В стране твоих врагов, на дальнем берегу,
Я, горестною вестью потрясенный,
Сдержать порыва скорби не могу
Когда вдруг запылал от вспышек молний
Над Азией Восточной небосклон.
Когда у Порт-Артура корабли
В кольце врагов неравный бой вели,
Ты, болью за свою отчизну полный,
Пришел на помощь. О, как был могуч
Последний солнца блеск меж черных туч!
Ты плыл вперед с решимостью железной
В бой за Россию, доблестный моряк!
Высоко реял над ревущей бездной
На мачте гордый адмиральский стяг.
Но миг один - все скрылось под волнами:
Победами прославленное знамя
И мощь, которой в мире равной нет...
Где их могила, кто нам даст ответ?»
Исикава Такубоку
Предисловие:
Давно, уже очень давно хотел рассказать о своем путешествии по местам боевой славы теперь уже несуществующих армий – Российской императорской армии и Советской армии. При этом, многие наверняка подумали что речь идет о Европе, где эта слава действительно велика. Но речь в моем рассказе пойдет другом месте – Маньчжурии – исторической области на северо-востоке Китая, где слава наших войск менее известна, но не менее значима. Вот, наконец-то я решился это сделать. Сразу сделаю ремарку, что рассказ буду вести, делая исторические и геополитические отсылки, временно уходя от рассказа о самой поездке и углубляясь в историю. «Зачем?» - спросите вы. Ответ простой – понять конечную цель моей поездки можно только благодаря параллельному погружению в историю. В качестве фотосопровождения будут использованы собственные фотографии, а также фотографии из открытых источников (Google Street View и panoramio.com). Также буду использовать отрывки из документальных и художественных фильмов с сервиса youtube.com, для, так сказать, ещё более полного погружения в историю.
Часть 1. Владивосток – Пограничный – Суйфэньхэ.
С.О. Макаров
Кажется, был год 2010-й. Тогда я только что закончил своё высшее учебное заведение, и пока что на работу не устроился. То есть был момент, когда в голове кроме хэштега #Buy-buy,_university! ничего не было. В этот самый момент был приятный дополнительный бонус - у меня в кармане было 50 килорублей (половина из них – накопленный за последние полгода доход от написания рефератов, курсовых и дипломов другим студентам и прочих подработок, половина – премия от родителей в честь окончания университета). Куда потратить эти средства я знал – в то, что я делать очень люблю – путешествовать. Несмотря на возраст, на тот момент у меня был уже достаточный опыт путешествий – объездил весь центральный Китай (Пекин – Сиань – Лоян) и всю Европу – от Белоруссии до южной Франции. Впрочем, сумма, которая была на руках, не позволяла делать длительное и далекое путешествие, поэтому куда поехать для меня был вопрос достаточно трудноразрешимым. Но, совершенно случайно, мой взгляд упал на книгу советского писателя-мариниста В.С. Пикуля «Три возраста Окини-сан». Это книга, описывающая судьбу русского офицера на фоне русско-японской войны 1904-1905 гг. ответила за меня сама. Так уж вышло, что я с давних пор являюсь полуфанатичным поклонником истории, и – в особенной степени истории Дальнего Востока, где я родился и прожил большую часть жизни. Ранее я прочел кучу публицистической и художественной литературы на тему истории Дальнего Востока 20-го века, и всегда когда читал, думал – «А вот бы побывать в Порт-Артуре/Мукдене/Чемульпо/Дальнем/и т.д.». Для тех, кто не знает – поясню – именно тут происходили самые исторически значимые события русско-японской войны 1904-1905 гг. и советско-японской войны 1945 года. И вот теперь, мою поездку определили три фактора: повесть В.С. Пикуля «Три возраста Окини-сан», количество открытых финансовых активов в размере 50 000 рублей и моё географическое положение – город Владивосток. Для этой цели я зашел на сайт одной из приморских туркомпаний (наименование которой говорить не буду, чтобы не делать продакт-плейсмент (т.е. скрытую рекламу), которого сейчас и так чересчур много). Так вот, используя компьютер с процессором «Athlon» и монитором «Samsung», попивая чай «Индийский» с конфетами «Птичье молоко» при помощи браузера «Mozilla Firefox» и поисковой системы «Google» ( ) я нашел то, что мне нужно – тур по Маньчжурии с посещением Шеньяна (Мукдена) и Даляня (Дальнего). При этом стояла приписка, что в Даляне можно самостоятельно посетить Люйшунь (Порт-Артур). Ценовой барьер меня также вполне устраивал. Таким образом, на следующий день я поехал в эту туркомпанию, отдал требуемую сумму в обмен на соответствующие документы, и определился с датой – через четыре дня. Сделал я это для того, чтобы попасть в КНР без получения визы, на что у меня не было времени – в составе тургрупп для посещения Китая, как известно, виза не нужна. Кстати, с 2014 года по постановлению правительства провинции Хэйлунцзян пункт пропуска Пограничный – Суйфэньхэ российские граждане могут пересекать самостоятельно (т.е. не в составе тургруппы) без получения китайской визы, при наличии одного лишь загранпаспорта. Это так, информация для сведения.
