Первый раз это было лет 8 назад, когда меня отправили в командировку в Пекин. Всё бы ничего, но это был декабрь, а декабрь в Пекине – это, друзья, кабздец. При минус пяти ты чувствуешь себя как при минус двадцати пяти в Москве. Естественно, посмотреть практически ничего не удалось, хотя наши партнеры даже предлагали нам машину с водителем для поездки на Великую Китайскую Стену.
Через два года случился мой второй раз - тоже командировка, но теперь уже в ноябре и в Чжухай, на авиашоу. В тот раз я на день сумел выбраться в Гонконг, но без знания английского и какой-либо подготовки так там ничего и не понял.
После этого я успел побывать ещё три раза в Гонконге и один раз в Макао, проездом в Таиланд, но Гонконг и Макао – это же вроде как и не Китай. А в Китай хотелось. Особенно после поездки этой зимой во Вьетнам и посещения рисовых террас в Сапе. Вот тогда мне и захотелось посетить китайскую провинцию Юннань, находящуюся через мост от вьетнамского городка Лао Кай. «Когда-нибудь обязательно!», подумал я, вернулся в Москву, и через пару месяцев увидел распродажу билетов у China Southern до Гуанчжоу и обратно всего за 413 долларов. Ну что же, надо брать!
Итак, начну традиционно, чтобы читателям было легче ориентироваться в дальнейшем повествовании.
ПОЛУЧИВШИЙСЯ МАРШРУТ на 16 дней:
22.06.13 – прилет в Гуанчжоу, перелет в Чжанцзяцзе;
23-24.06.13 – Чжанцзяцзе, переезд в Феньхуан;
25.06.13 – Феньхуан;
26.06.13 – Феньхуан – Хуайхуа. Посещение Хунзяна.
27.06.13 – Хуайхуа – Сянзян;
28.06.13 – Сянзян – Ченъян;
29.06.13 – Ченъян – Сянзян – Лушен – Террасы Драконьего хребта;
30.06.13 - Террасы Драконьего хребта;
01.07.13 - Террасы Драконьего хребта – Лушен – Гуйлинь – Яншо;
02-05.07.13 – Яншо;
06.07.13 – ночной переезд Яншо – Гуанчжоу;
07.07.13 – вылет домой.
ТРАТЫ
Куплено заранее:
Виза через агентство – 2500 рублей;
Страховка 1824 рубля;
Перелет Москва – Гуанчжоу – Москва – 413$;
Перелет Гуанчжоу – Чжанцзяцзе – 118$.
Сразу о курсе юаня. За период путешествия я два раза менял наличные доллары, оба раза в аэропорту Гуанчжоу, первый раз по курсу 5,66 юаня за доллар, второй раз – 6,07. Два раза снимал деньги с карт, оба раза по курсу 5,88. Для себя, чтобы лучше понимать цены, я просто умножал сумму в юанях на 5 и считал, что это цена в рублях.
Траты на месте:
Еда (включая алкоголь и сигареты) – 2612 юаней;
Жилье – 1282 юаня;
Всякие платные входы и прочая развлекаловка типа лодочек – 853 юаня;
Перемещения (поезда, автобусы, такси, местные автобусы и т.д.) – 808 юаней;
Сувениры – 723 юаня;
Мобильная связь – 204 юаня;
Прочие расходы (камеры хранения, стирка и т.д.) – 81 юань.
ИТОГО: 6563 юаня.
При подсчете денег уже дома, выяснилось, что потратил я за время путешествия ровно 1232 доллара, плюс 668 долларов предварительных расходов и 88 долларов на виски и сигареты в дьюти фри.
ИТОГО цена поездки на 16 дней от порога до порога – 1 988 долларов.
***
ЧАСТЬ 1. СКОМКАНЫЕ БЛИНЫ И СОПЛИ.
День 1. Гуаньчжоу – Чжанцзяцзе (Zhāngjiājiè, 张家界)
Итак, 22-го июня в 11:15 я приземляюсь в аэропорту Баюнь города Гуаньчжоу, провинция Гуандун. Дальше, как и полагается, выполняю, практически на автомате, несколько необходимых обрядов – паспортный контроль, получение багажа, обмен денег в аэропорту (наслушавшись про проблемы с обменом денег в китайских банках и учитывая, что сегодня суббота, меняю сразу 200 долларов на 1133 юаня), покупка местной сим-карты. У девушки-продавщицы прошу сим-карту с возможностью выхода в интернет, она кивает мне: «Интернет, интернет!», и я покупаю карту оператора China Mobile за 100 юаней, из который на счету у меня лежит 50.
