Мне хотелось опубликовать небольшой follow-up к этому материалу, ввиду того, что содержательной информации по этому маршруту для треккеров очень мало, ее просто днем с огнем не сыскать. В то же время трек Риджани очень живописен и не заслуженно обделен вниманием туристами с пост советского пространства. Я сознательно опущу описание интересных ситуаций личного характера, впечатлений и эмоциональных переживаний, сфокусировавшись больше на технической стороне дела.
Поход на Риджани открывал для нас Индонезию. У нас были билеты туда-обратно Москва - Дубай - Денпасар, прилетали мы на Бали, где планировали провести среднюю часть нашего путешествия. Общий план был такой: 4-5 дней о. Ломбок, 5-6 дней о. Бали, 5-6 дней о. Ява. Было решено начать сразу с поездки на о. Ломбок, главным образом потому что мы везли свою еду и не планировали использовать в нашем небольшом походе местную кухню, поскольку совершенно не знали что от нее ожидать - это было наше первое путешествию в эту часть света. Соответственно поскольку часть нашей раскладки долго хранится не может, мы начали с Риджани (решение это оказалось в корне неверным).
Мы прилетали вечером, в 22 часов по местному времени. Единственный вариант добраться на Ломбок в это время суток - паром. Эти паромы отходят каждый час, в том числе и в ночное время. Спид боты ходят только два раза в сутки (утром и днем) и терять день нам не хотелось. Как хорошо известно в Индонезии за все можно и нужно торговаться. Из Аэропорта я сторговался на 300 000 рупий - похоже для переезда на Padang Bai это нижняя планка, два таксиста отвалились на 400 000). Переезд занял 2 - 2.5 часа (заехали по дороги купить местную сим карту 150 000). Откуда мы сразу попали на паром отправлявшийся в 1:00 (44 000 рупий). По какой-то причине он еще час стоял, будучи уже полным пассажирами и автотранспортом, и отправился только в 2:00. Паром прибыл на Лембар в 6 утра, шел - как и заявлено - 4 часа. На Лембаре нас встречал местный таксист, с которым по-случайности мне удалось договориться прямо накануне нашего отлета. Я случайно нашел о нем информацию (https://en.wikivoyage.org/wiki/Mount_Rinjani), и написал по сути просто так, чтобы получить хотя бы минимальный опыт общения с местными перевозчиками. С ним мне заочно также удалось сторговаться на заброску/выброску с трека по 300 000 за один трансфер (изначально он хотел 500). Должен сказать, что этот парень нас здорово выручил, он очень радушно нас встретил, отвез нас в Матарам, где нам нужно было поменять деньги (в аэропорту мы разменяли только 30$, чтобы добраться до Ломбока), ездил с нами искал "треккинговый" газ по всему городу. Даже отвез нас к себе домой на полчаса, чтобы подождать когда откроется местный банк, где неплохой обменный курс, и местный Молл, где мы собирались купить газ. В итоге он возил нас 6 часов, все это время он нам рассказывал про Ломбок, мы обсудили самые разные вопросы, в том числе вызовы внешней политики, ИГИЛ, Сталина, да и все на свете. И хотя мне до жути хотелось спать после 2х суточного нон стопа из Москвы, отказать ему в общении я не смог (заодно поглядывал по оффлайн картам смартфона куда он нас там везет).
Поскольку трансфер по Индонезии загодя с точностью до часа спланировать невозможно, я ориентировался на амбициозный вариант, при котором мы успеваем добраться в Сенару до рассвета, заходим в джунгли мимо постов и там отсыпаемся. Я сам не верил что мы успеем сделать подобный бросок, но он как ни странно почти получился. Неожиданным обстоятельством, которое помешало этому стал тот самый газ. Я совершенно не знал, что на Ломбоке его так просто не достать, наивно полагая, что он будет на любой заправке. На Ломбоке пин баллоны для горелок называют "trekking gas" или "camping gas", и в принципе он много где продается, но есть ли он где-то наверняка сказать заранее сложно. Надо настроиться на забег по местным хозяйственным магазинам. Стоит он 18-22 тыс. рупий. Мы достаточно долго искали его в Матараме. Позже когда мы приехали в Сенару, выяснилось что он есть и там, правда лишь в одном из множества магазинов в этом поселке.
