vladstert » 02 ноя 2013, 12:33
31.10.2013. Лешань+заметки.
В Ченду встретил русскую парочку, галопом скачущую с самолета на самолет. Весело пообщались. Они подсказали мне, как купить внутренние китайские авиабилеты намного дешевле, чем на русских сайтах. И рассказали о том, что в Эмейшане творится полное безобразие – идет сильный снег, туман такой, что уже на 3 метра вперед ничего не видно, мокро, скользко и холодно. Проверяю по accuweather – все верно. В Эмей пришла зима.
Значит, планы меняются – я поеду в Чишуй.
Но не тут-то было! Автобус в Чишуи, как мне сообщают на автостанции (слава Богу, хоть кто-то там это смог мне сообщить по-английски), задерживается на 2 часа. Это по прогнозу. Оптимистичному, естественно. Я прошу девочку помочь мне обменять билет на Лешан. Меняю, захожу в местную столовку за едой, и еду в Лешан. Отель нашел по путеводителю.
Ага. Найти-то нашел. Только этого отеля уже нет. Точнее, закрыт на реновацию. Круто. Рядом назодится тетка-велорикша, которая за 5 юаней обещает привезти в другой. Окей, 5 ю – не деньги, поехали. По дороге тетка с комментариями по-китайски показывает мне местные достопримечательности, а я сижу гадаю сколько будет стоить отель… и что это будет вообще за отель…
Но повезло. Отель оказался очень. Прям ОЧЕНЬ. То есть прям совсем ОТЕЛЬ. И договорился я за 150 юаней. Было бы хорошо найти эту тетку и дать ей еще 5 ю.
* * *
Провинциальный Китай – это Полный Пэ. Чувствуешь себя пришельцем с другой планеты. Даже названия городов меня понимают раза с третьего в лучшем случае. Поэтому даже купить билет на автобус становится проблемой.
Большого лешанского Будду видел. Кроме размера, впечатляться нечем. Собственно, как и ожидалось. Зато в Лешане очень приятная набережная, по крайней мере она выглядит таковой после наступления темноты. Много разноцветных подсветок, памятник серферу (зачем и как он здесь оказался?), спортивные снаряды, на которых активно разминаются китайцы.
И еще – уже не помню, сколько ночей я не спал в приличном отеле. Так что в любом случае – хорошо, что я здесь оказался.
На автобусной станции Лешаня кабинки в туалете весьма оригинальны: дверки в них высотой чуть выше пояса, так что все желающие могут созерцать натужные усилия их посетителей.
Чудесным образом я все же попал на автобус в Лузоу. Или Лужоу. Хрен его поймет, как правильно. Там надо будет пересесть на следующий – в Чишуи.
* * *
Кажется, еще никогда мне не хотелось сделать паузу и осесть в одном месте спустя всего неделю не особо активного путешествия. Языковой барьер очень напрягает. Чтобы понять это, попробуйте представить такую ситуацию.
Вы в городе, где нет ни одной таблички, ни одной вывески, ни одной надписи, и практически отсутствуют ориентиры. Любые карты, соответственно, абсолютно бесполезны. По улицам ходят только глухонемые люди. Вы ничего не можете им объяснить, и они вам тоже. На автобусах тоже нет никаких указаний о конечных остановках. Таксисту вы не можете назвать место назначения – он тоже глухонемой. В салоне связи вы не можете купить сим-карту – вы не можете ни объяснить, что вам нужно, ни понять, что вам пытаются предложить. В меню кафе написаны только цены, без названий блюд, просто список цен. Вы можете заказать что-нибудь, и вам принесут что-нибудь, но не факт, что вы это что-нибудь сможете съесть.
Представили? Веселенькая ситуация? Это и есть китайская провинция. В ней есть вывески и надписи, и люди там умеют говорить, но только вы не можете это понять.
Короче, ситуация не из легких. Да, есть гугл транслейт, но то, что он переводит, все равно не понимают. Да, им можно фотографировать надписи для их перевода – но перевод уже вы сами не поймете. Кроме того, для этой функции нужен постоянный Интернет – а у вас еще нет сим-карты, помните?
Короче говоря, к поездке в китайскую глубинку готовиться следует очень основательно. Я по привычке готовился «на лету», составив только список мест, в которые хочу попасть.
В Южной Америке, думаю, еще как-то можно протянуть, не зная испанского (хотя я его более-менее знаю) – по крайней мере, тут все написано понятными вам буквами, их при необходимости можно забить в оффлайн-переводчик. В Китае все намного хуже – вы не понимаете ни одной буквы. Вообще ни одной. И их совсем не 26 в алфавите. А пара тысяч. Так что найти не вариант.
Поэтому здесь как нигде оправдано приобретение туров с англо- или русскоговорящими гидами. А если вы тур не хотите – что ж, пеняйте на себя. Времени, нервов и денег вы будете терять каждый день в больших количествах.
Говорят, самые трудные дела надо делать с утра. У меня сейчас утренний месяц.