В назначенный день я в 04 ч. 00 мин. находился в районе остановки «Луговая» города Владивостока. Это в нашем городе место, где всегда автобусы забирают народ, который едет в Китай.
На фото: место сбора туристов, отъезжающих в Китай.
Автобус, в котором мне предстояло ехать был довольно комфортабельным, вместительным, но забит оказался до отказа. Нет, до стадии «консервированная килька», которая бывает у всех автобусов в период час-пик, конечно, не доходило, но сидячие места были заняты абсолютно все. При этом в автобусе ехала не только наша тургруппа, а групп четыре – пять. Ранее в туркомпании мне вручили список туристов, из которого я уяснил, что группа наша состоит из всего семи человек, из которых две семейные пары (одна постарше – лет 35-40, другая помладше – лет 25), сопровождающая группы от турфирмы (пожилая женщина) и девушка на два года старше меня. И вот когда в автобус заходили люди, я понял что одна из групп – явные челночники (судя по внешнему виду), поэтому, заняв одно их мест на два сиденья, я про себя молился Вицлипуцли чтобы ко мне подсела не какая-нибудь толстая челночница Залуденко Степанида Захаровна, а молодая симпатичная девушка. Желательно – та, что из моей группы. Ацтекский бог оказался довольно сильным и внял моим мольбам – ко мне подсела именно молодая симпатичная девушка Наталья, и оказалась она именно из моей группы. Вздохнув с облегчением, я включил mp3-плеер, нашел на ней папку «Scorpions & Berlin Philharmonic Orchestra» и под аккомпанемент замечательной композиции «Moment of Glory» автобус тронулся. Не умом, а с места, разумеется.
Ехать нам предстояло где-то 3 часа 30 мин. Это до приграничного поселка Пограничный с остановкой в городе Уссурийске (примерно 205 км. пути). Этого времени вполне хватало для исполнения первичной целеустановки - знакомства со своей соседкой (оказалась она молодым врачом-онкологом), которую я успешно выполнил. Разговорившись с ней, я не заметил как мы прибыли в Уссурийск – относительно крупный город Приморского края, который, собственно, ничем не примечателен, кроме установленной в местном парке огромной каменной черепахи – археологической находки, сделанной в ходе раскопок городов государства чжурчжэней – ныне не существующего народа, который в Средние века населял Приморский край.
На фото: чжурчжэнская черепаха в Уссурийске
Остановка, правда, была сделана не для созерцания черепахи, а для более практичной и, соответственно, более низменной цели – справления естественных надобностей. Впрочем, более чем десять минут стоять не пришлось (за время стоянки челночницы из нашего автобуса купили в стоящем неподалеку магазине бутылку известной любому россиянину сорокаградусной жидкости, и с видом закоренелых контрабандистов пронесли её в автобус мимо водителя). Результатом этой проведенной спецоперации стало то, что откуда-то с задней части автобуса на полпути следования по трассе «Уссурийск – Пограничный» начали с постепенно возрастающей громкостью доноситься песни Ирины Аллегровой. Поскольку заднюю часть автобуса населяли именно челночницы, я для себя установил причинно-следственную связь между фактом покупки бутылки спиртного на остановке и неровным омерзительно звучащим хором с конца автобуса. Для того, чтобы мои уши не стали источать кровь, я опять включил плеер и сделал его на полную громкость. Однако, бой между музыкальным коллективом Клауса Майне в союзе с Берлинским симфоническим оркестром с одной стороны, и хором подвыпивших челночниц, с другой стороны, оказался бесславно проигран – ни «Still Loving You», ни даже «Hurricane 2000» на полной громкости не смогли стать звуковой защитой от «Все мы бабы стервы». Уже, начав немного нервничать, кнопкой переключения композиций я случайно нашел неизвестно как оказавшийся в плеере трек Slipknot – Before I Forget. Ню-металл оказался мощнее Ирины Аллегровой, поэтому я успокоился. Однако, грустно было смотреть на сидящую рядом Наталью, у которой был плеер, но в котором (как позже выяснилось) оказалась только классика, явно не справляющаяся с поставленной задачей. Вежливые просьбы других пассажиров не петь челночниц только раззадоривали, и каждая такая попытка на показатель увеличивала уровень килогерц, извергающихся из уст. Одновременно уровень алкогольного опьянения, судя по всему, угрожающе приближался к стадии «Борис Ельцин». Успокоились они, когда до Пограничного ехать было уже немного, и какой-то мужик сделал им замечание, но на этот раз пятистопным матом. Ответный срач, конечно, не заставил себя долго ждать, но хотя бы их вокальные способности до конца поездки нам уже оценивать не приходилось.