В Сенару в итоге мы добрались только к 12. Наш водитель - Денни - привез в хоум стей к своему знакомому (полагаю родсвеннику), где мы остановились за 150 000 рупий, скинув c ценника всего 50. Честно говоря, как-то неловко было торговаться, Денни нам был уже как хороший друг, да и сил на переговоры не оставалось. Немного отдохнув мы решили прогуляться до водопадов, по карте казалось что это совсем недалеко. Но тут нас ждало разочарование, на моей карте была только отметка какого-то старого водопада, который давно уже недоступен для туристов. Мы блуждали по тропам 2,5 часа, да так и не смогли пробраться к этой точке через заросли. Вернувшись, мы решили дойти до начала трека, и выяснилось, что мы просто пошли не к тому водопаду, а те самые разрекламированные находятся совсем в другом месте. Предприимчивый местный парень у этой тропы продает "билеты" по 40 000 рупий. Туда мы уже не пошли, время было потеряно, нужно было оценить начало трека. И кроме того я хотел выяснить действительно ли нужно покупать билеты за вход, и где это можно сделать. Я искал офис Национального парка, и такого места там конечно найдено не было. С местными тур агентствами мы не разговаривали, потому что они очень бойко без всякого приглашения к разговору, наперебой впаривали свои услуги (как и хозяин нашего хоум стея - раза три пытался завести разговор о туре на Риджани). Чего ждать от местных мы совершенно не знали, относились ко всем приветливо-настороженно, пытаясь найти хоть какое-нибудь официальное лицо для уточнения информации. Ничего такого мы так и не нашли, голова соображала плоховато, да и по плану у нас был ранний выход, потому что день из-за заморочек с газом и других задержек оказался потерян для основной линии путешествия. Из выше упомянутого отчета мы знали, что выйдя до рассвета никаких проблем с доступом на трек не будет. Так оно и вышло. 7 часов поспав мы тихо собрались и ушли в 3:30, через 3 часа встретив рассвет в джунглях.
Старт трека стал для нас неприятным сюрпризом. Честно говоря, к планированию похода по этому треку мы отнеслись спустя рукава. В такие короткие походы мы еще не ходили, и после нашего последнего забега по GR20 в мае, думали что этот трек мы спокойно съедим за 3 дня при любом раскладе (и без того в нашем путешествии хватало черных пятен, проработать которые из за недостатка информации не удалось). В целом так оно и получилось, но далось это слишком большими усилиями. Трек из Сенару начинается очень длинным 8 часовым подъемом (набор высоты 2 км). Из-за того, что у нас еще не началась по сути даже акклиматизация, постоянно хотелось пить, в горле сразу пересыхало. Запас воды у нас был, но пополнить его треке в 1й день можно лишь в начале подъема, на первой остановке (3 часа пути), и затем лишь на второй день (!) - поднявшись на край кратера (8 часов пути) и спустившись в него к озеру (2.5 часа пути). Мы этого не знали, и когда мы всё-таки закончили этот длинный подъем, оказалось что нужно продолжать путь до стоянки у озера. Это был второй сюрприз - количество источников воды на треке можно пересчитать по пальцам. И хотя у нас с собой было достаточно воды и для питья и даже для приготовления пищи, но вода ведь еще нужна и в технических целях, помыть посуду, котелок, умыться, и т.д. Стоянка без источника воды нами даже не рассматривалась - пришлось спускаться в кратер. Благо на это было время, ведь мы вышли еще ночью. Поэтому когда мы всё-таки спустились и поставили палатку у нас еще осталось время покупаться в горячих источниках (по другому в 3х дневный план похода их вписать как позже мы поняли невозможно). День в итоге вышел безумно тяжелым, у некоторых участников похода в конце дня был нервный срыв, что совсем не мудрено. Досталось в этот день и мне, моим главным подарком был 25 килограммовый рюкзак, который хоть и был собран на минимум снаряжения, но все равно включал разные вещи для последующего путешествия, еду на 5 дней, 6 литров воды, которой мы запаслись по-максимому на первом источнике, и главное - полное отсутствие нужных физических кондиций, все-таки это был только первый день...
