На Бромо мы в итоге решили ехать самостоятельно, предварительно уточнив все интересующие нас моменты: как добраться, где жить, во сколько выходить и где встречать рассвет. Оставалось дело за малым – купить билеты на поезд до Проболинго, а оттуда уже на автобусе ехать до Семуро Лаванга – ближайшей до Бромо деревни. Это оказалось не так просто.
За два дня до отъезда мы обратились к владельцу нашего отеля, чтобы уточнить, где можно купить билеты. Он сказал, что билеты продаются в терминалах, находящихся в Индомаркетах. Туда мы и направились. Но на месте оказалось, что там продаются билеты только Бизнес и Экзекьютив класса. Но мы люди простые и переплачивать почти в два раза за мягкое кресло не хотели и после нескольких попыток мучить кассиров, с целью нам помочь, поняли, что результатов это не даст и вернулись в отель. После нашей печальной истории, владелец предложил нам подбросить нас до железнодорожного вокзала, где тоже можно было купить билеты. Мы вяло посопротивлялись, но в итоге согласились на его предложение и вечером в этот же день поехали за билетами. По дороге немного разговорились. «Как вы относитесь к Ленину?» - спросил он, наблюдая за дорогой – пробки здесь еще хлеще в Москве и со слов нашего собеседника, когда он работал в Джакарте, у него иногда уходило по 6 часов, чтобы добраться до работы. Мы сначала не поняли, о чем это он, но после того, как он повторил свой вопрос, аккуратно сказали, что Ленин, хоть и живее всех живых, но в данный момент находится забальзамированным в своем стеклянном саркофаге, а ныне правит страной Путин. Он извинился, и уже поинтересовался на счет него. Пришлось высказать свое печальное наблюдение на счет российской экономики и задать ему встречный вопрос. Оказалось, что в Индонезии тоже не все так гладко: скоро выборы и за пост президента боролось два кандидата: текущий президент и его оппонент. Лузер (именно так он называл проигравшего выборы) хоть и проиграл ,но сплотил вокруг себя значительную часть населения и сейчас они периодически проводят акции протеста, чтобы сместить текущего президента. Но и нынешний президент выполнил только несколько предвыборных общений и народ не очень доволен его политикой. Хорошо им, подумали мы, хоть есть из кого выбирать.
Когда приехали на место и подошли к кассе, выяснилось, что после 19:00 (а мы приехали в 18:50) перестали выдавать анкеты, которые необходимо заполнить, чтобы купить билет и приезжать нужно уже на следующий день. Расстроившись, мы поехали обратно, но по дороге решили заскочить в другой Индомаркет, чтобы попробовать купить билеты через кассиров. Это тоже, к сожалению, не дало результатов, т.к. сервер, через которые можно купить билеты, сейчас не работает… Пришлось развернуться и ехать в отель дальше. Зато выяснили одну особенность индонезийской парковки: в центре, как только ты оставляешь машину, даже на 5 минут, к ней тут же подбегает парковщик, которому нужно заплатить 2 000 IDR.
Нам не помог даже козырь, припасенный нашим собеседником в рукаве – турагентство, где тоже можно купить билеты за небольшую наценку, тоже не смогло этого сделать – все билеты были распроданы. Посему, вернувшись в отель, мы поблагодарили его за его помощь и решили следующим утром самостоятельно поехать на вокзал. Что мы сделали, заплатив за прямой билет до Проболинго 50 000 IDR. Только не на следующий день, как хотели, а через день. На нужную нам дату все билеты уже были распроданы. Но мы не особо расстроились, т.к. предвидели, какой тяжелой окажется эта поездка. А дополнительный день в Джокекарте как раз помог нам расслабиться и растянуть удовольствие от пребывания в таком чудесном отеле.