Но вот, мы подъехали в Пограничный. Сам поворот на границу находится в 100 метрах от въезда в Пограничный, но до открытия границы нам надо было где-то полчаса перекантоваться, и лучше всего это сделать в Пограничном. Основанный в 1898 году поселок более известен сведущим в истории людям как поселок Гродеково (бывшее название Пограничного – в честь царского генерала Н.И. Гродекова), тут заканчивалась китайская и начиналась российская часть КВЖД (Китайская Восточная железная дорога). В российской историографии поселок известен тем, что в годы Гражданской войны после конфликта во Владивостоке с братьями Меркуловыми (тогдашними «белыми» правителями Владивостока) сюда переехал и совместно с атаманами И.П. Калмыковым и Ю.А. Савицким в 1920 году сделал своей резиденцией атаман Г.М. Семенов.
Примерно вот так это происходило. (отрывок из х/ф "Пароль не нужен")
Таким образом, Гродеково невольно стало столицей Уссурийского казачьего войска, и, поэтому одновременно могло стать столицей квазигосударственного украинского образования на территории Приморского края – Зеленого Клина, руководителем которого был Ю.К. Глушко. Но, не получилось, не фартануло – сначала Глушко арестовывает колчаковская контрразведка, а потом и большевики, возле Гродеково создается Гродековский фронт, в котором войска просоветской Дальневосточной республики громят белоказаков, остатки армии которых эвакуируются в Китай.
На тот момент я ещё не знал, что спустя всего через четыре месяца после данной поездки я надену на себя погоны, и меня на два с половиной года направят работать именно в Пограничный. Впрочем, об этом я не жалею – оказалось что сейчас это небольшой уютный поселок, чуть менее чем полностью населенный сотрудниками пограничных и других силовых структур, работниками приграничных госведомств и военными. Несмотря на то, что я уже давно опять живу во Владивостоке – приезжаю в Пограничный навестить оставшихся тут товарищей регулярно до сих пор.
Ну, а в 2010 году наш автобус въехал в Пограничный, и первое что там бросается в глаза – странный металлический памятник, установленный недалеко от въезда, отдаленно напоминающий цветок лотоса. Позже я выяснил, что это подарок поселку от соседнего китайского поселка-побратима Суйфэньхэ. Местные любители черного юмора, кстати, утверждают, что в этом памятнике внутри установлен радиомаяк для корректировки артиллерийского огня. То есть если что, то китайские снаряды и ракеты полетят в поселок довольно точно.
На фото: китайский памятник, подаренный Пограничному на 80-летие.
Пунктом прибытия в Пограничном была площадь возле местного автовокзала, на которой на тот момент находился продуктовый магазин, а сейчас вместо него харчевня с многозначительным названием «Кулинария» на русском и китайском языках. Также непонятно зачем там стоит ювелирный магазин (тоже с названием на русском и китайском языках). Купив в магазине бутылку минералки, я, наконец, познакомился с остальными своими попутчиками (ввиду отвратительной памяти на имена не уверен что вспомнил их правильно) – в молодую семейную пару входили Евгений (программист из Владивостока) с супругой Юлей, а парой постарше были Олег (психиатр из Владивостока) с супругой Инной. Документоносцем и сопровождающим от турфирмы была женщина в возрасте - Ирина Михайловна (впрочем, нам её помощь в качестве представителя турфирмы в течении поездки ни разу не понадобилась). Ждать открытия границы оставалось ещё около 20 минут, поэтому я тогда пошел с Натальей прогуляться по окружающей территории, а сейчас я сделаю первую историческую отсылку, так как уже фактически оказался на запланированном историческом маршруте.