Сегодня в 20:05 у меня вылет в Чжанцзяцзе, времени у меня полно и сидеть в аэропорту нет никакого смысла, поэтому сдаю рюкзак в камеру хранения и отправляюсь в город, куда из аэропорта проложена ветка метро. Система метро здесь такая же, как в Бангкоке или Сингапуре – подходишь к автомату по продаже жетонов, выбираешь конечную точку, платишь указанную сумму и получаешь жетон, который необходимо вернуть в турникет на требуемой станции при выходе. На часах 12:40, я в вагоне.
И куда же мне дальше? Готовясь к поездке в Китай, так получилось, что Гуаньчжоу я не уделил должного внимания, подумав, что все решу пока буду лететь. Но мой рейс из Москвы задержали на полтора часа, я успел немного выпить в аэропорту, и во время полета мне было лениво заниматься разработкой плана на первый день. Вариантов, впрочем, у меня не очень много – либо рынки, коими Гуаньчжоу и славен, либо высоченная телевизионная башня, либо местные храмы, либо туристическая Пекинская улица. Для рынков рановато – не буду же я таскать с собой покупки все 15 дней моего путешествия. На башню я планировал подняться на обратном пути, дабы посмотреть на город в темноте. В храмы как-то пока не хочется, да и не уверен я, что такие они вот прямо интересные. Хочется, честно говоря, есть. Поэтому я выбираю для посещения туристическую Пекинскую улицу. Там-то должны быть какие-нибудь кафешки.
Примерно через срок минут я пребываю на станцию Gongyuanqian, и тут же сталкиваюсь с первой проблемой. Следуя по указателям «Exit» я попадаю не на улицу, а в торговый центр, из которого никак не могу выбраться. Здесь тоже полно табличек «Exit», но все они выводят на подозрительные пустые лестницы. Я понимаю, что если я выйду в город не из метро, а где-нибудь в подворотне, то не смогу сориентироваться, где именно я нахожусь. Поэтому я продолжаю искать центральный выход. На это у меня уходит минут двадцать. Ну кто так строит?!
На улице понимаю, что телефон мой полностью разряжен. А ведь в нём единственная вменяемая карта Гуаньчжоу. У меня же с собой лишь пара распечаток из интернета. Определить где север, а где юг днём без звезд я не могу (да и со звездами, впрочем, тоже), поэтому решаю идти за толпой. Толпа выводит меня на улицу сплошь занятую магазинчиками, продающими всё, от электродрелей и телевизоров до поделок из рогов каких-то копытных.
Пройдя по ней до конца, я так и не нахожу подходящую кафешку. Перехожу на противоположную сторону, возвращаюсь обратно к метро. Снова ничего. Либо меню только на китайском, либо нет пива, от которого я бы не отказался. В итоге замечаю точку с уличной едой, уточняю у парнишки-хозяина про пиво, получаю утвердительный ответ, беру тарелку рыбных шариков и обедаю тут же, расположившись у фонарного столба. Что ж, первую проблему решил. Остаётся вторая – как же мне найти Пекинскую улицу?
Я устремляюсь в ту же сторону, куда пошёл изначально, выйдя из метро. На этот раз прохожу чуть дальше метров на 50 и вижу другую станцию метро, Nonjiangsuo. Сверяюсь с картой и понимаю, что ушёл-то я в итоге в противоположную сторону. Снова иду по уже опостылевшей улице назад. Ещё минут 15 ходьбы от Gongyuanqian и я выхожу на Пекинскую улицу. На часах половина четвертого.
Ну что ж, улица как улица. Только вот разве что пешеходная. Ну и какие-то ряженые тут ходят. Правда, довольно позитивные.
Пройдя по ней немного, сворачиваю на перпендикулярную улочку. Здесь обнаруживается какой-то храм. Захожу, осматриваюсь. В общем-то, ничего особенного, но после всех сегодняшних гонок я наконец-то начинаю осознавать, что я снова в Азии.
Выйдя с территории храма, понимаю, что я всё ещё голодный. Рядом обнаруживается несколько уличных кафешек. Беру пиво, какую-то нехитрую закуску. Понимаю, что сегодня я уже вряд ли буду что-то смотреть, что-то устал. Видимо, сказывается и ночной перелет, и тот факт, что в аэропорт я поехал прямо с работы, а предыдущая неделя перед отпуском была тяжелой. Отдохнув, не спеша собираюсь возвращаться к метро и двигать обратно в аэропорт.
