Подробный отчёт + фото
Ява (Джакарта-Джокьякарта-Борободур-вулкан Бромо-вулкан Иджен)
Бали (Убуд-вулкан Батур-Кута)
Перелёт.
Планировать поездку в Индонезию начали ещё в мае 2012 года. Билеты Москва-Джакарта-Москва (со стыковками в Абу-Даби) покупали через официальный сайт Etihad. Так как обратная стыковка составляла 8 часов 45 минут, а мне было известно, что в таких случаях авиакомпания может предоставить бесплатный аэропортовый отель, то примерно за 30 дней до обратного перелёта я созвонился по телефону с официальным представительством Etihad в Москве (дозвонился с первого раза). Приятная в общении девушка приняла заявку на отель, забронировала места на рейс из Москвы в Абу-Даби, а также на перелёт Джакарта-Абу-Даби-Москва, так как при покупке билета через интернет мне удалось забить места только на рейс Абу-Даби-Джакарта. Спустя 3 дня представитель Etihad связался со мной и сообщил, что отель подтверждён. Хочу уточнить, что ни на официальном сайте Etihad, ни на CheckMyTrip информация о бронировании отеля не отображалась.
Перелёт из Москвы в Абу-Даби на Airbus A320 прошёл нормально, без задержек и тряски. В аэропорту Абу-Даби мы подготовились к холодному приёму, однако быстро нашли тёплое местечко возле 29 гейта (точнее немного правее, если стоять лицом к нему). Цены в аэропорту довольно высокие. Бутылка воды 0,5 стоит около 2 долларов. При сильной жажде можно попить водички из питьевых фонтанов, находящихся возле туалетов (в воде имеется небольшой привкус хлорки). В Джакарту летели на Boeing 777. Нормально, удобно. Были мониторы. После взлёта работает розетка для зарядки, расположенная в кресле возле монитора. Кормили и поили хорошо, не жалели.
Прилетели в Джакарту (терминал 2) по расписанию (в 14.15). Поменяли деньги на первом этаже, немного правее при выходе из зоны прилёта. Курс составлял 9530 рупий/доллар (в последующем максимальный курс, с которым встречался, был в Убуде - 9550).
Джакарта-Джокьякарта.
При планировании поездки думали ехать в Джокьякарту на поезде, однако поменяли эту идею на самолёт и, как я думаю, правильно сделали. Заранее покупали билеты у Lion air (у AirAsia не было поздних вылетов), при этом не получалось рассчитаться пластиковой карточкой, в связи с чем билеты были выкуплены у travelindo.com (стоимость 105 долларов на двоих + 15 долларов за услуги). Оплачивали через paypal. У Lion стоимость провоза багажа входит в общую цену билета.
Lion air вылетает из терминала 1А, куда очень просто добраться на жёлтом автобусе, отправляющимся со второго этажа терминала 2. Сев в такой автобус через терминал 3, приехали к терминалу 1. Время в пути составило около 10-15 минут. На входе в терминал 1А показали распечатки электронных билетов охране, после чего зашли внутрь. У стойки Lion air получили посадочные, в одном из которых была сделана рукописная отметка о сданном багаже (стандартные 23 и 7 кг. на человека) и пошли на посадку, по дороге куда заплатили аэропортовые сборы (40000 рупий/чел). Досмотр – номинальный. Воду спокойно пронесли с собой. По поводу гейта – отдельная история. Указанный в посадочном номер гейта не соответствовал информации на табло. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте. Уже после регистрации можно перекурить в специальной комнате. Перелёт составил 45 минут, при этом вылет задержали на 30 минут, что является нормальным явлением для Lion air. Самолёт - новый Airbus A320. В Джокьякарте забрали багаж. Не спешите сразу отрывать багажные бирки, так как их сверяют с записями в посадочных при выходе из зоны прилёта.