Источник воды на стоянке у озера находится поодаль, не далеко от горячих источников. Вода в самом озере "poluted", в ней купаться не рекомендуется, но местные гиды и носильщики используют ее для мытья посуды и ловят рыбу (полагаю, в спортивных целях)
Второй день мы решили сделать разгрузочным, подольше поспали, побольше поели, медленно собрались, не спеша подошли к стоянке у Риджани (на которой также есть источник воды). На этой стоянке очень много обезьян и ведут они себя достаточно агрессивно. Мы поставили палатку поодаль от основного лагеря и к вечеру нас окружил выводок из 20-30 не дружелюбно настроеных мартышек. В какой то момент (минут через 30) мне удалось палкой зацепить одного из наиболее крупных самцов и через 3 минуты их всех как ветром сдуло.
Коммерческие группы для захода на саму вершину Риджани выходят с 2х часов утра. Мы себе такого позволить не могли, потому что в этот день нам нужно было закончить этот трек, а значит надо было хорошо выспаться. Накануне я договорился с одним из гидов коммерческой группы, что мы оставим у него с утра в 4 часа рюкзаки, а до 10 часов их заберем. К несчастью для нас на этот день пришелся самый пик акклиматизации и мы практически не спали, скакало давление, тянуло поговорить. Обсудив по утру эту ситуацию мы решили, что на Риджани заберусь только я, а моя спутница передохнет и подготовится к длинному спуску.
Подъем на Риджани, с учетом даже того, что шел я налегке, был самой трудной частью этого похода. Стартовый, и особенно финишный участок этого подъема представляет из себя крутой подъем по сыпучей и очень пыльной дороге (мелкие как щебень камни вперемешку с вулканическим пеплом). Иной раз по ней просто едешь вниз. В среднем у туристов он занимает от 3.5 до 4 часов. Я стартовал в 5 утра, и на протяжении всего пути постоянно встречались оставленные и замерзающие коммерческие туристы, которые по каким то причинам отказались продолжить путь, и ждали свои группы, которые должны были через час другой возвращаться. Подъем занял у меня 2.5 часа, быстренько отсняв фото и видеоматериал я побежал вниз. Путь вниз занял около 40 минут, но я буквально что бежал в вприпрыжку.
Передохнув и не спеша позавтракав мы начали спуск. На этой стоянке есть также телефонная связь (но правда не везде, нужно будет не спеша прогуляться по хребту, чтобы поймать сигнал на 2-3 палки) - мы отправили несколько СМС нашему водителю Денни. Связь также была весь спуск, который занял у нас около 5 часов. Пролетел он очень быстро, возможно потому что в этот день мы таки поняли что здесь придется напрягаться, а все как раз уже было позади.
Выйдя на трассу раньше плана аж на 3 часа, мы ждали нашего водителя на лавочке в одном из придорожных кафе. Еще через 3 часа мы сели на все тот же паром, который отвез нас на Бали. Трек был окончен.
В завершении остановлюсь на некоторых важных моментах,
- трек из Senaru в Sembalun Lawang и обратное направление из Sembalun Lawang в Senaru (которое в подавляющей своей массе предпочитают коммерческие группы) это два разных маршрута. Обратите внимание что Sembalun Lawang находится на уровне 1156, тогда как Senaru лишь 600. Если вы намереваетесь пройти трек за три дня, хотите искупаться в горячем источнике, помыть в 1й день грязную посуду вечером, а также позавтракать во 2й день до выхода на трек, то направление из Senaru неизбежно включит в себя тяжелый первый день с 12 часовым переходом. Более сбалансированным 3х дневным планом представляется поход в обратном направлении со стартом в Sembalun Lawang: 1й день - подъем до стоянки у Риджани, 2й день - подъём на Риджани, спуск в кратер к озеру (горячие источники), 3й день - подъем на кратер и спуск в Senaru. В этом вариант старт трека все равно легким не будет - основной набор высоты в первый день будет под самый конец перехода, но с другой стороны медленный старт позволит вам более плавно втянуться в сменившуюся обстановку. Из-за резкого набора высоты в эту ночь сон скорее всего будет беспокойным и, вероятно, коротким, если вы решите в 2-3 часа ночи начать восход на Риджани.