Но как бы не старались, день Х все-таки настал и, встав в 5 часов утра, мы позавтракали и направились в сторону автобусной станции. Владелец предлагал нам заказать трансфер до ж/д вокзала за 40 000 IDR, но мы решили сэкономить и поехать общественным автобусом за 4 000 IDR. Дорога до нужной остановки заняла всего 15 минут – в это время пробок еще нет, и еще 15 минут на то, чтобы докатить чемодан на колесиках до вокзала. Нужный нам поезд уже стоял у платформы, и мы сели на наши места почти за час до его отправления. От предыдущего поезда он отличался только тем, что здесь в ряде было не 4 сиденья, а 5. Трехместное с одной стороны и двухместной с другой. Нам же, конечно, досталось трехместное сиденье, а компанию нам составляла индонезийская семья, которая свинячила всю дорогу и все салфетки, упаковки и пустые бутылки бросала прямо на пол.
До Проболинго мы доехали за 10 часов, опоздав почти на полтора часа от указанного в билете времени. Сняв маршрутку, которая довезла до терминала, откуда автобусы отправляются в сторону Семуро Лаванга за 5 000 IDR, мы были «приятно» удивлены тем, что все общественные автобусы ушли, а мы, если хотим попасть туда сегодня, можем поехать на маршрутке от агентства за 75 000 IDR с человека. Ну, или приобрести тур за 1 350 000 IDR. Усталость и 5-часовой сон (ночью какая-то шавка около часа лаяла у окна отеля) уже давала о себе знать, но мы все равно настойчиво отказывались от тура. На наше счастье, в нашем поезде приехали индонезийские ребята, которые тоже планировали посетить Бромо и цену на машину мы смогли бы разделить между собой. В противном же случае, пришлось бы выплачивать стоимость всей машины за 6 человек. Но мужик не отчаивался и подробно рассказал, что входит в экскурсию. Получился примерно следующий диалог:
- В Джокьякарте видели аналогичный тур, но за 1 000 000 IDR (блеф, не видели), сказали мы.
- Но ведь это без учета входа на вулкан? - спросил он.
Врать было незачем, чтобы не раскрыть наш блеф, т.к. расценки на экскурсии мы видели только по состоянию на начало 2013 г. и мы сказали, что не знаем, и он с новыми силами начал продавливать нас купить этот тур под жадные взгляды индонезийских ребят, которых вскоре тоже ожидал аналогичный торг.
- Знаете, у нас мало денег и это слишком большая цена для нас.
- Но вы посмотрите, что сюда входит, - не унимался он, еще раз подробно изложив все включенные в тур условия.
- Все равно, слишком дорого, давайте тогда мы подождем маршрутку и все сделаем сами.
- Хорошо, хорошо, - засуетился он, - 1 200 000, и это самая минимальная цена, которую я могу предложить. Мы поломались еще немного, но он остался непреклонен, мы все-таки решили купить тур Бромо-Иджен-Бали.
- Хорошо, но мы хотели попасть на голубые огни Иджена.
- Не проблема, - сказал он, уже доставая квитанцию.
- И в Бали нам нужно не в Денпассар, а в Ловину.
- Это тоже не проблема, снова повторил он, уже начиная выписывая квитанцию.
