Планируя поездку в Индонезию, мы столкнулись с недостатком систематизированной информации о ценах на перемещения, жильё, еду и прочие полезности/приятности. Поэтому в поездке мы решили вести запись типичных расходов, чтобы впоследствии поделиться информацией с планирующими свои путешествия.
Вот что из этого получилось. Надеемся, наши записи помогут вам собраться, настроиться и сформировать в голове приблизительную «картину расходов» : - )
1. Курс доллара и места обмена.
В ноябре 2013 в банках курс был между 11.100 — 11.600 рупий за 1 доллар США. В течение месяца курс вырос примерно на 4%.
- Обменные пункты (money changer) в городах. Встречаются на туристических улицах (Джакарта, Джокьякарта), курс выгодный, как в банке (или нам везло). Ни в одном из обменных пунктов, встретившихся нам, не взималась комиссия. Некоторые обменные пункты в Джакарте, в районе Jalan Jaksa, работают круглосуточно; в Джокьякарте чаще встречались обменники, работающие до 19-20 ч. Однако, особый подвид обменных пунктов — это money changer в аэропорту.
- Обменные пункты (money changer) в аэропортах. Они предлагают самые невыгодные курсы, какие мы только видели за всю поездку. Но! Следует различать киоск money changer и будочку с филиалом банка! Ведь в аэропортах (по крайней мере больших) бывает и то, и другое. В филиале банка курс может быть 11.500, а в киоске money changer — 10.400.
Вывод: если надо разменять деньги в аэропорту, ищите офис (филиал) любого банка, а «небанковские» конторки-обменки с вывеской «Money changer» обходите стороной. Конечно, нюанс в том, что филиал банка работает не круглосуточно (в отличие от money changer), так что при прилёте в ночное время может остаться только опция невыгодного обмена.
Если в зоне прилёта предложение по обмену не устраивает, имеет смысл перейти в зону вылета: там может оказаться другой работающий банк — или хотя бы более пристойный курс в money changer. - Банки. Предлагают хороший курс, но мелкие филиалы могут не заниматься обменными операциями, особенно это касается небольших городов. В таком случае приходилось ехать в «главный офис» банка. Обратили внимание на то, что банки весьма придирчивы по отношению к купюрам, и даже слегка потрёпанные деньги могут не взять. Для обмена долларов на рупии спрашивают паспорт.
Далее все цены приводятся в расчёте на одного человека (либо на одну поездку, если речь идёт о такси). Чтобы это всё проще воспринималось, указываем точную цену в рупиях и в скобках — примерную цену в $ (по усреднённому курсу в 11.500 рупий).
2. Что почём: транспорт (автобусы, такси, маршрутки, поезда).
2А. АВТОБУСЫ.
- Автобус Damri, аэропорт Джакарты — центр Джакарты (станция Гамбир): 30.000 рупий ($2,6). Обратите внимание, что в вечернее время, с учётом дождя и пробок, этот путь может занять 3 часа (не шутка, а личный опыт), хотя по плану должен занимать около 1 часа. Ехать всего километров 15 (пусть 20), и как этот путь можно ползти 3 часа — уму непостижимо, но факт.
- Городской автобус TransJakarta: 3.500 рупий ($0,3) независимо от расстояния и количества пересадок. Это лучшая опция для перемещения по городу, сводящая к минимуму риск застрять в пробке: автобус едет по выделенной полосе. Аналогичная система есть в Джокьякарте (автобусы TransJogja), цена билета — 3.000 рупий ($0,25).
- Автобус Джакарта — Лабуан (для посещения Чариты; отправление с вокзала Калидерес, до которого ровненько доезжает городской автобус TransJakarta): было уплачено по 50.000 ($4,3) с человека, хотя эта цена могла быть завышенной (общедоступного прайс-листа не было). Автобус «убитый», подбирающий по пути пасссажиров, с «кейтерингом» в лице торговцев снедью на борту. Кондиционирование салона — через открытие окон. В пути, по плану, должны были быть 4 часа, но были целых и утомительных 6 — из-за ремонта дороги на подъезде к Лабуану, спровоцировавшего многокилометровую пробку.
- Автобус Джакарта (аэропорт) — Бандунг (неизвестный bus stand): 90.000 рупий ($7,8), в пути — около 3,5 часов. Автобус приличный, с кондиционером, туалетом и отгороженной зоной для курения. Будьте внимательны: автобус заезжает в Джакарту (видимо, чтобы выехать на нужную развязку), и там можно постоять в пробке. Однако по выезду (через километров 30) автобус набирает крейсерскую скорость и бодро довозит до Бандунга, так что паниковать при виде трафика Джакарты не стоит.