Туманно-пасмурная погода к тому же оптимизма не добавляет.
И еще раздражают сами китайцы. Они очень шумные, часто орут какими-то лающими голосами, харкают и громко чавкают во время еды. И еще они очень наглые. Лезут напролом всегда и везде. Понятия о какой-либо вежливости там, по видимости, отсутствуют напрочь.
В городских автобусах, мне кажется, самая часто ломающаяся деталь – это клавиша гудка на руле. Или, возможно, их специально для китайских водителей делают особо надежными. Потому что гудок практически не смолкает в течение всей продолжительности поездки. Междугородные сигналят чуть реже, но все равно лучше садитсья ближе к концу салона – чтобы гудок было слышно не так громко.
Не нравится.
* * *
В Китае на всех дорогах стоят камеры наблюдения. Каждую проезжающую машину фотографируют, о чем свидетельствует мощная вспышка. Что интересно – эти камеры стоят и на скоростных шоссе, и в глубоких деревнях.
А еще камеры стоят прямо в автобусах. 2-3 штуки, а то и все 5. зачем они нужны и куда с них идет изображение – одним китайцам известно.
* * *
В Китае стремительно исчезают традиционные домики с черепичными крышами и драконами на ее углах. Вместо них массированно возводятся ничем не примечательные новые коробки. Так, глядишь, скоро ту самую архитектуру, за которой стоит ехать в Китай, можно будет увидеть только огороженных туристических зонах.
Не нравится.
* * *
Дорога ЛЕшань – Лужёу очень красивая. И чем ближе к Лужёу, тем красивее она становится. На самом деле, эта дорога ведет в Чунцинь, поворачивая в Лужёу километров за 100 до Чунциня. Вдоль дороги тянутся многочисленные крутые холмы из красный скалистой породы, засаженные рисовые террасами, либо покрытыми субтропичесим лесом там, куда еще не дотянулись китайские руки. Время от времени автобус пересекает речки той или иной ширины. Словом, ехать хорошо. Нравится.
* * *
Здесь на входе в автовокзал обязательно просвечивают рентгеном весь багаж. Да что там в автовокзал, даже на станциях метро стоит рентген на входе! Повсюду весят знаки-предостережения, призывающие к осторожности. Странно. При такой численности населения страны на месте китайского правительства я бы сам устраивал время от времени эпические взрывы и катастрофы. Ну так, для развлечения. Все равно взамен старых новые китайцы вырастут.
* * *
Не так давно стали к нам завозить китайские маленькие машинки марки КуКу (QQ). Веселенькое название, не правда ли? Наверно, надо быть совсем ку-ку, чтобы купить такую машинку. Однако, по-китайски это звучит как нечто среднее между ци-ци, чи-чи и щи-щи, и переводится как «спасибо». Там вообще много мелких магазинчиков называется QQ. А еще китайцы очень любят цифру 8. У нее какое-то мистическое значение, по их мнению, есть. У них вообще у каждого камня есть мистическое значение и своя легенда. Так что все должно быть по фен-шую.
* * *
Китайцы, очевидно, очень гордятся своими дорожно-инженерными сооружениями. Перед каждым мостом и тоннелем (а здесь их полно) стоит указывающий его длину. Пусть гордятся, молодцы. Есть чем.
* * *
Твою мать. У китайцев так заведено – в одном городе несколько автовокзалов. Приехал я в город Лужёу, стою за билетом в кассу. Показываю кассирше телефон, на экране название нужного города по-китайски (из путеводителя). Кассирша качает головой – «мэйо». Типа, нет таких билетов у них. Я в шоке. Тут на счастье подлетает девочка в форме, на ломаном английском пытается помочь. Я говорю, куда мне надо – оказывается, туда автобусы идут с другой станции! «Садись, говорит, на автобус 298, и доедешь». Офигеть. Если б еще знать, где с этого автобуса выходить. Ладно, иду на остановку. Маршрута такого нет в списке. Зато есть 289. Ладно, думаю, рискну.
Рискнул. Еду-еду. Пытаюсь уже на навигаторе найти нужную станцию. А он мне, собака, только пиньином выдает названия мест. Никакой тебе bus station. Короче, еще раз подтвердилась полная бесполезность гарминовского навигатора в Китае.
В итоге автобус едет уже в каком-то пригороде – только широкая дорога и огромные пустые торговые центры вокруг. Так, думаю, все, выхожу нафиг. Попытаюсь хоть как-то объяснить таксисту (если вообще его найду), куда мне надо.
Удача! Таксист поймался почти сразу, на показанную на экране смартфона надпись «мне до автобусной станции» и произнесенное «Чишуи» отозвался как бы с пониманием. И еще одно чудо! Буквально через 10 минут – еще 2 автобусные остановки – нашлась автобусная станция, где удалось купить билет!
Кажется, не все так плохо. В конце концов, я почти выбрался из этой ситуации. Осталось теперь найти отель и как-то организовать свое перемещение по самой-самой нетуристической глубинке…