Мы ездили по Китаю с 28го августа по 24 сентября 2012 года. Считается, что сентябрь — отличное время для посещения Поднебесной. Уж не знаю, как в другие месяцы, но на нашу долю выпало всего 7-8 недождливых дней. И из них всего 4-5 были ясными (т.е. без вот этой ужасной туманной дымки, которую многие списывают на плохую экологию). А еще в Пекине и Яншо мы словили такой жары и влажности, что наш Краби в Таиланде — просто ледяная пустыня в сравнении.
Какие можно подвести итоги? Китай понравился своим разнообразием и пельменями, но не понравился своими китайцами и завышенными ценами на посещение достопримечательностей. Но съездить посмотреть стоит
Идея посетить Китай появилась в Гонконге. Очень уж нам там понравилось
Наивные, мы полагали, что Китай — он как Гонконг, только с Великой стеной и Терракотовыми Воинами. Ничего, все иллюзии были развеяны еще в аэропорту Пекина.
С собой в дорогу мы взяли в ручную кладь 2 рюкзака литров по 20 с чем-то, не туристических, так что были налегке. Палаток и спальников у нас нет, были два пледика, которые очень пригодились в различном транспорте. Вот и весь наш багаж.
Начнем с маршрута. Так как ехали мы из южной части Таиланда (мы живем в Краби), то наш маршрут планировался таким:
Куала Лумпур — Пекин — Датун — Пинъяо — Сиань — Хуашань — Лоян — Чжанцзяцзе — Лиужоу — Гуйлинь — Яншо — Гуйлинь — Гуанчжоу — Бангкок.
По факту он укоротился аж на два пункта — из-за дождя и непогоды не было смысла взбираться на Хуашань. И из Лиужоу мы сели на автобус напрямую до Яншо. Как оказалось, можно было уехать из Яншо сразу в Гуанчжоу, но мы этого не знали, так что заранее купили билеты на поезд. Кроме того, на поезде оказалось дешевле даже с учетом автобуса Яншо — Гуйлинь. Ну и по несчастливой не случайности нам пришлось брать билеты из Лояна в Jingmen, а уже оттуда в Чжанцзяцзе.
Так что по факту получилось:
Куала Лумпур — Пекин — Датун — Пинъяо — Сиань — Лоян — Jingmen — Чжанцзяцзе — Лиужоу — Яншо — Гуйлинь — Гуанчжоу — Бангкок.
Авиабилеты мы бронировали через компанию AirAsia, купили по акции, так что получилось очень дешево.
Итого потрачено до вступления на землю Поднебесной:
Перелет Куала Лумпур — Пекин, 112 долларов с человека.
Перелет Гуанчжоу — Бангкок, 123 доллара с человека.
Виза туристическая разовая на 30 дней, категория L (не срочная) — 1100 бат в посольстве Китая в Бангкоке.
Всего за время пребывания в Китае потрачено 9820 юаней (чуть больше 1500 долларов), в т.ч. на проживание 2577 юаней, на входные билеты и тому подобное — 1410 юаней, на поезда и другой транспорт — 1429 юаней, на питание ушло 2374 юаня. Все остальное было безжалостно потрачено на чай Я серьезно!
Нашим основным средством передвиения были поезда. Причин тому много. Во-первых, билеты можно купить заранее. Во-вторых, их продают в кассах, и на сайте написано сколько они должны стоить, т.е. шанс развода помогалами сводится к минимуму. В-третьих, там есть плацкарт, так что можно ехать и спать. В-четвертых, у нас есть супер-полезная распечатка с Полушария специально для альтернативно одаренных не знающих китайский язык. Это совершенно волшебная и необходимая штука для путешествия по Китаю. Всем срочно скачивать!
Вот так выглядит плацкарт.
Вот так выглядят сидячие места.
Вот так выглядит станция Beijing West, с которой мы ехали в Датун.
Сразу напишу о том, сколько мы потратили на ж/д билеты (за одного человека), в скобках номер поезда.