- Автобус Медан (автобусный терминал Амплас) — Парапат (причал; для отъезда на остров Самосир, что на озере Тоба): 32.000 ($2,8). Автобус «убитый» (см. Джакарта — Лабуан). Время в пути — 4,5 ч. туда, 3,5 ч. обратно (причина в разнице — трафик).
2Б. ТАКСИ.
- Джакарта: Jalan Jaksa — аэропорт: 130.000 рупий ($11,3) + платные дороги (оплачивает пассажир) 20.000 рупий ($1,7) = итого 150.000 рупий ($13). Служба BlueBird, по счётчику.
- Медан: аэропорт Куала Наму — Jalan Raja (центр города): 120.000 + платные дороги 10.000 = итого 130.000 рупий ($11,3). По счётчику.
Обратите внимание: логистика добирания из аэропорта до Медана притерпела изменения. Аэропорт Полония, находящийся в 3 км от центра Медана, больше не действует! Открылся новый аэропорт Куала Наму (Kuala Namu), примерно в 40 км от города. Аэропорт международный, однако он используется и для domestic flights. К аэропорту ведёт нормальная трасса, путь из центра Медана занимает около 50 минут (при лёгком трафике). - Медан: автобусный терминал Амплас — аэропорт Куала Наму: 65.000 рупий ($5,6). Нефирменное такси, по договорённости. Такая низкая цена — большая удача и случайность, т.к. мы подсели в уже занятое такси (пассажир был не против). Точнее, это даже не «такси», а частная машина (возможно, водитель от гостиницы или что-то в этом роде). Получилось, по сути, shared taxi. Полная же цена от терминала до аэропорта была бы +/-100.000 ($9).
- Бандунг: автобусный терминал — железнодорожный вокзал (почти центр города): 37.000 рупий ($3,2), расстояние (по счётчику пробега) — 8 км. По счётчику.
2В. OJEK, ANGKOT (МОТОБАЙК-ТАКСИ и МАРШРУТКА соответственно).
- Мотобайк-такси (ojek) Лабуан — Чарита: 25.000 рупий ($2,2) за 1 мотобайк, время в пути — около 15 минут. Возможно, цена завышенная.
- Мотобайк-такси (ojek) Тернате (аэропорт) — Тернате (центр города): 15.000 рупий ($1,3) за 1 мотобайк, время в пути — около 20 минут. Цена похожа на справедливую.
- Маршрутка (angkot) в Медане, с Jalan Raja до терминала Амплас: 5.000 рупий ($0,4).
- Маршрутка (angkot) в Бандунге, от Тангкубан Праху (парк с действующим вулканом) до окраины Бандунга — 10.000 рупий ($0,9).
Общее замечание по ангкотам в Индонезии. Средняя цена поездки по городу — от 2.000 до 4.000 рупий, при выезде из города в пригород — около 10.000. Водители ангкотов, как правило, не говорят по-английски, и вопрос оплаты в момент посадки обсуждать не удаётся. Оплата всегда при выходе. Удобно иметь мелкие купюры и при выходе выдавать их водителю постепенно, каждый раз спрашивая, уже окей или надо ещё (по субъективному ощущению, при такой тактике водители брали с нас столько же, сколько с местных — или, по крайней мере, не намного больше). Если даёте крупную купюру, обязательно с улыбкой говорите «чейндж» (сдача) и ждите до тех пор, пока её не получите. Самый верный вариант — спросить цену поездки у других пассажиров, уточнив, откуда и до куда вы едете. Обратите внимание, что цена зависит от расстояния, и каждый выходящий оплачивает «свою» сумму.
2Г. ПОЕЗДА.
- Бандунг — Джокьякарта, поезд ARGO WILIS, класс «экзекьютиф»: 225.000 рупий ($19,5).
- Джокьякарта — Джакарта, поезд ARGO LAWU, класс «экзекьютиф»: 250.000 рупий ($21,7).
Справочка об этих поездах. Поезд класса «экзекьютиф» — это просторные вагоны с большими креслами. Оба поезда не выглядели новыми, но были в весьма ухоженном состоянии. Уборные чистые. В поезде есть вагон-ресторан, периодически по вагонам проходит проводник с меню (принимает заказы, потом разносит заказанные еду и напитки). Курить в поезде нельзя нигде, но во время стоянки некоторые выскакивают на перекур на платформу (предварительно лучше узнать у проводников продолжительность остановки). В поезде интенсивно работает кондиционер, по субъективным ощущениям — температура в салоне около +20: комфортно ехать в байке и в закрытой обуви.
Продолжение следует.