В отчете я решил выделить две части: в первой будет размещена краткая информация по замеченным особенностям, которые могут пригодится планирующим маршрут. При этом следует учитывать, что путешествовали мы в low-season, а в высокий сезон все может быть совершенно по-другому. Вторая же часть будет представлять собой непосредственно отчет, со всей лирикой, фотками и т.д.
Часть 1 Summary
1. Подготовка к поездке.
Готовиться к поездке в Китай я начал за месяц до отъезда. До этого момента я не знал об этой стране абсолютно ничего – даже примерного региона, куда ехать – то ли на север, то ли на юг. В результате за месяц был просчитан и создан маршрут, по которому мы с удовольствием проехались без каких-либо проблем. Основой явились отчеты с данного форума и с Восточного Полушария, авторам которых огромное спасибо. Отели бронировались на booking.com, авиабилеты для полета внутри Китая на elong.net, поезда просчитывались по расписанию на travelchinaguide.com Дополнительно был приобретен недавно вышедший путеводитель по Китаю на русском Rough Guides (не особо сильно помог нам в поездке, даром что протаскал 1500 стр. на себе, много неточностей, скудные карты) и разговорник Берлитца. Вдобавок по интересным местам в Шанхае смотрели сайт shanghai-perevodchik.ru Больше никаких дополнительных материалов не использовалось, кроме карт местности, приобретенных уже в Китае. Кстати сразу по поводу карт – если не владеете китайским, лучше сразу озаботится приобретением англоязычных, т.к. в киосках печати в Шанхае их не было и это было нашей первой и единственной серьезной проблемой.
2. Логистика маршрута
Изначально я планировал спускаться до Яншо поездами (с заездом в Чжанцзацзе), а обратно из Гуйлиня самолетом вернуться обратно в Шанхай. Но просчитав стыковки понял, что гораздо удобней сделать наоборот. В результате окончательный маршрут вырисовался такой:
31.12 - Прилет в Шанхай (Shanghai), размещение, празднование НГ
01.01 – 02.01 - Осмотр Шанхая
03.01 - Перелет в Гуйлинь (Guilin) (рейс HO1147, 18.30 - 21.30, 530 юаней со сборами), далее автобусом до Яншо (Yangshuo) (около 2 часов в дороге, 20 юаней)
04.01 - 06.01 Осмотр Яншо и окрестностей
06.01 - Автобус Yangshuo - Liuzhou (15.30 - 18.30, 55 юаней). Есть еще такой автобус в 06.30
06.01 - 07.01 Поезд 2012 Liuzhou - Zhangjiajie (21.09 - 08.20, 103 юаня + 30 юаней сервисный сбор за доставку билета в Яншо)
07.01 - 08.01 Осмотр Чжанцзяцзе (Zhangjiajie)
08.01 - 09.01 Поезд 1374/1375 Zhangjiajie - Shanghai (17.56 - 15.53, 322 юаня)
09.01 - 11.01 Осмотр Шанхая, отлет в Москву
3. Транспорт
Самолеты в Китае ничем особо не примечательны, за исключением того, что при прохождении контроля у вас отберут зажигалки и спички. Однако, курение в специальных помещениях возможно – там установлены специальные металлические коробки с зажигалками.
Поезда мы использовали 2 раза, оба hard sleeper – по нашему плацкарт. Оба раза нам удавалось без проблем выкупать полностью плацкарт на 6 человек. Нареканий нет, в поездах тепло, не дует даже на 3-х полках. В 22-00 во всем вагоне полностью выключают свет, ночников не предусмотрено, так что готовьте фонари) Билеты можно сразу купить на все перегоны на ж\д вокзале Шанхая. Лучше заранее подготовить бумажку с номером поезда, датой, временем, пунктами отправления и назначения, и типом вагона. Места, которые нужны, можно схематично изобразить на ней же. Отдаете в англоговорящее окно и при наличии мест забираете билеты.
