Сидели как-то мы с моими баллийскими друзьями и о жизни болтали. Пришли к выводу, что скучновато стало. И действительно, если даже мне поднадоели эти пляжи, серфинг и клубы, а я только «приживальский» на острове, т.е. на несколько месяцев приезжаю, представляю каково им, живущим там.
Решили разнообразить существование – съездить посмотреть на вулканы, заодно заехать на G-land, если не покатать, то хоть на «трубы» глянуть. Кинули кличь по острову, мол кто с нами? Отозвались 2 милые девочки, из живущих там постоянно и одна туристка, которая на месяц приехала. Всего получилось нас 6 человек – 2 мальчика и 4 девочки. Как раз в машину помещаемся.
За день до отъезда договорились с местным, у которого байки в рент брали, о машине. Тот очень удивился, когда мы заявили , что на Яву поедем. С сожалением посмотрел на то что стояло у него в гараже. «нет, - говорит, - эта туда не доедет, я вам поновее пригоню к вечеру, с документами, чтоб для парома». На том и порешили, потому что новая и с документами пришлось отдать 240 000 в день.
На следующий день выезд назначили на 8 утра. Не тут то было. Утром зарядил ливень, так что девочкам просто не представлялось возможным добраться до места сбора. Потом оказалось, что у хозяина не было ремней, чтоб привязывать доски на крышу, так что оставили их дома. ( надо сказать что хорошо что оставили, а то каждый раз замучились бы их отвязывать с крыши, когда из машины выходили).
С горем пополам к 10 утра выехали из куты. Я предварительно всем сказала брать с собой теплую одежду и удобную обувь, не на первый же вулкан поднимаюсь.
Единственный путь с Бали на Яву – на пароме из порта Gelimanuk. Паром ходит примерно каждые 30 мин и стоит 100-130 000. До порта мы доехали без проблем, только уже перед самым въездом было небольшое затруднение движения из-за грузовиков. Тут надо сказать отдельное спасибо Вове, бесстрашно освоившему нашу праворукую машину, да еще и на механике.
На подъезде к порту выяснилось, что мы забыли мои американские права( которые считаются международными) дома в сейфе. Ладно, думаем, хоть Вовины русские есть, а так придется платить.
В самом порту все легко, все по указателям, периодически, даже стоят люди, которые машут тебе палкой, показывая куда ехать. Подъехали мы к будочке, там в окошке представитель «таможни и паспортного контроля», а рядом пасутся еще около 5ти полицейских. Человек в окне долго рассматривал документы на нашу машину,( при этом договор аренды, страховку и прочее ему совсем не интересно), потом покрутил в руках права, показал рукой на табличку, где написано сколько платить за машину, дал сдачу даже – все четко. Мы уж думали пронесло. А нет… права и документы не отдал. Говорит, там паркуйся и иди сюда. Ээх, делать нечего пошли мы с Вовой к стайке полицейских. Перед этим спц отложили в карман 200 000, чтоб вот – “видишь больше нету”, фишка сработала. Их босс с умным видом нам на английском говорит «у вас права не международные, нехорошо», а сам пишет 100 000. Фух, я уж представила как сейчас мы с миллиона будем цену сбивать. Но сдаваться слишком легко тоже нельзя, поэтому я ему на бахасе говорю – может 50, мы в куте живем, у нас там так. Тот посмотрел на меня зло и пальцем еще раз в надпись ткнул. Ну и ладно, денег дали и поехали себе в очередь на паром.
В машине во время движения парома находится нельзя, зато наверху есть большой зал с удобными креслами и открытая палуба. Там же можно что-то поесть, попить чай и зарядить тел за 5000! Электроэнергия нынче в цене.
Пока плыли, поняли, что наш план провалился. Первоначально планировали в первый день добраться до Бромо, но так как от порта до него 7 часов езды, а время уже 16.00 не решились. Решили ехать до Иджена, который в полутора часах езды. По темноте в горах по незнакомым дорогам шариться очень не хотелось.
Здесь нужно сказать большое спасибо приложению на тел – CityMaps2Go, без него мы бы точно где-ть заблудились и сгинули. Еще на Бали, я закачала себе в телефон карту восточной Явы, по которой мы собственно все время и ездили, и она ни разу не подвела, а самое важное что приложение работает и без интернета и даже без сигнала связи, что в горах самое то.