В аэропорту для начала решаю ещё поменять немного денег. В этот раз курс оказывается лучше – за 300 долларов получаю 1821 юань, то есть по 6,07. Дальше все просто и стандартно. Единственный момент, о котором я, правда, знал заранее – на контроле безопасности отбирают зажигалки. Курилки при этом в аэропорту всё же имеются, и оборудованы они специальными «прикуривателями» - автоматами с двумя кнопочками с лампочками, красной и зеленой, и дыркой для сигареты. Зеленая кнопочка – индикатор, показывающий, что автомат работает. А вот на красную надо нажать и держать, пока спираль в дырке для сигареты, на подобии как в автомобильном прикуривателе, не разогреется до красна.
В 21:40 садимся в аэропорту Dayong, Чжанцзяцзе. Довольно быстро получаю багаж и выхожу на улицу. До города здесь недалеко, километров десять. Все китайцы, летевшие со мной одним рейсом, рассаживаются по туристическим автобусам. Я же направляюсь к стоянке такси, чтобы добраться до города Чжанцзяцзе, откуда около часа езды до одноименного парка. Ребята сразу заламывают 100 юаней за поездку. Пытаюсь сказать, что это нереальная сумма, что здесь ехать-то всего ничего, но бесполезно. Во-первых, таксистская мафия, она и в Китае таксистская мафия, а во вторых, они просто не говорят по-английски. В итоге сторговываюсь с одним за 65 юаней, что, впрочем, тоже очень дорого. Показываю распечатку с картой и адресом отеля, он кивает, мы едем.
Минут через десять мы останавливаемся в какой-то подворотне, но при этом напротив какого-то отеля. Мой таксист утверждает, что это именно мой забронированный заранее Zhangjiajie Yijiaqin Hotel. Отель я бронировал через booking.com, и тогда у меня произошла какая-то малопонятная история – сайт так и не запросил у меня данные карточки для блокировки денег, но бронь при этом подтвердил.
Я выхожу из машины и пытаюсь найти вывеску с названием забронированного отеля. Но ни одной вывески на английском нет, только на китайском. Я спрашиваю у хозяина, вышедшего мне на встречу, точно ли это Zhangjiajie Yijiaqin Hotel, и он утвердительно кивает. Я всё ещё сомневаюсь. Кто его знает, может быть таксист привез меня в отель своих друзей, чтобы срубить комиссию. Видя мои сомнения, хозяин достает какой-то блокнот и показывает мне: на одной из страниц латиницей написаны мои имя и фамилия, дата заезда и сумма с сайта booking.com – 128 юаней. Все совпадает. Я отпускаю таксиста и возвращаюсь на ресепшн.
Здесь хозяин объясняет мне, что у него в отеле есть некоторые проблемы – нет горячей воды. Но и это не такая большая проблема, он сейчас поселит меня у своей сестры за те же самые деньги. Я соглашаюсь. Отель сестры находится через дом. Мне достается двухместный номер с чистым постельным бельем, душем, кондиционером и телевизором. Унитаза в европейском понимании нет, он напольный и сидеть на нём приходится в позе орла. Я не очень удивлен, для Китая это нормальная ситуация. Плачу вперед, оставляю депозит в 72 юаня.
Время уже позднее. Выпив немного виски за приезд, решаю укладываться спать.
***
День 2. Чжанцзяцзе (Zhāngjiājiè, 张家界).
Ранний подъем не получился, на часах около 9. Ещё в Москве я решил провести одну ночь в самом парке, благо, судя по информации в интернете, варианты размещения там имеются. Перепаковываю рюкзаки – в маленький, помимо фотоаппарата, объективов и штатива, кладу ещё и запасную футболку, всё остальное в большой. На ресепшене договариваюсь, что оставлю рюкзак пока у них, а завтра вернусь из парка, и переночую тут ещё одну ночь. Объяснять всё приходится жестами, единственный человек, который мог хоть как-то изъясняться по-английски был вчерашний хозяин отеля, но его на месте не оказалось.
