов ЮНЕСКО и других достопримечательностей. Здесь есть прекрасные пляжи для отдыха (например, Агонда)), множество вариантов для досуга (йога, массаж, медитация и пр.), вкусная и недорогая еда, доступное жилье и много других плюсов. Но с другой стороны, это перенаселенная страна, очень бедное население, традиционное общество с кучей вытекающих отсюда последствий, начиная от воровства до изнасилований. Кроме этого, конечно, грязь и антисанитария, кучи мусора практически везде, неухоженность и запущенность. Если к этому относиться философски, можно, конечно, не обращать внимания, но лично мне определённо комфортнее, например, в Германии в этом смысле. Тем не менее, думаю, что я еще вернусь в Индию.
Если бы меня сейчас спросили, ехать ли в Индию девушке/женщине одной, то я бы сказала, что при определенной осторожности, соблюдении общепринятых в Индии традиций в одежде (закрытые ноги, плечи, грудь) никаких проблем быть не должно. Просто нужно быть готовой к повышенному интересу со стороны местного населения, любопытству и желанию познакомиться. А дальше – либо вы идете на контакт, либо его избегаете – дело ваше, каждый выбирает сам. Мне не пришлось столкнуться с агрессией или другими неприятными проявлениями человеческой натуры, в целом индусы показались дружелюбными. Бояться и паниковать в поездке точно не стоит, но и излишне расслабляться, поступать легкомысленно тоже, найти приключения на свою пятую точку можно легко. Впрочем, не только в Индии...
Всем гармонии! Be happy!