На фото: автовокзал Пограничного
История русско-японских отношений и советско-японских отношений довольно непростая. Но, о первых я расскажу позже, когда приеду в Шеньян, а о вторых пришло время рассказывать сейчас. В 1939 году ситуация на границе между Манчьжоу-го (марионеточным государством на территории Маньчжурии, оккупированным Квантунской императорской армией Японской империей) и СССР (и его сателлитом – Монголией) была крайне напряженная. Прошло кровопролитное сражение между советскими войсками и войсками Японии возле озера Хасан (Хасанский район Приморского края), прошли два небольших пограничных конфликта на севере Пограничного района (примерно 40 км. к северу от п. Пограничный, в районе села Духовское и в районе ныне не существующего села Решетниково), прошло чуть не переросшее в настоящую войну сражение в районе монгольской реки Халкин-Гол (причем, японские и американские историки называют его именно войной, причем некоторые – «Второй русско-японской войной». Судить о том, была это война или локальный конфликт довольно сложно. В Южной Корее, кстати, сняли про него довольно неплохой фильм «Мой путь» - тем, кто хочет его посмотреть да помогут сетевые пиринговые протоколы и файлы с расширением «.torrent»).
Советско-японский конфликт на реке Халкин-Гол глазами южнокорейских кинематографистов (отрывок из х/ф "Мой путь") (18+)
Однако, имеющиеся противоречия между СССР и Японской империей эти конфликты не решили, хоть и закончились победой Советского Союза. Для разрешения этих противоречий в СССР в апреле 1941 года прибыл японский министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока. Переговоры закончились успехом, в результате чего был подписан советско-японский пакт о нейтралитете, согласно которому Япония обязалась не нападать на СССР, а СССР – на Японию, в случае нападения на одну из этих стран третьей державы. Кроме того, согласно нему Япония признавала Монголию, а СССР – Манчжоу-го. В июне 1941 года на СССР нападают Германия и Италия, после чего немецкие и итальянские дипломаты начали давить на Японию, чтобы они напали на СССР с востока. Надо отдать японцам должное – в войну против СССР они вступать отказались (об этом Ставке сообщил советский агент Рихард Зорге – сотрудник немецкого посольства в Токио), что позволило в битву под Москву перекинуть свежие сибирские и дальневосточные дивизии, которые сыграли в ней очень значительную роль. Японский же взгляд устремился на богатые нефтью колонии Великобритании, Голландии, Франции и США в Юго-Восточной Азии и Тихом океане. Нефть была нужна японцам для войны с Китаем, которую они вели с 1937 года, а эти страны наложили на Японию эмбарго на поставки нефти, а без производных из нефти продуктов особо не повоюешь – танки не едут, самолеты не летают, своей же нефти у японцев почти не было. Решающим фактом стало приходом в октябре 1941 года к должности премьер-министра Японии Хидэки Тодзио, ярого сторонника экспансии в Азиатско-Тихоокеанский регион, и в декабре 1941 года японцы делают знаменитый авианалет на базу ТОФ США в Перл-Харборе на Гавайских островах. Одновременно, японские войска начинают наступление на британские колонии в Бирме, Малайзии и Индии, голландские и португальские в Индонезии, американские – на Филиппинах, французские (совместно с армией союзного Японии Таиланда) – в Индокитае. Причем делают это успешно вплоть до 1942 года, когда американский флот громит японский в ходе битвы за Мидуэй (эдакий аналог Сталинградского сражения на Тихоокеанском фронте, только с меньшими потерями). После этого, японский флот и десантные войска на островах Тихого океана начинают проигрывать американо-британскому флоту одно сражение за другим, основные войска же скованы в войне с Китаем, в общем ситуация складывается для Японии безвыходная. В апреле 1945 года И.В. Сталин на Потсдамской конференции обещает союзникам, что не позднее чем через три месяца после победы над Германией СССР вступит в войну с Японией. И действительно, в июле от японских войск освобождены почти все захваченные территории (кроме территорий в Китае, Корее и, собственно, Японии), 6 августа американцы наносят ядерный удар по Хиросиме, а 9 августа советские войска начинают наступление в Манчжурии. Насчет этого историки спорят до сих пор – одни считают, что СССР поступил предательски по отношению к Японии, мол, она же когда в Советском Союзе ситуация была критическая не стала нападать, а СССР в такой же ситуации для Японии напал на неё, другие считают что действия советского руководства были оправданными – СССР выполнял союзнический долг и освобождал северный Китай и северную Корею от захватчиков. Однако, этот действительно спорный вопрос мы оставим на совести историков, а я же акцентирую внимание на том, что в этом месте в Пограничном, где мы на момент поездки прогуливались с Натальей, в августе 1945 года двигались в сторону границы с Манчжоу-го советские танки, артиллерия, пехота и прочие войска 5-й армии под командованием маршала К.А. Мерецкова. Таким образом, наш автобус, в котором мы начали двигаться в сторону погранперехода «Сосновая Падь» шел по этому историческому пути, практически повторяя его вслед за советскими войсками, только в мирной обстановке. Конечно, сейчас всё в округе изменилось, однако задуманный почин сделан – я двигаюсь нога в ногу с историческими событиями.