Метро в Шанхае идеально приспособлено для англоговорящих туристов: все указатели, названия станций и сама карта продублированы, остановки объявляются также на 2-х языках. Помимо билетных касс везде стоят автоматы по продаже билетов, где можно выбрать английский. Цена билета зависит от количества станций. Билет представляет собой карточку, которую нужно приложить к турникету на входе, а на выходе опустить в выходной турникет. Элементарное безотходное решение, которое давно пора у нас реализовать. Переходы между станциями могут быть очень длинными, но везде на полу указатели, поэтому заблудиться не реально. Особо отмечу схему линий метро, которая висит на станциях и в вестибюлях: изначально кажется, что она вся на китайском, но если подойти к ней в упор, можно увидеть английский перевод станций крохотными буковками. Вообще метро в Шанхае строится очень быстро, поэтому на бумажных картах часто не отмечены новые линии, сейчас их 9, по-моему, а на нашей карте было 7, так что будьте внимательны.
В целом, Шанхайское метро по удобству даст большую фору Московскому.
Автобусомм мы пользовались пару раз в Шанхае, проезд стоит 2 юаня, деньги кондуктору или водителю.
Такси в Шанхае очень много, пользовались постоянно. Есть начальный посадочный тариф, который примерно до 21-00 составляет 12 юаней, после – 16 юаней. За эти деньги вас везут по моим прикидкам километра 3, потом счетчик начинает прибавлять по юанчику. В среднем одна поездка нам выходила 15 юаней, что смешно по московским меркам. Стоит отметить, что вечером в центре поймать свободное такси было весьма затруднительно, даже несмотря на их большое количество. Один раз пришлось на частнике ехать до отеля за 60 юаней.
4. Проживание
Из Москвы мы забронировали единственный отель, в который должны были заселяться по приезду. Остальные решили искать на месте, и как оказалось это было правильно. Сразу скажу, что средняя цена, которую мы платили за двухместный номер в сутки, составляла 120 юаней. Более подробно об отелях, в которых мы жили, я расскажу во второй части, здесь лишь общие впечатления.
Во-первых, централизованного отопления нет нигде. Греются номера только при помощи кондиционера, так что при заселении в первую очередь нужно проверять кондей, иначе можно реально подзамерзнуть. С горячей водой проблем не было нигде, кроме отеля в Чжанцзяцзе, но там воды не было во всех отелях. Никакой. Только в служебном туалете возле ресепшена. В остальных отелях я по полной наслаждался горячим душем.
Во-вторых, при заселении вас попросят внести залог. Размер его может быть разным, но в основном мы договаривались на суточную стоимость номера за весь период проживания. При этом отдают его после освобождения последнего номера. Т.е. если вы оформляете несколько номеров и какой-то номер будет освобожден раньше, а какой-то позже – просите, чтобы залог оформляли отдельно на каждый номер.
Ну и, наконец, всегда торгуйтесь! В низкий сезон цену реально сбить почти в 2 раза, т.к. загруженность низкая и отели борются за каждого клиента.
5. Деньги
Изучая финансовый вопрос при подготовке к поездке, я пришел к выводу, что удобнее всего взять с собой обычную рублевую карточку VISA. У меня как раз была карта Сбербанка. Но изначально я не совсем верно уяснил размеры комиссий и потому на 30000 снятых в банкоматах рублей заплатил почти 2000 рублей комиссионных. Просто я думал, что комиссия Сбера будет 1%, а про «не менее 100 руб. за операцию» я как то забыл. В результате, снимая по 300-500 юаней переплатил, а если б снял сразу – получилось бы выгодно. Насчет оплачивать покупки картой – не знаю, тут вам не Европа, где каждая дыра карту принимает. За еду можно платить, но в ресторанах, что подороже, за жилье – спишут депозит и вернут его хрен знает когда. Шмотки на рынке по карточке тоже не купишь, а в бутиках цены как в Москве. Так что на мой взгляд лучше либо снимать с карты деньги большими суммами, либо везти карту, по которой нет комиссий за снятие. У моего товарища была платиновая Виза банка Тинькофф, которую бесплатно там выдают за открытие вклада от 30 000 руб., так вот по ней он никаких комиссий за снятие не платил. Можно конечно везти с собой и доллары\евро, но нужно понимать, что все банки закрываются максимум в 18-00 и потом поменять будет очень сложно. В дорогих отелях есть обменники, которые допоздна работают, но они скорее всего откажутся менять, если Вы не их гость. Также я вычитал, что в Шанхае есть аппараты по обмену валюты, но нам их так и не удалось обнаружить. Так что в целом карточка предпочтительнее, т.к. банкоматы работают круглосуточно и их много.