Дальше – только автобус. Выходим из аэропорта. Слева – прямоугольная будка, она же автобусная остановка. За вход платим 3000 рупий/чел., получаем пластиковую карточку, которую прикладываем к турникету, после чего отдаём её кассиру. Схема движения автобусов довольно своеобразная (много разноцветных веток, пересечений, пересадок). По этому поводу особенно не переживали, так как всё очень подробно объяснял как кассир, так и находящийся внутри автобуса сотрудник, который контролирует вход и выход людей, а также заранее предупреждает о нужной остановке. Ехать до улицы Малиборо без пробок около 30 минут. Город оказался довольно большим.
Заселились в отель Hotel-KU (Kumbokarno Utama). Нормальные условия и завтрак. Заплатили 350000 рупий за сутки. Удобное месторасположение. Утром купили сим-карту Симпатии за 15000 рупий, из которых 5000 уже на балансе и тур Бромо-Иджен-Денпасар. Брали с джипами на Бромо (об этом подробнее дальше). Нам выписали ваучер и уточнили отель, откуда будут забирать.
Борободур.
После покупки тура сразу же отправились к Борободуру. На городском автобусе в Джокьякарте, с одной пересадкой, минут за 40 доехали до автостанции, где сразу пересели на другой автобус, на котором и добрались до Борободура. Стоимость проезда на двоих составила 40000 рупий, хотя местные платили в районе 10000 рупий с человека (мы по этому поводу не парились). По приезду на автостанцию рядом с ней нашли рынок, где можно купить много различных фруктов (за всё время нашей поездки это был самый дешёвый и большой рынок). До отеля Manohara Resort добрались пешком (ходьбы минут 15), хотя прямо от автостанции велорикша предлагал довезти за 20000 рупий (можно было ещё и поторговаться). Отель бронировали заранее. По приезду уточнял – свободных номеров не было. Причём стоимость бронирования через букинг была дешевле, чем на официальном сайте или на месте. После регистрации нам выдали ваучер на неограниченное количество посещений Борободура (но только с 6 утра до 17.00 вечера), а также ваучеры на завтрак и какое-то аудио-визуальное шоу (туда мы не ходили). Тогда же купил тур на рассвет: жителям отеля он предлагался за 230000 рупий, а другим - 380000 рупий. Отель понравился, однако немного не хватало бассейна. Довольно нормальные цены в ресторане, причём стоимость ужина, без всяких налогов и чаевых, включалась в счёт на проживание.
Вечером сходили посмотреть Борободур, который довольно сильно впечатлил нас. При этом входные билеты у нас никто не спрашивал. Возможно, билеты приобретают и проверяют раньше, так как наша гостиница была расположена возле храмового комплекса. Было много туристов и местных. На выходе купили сувениров. Торгуйтесь. То, что изначально предлагали за 250000 рупий можно купить за 40000 рупий. Очень понравились сувениры с изображение ступ Борободура, которые, как поясняли местные, сделаны из вулканического пепла. Не знаю, насколько это правда, но выглядит красиво и увесисто. Больше таких сувениров мы в поездке не встречали. Возможно, они продаются возле Прамбанана, однако точно этого сказать не могу.
Утром подъём в 4.10. В 4.30 встреча на ресепшене. Там же выдают входные билеты (стоимость включается в счёт). В ценник билетов входит фонарик и платок с изображением Борободура. В районе 5.00 часов вся группа прибывает в храмовый комплекс (билеты на встречу рассвета проверяют). Минут 30 довольно темно. Рассвет начинается в районе 5.40 (надо учитывать, что это был сентябрь месяц). На заднем плане немного пыхтит вулкан Мерапи. Фотографии получались просто фантастические. В принципе, если подойти к комплексу ровно в 6.00 утра, можно пройти и бесплатно (для проживающих в отеле), однако как повезёт с видом, так как примерно в 6.10 вулкан Мерапи уже очень сильно затянуло.
После посещения Борободура возвратились в отель. Завтрак был вкусный и довольно разнообразный. Рассчитавшись на ресепшене, направились на автостанцию, где после 15-ти минутного ожидания уехали в Джокью.
Джокьякарта. Вулкан Бромо.
