Ели по-индонезийски, руками. Запили крепким кофе из термоса.
Ребята посоветовали мне устроиться на ночлег на здоровенном столе длиной в два человеческих роста неподалеку от домика рейнджеров, что я и сделал. Никакой палатки не было, да она и не требовалось. Всю ночь температура была комфортной, лишь к рассвету чуть похолодало, но тонкой флиски поверх футболки было вполне достаточно. Никаких насекомых в воздухе не было. Однако спать на жестком столе было неудобно, и я всю ночь проворочался с боку на бок.
Адет со своим помощником всю ночь просидели неподалеку у костра, пили кофе, непрерывно курили и болтали. Часа в 4 утра, в кромешной темноте, Адет разбудил меня и попросил мой налобный фонарик. Я, чертыхаясь (только удалось по-настоящему заснуть!) ему отдал.
Как выяснилось позже, ребята времени зря не теряли. Дело в том, что все берега островов покрыты огромным количеством всяческого мусора - отходами цивилизации. Из них значительную часть составляют небольшие флакончики темного стекла из-под так называемого "витамина" - весьма популярного во всей ЮВА снадобья, которое за копейки можно купить в любой лавке Тайланда, Камбоджи, Малайзии, Индонезии и прочих стран этого региона. Вы наверняка помните эти флакончики Kraton с двумя красными быками на этикетке. Я сам пользовался ими, когда поднимался на Мерапи и Эбулобу. Местные жители, выпив витамин, флакончики выбрасывают где придется, особо не парясь за экологию. Количество этих флаконов, выброшенных прибоем на берега островов, невообразимо.
Так вот, оказывается, по всей Индонезии организованы приемные пункты этой стеклотары, где ее можно обменять на живые деньги. Чем Адет со своим приятелем и занялись под утро. В общем, за час при свете моего фонарика они прошерстили весь пляж и собрали два здоровенных полипропиленовых мешка этих флаконов (у нас в таких мешках хранят картошку, в каждый влезает килограммов 50). Посмотрев на эти туго набитые под завязку мешки (и это только с одного пляжа на одном островке!), я присвистнул, а Адет был страшно доволен и сказал, что заработает на этих мешках 200 тысяч рупий, не меньше.
На рассвете мы позавтракали снаксами с кофе, собрались, затушили костер, погрузились на лодку и отправились на соседний остров Ракату. Кстати, именно на этот остров обычно привозят на снорк и ночевку туристов из Чариты.
Уже рассвело, но солнце еще стояло низко, было немного сумрачно. Мы удалялись от вулкана, Кракатау пыхтел, а я делал снимки:
Там на северной оконечности острова есть залив с отвесными скалистыми берегами, покрытыми джунглями, который местные называют лагуной (lagoon). Вода очень чистая, прозрачная. Под водой метрах в пятидесяти от берега идет коралловый риф, где кроме рыб, по словам Адета, водятся лангусты. Там мы и встали на якорь.
Мы с Адетом бултыхнулись в воду. Он поохотился с ружьем, я просто поплавал в свое удовольствие, смывая с себя ночной недосып. Под водой там неплохо, но, в принципе, примерно как и в других местах этого архипелага.
Затем Адет завел движки, и через полтора часа мы были на Себеси. Умар продолжал гулять на свадьбе брата (там это многодневная эпопея), а я завалился поспать пару часов.
Проснувшись, сходил перекусить в варунг недалеко от пристани, а затем решил прогуляться в прибрежную деревеньку, откуда открывался вид на Кракатау (мы там уже были с Умаром в первый день). Пройти туда я решил через лавку, где торговали пивом. Купил пару бутылок Бинтанга и пошел по дорожке в сторону побережья.
Ходу оказалось минут 15. Деревня эта находится на отшибе, и белые туристы, коих на Себеси за год можно пересчитать по пальцам одной ноги, там никогда не появляются. Поэтому местные жители глазели на меня во-всю. Я вышел на длинный пляж, прошел в дальний его конец, где не было людей, присел на камушек перед прибоем и с удовольствием оттянулся с Бинтангом. Когда я заканчивал вторую бутылку, ко мне подошел местный рыбак и завел разговор на очень limited, но все же английском. За болтовней о том, о сем мы прогулялись с ним до здоровенного строившегося из пальмовых досок катера - оказалось, что это его, и он его сам строит. Затем он спросил, не хочу ли я прокатиться на Кракатау. Я спросил о цене. Он нарисовал мне на песке сумму 500 тыс. рупий (напомню, что Адет за дневной трип без высадки на остров взял с меня 1 миллион). Ну, в общем, тут оно все и открылось. В принципе, я и раньше отлично понимал, что Адет заламывал какую-то несуразную сумму. Лапшу про дорогой бензин он мог вешать на уши кому угодно, только не мне: уж в лодочных моторах я разбираюсь. Судя по мощности, на полных оборотах в сумме оба его движка потребляли не более 5-7 литров в час. При стоимости бензина в Индонезии полдоллара за литр, расходы на топлива составляли около 3 долларов в час, стало быть, за 4 часа хода - 12 долларов (ок. 100 тыс. рупий). Так что на расходы на топливо приходилось лишь 10% всей суммы.