Позавтракав огромнейшей кастрюлей супа, заказанной по ошибке в соседнем ресторанчике, отправляюсь на поиски автобусной станции, с которой автобусы отправляются в парк. Она тут где-то недалеко. Пока ищу, ко мне уже раза три подъехали мотобайкеры, предлагая поехать с ними. Пока я от них отбрыкиваюсь. Расспросы местных, где мне найти автобус до парка, успехами не увенчиваются, проблема с языком. Сначала я забредаю на парковку с туристическими автобусами, там мне жестами объясняют, что до парка я отсюда не доберусь. На противоположной стороне дороги вижу что-то уже больше похожее на автовокзал, но как попасть туда понять не могу – калитки нет, только шлагбаум. Пока размышляю на эту тему, ко мне подъезжает очередной мотобайкер. Я объясняю ему свою проблему, показываю карту парка. Он изучает её, кивает, и начинает мне что-то втирать на своём, указывая на сидение сзади себя. Я же пытаюсь объяснить ему, что мне нужен автобус, он снова кивает и снова предлагает мне садиться к нему. Из всего этого я делаю вывод, что парень довезет меня до места, откуда автобусы уходят в парк. Минут через 20, выехав за пределы города, понимаю, что я ошибся, и мы едем в парк сразу. Чёрт… Ну никак я не разберусь с этим Китаем!
Через полчаса останавливаемся у какой-то забегаловки. Мой водитель идёт о чём-то поговорить с хозяйкой. Оказывается, уточняет дорогу. Рядом с забегаловкой установлена большая карта, на которой я ещё раз показываю водиле нужный мне южный вход в парк, рядом с деревней Чжанцзяцзе. Тётка из забегаловки предлагает себя в качестве гида, но я отказываюсь. И так уже меня фактически развели на мотобайк до парка, вместо автобуса.
Свернув по пути не на ту дорогу, мы все же приезжаем к южному входу. Спрашиваю у мотобайкера «Сколько?» и получаю ответ - 120. Нет уж, братец, это слишком. Отдаю 70, он недоволен, но не спорит.
На площади перед входом довольно много народа, но никакой давки нет. Я стою у мусорки и курю сигарету, пытаясь собраться с мыслями, когда ко мне подходит китаец и по-английски интересуется у меня откуда я. Ну что ж, хоть кто-то здесь говорит по-английски! Мы немного болтаем, и он спрашивает у меня, где я собираюсь остановиться на ночь. Услышав, что в парке, он предлагает мне остановиться в его хостеле, за 128 юаней за комнату. Я отвечаю, что это хорошая мысль, китаец помогает мне купить билет в парк (256 юаней на три дня), мы проходим через турникеты, где у меня берут отпечаток большого пальца правой руки. Уже на территории я покупаю карту парка и воду, и мой новый знакомый объясняет мне, как добраться до его хостела. Я обещаю позвонить ему, если вдруг заблужусь, и отправляюсь на исследование парка. На часах уже половина одиннадцатого.
Изучив карту, решаю двигаться на север, по маршруту «Золотого ручья», а в том месте, где ручей уходит на восток, продолжить движение на север, и дальше свернуть западнее, в сторону Yuanjiajie, где, если верить карте, можно полюбоваться видами гор, вдохновивших Джеймса Кэмерона на создание пейзажей Пандоры в его «Аватаре».
Первые метров двести иду в толпе китайских туристов, но позже они куда-то сказочным образом испаряются, и я продолжаю движение один, лишь изредка встречая кого-то на тропе.
Вскоре дохожу до развилки, где мне нужно идти налево, чтобы попасть к красивым видам. Но красивые виды, как известно, обычно открываются сверху. Дорога превращается в лестницу.
Весь мокрый, доползаю до первой площадки для отдыха. Здесь можно посидеть, покурить и выпить чего-нибудь холодненького. Пока сижу, наблюдаю, как некоторых богатеньких китайских туристов транспортируют наверх на специальных носилках, на которых они сидят в своих креслах. Вроде бы не высокие и не такие крепкие на вид китайские носильщики, но целыми днями носят на своих плечах туристов по горам!
