В мое последнее холостяцкое лето 2015 года будущий муж впервые сам предложил совместную поездку (обычно у нас перья и пух до потолка, когда я пытаюсь отвоевать его у работы хотя бы на неделю), и обещал, что повезет в любое место, куда мне захочется, а не куда получается или куда зовут друзья-знакомые или еще какой-ниб повод типа конференций. Сначала я растерялась, т.к. опыта нет и из всего земного шарика надо выбрать что-то одно и не прогадать. Потом нашлась путеводная звезда - серфинг, точнее желание его наконец-то освоить. Мы решили не оригинальничать и как все начинашки отправиться для знакомства с ним на Бали, где круглый год подходящие волны, теплое море и, что немаловажно, относительно дешевые серфшколы. Но для полноценной поездки крохотного Бали маловато, к тому же со временем меня тоже не ограничили, и по-царски выделили на поездку аж 3 недели!! Поэтому я счастливо погрузилась в захватывающий поиск Индонезийских достопримечательностей и через несколько дней вынырнула со следующим маршрутом:
07.08 перелет Москва-КЛ через Доху (Qatar airlines)
Суматра:
08.08 перелет Куала-Лумпур - Медан (AirAsia), ночевка в хостеле
09.08 маршрутка до Букит-Лаванг, джангл-трип, ночевка в бунгало
10.08 маршрутка до Медана, маршрутка до Берастаги, горячие источники, ночевка в гесте
11.08 такси до Суписо-Писо, такси до Парапата, ночевка в отеле
12.08 паром до Тук-Тук, озеро Тоба, остров Самосир, ночевка в отеле
13.08 осмотр музеев, возвращение в Парапат, ночевка в транссуматранском автобусе
14.08 прибытие в Букиттинги, маршрутка до озера Манинджау, ночевка в бугало
15.08 возвращение в Букиттинги, такси до аэропорта в Падаге, перелет в Джакарту(Sitilink), ночевка в хостеле
Ява
16.08 прогулка по Джакарте, самолет в Джокьякарту (Sitilink), ночевка в хостеле
17.08 съем мопеда, осмотр храмов Боробудур и Прамбанан, ночевка в хостеле
18.08 переезд на заказном автобусе в нац парк Бромо, ночевка в гестхаусе
19.08 смотровая и подъем на вулкан Бромо, переезд на заказном автобусе к Ижену, ночевка в гестхаусе
20.08 подъем на вулкан, переезд на пароме на Бали, маршрутка до деревни в районе парка Бали-Барат, ночевка в хостеле
Бали
21.08 снорклинг на острове Менджанган, ночевка в хостеле
22.08-27.08 Кута, серфинг
27.08 перелет Денпасар - Куала-Лумпур (AirAsia), ночевка в хостеле
28.08 перелет КЛ-Москва через Доху (Qatar airlines)
Тот же план, но вид сверху:
Это уже совершенный маршрут, в который реальность внесла свои правки. В исходном варианте в нем нигде не значились такси, но к сожалению, пару раз на них пришлось потратиться. При этом заранее были забронированы все жилье кроме ночевки на озере Манинджау, оплачены билеты на самолеты и забронирован тур на заказном автобусе по вулканам.
Далее уже иллюстрации, впечатления и более подробный разбор полетов, welcome!
Путь до Индонезии
Несколько слов о перелете в Куала-Лумпур. Летели мы катарцами и очень понравилось, сервис, самолет, развлечения, все отлично, все продумано. Единственное но - это обязательная пересадка в Дохе, где летящие на юга пассажиры вдруг неожиданно попадают в огромную криокамеру, по совместительству международный аэропорт. Если стыковка 2-3 часа, то пережить можно, если больше, то либо берите в ручную кладь теплые вещи, либо одолжите себе пледик из самолета - вернете на стыковочном рейсе, а иначе, быть вам охлажденной индейкой.
В КЛ пересадка была ни то ни се, около 6 часов, которых слишком мало чтобы просто добраться до города и слишком много, чтобы сидеть в аэропорту, особенно после ночи в самолете. Решили все же не рисковать, провели все время в аэропорту, благо он достаточно комфортный, кафешки, скамейки, совместимый с жизнью климат контроль)) Я еще прогулялась по территории, нашла балкончик с которого протестировала новый объектив на садящихся самолетах.
Медан
Через пару часов, отведав на борту AirAsia самое хитовое индонезийское блюдо - куриное соте под арахисовым соусом, мы приземлились в Медане.
Перед поездкой мне попался ЛП по Индонезии, где Медан был охарактеризован как “многократный победитель за звание худшего мегаполиса, в котором вам когда либо доводилось быть”. И это безумно точная характеристика, я была готова подписаться под каждым словом уже через час после приземления.