Что касается общих расходов, то на 11 дней у меня они составили 30 000 рублей на человека без учета билетов Москва-Шанхай-Москва. У остальных примерно также. Из этого у меня где-то 6500 ушло на покупки (шмотки+сувениры), 5000 на переезды внутри Китая, 4500 на отели, 2800 на осмотр достопримечательностей. Соответственно 11 200 на текущие расходы (еда, питье, локальный транспорт) При этом отмечу, что питались мы преимущественно в ресторанах и кафе с картинками и английским меню. Если кушать в местах попроще, то расходы на еду можно смело делить пополам, т.е. около 5000 можно было сэкономить.
6. Язык
Касательно общения с нашими юго-восточными соседями не могу сказать, что мы столкнулись с какими-то критичными проблемами. Отчасти это связано с тем, что нас было много и в некоторых ситуациях мы просто не оказывались. Например, нам не нужно было выяснять, какой автобус идет до нужного нам места, т.к. на 4-х такси обходилось ненамного дороже. Для одного человека такие вещи могут быть существенны.
В общем, несмотря на то, что в Китае у нас был человек, имеющий возможность по телефону перевести китайцу то, что мы от него хотим, пользовались мы этой возможностью всего дважды. Первый раз покупая ip-карту в переходе для звонков в Россию (подробнее - ниже), и второй, когда мы пытались сдать сумки в камеру хранения автовокзала, думая, что это ж\д вокзал. В принципе, можно было порешать эти вещи и без посторонней помощи, используя разговорник, просто это заняло бы немного больше времени. В остальном проблем не было – ориентироваться достаточно просто по бумажной карте, главное брать такую, чтобы названия улиц были и на английском, и на китайском. Тогда просто тыкаешь водиле в место, куда тебе надо – он везет. В отеле каждом есть карточки с адресом и мини-картой. Тоже в такси показываешь – и тебя транспортируют в отель. В Шанхае все указатели улиц дублируются, заблудиться сложно. В отелях английский худо-бедно понимают, так что тоже все в порядке. Во всех приличных кафе есть меню на английском, в забегаловках попроще, ориентированных на местное население можно без проблем заказывать по разговорнику. Ну а про рынки и магазины я и говорить не буду, торговля настолько интернациональная вещь, что продавец с покупателем всегда найдут общий язык.
Так что не стоит бояться языковых проблем – все ситуации решаются достаточно просто, иногда занимают некоторое время.
7. Связь
Несколько слов про интернет и телефонию – в Шанхае пользовались интернет-кафе, которое было рядом с нашим отелем. На крайняк, если не нашли интернет-кафе – в торговых центрах можно попросить доступ в салоне связи, дадут полазить без проблем. На самом деле сначала мы думали, что с интернет-кафе совсем беда, но потом все чаще стали замечать иероглиф с двумя иксами, обозначающий инет. Просто их трудно опознать по внешнему виду.
Что касается телефона – мы брали симки China Mobile за 50 юаней. На счету тоже должно быть 50. Просите продавца активировать при Вас карточку и проверить баланс. После этого платите деньги. Бывает, что особо хитрожопые китайцы (встречали на рынке) пытаются впарить симку за 100-150 юаней, на которой якобы 200 юаней. На самом деле изначально там обычные 50, но остальные типа придут в течение месяца ну и т.д. В общем, для внутренних переговоров нам этих 50 юаней за глаза хватило. У меня около 15 осталось еще. Для международных переговоров надо либо получить доступ в офисе у оператора, либо купить специальную ip-card. Такие карточки номиналом по 50 и 100 юаней продаются везде. После покупки ее также нужно активировать и потом уже можно будет звонить зарубеж через пин-код, указанный на этой карте. Важно! При покупке надо обязательно донести до продавца, в какую именно страну Вы хотите звонить, т.к. для разных стран – разные карты.
Вроде основное все рассказал, так что Конец первой части.