В Джокьякарте мы заселились в отель Rumah Mertua Boutique Hotel & Restaurant (бронировали заранее). Мне он не понравился, хотя отзывы про него были хорошие. Да, маленькая и уютная территория, хороший бассейн, чистые номера, но довольно неудачное расположение (единственный нормальный вариант добраться туда – на такси, но мы умудрялись пешком), а также очень плохая кухня.
В этот же день решили поехать к Прамбанану. На автобусах добрались туда ближе к 17.00. Туристы ещё ходили, но входные билеты уже не продавались. Хоть издалека полюбовались.
В 9.30 утра следующего дня за нами приехал микроавтобус от агентства, и мы отправились смотреть вулканы. Так как в первый день в пути предстоит провести около 12 часов опишу транспорт подробнее. В микроавтобусе 11 пассажирских мест: два возле водителя (самые неудобные) и три ряда по три сидения за ними. Расстояние между рядами довольно комфортное. Наш автобус был заполнен представителями из Франции, Нидерландов и Бельгии. Свободных мест не было. Багаж без проблем размещался в грузовом отсеке, расположенном сзади. Когда отъехали от отеля я, при полной поддержке наших спутников, попросил водителя выключить кондиционер, так как было реально холодно. После этого ехали с открытыми окнами, что очень понравилось. Путь лежал в пересадочный пункт – город Проболинго. Время в дороге – около 11 часов. Было 3 остановки в недорогих кафе. В Проболинго приехали в районе 20.00. Там всех выгрузили из автобуса возле одного из агентств, собрали выданные ранее ваучеры, в обмен дали другие: на проживание в отеле возле Бромо (с отметкой о джипах), на проживание возле Иджена, а также на трансфер в Денпасар. После этого нас посадили в другой микроавтобус и повезли в отель, который расположен в деревеньке Cemoro Lawang. Время в дороге составило чуть больше часа, при этом большую часть пути поднимались в гору. Было темно и стрёмно, особенно когда пропадал ближний свет. Наш отель Café lava hotel был третий по счёту из четырёх. Номер простой, с горячей водой и душем. ОЧЕНЬ холодно. Накрывались двумя одеялами.
Утром подъём в 3.20. Старт из отеля в районе 3.50. Теперь подробнее по поводу джипов. Наш тур В6, в отличие от тура В5, включал джипы, стоимость которых составляла 120000 рупий на человека. Это и есть вся разница между турами В5 и В6. Моё мнение – это стоит того, так как с площадки, куда мы ехали на джипах, открывается красивый вид на вулканы. Можно брать тур В5, тоже с вью поинт (точкой обзора), но вид уже будет совсем другой, менее масштабный.
На джипах мы ехали минут 40. Интересно и немного экстремально. При этом перед посадкой водитель выдал нам два входных билета на смотровую площадку, стоимостью 25000 рупий с человека. Деньги также забрал он. На смотровую площадку поднимались минут 10. Людей было довольно много, но также много было и хороших мест для встречи рассвета. Довольно холодно, особенно когда стоишь на месте. Сильный ветер. Бромо и рассвет очень впечатлили. Красиво и грандиозно.
После этого нас отвезли кратеру, куда мы и поднялись. Вулкан был не очень активный, поэтому нам удалось пофотографироваться на самом кратере.
Потом опять джипы и отель, куда мы приехали в районе 8.00. Собрались, позавтракали и на микроавтобусе поехали обратно в Проболинго.
Иджен.
В Проболинго нас пересадили на другой микроавтобус и, через 6 часов пути, мы заселились в Katimor home stay. Нормальный отель-гест. Там довольно тепло, по сравнению с предыдущим отелем. На ресепшене купили местный кофе (25000 рупий/пачка). Довольно крепкий, но не сильно ароматный. Там же покупались в бассейне с водой из горячего источника.