Но Медан на своем пути избежать сложно, т.к. он является большим транспортным хабом по пути к различным интересности северной Суматры. За пару часов, пока мы добирались до вокзала, город запомнился двумя вещами.
1)Транспортный ад: пыльно, загазовано, неуправляемые потоки машин, настолько что каждое пересечение дороги превращается в опасный квест, особенно на вокзалах.
2)Развод туристов где только можно, опять же, особенно на вокзале, при покупке билетов на автобусы. На этом пункте остановлюсь подробнее, может быть, это кому-нибудь сэкономит деньги.
Так как в Индонезии цены на все постоянно растут, то ориентироваться на отзывы прошлых лет бывает очень сложно. А на маршрутках и автобусах никто никогда не пишет стоимость проезда, при этом все местные конечно знают реальную цену, но с туристов почти 100% попросят выше, вопрос, только, во сколько раз? Так вот Медан в этом отношении возможно самый наглый город. Вероятно потому, что для путешественников это первый город Индонезии на их туристическом пути, и впервые они сталкиваются с разводом именно здесь, из-за чего легко на него ведутся, поощряя этим аппетит местных дельцов.
Когда мы прибыли на вокзал, нас сразу окружил патруль ободранцев, без конца спрашивающих куда мы направляемся. Услышав Букит Лаванг, они буквально схватили нас за руки и повели к стоящим через дорогу маршруткам, которые можно без труда обнаружить самостоятельно. Далее, пока мы не пришли в себя, они запихнули нас в набитую людьми консервную банку на колесах и попутно определили наши сумки в багажник. После чего деловито попросили передать за проезд 200 тыс рупий, что, на минуточку, почти на 2 порядка больше стоимости, на которую я рассчитывала, опираясь на отзывы в интернете. Мы, конечно, сразу выпрыгнули из маршрутки, когда услышали ценник, но, раз он в принципе назначается, значит попадаются туристы, которые не понимают его абсурдность, остаются и платят такие деньги, и это обидно!
Разобравшись в условиях этой нехитрой игры, мы оформили для себя несколько правил.
Первое - ни под каким предлогом не обращать внимание на подобных мальчишек, они посредники и к маршруту не имеют никакого отношения, просто водители не запрещают им собирать деньги за проезд вместо них. Второе - сидя в подъехавшей машине, пока не вернулся водитель, попытаться выяснить у местных пассажиров реальную стоимость проезда. И третье - отдавать деньги ТОЛЬКО водителю, который обычно возвращается к машине минут через 15, т.е. нужно стойко пережить неумолкающие "мистер, гив ми мани, ай кол полис" и прочий бред назойливых вымогателей, обеспеченный различными вариантами сочетаний из 10 английских слов.
Даже если подошедший водила просит больше реальной стоимости проезда, эта цена все равно будет ниже, чем когда в пищевой цепочке участвуют приставалы-посредники. В итоге мы уехали за 40 тыс рупий с каждого, а возвращались обратно уже за 20, но и то, я считаю, было не пределом.
Переходим дорогу в Медане
Букит-Лаванг
Букит-Лаванг - это такая очень уютная деревушка в горах вдоль речки. На контрасте с Меданом предаставляется просто земный раем - здесь тихо, прохладно, свежо, все улыбаются и предлагают бескорыстную помощь. Сами меданцы стараются по возможности выбираться сюда на выходные, чтобы немного надышаться свежим воздухом. В основном горожане оккупируют реку, по которой устраивают рафтинг на больших шинах. Мы же, как и большинство туристов приехали сюда, чтобы увидеть орангутангов. Из-за неумеренной вырубки тропических лесов эти человекообразные обезьяны находятся на грани исчезновения, и сейчас в мире осталось только два места, где их еще можно встретить - заповедник Гу́нунг-Лёсер на Суматре (Букит-Лаванг располагается в его восточной части) и пара реабилитационных центров на острове Калимантан, в его Малазийской части.
Обычно, чтобы увидеть обезьян берут Jungle tour, хотя никто не запрещает погулять по джунглям самостоятельно. Нам конечно хотелось сэкономить, но мы предпочли заплатить за тур, т.к. с проводником безопаснее и он наверняка знает, как быстрее найти обезьян. Кроме тура есть еще фидинг площадка, место где орангутангов подкармливают по утрам сотрудники заповедника, обезьян оттуда конечно красиво не поснимаешь, но это дешевле - всего 150 тыс рупий и занимает гораздо меньше времени.
