ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕРЕВНИ
Следующим ранним утром отправилась пешком на автовокзал Bolo, что бы оттуда поехать в дер. Батуту Манга. Идти было далеко. Примерно через час была на месте. Вот тут на бескрайнем и хаотичном автовокзале поняла, что Рантепао, это не только вчерашняя красота, которая меня радовала, но ещё вот неряшливый и бесконечный автовокзал Bolo. Ждать транспорт, который называется здесь бемо, пришлось очень долго, только в 11 ч. дня мы выехали из города. Проезд стоил 30 000 рупий. План был таким, в гору к деревням подняться на микроавтобусе, там их все обойти и обратно спуститься пешком с другой стороны в Рантепао. Как только мы выехали на открытое пространство, так тут и началось.
Все эти деревни со странными крышами у домов напоминали мне гимнастов.
У таких построек есть названия - тангконаны (в ед. числе тангконан). Они карабкались вверх по зелёным горам, как будто стояли друг у друга на голове.
Зрелище захватывало. Куда ни глянь, повсюду торчали изогнутые крыши.
Как только поднялись в гору, то уже сразу прибыли в Батуту Манга. Я сошла вместе со всеми. Здесь всего одна дорога, по которой можно идти или вперёд, или назад.
Заблудиться тут невозможно. Я посмотрела вокруг. Вот это да!!! Везде высились редкой красоты и необычности деревни, да и просто отдельно стоящие дома.
А среди них монолиты стелами торчали из земли.
Как зачарованная пошла по дороге. Умопомрачительно красивы там пейзажи, террасные поля граничат с густыми лесами.
Идёшь себе по лесу, горными склонами любуешься, среди зелёных крон крыши домов возвышаются.
Чисто выметенные деревни на игрушечные похожи, даже в голову не приходит, что по понедельникам в какой-либо из них обязательно проходит кровавый обряд жертвоприношения.
Тана Тораджа – это уникальная область нашего огромного мира. Переходя от деревни к деревне, которые будто вросли в зелёные джунгли, совсем не заметила того расстояния, которое прошла. Крыши строений возвышались над лесом, как сказочные корабли, разрезающие зелёные волны девственного леса.
На фасадах домов красовались рога буйволов, а если места на главном столбе не оставалось, то рога закрепляли на специальном стенде у стены.
Благосостояние рода оценивается количеством принесённых в жертву животных.
Я заходила на территорию поселений и общалась с людьми по наитию. Ведь Россия и маленькая Тана Тораджа слишком далеки друг от друга что бы иметь общий язык.
Люди были добры, улыбчивы и гостеприимны. Удивило ещё то, что многие окультуренные дворики хуторян украшали древовидные папоротники, а если это реликтовое дерево выросло вдруг на обработанных террасах, то его не вырубали, а оставляли так, как есть, в то время, как всю остальную растительность безжалостно расчищали для новых полей.
Жаль, что традиционный костюм видела только у женщин идущих в церковь.
А церкви тут в каждом поселении с петухом на шпиле. Всё по Евангелие, тема третьих петухов известна.
Красивые такие церквушки, аккуратные. Но присутствие в протестантской и католической христианской вере языческих обрядов наводит на мысль об анимизме. Поклоняются тораджи духам предков, и ещё не скоро христианство полностью завладеет их разумом. В 1969 г. было принято государственное решение: присвоить религии тораджей официальное название Aluk To Dolo (Путь предков). Тораджи не имеют своей письменности, поэтому все религиозные правила, законы, порядки, ритуалы передаются устно.
Я получила эстетическое наслаждение от гармоничного союза человека с природой. Каким-то непостижимым образом удаётся людям уберечь красоту своего края, не порушить зря, наоборот, культивировать и возрождать.
Поразительно то, что мусор на хуторах отсутствует. Куда он исчезает, так и не смогла определить.
А вместо мусора чистые полянки зелёной травы и яркие клумбы пестрели.
Я не знаю в какой последовательности посещала поселения и не задумывалась о их названии, я просто шла и шла. Почему-то только Локологоо врезалось в память. Хотя могу просто перечислить названия деревень, которые тщательно спланировала изначально, но оказавшись в этом удивительном месте, я напрочь забыла о них думать. Итак деревни: Дери (кладбище в скале, рисовые поля), Лемпо и Пана, каменные захоронения и статуи, в Батуту Манга можно заночевать, Лимбонг тоже можно заночевать, высокогорье Лема, кладбище в скалах (rock graves), д. Кете-Кесу, постройки тангконан и отель, д. Санггала (baby graves).
Красивая была дорога, то вверх, то вниз, то поля открывались, то бамбуковые рощи начинались. Здесь дети, как везде учатся в школе.
Они довольно жизнерадостны и стремятся к общению. При виде меня реагировали бурно, бежали навстречу, или шли толпою вслед. А при виде фотоаппарата многие прятали лица.
Но кроме всех прочих красот на протяжении моего пути постоянно встречались каменные глыбы по обе стороны от дороги. Внутри имели нишы с навешенными на них дверцами.
Это были могилы. Местное название Льяны.