В общем, путем небольшого торга, мы приобрели, как оказалось в дальнейшем, очень выгодный тур, включающий в себя (в скобках указаны цены, которую нам пришлось бы платить при самостоятельной поездке):
1. Трансфер до отеля в Семуро Даванг (35 000 IDR за общественный автобус);
2. Ночь в отеле с завтракам (ближайший к Бромо отель – Yoshi Gueshouse и стоимость ночи там начинается от 250 000 IDR, что очень дорого за номер, по сути, с одной кроватью. Но в интернете найти альтернативу не удалось, посему, решили искать отель уже на месте, по приезду. В интернете про этот отель видели много негативных отзывов: одеяло засаленное и спать можно только на собственной простыни, и, кроме кровати, ничего нет. Как выяснилось позже, так и нужно делать. Доехав практически до самой проходной к вулкану, нужно поспрашивать местных на наличие ближайших гестхаусов. Их много поблизости и можно найти ночь в разы дешевле Йоши и ближе к проходной. От Йоши до проходной пиликать на своих двоих еще приличное расстояние);
3. Утренний трансфер на джипе до смотровой площадки, где встречают рассвет (точную цену сказать не могу, но в интернете указываются суммы от 400 000 – 500 000 IDR за весь джип или 125 000 IDR за одного, если наберете 3-4 соседей. Это трансфер по всему маршруту, сами водители джипов цену практически не скидывают и становятся чуть сговорчивей только ближе к ночи. Но приезжать нужно как можно раньше, т.к. уже в 4 часа на смотровой площадке куча народу и если приехать поздно, рассвет будете встречать за спинами других туристов);
4. Вход на Бромо (217 000 IDR, но возможно у вас получится пройти не заплатив, как это указано в этой теме)
5. Трансфер до Бромо и площадки с зелеными холмами (см. п. 3)
6. Трансфер до Семпола (30 000 IDR на автобусе до Боговосо и еще около 35 000 до Семпола).
7. Заселение в отеле Арабика (200 000 IDR за ночь с завтраком);
8. Трансфер до Иджена (цены можно в той же теме посмотреть, 200 000 IDR);
9. Вход на Иджен, разрешение на ночную съемку и маски (15 000 IDR – вход и столько же за съёмку)
10. Трансфер до Ловины (про цены до парома не скажу, но от паромной станции до Ловины таксисты заламывают цену от 50 000 IDR).
Все это он прописал в квитанции, которую мы хранили как зеницу ока до конца поездки.
Путем нехитрых расчетов, можно прийти к выводу, что, удастся немного сэкономить, если пешком пройти до смотровой площадки, до Бромо и обратно, но выходить надо заранее, а времени на этой уйдет в разы больше. У кого его достаточно – возможно, так и слоит сделать. Но чтобы посмотреть ночные огни Иджена лучше взять тур, сэкономите и время (нужно будет одну ночь дополнительно бронировать) и нервы. Ну а если дальше планируете в Бали, то это выйдет выгоднее, особенно если сбавите цену до 1 200 000 и ниже. Транспорт на Бали не из дешевых.
Далее, шла очередь индонезийских ребят, которые были тоже удивлены расценками. Когда мужик сказал нам, что мы можем садиться в микроавтобус, для них расценка была 1 000 000 IDR, но как я думаю, он скинул им цену до 800 000. Учитывая, что для местных цена на вход к вулкану ниже, можно предположить, что иностранец при удачном раскладе вполне может скинуть цену до 1 100 000 IDR.
Ребята, наконец, купили тур, сели в машину и мы отправились в Семуро Лаванг. Было уже 17:30, когда мы садились в машину, а когда проехали немного, вокруг вообще ничего не было видно. Причем такая темнота, что видно было только дорогу. При этом начался нешуточный ливень, и видимость еще больше уменьшилась. По дороге разговорились с ребятами, трое оказались из Джокьякарты, один из восточной Суматры. По-английски разговаривал только один из них и перед вопросом, они обсуждали, какой вопрос задать, он его задавал, мы отвечали, а он переводил остальным. Те громко хихиками, потом снова обсуждали какой вопрос задать. Беседа была очень интересной. J Показали им снег, и они долго завороженно смотрели на фотографии заснеженной Москвы.
Вскоре, однако, водитель сказал, что нам придется пересесть на другую машину, т.к. впереди произошел оползень и дорога перекрыта. При этом по дороге то и дело виднелись небольшие оползни и когда мы доехали до оползня, перекрывшего дорогу, насчитали около 12 завалов. К счастью, к этому времени его уже частично разобрали и мы смогли проехать, не меняя машину. Чего не удалось общественному автобусу, ехавшему 16:00-часовым маршрутом – он стоял около него с разочарованными пассажирами – у них не было выбора, кроме как дожидаться полной очистки дороги.