Пекин - Датун (1133) - 94ю, плацкарт, верхние полки (нам они в итоге больше всех нравились)
Датун - Пинъяо (К7807) - 39ю, сидячие места, утренний поезд
Пинъяо - Сиань (1095) - 70ю, сидячий, плацкарта и купе уже не было
Сиань - Лоян (К362) - 55ю, сидячий
Лоян - Jingmen (К626) - 73ю, сидячий, других не было.
Jingmen - Чжанцзяцзе (К1211) - 64ю, плацкарт
Чжанцзяцзе - Лиужоу (2011) - 158ю, плацкарт
Гуйлинь - Гуанчжоу (К950) - 116ю, сидячие, других не было.
Еще пару слов о билетах. На популярные направления их выкупают в течение нескольких часов. Мы пытались купить билеты Лоян - Чжанцзяцзе за 9 дней до отправления, но без толку, так и возникла эта нелепая пересадка на станции Jingmen. Так как мы не всегда знали, сколько дней проведем в том или ином городе, то сначала пытались покупать билеты за 4-5 дней. Но потом поумнели. Почти к каждому билету можно добавить 5 юаней комиссии, которую с нас брали в любых кассах. Даже в кассах на ж/д вокзале при покупке билета на поезд, не отправляющийся с этой станции. Но в целом никаких кризисов не возникло, иногда просто приходилось жертвовать комфортом.
Билеты в сидячие вагоны продают в том числе и без мест. Как показала практика, согнать наглого китайца с насиженного и не оплаченного места порой бывает проблематично. Кроме того, волшебная китайская система продажи билетов может продать места 91 и 13, и еще хорошо, если в одном вагоне. Так что все ходят и меняются, и нам одна добрая англоговорящая девушка написала записку с содержаием: "Здравствуйте! Мы не говорим по-китайски. Мы путешествуем вместе, но нам продали билеты далеко друг от друга. Поменяйтесь, пожалуйста, местами с кем-то из нас так, чтобы мы могли сидеть вместе."
Надо ли говорить, что китайцы впадали в ступор и уходили в себя минут на 20? Я серьезно считаю, что они биороботы. Правда, спустя положенное на перезагрузку время они все-таки понимали, что мы от них хотим. Бурно при этом что-то крича на китайском. Словно бы у нас в записке сказано не "мы не говорим по-китайски", а что-то типа "мы глухие, орите громче".
Вопреки страшилкам с разных ресурсов, названия и знаки как правило легко найти на английском. Названия улиц, указатели дублируют. Иногда получается забавно, но в целом организация с точки зрения англоговорящего иностранца хорошая.
Это знак, висевший над "комнатой с кипятком".
Особенность Китая такова, что ни в кафе, ни в поезде чая не добыть. Чай у каждого должен быть с собой! А вот кипяток можно найти вообще везде: на любом вокзале, в кафе, в будке охранника, в холле музея, в аэропорту, поезде и даже в автобусе (в термосе). Это потому что любой китаец имеет право на горячий чай и свежезаваренную лапшу. Вот бы и у нас так! За время путешествия мы здорово привыкли к такому удобству и теперь хочется, чтобы так было везде. Чай (разных видов) и термос мы тоже с собой носить приучились. Кстати, если в кафе попросить чай или показать им такой иероглиф, то они, скорее всего, принесут кипяток. Потому что чай у каждого должен быть свой, я же уже говорила!
Обо всех городах, где мы побывали, я напишу отдельно и чуть позже. Сейчас еще немного о самих китайцах.
Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, просто поделюсь своими мыслями на счет нации, с которой пришлось сосуществовать месяц. При этом я вполне признаю их право писать разгромные статьи обо всех русских вместе взятых и обо мне лично
Просто разница менталитета у нас с китайцами, как ни крути, просто огромная. И никогда я не испытывала такого социального шока, как в Китае. Но начнем с начала.
Верноятно, проблема в том, что я считала, что каждый отдельный носитель генов выдающейся (по моему мнению) нации должен быть не менее выдающимся. Ну или хотя бы не должен тупить на выходе с экскалатора. Но мои ожидания разбились об острые края непримиримой реальности.
Китай — это страна, где никто не думает о других. Если китаец зашел в вагон метро, то он встанет спиной к входу в 20-30 сантиметрах от дверей.