- на треке всего 4 источника воды для приготовления пищи. Первый по пути из Сенару на одной из стоянок у подножья кратера (есть табличка с указателем, нужно отойти метров 100-150), второй на стоянке у озера рядом с горячими источниками, третий не далеко от стоянки у подножья Риджани и четвертый на равнинной части по пути в Sembalun Lawang под одним из мостов (здесь вокруг него была очередная помойка). Если мы правильно поняли встретившихся нам в этот день гидов, на последнем отрезке есть и еще один источник, но он нами обнаружен не был.
- фактор, который также следует учесть - это многочисленные коммерческие группы, которые на узких участках скалистых троп просто прохода не дают. Они идут по 4х дневному плану. Также поскольку радиальное восхождение на Риджани эти группы начинают аж в 2 утра (чтобы встретить на вершине рассвет), нужно иметь ввиду что выходя за ними Вы получаете в нагрузку многочисленные облака пыли на протяжении всего пути. У меня были с собой припасены марлевые маски, но толку от них никакого не было - пыль слишком мелкая.
- вход в Национальный парк Риджани стоит 150 000 рупий на человека. Об этом нам поведал один из гидов, которого мы встретили в 1й день. Он быстро раскусил по нашему местоположению, что мы вышли засветло и настойчиво требовал, чтобы мы заплатили за вход именно ему. В принципе информацию о входных билетах подтвердили потом все. У нас к сожалению после выхода с трека не было времени добить этот вопрос - до Rinjani Information Center от места выхода с трека надо было идти еще 5 км. Да и откровенно говоря все эти билеты порождают очень смешанные чувства. С одной стороны деньги собирать за вход в Нац парк дело хорошее и правильное. С другой, не очень то видны результаты - мусора полно, коммерческие группы и местные туристы, я просто уверен, ни какие билеты не оплачивают. А на Яве например доходит до того, что с Вас на треке до Семеру требуют деньги не просто за входной билет, а требуют по 250 тысяч за пребывание на этом треке с человека в день (!) по заявленному плану Вашей поездки. Потому что Вы - international tourist. Это просто какой то нонсенс.
Несмотря на все описанные сложности, я бы крайне рекомендовал вам этот трек: очень простая логистика, несмотря на все приключения он вполне будет по силам людям со средней физической подготовкой (как никак всего 3-4 дня). Он открывает безумно красивые виды как на сам кратер вулкана, так и на окрестности - словами, да и фотографиями, этого не передать.
К минусам можно отнести большое количество мусора. Приходится констатировать, что популярные стоянки на маршруте напоминают помойки.
Информацию о нашем водителе - Денни - была найдена здесь - https://en.wikivoyage.org/wiki/Mount_Rinjani. Вот его координаты: arfatourindo@gmail.com, http://www.lombokarfatourindo.com, телефон по которому мы с ним связывались - +6287739518019.
Мы пользуемся оффлайн картами и навигацией через MapsWithMe, а точки перед путешествием составляем на гугл картах и потом их экспортируем в смартфон. Вот полная карта которую мы составили перед поездкой:
https://www.google.com/maps/d/viewer?au ... ZC4hELZ6O0
Все точки кроме желтых здесь нанесены в ручную, желтые точки экспортированы из этой карты -
https://www.google.com/maps/d/viewer?mi ... M&hl=en_US
Если кому то будет интересно я могу добавить сюда некоторые полезные точки на треке, которые были добавлены уже в ходе путешествия.
Прикрепляю также мой сводный файл с раскладкой, списком по снаряжению, ссылками и другой полезной информацией -