До пункта пропуска «Сосновая Падь» от Пограничного ехать около 10 км. На самом пункте пропуска мы выгрузились из автобуса, который поехал обратно, а сами начали проходить соответствующие таможенные и пограничные мероприятия – наши сумки прогнали через рентген, нас понюхали собачки, в загранпаспорта поставили штампы - на всё про всё ушло где-то 45 минут.
На фото: КПП "Сосновая Падь"
После чего мы тем же составом погрузились в автобус, прибывший с китайской стороны (что самое интересное – челночницы перед прохождением границы каким-то загадочным образом умудрились протрезветь и стали вести себя адекватно), и поехали по нейтральной территории в сторону Китая. Проехав минут 15 мы прибыли на китайский КПП. К слову, он на порядок больше нашего, да и красивее.
На фото: китайский КПП
Там мы вообще задержались не более 15 минут, проходили границу чуть ли не формально, после чего поехали к самому поселку Суйфэньхэ. Появился этот поселок в 1903 году, когда при эксплуатации КВЖД перед Гродеково сделали транзитную «5-ю станцию». Позже станция стала обрастать жилыми постройками, и, наконец, получил статус поселка. Сейчас этот поселок по инфраструктуре ничем не отличается от города – фактически исполняет туристические потребности приморских туристов. Когда во Владивостоке и Уссурийске говорят: «Поехали в Китай, пожрем» - имеют ввиду именно Суйфэньхэ. В поселке этом все в той или иной степени говорят на русском языке, в нем можно спокойно расплачиваться рублями. Знаменит же он не тем, что 9 августа 1945 года в нем произошло первое сражение советско-японской войны, а невероятно доставляющими вывесками на нем, сделанные для того, чтобы хоть как-то обозначать русским туристам, что продается в том или ином магазине, из которых сейчас поселок состоит чуть менее чем полностью. Качество русского языка на этих вывесках невероятно хромает, в связи с чем проходить мимо них без улыбки невозможно.
На фото: типичная вывеска в Суйфэньхэ
На фото: краткое описание предназначения всего Суйфэньхэ (цензурировать не стал, так как предполагаю что последнее слово на вывеске - краткая транслитерация на русский какого-то китайского слова)))
Автобус выгрузил нас на местном автовокзале, там мы, уже своей маленькой группой из 7 человек сели на микроавтобус, и отправились в местную гостиницу в «транзитный номер». Транзитный – потому что в Суйфэньхэ нам предстояло пробыть не более 3 часов, поэтому в номер мы закинули вещи, а сами спустились вниз позавтракать. Почифанив, так называемый салат «Харбинский», рис и ещё что-то, я взял бутылочку своего любимого пивка «Харбин» (которое во Владивостоке на тот момент было найти довольно сложно, а если и можно то по сумасшедшей цене) и пошел прогуляться. Все остальные отправились по магазинам, а поскольку мне ничего покупать не было нужно, я просто решил осмотреть окрестности.
На фото: торговый центр в Суйфэньхэ
На фото: центральная площадь в Суйфэньхэ
На фото: улица в Суйфэньхэ
Спустя три часа мы встретились всей компанией в номере, взяли свои вещи, и на микроавтобусе поехали на вокзал, где нам предстояло сесть на поезд до следующей остановки – городу Шеньян. Народу на вокзале было немного (что удивительно для китайского вокзала), мы дождались своего поезда, в котором нашли своё купе и поехали.
Продолжение следует...