Китай — это страна, где никто не думает даже о себе. Каждого вставшего в дверях метро будут нещадно пропихивать внутрь десятки людей, идущие следом.
Китай — это страна, где прекрасно уживаются миллионы людей, не думающих о себе и о других. Парадокс, о котором хочется говорить.
Но начнем с хорошего.
1) Больше всего мне понравилось то, что везде есть горячая вода для чая (чай у всех есть свой и с собой, сколько можно повторять? ).
2) Несмотря на прочитанное кое-где возмущение касательно отсутствия туалетов, мы их встречали часто, как правило они были довольно чистые. На вокзалах или в аэропортах в туалете даже можно встретить душ. Бесплатно и на вид чисто, но на себе не проверяли.
3) Там все ездят на прикольных электромотиках. Не знаю, как с утилизацией батарей, но они не дымят и не шумят. Чудо.
4) Китайцы в большинстве своем дружелюбны и улыбчивы. Иногда мы обращались за помощью к людям с улицы, они не говорили по-английски, но быстро искали в толпе прохожих того, кто мог нам помочь. Это было приятно.
5) Мы открыли для себя много нового в плане вкусовых впечатлений. Помидорки в карамели — отлично! Сушеный яблочный джем? Еще лучше. Большинство блюд, которые мы пробовали в Китае были вкусными. Даже лапша быстрого приготовления там хороша.
6) Нас поразило то, сколько китайцев занимаются спортом (ушу, танцами, ходьбой и даже шахматами) в парках и на площадях. Пожилые люди общаются и наслаждаются своим досугом. Это было по-настоящему здорово.
7) В стране очень чисто вопреки всему. Правда чисто. А во всех кафе висит табличка с оценкой санитарной обстановки. Чем ниже оценка, тем вкуснее
А теперь десерт: то, из-за чего я чуть ли не со слезами радости на глазах покинула Китай и больше туда ни ногой.
1) Китайцы не выбрасывают мусор в урны. Это ужасно. В кафе каждый будет кидать отходы под стол, не задумываясь о том, насколько это эстетично. Вот типичный китаец за обедом. До него пол был кристально чистым!
2) Голопузые мужики и голопопые дети. Особенно дети. Малышей их мамаши сажают голыми попками на столы, стулья, перила в общественных местах. А сами дети порой и на пол плюхаются, они же еще не знают, что такое бактерии и микробы. Хотя мамаши, видимо, тоже об этом не подозревают. Помимо того, что жалко маленькие организмы, есть еще такой момент. Допустим, у вас нет детей и вам неприятно видеть чужие обкаканные попы. Да это никого не волнует! Успевайте отворачиваться, господа неженки Ах да, свои естественные потребности дети (при активном содействии мамаш) справляют прямо на улице. Такое дело.
3) Китайцы толпятся в метро, в проходах, проездах, на выходах, входах и вообще везде, где можно столпиться так, чтобы создать неудобство другим. Им почему-то не хватает смекалки(?) пройти в глубь вагона, отойти от выхода и уже тогда начать писать смс или (апофеоз предусмотрительности) приготовить деньги / жетоны / карточки заранее. Это бесит. Особенно бесит, что когда останавливается вагон метро и открываются двери, то толпа на перроне штурмом берет вагон, не давая людям выйти! И получается, что возникает давка и неразбериха, ведь людям-то как-то надо выбраться. Но это еще не все. Господа штурмующие дружно замрут ровно у входа, как только попадут в вагон. И таким образом ни войти, ни выйти, а середина вагона может быть вообще пустой. Это бесит просто до ужаса, приходится толкать и пробивать себе путь локтями, особенно по пути на выход.
4) Китайские поезда всем хороши, кроме китайцев. В общем блоке / купе или вагоне насрут и намусорят так, что становится противно сидеть. Мы предпочитали ездить в плацкарте на самых верхних полках, чтобы у китайцев было меньше возможности захаркать и зарыгать нас до смерти. В вагон может сесть китаец, погрызть семечек на пол, поплевать вокруг себя, а потом выйти на следующей остановке, а ты езжай дальше среди ожурок и плевков. Причем плевать могут прямо тебе под ноги (или на ноги, если не повезет и ты не обладаешь реакцией ниньзя). Вот тут ехали в плацкарте двое, грызли семечки. А то, что в плацкартном купе едет еще 4 (!!!) человека, никого не интересует.