Утром подъём в 3.40. Завтрак (чай/кофе, вареные яйца, бутерброд со сладким кремом). Водитель вручает нам билеты с разрешением на фотосъёмку на Иджен (стоимость около 70000 рупий на двоих). Время в пути от Katimor home stay до деревеньки вблизи Иджена примерно 40 минут. Там выгружаемся и начинаем подъём к кратеру. Время в пути около 2 часов, так как довольно долго приходится идти в гору. Подъем отнимает много сил (девушки учитывайте это), но увиденное стоит того. В дороге постоянно встречаешься с местными, которые очень общительны и ведут себя доброжелательно. Уже при окончании подъёма мы познакомились с парнем по имени Том (это сокращённый вариант), который довольно хорошо говорил по-английски. Он рассказал нам о тяжёлой работе добытчика серы, а также предложил посмотреть фильм BBC про Иджен, в съёмках которого принимал участие (уже позже в интернете нашёл полное название фильма - Human Planet: Kawah Ijen Volcano In the Jaws of Hell). Со слов Тома я понял, что всё мужское население их деревни занимается добычей серы, используемой в различных сферах, в том числе и в парфюмерно-косметической промышленности. Работать они начинают с 16-17 лет и заканчивают в 55-60 (в зависимости от физического состояния). В день совершают от 2 до 4 ходок. Я лично попробовал потягать корзинки с серой, которые оказались весом около 80 кг. Довольно тяжело. Мы пофотографировались с Томом возле кратера. На мой вопрос, можно ли спуститься вниз к озеру, где и добывается сера Том пояснил, что туда нельзя, так как это опасно (спуск был реально крутой). Я сказал, что я буду аккуратен. Но Том был непоколебим объясняя, что если разрешить одному, то сразу потянутся другие, а это будет проблемой и для туристов, и для работников, так как тропинки узкие. Том взял наш фотоаппарат и спустился вниз. Он возвратился минут через 40, сделав много классных снимков и притянув кусок серы. За оказанные услуги я отдал ему 100000 рупий, чем он остался доволен. Этих денег не жалко. Внизу, перед подъёмом, Вам будут предлагать купить всякие фигурки из серы. Лучше всё покупать уже возле кратера.
Обратно к микроавтобусу спускались быстро. На некоторых участках из-за песка на камнях было скользко, поэтому надо быть внимательными.
После этого какими-то ужасными и разбитыми дорогами поехали к переправе на Бали. Время в пути составило около 2 часов. Перед паромом заехали пообедать в довольно приличный и недорогой ресторанчик.
Бали. Убуд. Вулкан Батур.
На паром до Бали нас проводил уже другой человек, который после переправы посадил нас на микроавтобус до Денпасара. Дорога заняла у нас около 5 часов, при этом водитель, сука, потрещав с французами и голландцами, которым надо было в Куту, высадил нас и ещё одну пару совершенно возле другой автостанции, а не возле терминал Ubung, куда все и прибывают с парома. Чтобы доехать до Убуда на бемо заламывали 400000 рупий, поясняя, что в машине нас будет только двое. Были категорически посланы. На вопрос, а если доехать до терминала Батубулан, откуда ходят бемо непосредственно в Убуд, заряжали 150000 рупий. Были повторно посланы. Торговаться не хотели вообще, так как видели наше безвыходное положение, а также учитывая позднее время (было уже около 9 вечера). Станция была вообще пустой, местных пассажиров практически нет. Не скинули ценник даже тогда, когда я сказал, что пойду и возьму такси. Учитывая усталость после дороги, взяли такси, на котором с комфортом доехали прямо до гостиницы в Убуде за 150000 рупий.
Первый наш отель на Бали - Argasoka Bungalows. Нормальный отель, учитывая его стоимость (27 долларов за комнату и завтрак). Есть бассейн. Чтобы переночевать одну ночь – подходит идеально, правда слышимость между номерами очень хорошая.
Так как меня не прикалывало перемещаться по Убуду на такси, а все наши отели, кроме первого, находились за пределами города, то утром на ресепшене был взят в аренду байк на 3 суток за 120000 рупий (40000 рупий/сутки).