Так как мы добрались до Букит Лаванга только к полудню, когда джангл трип уже давно начался, а уезжать обратно должны были на следующее утро, мы полагали, что фидиг площадка это наша единственная опция увидеть орангутангов. Но она месте оказалось, джангл трип можно взять и на несколько часов (мы взяли с 14 до 18), что конечно дороже из расчета цены за час (с нас взяли по 30 евро с каждого, а на полный день тур стоит 45 евро), и вероятности повстречать обезьян при этом невелики, но нам повезло!!
Всего у нас было три встречи. Сначала молодой симпатичный самец (правда исключительно на мой вкус, самки предпочитают более упитанных мальчиков), который мне чудесно позировал на камеру. Затем крупного, вернее самого! крупного на кучу квадратных миль вокруг самца (кг 300 точно) в окружении влюбленных в него самок. Близко к нему было нельзя из соображений безопасности, но мой телевик все же выловил среди листвы его отъетую мордаху)) И уже возвращаясь обратно встретили изящную самочку, любезно угостившуюся нашими бананами.
Мы были очень довольны, как все удачно получилось, но хочу пометить жирным одну деталь - тур можно оплатить только наличными и только двумя валютами - либо рупиями, а это очень объемная кипа банкнот, либо долларами, остальные валюты не принимаются. При этом доллары должны быть в идеальном состоянии. Это выносит мозг, но хозяин бунгало, заказавший для нас тур, утверждал, что банк не принимает банкноты даже с незначительными дефектами, поэтому ему нет резона их брать, и он не брал. Спасло нас, что проживание и еду можно было оплатить картой, т.к. имеющейся наличности как раз хватало только на замену не прошедших фэйс контроль долларовых купюр. Теоретически еще есть банкомат, но он где-то далеко в другой деревне.
Берестаги, водопад Суписо-Писо
После Букит-Лаванга путь лежал на юго восток, в городок Берестаги расположенный в высокогорном районе северной Суматры. Прямой дороги из Букит-Лаванга до Берестаги нет, поэтому пришлрсь сначала вернуться в Медан, и на этом же вокзале пересесть на нужную маршрутку, дорога заняла примерно три часа.
Для туриста Берестаги - это трекинги на окрестные вулканы Синабунг и Сибаяк, горячие источники под ним и здоровая овощная диета (капуста, корнеплоды и прочая огородная растительность умеренных зон)- не проходите мимо, особенно, если вдруг переживаете, что из-за поездки пропускаете фитнес зал.
У нас в силу очень плотного графика на Берестаги был только один вечер и утро, а как показало дальнейшее развитие событий, и того меньше. За оставшееся до темноты время мы решили съездить до горячих источников и заодно попробовать езду на мопеде, который нам предложил в аренду наш хост. Это был наш первый опыт езды на мопеде, и он получился весьма экстремальным. Во первых, нам очень “повезло” с самим мопедом - он был с механической кп, другого на скорую руку не нашлось. Во вторых, ее величество погода устроила нам в дорогу тропический ливень. И если до источников мы успели доехать засветло и до дождя, то обратно это выглядело так: узкая горная дорога, по одной полосе в каждую сторону, бесконечный поток фур, кромешная тьма, плохое понимание как взаимодействует скорость с передачей и все это под ливень библейского масштаба. До конца уровень трешовости я почувствовала, когда осознала что мой Рома ведет мопед в очках, залитых водой очках, ориентируясь только на свет встречных фар и мои вопросы “почему мы съезжаем с дороги?” или “зачем тебе целоваться с этой фурой?”. Чудом мы доехали обратно, отделавшись только сорванной цепью, не выдержавшей беспорядочную смену передач и скоростей.
Наутро у меня случилась акклиматизация, и в миг померкли поездка, индонезия, горы приключения, все мысли были только об унитазе и о том как не расстаться с ним больше чем на 20 минут. В этой ситуации, нам пришлось принять сделанное накануне предложение от нашего хозяина -800 тыс рупий за такси до Парапата с остановкой у водопада СуписоПисо.
К слову сказать, сей маршрут силами общественного транспорта был явно большой прорехой в нашем плане, теоретически он был выполним, но практически я не нашла ни один отзыв, об этом повествующий..
В моем состоянии осмотр водопада дался непросто, т.е. почти никак, даже вниз к нему не спустились, но и со стороны видно, какая это грандиозная и мощная штука - самый высокий индонезийский водопад. Единственно, с названием у него косяк небольшой)
Деревня Батаков по пути к водопаду, вход платный
Вид на озеро Тоба с вершины кальдеры около водопада
Даже выведенный из строя жкт не спасет от фотосессий с местными))