5) Китайцы плюют, рыгают и пердят не стесняясь и повсеместно. К сидящему в автобусе человеку можно подойти и газануть прямо у него под носом. Это не просто бесит. Это отвратительно! Когда милая женщина снимает чемодан с полки над твоей головой и, бровью не поведя, выпускает такую трель, что ты не знаешь, куда бежать спасаться, это напрягает. А если таких милых женщин — половина Китая?
6) Китайцы все дружно глухие. Иного объяснения тому, что они ТАК орут, я не вижу. Они орут, разговаривая друг с другом по телефону, в общественных местах, и даже находясь в 20 см друг от друга они будут верещать так, будто стоят на разных концах улицы. И еще. Их не бывает мало. Они всегда ходят группами, смеются и разговаривают так, что к концу дня хочется забиться подальше (желательно, на луну) и наслаждаться тишиной и одиночеством.
7) Они туго соображают. Если ты показываешь иероглиф "картофель", то тебе будут объяснять что-то по-китайски. Если ты (внезапно!) не говоришь по-китайски, то они просто начнут орать громче. Ну на случай, если ты говоришь, но глухой. Им невозможно что-то объяснить или вообще заставить их что-то сделать по-новому. В одном из хоcтелов англоговорящий парень пытался забронировать мне билеты на поезд через интернет. Я просила проверить наличие мест и цены на несколько поездов по одному направлению. Он каждый раз заново открывал Интернет Эксплорер и вводил данные в систему. Даже если я просто просила посмотреть наличие мест на тот же поезд, но на другую дату. Когда мое терпение кончилось, я отобрала у него мышку и показала, что для этого можно использовать разные вкладки или обновлять информацию на странице. Он был шокирован. При этом у чувака есть планшет и ему от силы лет 20! Железнодорожный билет невозможно купить с пересадкой. Это просто не укладывается у них в голове. Есть поезд из пункта А в пункт В, билеты на который уже распроданы. Я прошу продать мне билеты в любой промежуточный пункт С, чтобы оттуда добраться в В. Невозможно! Вам же надо в В, зачем вы поедете в С? Тут же на кассе даю распечатку, что мы просим продать нам билеты на такой-то поезд (номер, дата, время — все есть). Бумажка на китайском. Кассир тут же начинает спрашивать что-то на китайском. Мы тыкаем в бумажку и показываем, что не говорим на этом прекрасном древнем языке. Что она делает дальше? См. выше. Она начинает спрашивать громче. Хотя на бумажке иероглифами написано, что мы не лабаем по-китайски и нужно отметить галочкой один из вариантов (мест нет, места есть, места есть на следующий день и еще много других опций).
8) Китайцы не убирают за собой. Это вообще не соответствует их жизненной философии. Ладно в кафе, где уберет хозяин, но порядочный китаец накидает мусора на улице. Если он/она/оно купил(а,о) сок, то коробочка, трубочка и прочие составляющие будут валяться на улице или в автобусе. Удивительно, как при всем этом Китай такой чистый.
Ну и самое клевое напоследок.
Мы обратили внимание на то, что в Китае нет бродячих собак. Но объяснение этому факту мы нашли позже, на одном из рынков в Яншо. Там в клетках сидели собаки, они очень сильно боялись. А еще живых, но уже распотрошенных животных опаливали от шерсти огнем. Меня прогнали оттуда, поэтому я успела сделать только один снимок. С того момента, как мы увидели эту бесчеловечность, мы отказались от мяса и не изменили своего решения по прошествии нескольких месяцев. Китайцы не просто едят собак, они отлавливают их, сажают в мешки и забивают палками до смерти (иногда часами), чтобы мясо было нежнее. У меня до сих пор не укладывается это в голове.
Вот таким я увидела Китай. Подробнее о каждом из посещенных нами городов - позже.