Ещё через 15 минут мы добрались до нашего отеля, где нас заселили без паспортов – по сути дали ключ от номера и показали, как к нему пройти. Сам номер оказался не таким ужасным, как описывался в интернете. Кровать вполне сносная, а простыни свежие и чистые. Одеяло хорошее и ночью не холодно. В номере есть столик, розетка и маленький шкаф. Туалет и душ – общие, есть горячая вода (одна кабинка на весь отель).
Подъем на Бромо
В 3 часа ночи прозвенел будильник, а еще через 10 минут в дверь постучали. Приведя себя в порядок мы вышли к ресторану, где нас уже поджидал водитель джипа, который посадил нас двоих и одну тайку, которую я принял за китаянку. Как оказалось, из-за вчерашнего завала, ее отвезли обратно в Проболинго и заселили в тамошний отель. Сколько в итоге она проспала в этот день, даже не представляю. У самого пункта к нам посадили наших вчерашних индонезийских ребят и все вместе мы отправились на смотровую площадку встречать рассвет. Дорога заняла около часа и уже тогда мы оценили, сколько человек в этот день едет вместе нами делать тоже самое. Джипов просто немереное количество и только благодаря тому, что мы все быстро собрались и водитель срезал часть пути, мы приехали на место практически одними из первых из нашей колонны и нам удалось занять места у перил, а не стоять за чей-то спиной, стараясь что-то разглядеть. Наконец-то, спустя 4 месяца, нам пригодились взятые с собой и до сих пор не одеваемые шапки.
Вид меняется каждую секунду и несмотря на то, что изначально не хотел сюда ехать именно по причине большого количества народу, не жалею, что поехал. Панорама немного криво склеилась, но позволяет оценить всю прелесть рассвета.
Солнце поднималось все выше и выше
И вскоре стало видно Бромо, Баток и Семеру.
Кто-то даже умудрился найти место для палатки и встретить рассвет без шума позади стоящей толпы (желтая точка на вершине):
Фото вулканов можно выкладывать бесконечно, вид просто улетный.
Селфи на фоне и с нашими индонезийскими ребятами:
Они встречали рассвет за нашими спинами. Народу просто тьма, человек 400, наверное. Не удивительно, что многие недовольны подобной экскурсией, т.к. из-за одного "тугодума", который едет с тобой в джипе, ты приезжаешь на уже полностью заполненную площадку и ничего не видишь. Тем более многое зависит и от погоды, но нам очень, просто несказанно повезло с погодой в эти два дня.
Видео
После рассвета, часов в 5 утра, народ начал рассасываться и когда мы уходили на смотровой площадке практически никого не осталось. Мы тоже отправились к джипу и спустя еще 20 минут, оказались на вулканистом плато у вулкана Бромо. Рядом возвышается Баток:
До Бромо идти пешком минут 20 и сначала дорога ровная, а затем начинается подъем. Кто-то преодолевает это расстояние обреченно свесив голову, а кто-то на лошади (до ступенек - 50 000 IDR). Не стоит говорить, какой вариант выбрали мы.
С одной стороны деревня, с другой - народ, приехавший на джипе после нас.
Но народу спереди еще больше. Все смешалось: кони, люди...
За всем этим следит молчаливый наблюдатель:
На некоторых людей, поднимающихся по ступеньках, жалко было смотреть. Кто-то пыхтел, сопел, останавливался каждые 10 ступенек. Мы же люди привыкшие и даже мой 7-килограммовый рюкзак (не хотел оставлять технику в отеле), кроме мокрой спины, не принес никаких неудобств. Кристина слышала такой диалог двух американок:
- You are strong!
- No, i`m dying
- No, you are strong! You can!
Кратер просто огромен и из него то и дело валит дым.
Вдоль кратера можно прогуляться, что я и сделал. Отойдя в сторону метров на 150 и минуя ограждения можно увидеть неземную красоту.