Одна лестница сменяет другую, местами превращаясь в обычную тропинку, идущую вверх. Интересно, что по тропе я иду практически один, лишь изредка обгоняя кого-то, либо кто-то обгоняет меня. Намного чаще мне попадаются люди, спускающиеся с гор. Первыми были несколько молодых людей и девушек. Девушки, завидя меня, что-то зашептали молодым людям. Один из них подошёл ко мне и на английском попросил меня сфотографироваться с его спутницами, что я охотно и сделал. Узнав, что я из России, другой парнишка из этой компании начал что-то напевать. Я даже не сразу понял, что это были «Подмосковные вечера» на китайском. Песню заканчивали вместе, каждый на своем языке. Через некоторое время мне повстречались мама с дочкой, отдыхающие на ступеньках. Они из Харбина, приехали в отпуск. Мама довольно бойко говорила по-английски. Что ж, значит, при некоторой доли везенья, я смогу тут хоть с кем-то общаться.
По дороге мне попадается небольшой ресторанчик, где я решаю перекусить и выпить пива. Пиво холодное и очень приятное сейчас, но у меня почему-то немного побаливает горло. Странно.
И вот через два часа после начала подъема я достигаю ровной тропинки в районе Enchanding Terrace и Back Garden с видами на Пандору!
К сожалению, горы в небольшой дымке, хороших фотографий добиться сложно, но вид, несомненно, завораживает. Конечно, сюда можно было попасть поднявшись на подъемнике со стороны восточного входа и затем доехать на одном их бесплатных автобусов, курсирующих по парку, но мне интересен сам треккинг. Правда, тогда я ещё я не знал, что все два часа придётся подниматься в гору.
Вскоре я выхожу на большую дорогу, по которой ездят автобусы. Здесь же и остановка, а также сувениры, еда и толпы китайских туристов. Иду за толпой и выхожу к похожим видами, которыми я наслаждался полчаса назад в одиночестве. Здесь, правда, помимо сувенирщиков, обитают ещё и на’ви из «Аватара».
Продолжаю гулять, и выхожу к очередному сайту парка Чжанцзяцзе – невероятных размеров природному мосту. Но мало того, что пройти по нему нельзя, так ещё и сфотографировать с этой точки никак не получается. Всё-таки плохо я подготовился к этой поездке.
Я возвращаюсь на автобусную остановку и начинаю думать, как же быть дальше. От этих бесконечных подъемов я подустал, да и горло начинает болеть все сильнее. Изучив карту, решаю не ехать в хостел давешнего китайца. Он расположен не очень удобно для меня. Завтра я собираюсь посмотреть восточную часть парка, а туда лучше ехать на автобусе. А от его хостела до ближайшей остановки пёхать и пёхать. Решаю доехать до Wulong Village, находящеся недалеко, в северо-западной части, и попробовать найти ночлег там. Автобус приходит минут через 10, и спустя ещё четверть часа я вылезаю на нужной мне остановке. Тут уже меня поджидает некий товарищ, обращается ко мне с каким-то вопросом на китайском, и, видя, что я не понимаю его, складывает две ладони вместе, прикладывая их к щеке. Что ж, вполне интернациональный жест. Я отвечаю ему, что подумаю и позже решу, а пока пытаюсь осмотреться. Пройдя метров 500 в сторону, я оказываюсь в начале довольно живописной горной тропы. Отсюда можно наблюдать окрестные горы, и то, что я вижу, вызывает во мне желание идти по ней до самого конца. Но желание-то есть, а вот сил уже почти не осталось. К тому же, скоро будет темнеть. Около 18 часов парк должен закрыться и автобусы, скорее всего, ходить перестанут. А значит, если я по каким-то причинам не смогу заночевать здесь, в парке, идти к выходу придётся пешком, что займёт у меня несколько часов. А даже если я успею до темноты дойти до конца тропы, то назад возвращаться мне придётся уже наощупь, что тоже мне совсем не улыбается. Приходится возвращаться в деревню.
Я снова подхожу к остановке, но товарища, предлагающего ночлег, не нахожу. Направляюсь в деревню и через пару минут вижу его, машущего мне с террасы небольшого отельчика, или даже скорее постоялого двора: терраса, на первом этаже столики, на втором и третьем комнаты.
Китаец улыбается и говорит что-то типа: «Я же звал тебя на ночлег ещё час назад, а ты головой мотал! Вот, вернулся же всё-таки!». На что я отвечаю ему: «А как же! Я же должен был подумать вначале! Может получше варианты нашлись бы»». Мне кажется, что не смотря на разность наших языков мы друг друга отлично поняли.
На террасе сидят трое китайских мужиков, похожих на наших братков из 90-х, и с ними симпатичная девушка. Я беру пиво, присаживаюсь за столик рядом. Наконец-то можно просто немного отдохнуть! Горло всё ещё болит, да и чувствую я себя как-то неважнецки. Допив пиво, поднимаюсь в свою комнату, ложусь на кровать и тут же вырубаюсь.