На байке мы добрались до следующего нашего отеля - Room@Bali Hip Suite, который очень нас впечатлил. Наш номер представлял большую террасу над обрывом с фантастическим видом на небольшую горную речку, рисовые поля и пальмы. Там же (на террасе) был собственный бассейн. Из помещений: большая открытая кухня с барной стойкой, питьевой водой, холодильником, умывальником, газовой плитой; огромный холл с телевизором, DVD, музыкальным центром (вечер проводили под романтическую музыку группы «Blue»); спальня с большой кроватью и удобным матрасом; также приличная по размерам ванная с совмещённым сан. узлом (с видом на рисовые поля). В общем, мы оказались под сильными позитивными впечатлением.
Убуд впечатлил художественными музеями и арт-галереями. В городе посетили лес обезьян (обязательно), посмотрели танец Кечак (на любителя), сходили на массаж (расслабляет).
Утром переехали в другой отель, который находится на окраине Убуда в окружении рисовых полей- Bali Bliss Resort & Spa. Этот отель нам тоже очень понравился тихой и спокойной обстановкой.
На следующий день поехали на байке к вулкану Батур. Дорога проходила через деревеньки, причём местные жители постоянно нас приветствовали, все улыбались. Возле Батура посетили комплекс с горячими источниками. Вход туда 150000 рупий/чел., без ограничений по времени. В источниках купались несколько часов. Полный релакс. Заехали по дороге обратно в ресторан, который находится на холме с видом на Батур. Там фиксированная цена по системе «всё включено», кроме напитков. По пути в Убуд несколько раз встречали большие процессии нарядно одетых местных жителей, которые направлялись к храмам. Как оказалось, мы попали на религиозный праздник Кунинган.
Кута.
На следующий день приехали в центр Убуда в наш первый отель. Там заказали места на автобус в Куту. До Куты доехали за два часа (было очень много пробок) и заселились в отель Kuta Lagoon Resort and Pool Villas. Территория отеля – симпатичная, однако номера тёмные и сырые. Мне отель не понравился (единственный плюс – вкусный завтрак). В Куте бросились в глаза курсы обмена: везде были таблички с изображением S – 9999. Но это всё развод, так как при обмене всё равно получался курс около 9000 рупий за 1 доллар. Лучший курс, который мы нашли там в банке – 9540 за доллар.
Город оказался довольно своеобразным. Шумные улицы, многолюдный пляж, прохладный океан, завышенные цены на питание (особенно вблизи пляжа). Может быть сказался наш тихий отдых в Убуде, а может ожидания чего-то особенного.
В Куте нашли хорошие магазины, в том числе и с фиксированными ценами на сувениры. Они находятся практически в самом начале города, недалеко от входа на пляж.
В Куте отдохнули два дня. Утром в день отъезда взяли такси Blue Bird до аэропорта (стоимость по счётчику с учётом пробок – 40000 рупий), откуда самолётом AirAsia (билеты покупали на официальном сайте за 2 месяца до вылета. Стоимость – 116 долларов США на двоих, включая багаж) улетели в Джакарту.
Джакарта-Абу-Даби-Москва.
Из терминала 2 аэропорта до железнодорожного вокзала Джакарты доехали на автобусе Damri, за 40000 рупий на двоих (автобус ходит каждые 30 минут, время в пути – около часа). На тук-туке добрались до отеля Take's Mansion. Переночевали, отдохнули, немного пошопились. Обратно в аэропорт уехали на Damri. Аэропортовые сборы на вылет из Джакарты составили 150000 рупий/чел. В Абу-Даби получили ваучеры на бесплатный отель в аэропорту и завтрак. Идти до отеля по указателям минут 10. Номер уютный. Утром сходили на завтрак (по выбору в одном из нескольких ресторанов) и улетели в Москву.
(на фото: ценник на проезд из Убуда в Куту, внешний вид внутриаэропортового автобуса, вкусная и дешёвая кафешка в начале 2 терминала аэропорта Джакарты)
Выводы.
Поездка в Индонезию для нас вышла самой насыщенной из всех и по впечатлениям, и по её активности. Очень понравилась позитивная атмосфера (особенно в Убуде), природа и яркий контраст двух островов. Короче, советуем!!!