И вот мы причалили к Яве. В порту никаких затруднений не было и мы быстренько вырулили на оживленные улицы. Тут же остановились возле индомаркета, купили воды, печенья и всякой «дорожной» еды, тк дорога до иджена идет через горы и поесть там негде. Кстати, надо заметить, что алкоголя там нет. Может он конечно и есть, но где-то из под полы у местных, а так кроме пива ничего спиртного найти не вариант, так что традиция как всегда что-то выпить на вершине вулкана провалилась.
Попасть нам требовалось в деревню Семпол (Sempol). Оттуда поидеи начинается трекинг на вулкан и там же располагаются единственные имеющиеся в округе гестхаусы. Если второе утверждение верно, то первое вообще не правда( но об этом позже). Дорога на Семпол начинается недалеко от порта, это сначала полуторо-, а потов вообще однополосная тропинка. Слава богу сейчас на ней есть асфальт, так как раньше туда можно было доехать только на джипе.
Местами наша маленькая аванса глохла на подъёмах, приходилось трогаться с ручника, опять таки спасибо Вове. За все время нам встретились только пара местных на байке, который с удивлением смотрели на наши белые морды. Явно читалось – «что они тут делают сами без гида и водителя».
Ехать действительно часа полтора, но местами быстро не поедешь, то обрыв, то подъем… где-то в середине пути мы проехали что-то вроде маленького поселения, виднелось пара домиков и какие-то строения. На съезде стоял местный и такое чувство было что кого-то ждал. Но карта подтверждала что это не наша деревня и мы гордо проехали дальше. На въезде в семпол опят шлагбаум, охранник спросил куда мы и удивился что мы по той дороге приехали, но путь открыл.
Пока добрались совсем стемнело, очень уже хотелось есть, да и прохладно. Мы подались в ближайший гест - Арабика. Там за 3х спальный эконом «курятничек» у нас попросили чуть больше 200 000,но выглядело все очень печально. Практически картонные стены, холодно и обещанная горячая вода совсем не хотела бежать. Мы сказали что подумаем и поехали в катимор (Catimor). Дорога туда скажем не сахар, буераки сплошные без асфальта. Уже задумались а куда мы собственно поперлись, но вот раз и появилось довольно большое здание с паркингом – катимор. Там уже за 360 000 (по-моему) нам предложили хорошую трехспалку (эконом) с горячей водой , полотенцами и даже мылом. А главным плюсом было своего рода джакузи с горячей термальной водой и бассейн с обычной.
Ужин в гесте по расписанию. Стоит 50 000 но за это ты получаешь ну просто кучу еды. Мы на шестерых взяли 3 ужина и вполне себе наелись. А далее взяли пиво и в горячие ванны. Надо сказать что мы были последними кто прибыл в катимор в ту ночь и последними ушедшими из джакузи, поэтому наверно немного мешали людям, чьи номера находились в непосредственной близости к бассейну.
Еще перед ужином я спросила местную тетеньку на ресепшн, так как она лучше всех говорила по английски, во сколько нам надо выезжать, чтоб успеть подняться и на Blue fire успеть. Она сказала что все туристы выезжают примерно 1 – 1.30 утра. Еще так как мы без водителя надо было собственно знать куда ехать. В зоне ресепшена у них висит огромная карта местности. Она подошла, голову понаклоняла в разные стороны и показала на одну из дорог, выходящих из поселка. Вот, говорит – вам туда. Я спросила как мы узнаем куда конкретно, она ответила что там знак висит. Ну знак так знак. Я сравнила их карту с нашей в телефоне, чтоб запомнит куда ехать.
На 1.00 назначили подъем. Конечно же немного проспали. Все вышли из номеров одетые, в куртках и с рюкзаками. Попили кофе и выдвинулись в указанном тетечкой направлении. Доехали до шлагбаума. Там мужчина поинтересовался куда это мы намылились. Когда мы сказали кава иджен, он замахал руками и начал показывать в обратное направление. Надо заметить, что по английский там мало кто говорит. Поэтому необходимо знать хотя бы базовые слова бахаса как то направо, налево, прямо и тд.