Просыпаюсь от настойчивого стука в дверь. Это мой хозяин, зовёт меня спускаться к ужину. Я бы, конечно, ещё бы поспал немного, но есть-то мне все равно когда-нибудь захочется, так что лучше поужинать пока это возможно. Я спускаюсь вниз, закуриваю. Я определенно заболел. Как же неудачно-то… И где я мог успеть? В самолете? Нет, прошло уже довольно много времени. Под кондиционером в отеле? Возможно. Но скорее всего, меня продуло, когда я ехал в одной футболке со скоростью 80 км./ч. из города в парк с мотобайкером. На жаре это не чувствовалось, но я же всё это уже проходил раньше… Как же я так облажался в этот раз? Определенно, первые дни в Китае оказываются комом.
К компании братков присоединилась ещё одна девушка, явно со стороны. Их стол заставлен тарелками, из которых они накладывают еду в свои плошки. Возможно, ужин здесь так и предусмотрен, все постояльцы вместе за одним столом. Но хозяин мне ничего не говорит, братки тоже не приглашают, а спросить я ничего не могу, поскольку никто меня не понимает. Я занимаю соседний столик, хозяин приносит мне меню. Пока жду свой заказ, достаю початую бутылку виски. Надо же как-то лечиться! Спустя какое-то время, хозяин подходит ко мне и интересуется, что у меня там. Я даю попробовать. Он доволен. Вскоре он возвращается ко мне с каким-то стаканом – пришёл угостить меня домашней рисовой водкой. И вот мы сидим уже вместе с ним, попивая его напиток и пытаясь как-то общаться с помощью блокнота.
Вскоре на террасе возникает компания молодых людей и девушек. Они обращаются ко мне по-английски со стандартными в таких случаях вопросами – как зовут, да откуда. Ребята отлично говорят по-английски, что и не удивительно – они из Гонконга. Одна девчонка достает фотоаппарат, фотографирует нас с хозяином и тут же протягивает нам карточку. Полароид! Они ещё существуют!? Мы фотографируемся с девчонками, болтаем, к тому же они выступают для нас с хозяином ещё и англо-китайскими переводчиками. Ребята планируют завтра провести весь день в парке, а послезавтра двигать в Феньхуан. У меня, собственно, точно такие же планы. Мы прощаемся, и они уходят спать, хозяин же приносит нам ещё по стаканчику водки. Я понимаю, что одной рисовкой не вылечиться, и прошу принести мне немного чили. Как я ни стараюсь, никто из персонала меня не понимает. Приходится идти на кухню и показывать, что именно мне нужно. Надеюсь, две выпитые рюмки с перцем, под аплодисменты хозяина и братков, поставят меня на ноги к завтрашнему дню.
***
День 3. Чжанцзяцзе (Zhāngjiājiè, 张家界) – Феньхуан (Fenghuang, 凤凰县)
Просыпаюсь около половины десятого, что очень поздно для меня путешествующего. Ощущение, что ко вчерашней болезни прибавилось ещё и легкое похмелье. Да что ж ты будешь делать… Спускаюсь вниз. Все постояльцы уже отправились гулять по парку, здесь только я, хозяин и кое-кто из персонала. Я завтракаю, тепло прощаюсь со своим новым другом и иду на автобусную остановку. Здесь уже довольно много народа, а все автобусы, проезжающие в нужную мне сторону, забиты практически до отказа. Только минут через 20 мне удается сесть в автобус, который подошёл сюда сразу пустым.
На сегодня у меня запланировано посещение восточной части парка, откуда должны открываться потрясающие виды, после чего я собираюсь спуститься к восточному входу по канатной дороге. Только есть одно «но». Туман сегодня как молоко! Видимость от силы метров семь. Примерно через полчаса я прибываю в запланированную точку и спускаюсь к тропе, идущей вдоль гор. И что? Из-за тумана я вижу не намного дальше собственного носа.
Остается либо ждать у моря погоды, что является делом отнюдь неблагодарным, либо двигаться дальше. Я выбираю второй вариант. Вернувшись на остановку, пытаюсь понять, где найти автобус, идущий в сторону восточного входа и деревни Улиньюань (Wulingyuan, 武陵源区). И тут я вижу чудо, которое раньше и представить не мог – туристическая группа африканцев! Тут белых-то я видел всего два раза, и вот вдруг такое! Африканцы, надо заметить, говорили по-английски и даже предложили мне свою помощь в поисках автобуса, но все, что они смогли мне посоветовать, это обратиться к служащему парковки автобусов.