Кроме того, я в прошлые поездки совершал подобные однодневные трипы и на Флоресе, и в Пангандаране, и в Бау Бау, и на Белитунге, и везде их цена была в пределах 300-500 тысяч.
Однако в любом случае, даже те большие деньги, которые я платил Адету, были в 3-5 раз меньше, чем цена стандартного тура в турагентстве.
В общем, если кто-нибудь захочет круто сэкономить на Кракатау, то ему следует добраться до Себеси, поселиться там в местном гестхаузе, а затем, не ставя в известность хозяина геста, который есть лицо заинтересованное, поскольку сам организует эти туры за приличные комиссионные, прогуляться пешочком до этой деревеньки, где на вас, можете не сомневаться, быстро выйдут местные рыбаки с соответствующим предложением.
Делать то же самое из хоумстея не так удобно: ваш хозяин будет подгонять к вам своих приятелей-рыбаков (того же Адета), и большой экономии не получится. А в гесте вы никому ничем не обязаны и делаете, что хотите.
Единственное, что могу еще посоветовать, это четко фиксировать цену, маршрут и прочие условия в блокноте, можно даже карту схематично нарисовать, чтобы рыбак еще на этом этапе, глядя в листок, подтвердил свое согласие. Листочек сохраните на всякий случай. Я всегда договариваюсь именно так: такой листочек - хорошее лекарство от последующего взаимного непонимания при расчете.
Стал ли я переживать, что крупно переплатил Адету? Нисколько. Во-первых, это был надежный, проверенный вариант, а океан есть океан. Во-вторых, мы с ним отлично общались. В-третьих, он устраивал превосходные пикники со свежевыловленной рыбой и прочими местными продуктами; получив деньги, не жлобствовал, не экономил за счет качества, и полностью отрабатывал программу.
В общем, от третьей поездки на Кракатау я, естественно, отказался, но выводы сделал и сейчас ими с вами делюсь.
Обратно в поселок меня довезла на мотоцикле веселая местная дама, которая ехала туда со своим сынишкой и сама тормознула по дороге. Денег не взяла. Проходя по улице, я остановился у помоста, на котором сушились специи: ароматнейшая гвоздика. Заметив мой интерес, ко мне подошла хозяйка, и я к ее большой радости купил у нее граммов 200, заплатив 20 тыс.
Вечером собрал свои вещи, приготовившись к утреннему отъезду и завалился спать.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. 17 июня 2014 г. Возвращение в Калианду и день там.
Честно говоря, не помню, как провел последний вечер на Себеси. Рано утром выпил кофе и Умар проводил меня на причал.
До отправления оставалось минут 30-40 (расписание там - понятие условное, как загрузят все катера, так и отправляются, но не раньше срока), и мы провели их в лавке у причала, где выпили кофейку да выкурили по паре сигарет. Это были мои последние сигареты в этой поездке.
Затем - знакомая процедура: 15тыс. рупий за билет и еще 3 тыс. портовый сбор. Мы с Умаром тепло распрощались, затарахтели судовые дизеля, и три груженых катера взяли курс на Чанти. Вскоре Себеси скрылся в дали в морской дымке. Катера шли в паре сотен метров друг от друга - хорошая страховка на случай аварии.
В Чанти я тормознул первого попавшегося в попутном направлении мотоциклиста, и за 25 тыс. рупий (это нормальная цена, не много и не мало) он минут за 15 домчал меня до отеля Берингин. Там уже знакомые ребята на ресепшн быстро оформили мне комнату за 85 тыс.
Впереди был целый свободный день. Я решил провести его на здешнем пляже. Как объяснил мне паренек с ресепшн, это местная достопримечательность: отличный пляж, облагороженный цивилизацией. Последнее замечание я пропустил мимо ушей, а зря. Все лучшие места в дикой природе, из которых индонезийцы пытаются сделать очередные Нью Васюки и приманку для западных туристов, они закатывают в бетон, устанавливают там мощные акустические колонки и врубают их на полную мощность: ну да, именно ради такого "баунти" мы и тащимся на другой конец света. Дикие пляжи Риунга, Пангандарана, Сегары Анакан, Бау Бау, Себеси и Кракатау мне куда милее.
Фототехнику брать не стал - надоело. Захватил ласты, маску, трубку, немного денег, вышел на улицу, зашел в ближайшую кафешку, слегка перекусил, тормознул проезжавшего мимо мотоциклиста, и через минут 10 оказался на дорожке, отходившей от трассы в сторону океана.