Мы развернулись, поехали в другую сторону. Там опять шлагбаум через который накануне заезжали. После него развилка. Одна дорога идет обратно в наш катимор, другая обратно в порт. Охранник сказал что на иджен налево( те по направлению к порту). Странно подумали мы. Спросили как далеко – сказл примерно 11км. Ок. поехали. Пока мы кофе пили, все гости из нашего отеля уже уехали и на дороге были мы одни. И всех мучал один и тот же вопрос – как мы ж вчера там ехали и никакого начала трекинги и знака не видели. Навстречу проезжали 2е местных на байке, мы их тормознули. Спросили где каква ижден, прямо говорят. Едем дальше, все ближе и ближе к порту. Тут за нами увязалась какая-то машина. Мы на обочину съехали, тормознули их. Оттуда вылезла индонезийская девочка, которая очень хорошо говорила по английски. Оказалось они с Явы с друзьями на каникулы приехали на вулкан тоже посмотреть. Договорились что мы с за ними поедем.
В конце концов оказалось, что деревушка, которую мы видели на полпути к Семполу – это и есть начало трекинга. Там же на парковке пасутся кучка местных гидов – сборщиков серы. Мы решили не рисковать и взять одного на толпу. Хотя дорога там одна, прямая и заблудится сложно. С шутками, прибаутками сговорились на 120 000. Но вулкан теперь официально открыт для посещения и необходимо купить билеты за 30 000. Еще пытались взять с нас 60 000 за фотоаппараты, мы вежливо уклонились и в путь.
Вместо положенных 2.30 утра мы вышли около 3х. трекинг действительно легкий. Для меня и Наташки натренированной так вообще прогулка, серферы немного поднапряглись конечно, но желание успеть таки на голубой огонь их подгоняло. Когда уже почти вышли к кратеру вдруг дышать стало совсем невыносимо. Глаза запекло и все слизистые оболочки горели. Оказалось, серное облако перевалило через кратер и мы как раз нем шли, но темно ведь, ничего не видно. Мы быстренько масочки наши достали, водой смочили… вроде стало немного легче, но ощущение не из принятых.
На смотровую мы пришли как раз начинало немного светать. Так что знаменитый Blue fire увидели только издали. Зрелище конечно, захватывающее.
Я так поняла происходит это из-за того что вулкан активный и вместе с парами серы на поверхность поднимаются еще газы, они то и горят из-за очень высокой температуры. Причем горят они днем тоже, но к сожалению великолепного неонового цвета не видно.
Побежали мы быстрее вниз в кратер. Конечно пока спустились расцвело, но в этом тоже были свои прелести. Озеро необыкновенно бирюзового цвета так и манило там искупаться. Вода в нем действительно смесь серной и соляной кислоты, но % соотношение к воде очень маленькое поэтому можно спокойно мочить руки ну или ноги, это кто во что горазд. Температура воды на поверхности 60 градусов в глубине около 200.
Ну и конечно же везде сера. Поднимается она из глубины в виде паров и оседает в проложенных керамических трубах, по ним стекает наружу( ее температура в жидком состоянии 200-250 градусов), далее остывает и застывает.
Тут же прибегают рабочие с ломом каким-ть, дробят ее на куски, в корзинки закидывают и бегом наверх. Вес корзиночек 60-90кг. Я тщетно пыталась помочь одному трудяге, но даже с земли немного приподнять ее не смогла. Первая мысли, которая возникла практически у всех – почему они не наладят лебедку каку-ть, чтоб не тащить на себе все эти корзины из кратера. Дальше по прямой легко то, а вот по камням как горный козел прыгать да еще с 80 кг на плечах наверняка не весело. На этот вопрос наш проводник ответа так и не дал. Зато искренне удивился когда мы спросили сколько человек в год на такой работе умирают. Говорит – ну может один, и то, потому что старый и сердце не выдержало. А так чтоб кто-то сорвался, или обжёгся или еще какая трагичная напасть – такого не случается.
Сера на момент нашего визита котировалась 780 рупий за кг. Вот человек принес 90кг в корзинке и получил 70 200 рупий – около 6.5$. вот такой вот тяжкий труд.
В самом кратере находится очень комфортно, если смотреть куда перемещается облако. При надвижении на тебя быстро отбежать. А так в принципе можно даже и без повязки.
Поднявшись наверх на смотровую мы прошлись еще немного вверх по краю кратера, там открываются виды на долину и на озеро немного под другим углом. Красиво конечно, но нас быстро накрыло облаком и пришлось бежать вниз.
Спустившись, распрощались с гидом, выпили холодненькой воды из ближайшего магазина и поехали в гест спать.