Минут через десять я добираюсь до канатки. Никаких очередей здесь, конечно же, нет – народ старается здесь подниматься, а не спускаться. 67 юаней за билет, минут 15 полёта в кабинке сквозь потрясающие горы, красота которых видна даже сквозь этот густой туман, и вот я уже у восточного входа. Пройдя через турникеты, оказываюсь в местечке Улиньюань.
На площади полно таксистов, но это не для меня. Меня и автобус устроит. В поисках оного я руководствуюсь своими записями и ухожу довольно далеко от входа. Остановки при этом всё не видно. На перекрёстке замечаю троих мужиков, подхожу к ним и, указывая на карту города, пытаюсь узнать, где мне найти нужный мне транспорт. Мужики не понимают, но тут мимо нас проезжает какой-то автобус и останавливается на противоположной стороне. Мы с мужиками двигаемся к нему, я уточняю у водителя маршрут. Ну что ж, это тот, который мне и нужен.
Примерно через час прибываю на автовокзал Чжанцзяцзе. Ну да, это именно тот вокзал, на который я не смог попасть вчера, попросту не найдя в него вход. Теперь уже всё намного проще.
На часах около половины второго. Я дохожу до касс и интересуюсь билетом до Феньхуана, показывая в окошко распечатку с названием города, написанным иероглифами. Ближайший автобус в 14:30, стоит 65 юаней, идёт около 4,5 часов. Отлично! Значит, сегодня к вечеру я уже буду в Феньхуане и таким образом сэкономлю один день!
Иду в свой отель, где вчера оставил на хранение рюкзак, забираю его и депозит, который так и не забрал вчера, и даже успеваю перекусить до автобуса. Итак, мой путь на юг длиной около 1200 километров начинается.
Около 7 часов вечера я вылезаю на автовокзале городка Феньхуан. Отшиваю таксистов, спускаюсь вниз по лестнице, попадаю на привокзальную площадь и пытаюсь выяснить, где мне найти автобус до центральной части города и набережной. Парень на шлагбауме не может понять, что я от него хочу, подзывает какую-то женщину. Результат такой же. Но они искренне пытаются хоть чем-то помочь, не хотят меня отпускать, просят чего-то подождать. Я замечаю недалеко на лестнице группу ребят лет по 13-14. Один из них кричит мне: «Хэлло! Хау а ю?». Неужели в школе учат английский? Подхожу к ним, спрашиваю, где мне найти автобус к реке. Но оказывается, что на фразе «Хэлло-хау-а-ю» их познания в английском заканчиваются. Один из них, правда, обращается ко мне: «Парль франсэ?». Я учил французский когда-то давно и могу его даже понимать, так что, учитывая ситуацию, отвечаю: «Уи, парль туа оси?». Но парень, видимо, просто так спросил: с французским у него так же, как и с английским. В общем, долго ли, коротко ли, но одна женщина всё-таки понимает, что именно мне нужно, пишет в моём блокноте «1B» и указывает рукой на остановку. Минут через 5, на автобусе 1B, я добираюсь до первого моста через речку Туо и оказываюсь в Старом городе.
Перебравшись через мост, начинаю неспешные поиски отеля. Ну, то есть, как - поиски… Просто иду, а отели здесь чуть ли не в каждом доме. В конце концов, какая-то тетка приглашает меня посмотреть её комнаты. За 100 юаней двухместный номер на 3 этаже с окном во двор, кондиционером, телевизором и душем. Годится, беру. Искать что-то ещё уже нет сил. Всё-таки я простужен, горло болит, из носа льёт, да и кашель теперь ещё добавился.
Отправляюсь поужинать, по дороге осматривая туристическую часть города. Довольно много китайских туристов, сувениры, а вот кафешек где можно было бы поужинать, не так уж и много. По крайней мере здесь, на набережной, и по крайней мере таких, где есть меню на английском или, по крайней мере, с картинками. Но всё же мне здесь нравится! Город чем-то напоминает мне вьетнамский Хой Ан.
Сегодня лягу спать пораньше. Надо как-то лечится, но из лекарств у меня только виски. Надеюсь, поможет.