Ходу до пляжа оказалось совсем немного. Пляж расположен в горной чаше: песок, много пальм. И хорошо развитая коммерческая инфраструктура: большая площадка, ресторанчики, детские игровые приспособы и прочая хрень. Народу - кот наплакал. Белые людаи там, видимо, никогда не появляются, потому что на меня глазели как на инопланетянина.
Ко мне тут же подошла дэушка в униформе с пошлым предложением купить билет за право посещения этой лабуды. Ну, отдал ей 10 тысяч. Надел ластымаскутрубку и бултыхнулся в прибойную волну.
Мама дорогая! Видимость метра три, не более. Кораллов, естественно, нет. Очень сильное течение. С трудом отплыл метров на 200 от берега, с матюгами преодолев подводный рифовый барьер, о который разбивались волны. Хорошо размялся на водном просторе. Потом долго и упорно возвращался назад, периодически попадая в течения. Чуть не расцарапал красиво загоревший живот о кораллы. Наконец, чертыхаясь, вылез на берег.
В общем, братцы, оказавшись в этих местах, туда не ходите. Как пел Высоцкий, "Ничего там хорошего нет".
Весь этот дурацкий снорклинг удалось компенсировань неплохим обедом с двумя бутылками Бинтанга, который мне приготовили умельцы в прибрежном ресторане. Затем обратным путем вернулся в свой отель.
Вечером после ужина (не удержался, взял на бис куриные шашлычки) прогулялся до рыболовецкого порта, посидел на закате с парой пивка. Очень рекомендую тем, кто окажется в этих краях и не будет знать, чем занять вечер, подойти к портовому причалу часам к 5:30. В это время и еще час после заката рыбацкие шхуны, обвешанные фонарями, одна за одной снимаются и идут в море на ночной лов. Фантастически красиво, особенно на фоне заката.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. 18 июня 2014 г. Из Калианды в аэропорт Бандар Лампунга.
Это был последний день моего путешествия. Вечерним рейсом я улетал из Бандарлампунга в Джакарту, а оттуда Эмиратами домой, в Питер.
Хорошо выспался, встал поздно. Привел себя в порядок, принял душ-манди (хорошо наловчился это делать), позавтракал и решил прогуляться по Калианде. Выйля из отеля на улицу, пошел направо, в противоположную сторону от порта. Примерно через километр обнаружился городской рынок. Он оказался здоровенным. С удовольствием побродил по нему, купил пару килограммов местного кофе (за копейки по нашим меркам), кое-каких фруктов, и вернулся в отель.
Собрал багаж и вышел на ресепшн узнать, как лучше добраться до аэропорта.
В общем, в Калианде есть автобусная остановка, которая называется Fajar (Фаджар). От этой остановки отходят автобусы в Лампунг, и там же дежурит такси. Если едете на автобусе, то в Лампунге надо пересесть на другой автобус до аэропорта или взять такси.
До Фаджара меня домчал на мотоцикле паренек с ресепшн минут за 10-15. Там обнаружилось такси. Цена до аэропорта - фиксированная, 350 тыс. Хотя запас времени у меня был большой, я решил не рисковать и взял такси, и, как выяснилось позже, это было мудрое решение. Водила взял на халяву какую-то свою знакомую, и мы поехали.
На подъезде к Бандарлампунгу он остановил такси у какой-то гигантской столовки, мест на 500, не меньше, где мы пообедали. Плотный и разнообразный обед обошелся мне в 50 тыс. рупий.
Вскоре я был в аэропорту. Там на стойке регистрации невероятно симпатичная девушка спросила меня, нет ли у меня сегодня стыковки в Джакарте. Я ответил, что есть, и не на местных авиалиниях, а с Эмиратами. Та улыбнулась и кивнула. После регистрации я прогулялся по аэропорту: большое, очень чистое, кондиционированное здание в двух уровнях с неплохим кафе. В тот вечер было два рейса на Джакарту с промежутком в час. У меня был последний. Ждать оставалось около двух-двух с половиной часов.
Вдруг по общественному матюгальнику нежный девичий голос произнес текст, в котором я явно расслышал свою фамилию, хоть и в зверски исковерканном виде. Естественно, я вернулся к стойке регистрации, где увидел свою сумку, сданную в багаж. Девушка объяснила мне, что мой рейс отменен и перенесен на завтра, но, учитывая мою стыковку с Эмиратами, они отправляют меня первым рейсом. Ну, умница, что тут скажешь? Получается, я не опоздал на рейс домой благодаря тому, что прибыл в аэропорт с хорошим запасом времени. Рейс на Джакарту был набит под завязку.
Дальше - все просто, и уже привычно: Джакарта - Дубай - Петербург.
Теперь жду мая. Сегодня купил билет на Филиппины.