Дорожка утоптанная и очень узкая. Глядя вниз мне становилось не по себе. Буквально через несколько секунд после фотографии выше, налетел туман и видимость стала нулевой. Дорогу назад (второе фото) стало еле видно и я решил пойди обратно. Добираться до вершины кратера, признаюсь, было очень страшно, и я не стал этого делать. Но видел пару туристов, которые доходили до туда. Потом, мне несколько раз снился сон, как я падаю в кратер.
На осмотр кратера нам дали полчаса и после моего возвращения, мы пошли обратно. Спустившись, заметили, что где-то в камне выгравированы человеческие лица:
Мы сели в джип и поехали дальше, к холмам, куда заезжают далеко не все водители. Нас же водитель был очень доброжелателен, а разговорившись с индонезийскими ребятами, стал просто душкой. Вот он, кстати.
Ну а виды после прожженной вулканической земли сносят крышу.
Предвидя наше расставание в дальнейшем (они ограничились туром на Бромо), ребята попросили сделать еще пару фоток с каждым из них в отдельности:
С Кристиной я расставаться не собирался, но фотку сделал тоже:
И не одну
На этом наши остановки не закончились и водитель отвез нас в другую часть плато, больше напоминающую площадку около Бромо.
- Сфоткай, типа помогаю взобраться:
Нафотографировавшись здесь, мы отправились обратно в отель. Собирать вещи, завтраки и искать штатив, который мы опять забыли (!!!) в ресторане и опять нашли (!!!) его на ресепшене. Как оказалось позднее, народ обычно завтракает перед поездкой, и мы ели в полном одиночестве. И так и надо делать, т.к. после поездки просыпается зверский голод. В 9:30 подъехал наш минибас, который повез нас в Проболинго, где нам предстояло забрать тайку и поехать на Иджен. При свете дня понимаешь, какая здесь красота. Про огороды я уже писал, но на Яве они просто изумительны. Фотографий, к сожалению, нет, но грядки с картошкой, капустой, салатом и прочей зеленью раскинулись вдоль всех холмов в зоне видимости. Захватывает это не меньше Бромо и стало жаль, что не было возможности остановиться и немного поснимать эти чудесные пейзажи.
Как добраться до Бромо: на поезде от Джокьекарты до Проболинго (50 000 IDR, ехать около 9 часов) или на минибасе от Сурабаи. Поезд выезжает в 7:20 и прибыть может как в 15:20, так и в 17:00. От Сурабаи также можно добраться до Проболинго на поезде, это будет комфортнее и с возможностью подзарядить свои устройства (вагоны оборудованы розетками). От вокзала Проболинго за 5 000 IDR доехать до автобусной станции, где купить билеты за 35 000 IDR... у вас не получится, если поезд задержался и добираться придется уже за 75 000 IDR. Автобус/минибас довезет вас до Семуро Лаванг, где снимать гестхаус нужно прямо около проходной к вулкану. Этих отелей в интернете нет, но это будет дешевле и удобнее для самостоятельного подъема на вулкан. Вход на вулкан стоит 217 000 IDR. Оплату за вход можно избежать, пройдя КПП с каменным лицом, как по ссылке выше или попробовать пройти по тропе около отеля Cemara Indiah Hotel. Там водят лошадей и через нее также можно пройти незамеченным к Бромо (не проверял, но нам рассказал об этой тропе владелец отеля в Джокекарте).
Полезная информация: Стоит учитывать, что встречать рассвет придется на вершине среди ночи и теплая одежда не помешает. Конечно, ее можно купить/арендовать у местных, которые то и дело предлагают ее на возвышенности, но для экономного путешественника это не то. Если берете тур, то сразу оговаривайте все условия и в какую точку вас доставят на Бали. У нас были проблемы при доставке на Ловину, но листочек и наша настойчивость помогла избежать дополнительных трат. Подбробнее в следующем отчете. Сам квиток никому не отдавайте, и не теряйте!
Перед поездкой, в Джокьякарте или Проболинго, закупитесь едой (сникерсами, чипсами, крекерами, водой) - еда в Семуро Лаванге и Семполе очень дорогая, а в дороге наверняка захочется перекусить. Не пожалеете!