На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)

Впечатления, отчеты, фотографии из Китая. Путешествие по Китаю. Поездка в Китай. Достопримечательности Китая. Маршруты по Китаю.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Re: На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)

Сообщение: #21

Сообщение Roman_Pogran » 13 ноя 2014, 20:49

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Белеют кресты - это герои спят.
Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.

Тихо вокруг, ветер туман унес.
Hа сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышат слез.

Плачет, плачет мать родная, плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!..

Пусть Лаолян вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.


И.А. Шатров, вальс «На сопках Манчжурии»




Часть 5. Люйшунь (Порт-Артур)

Город Люйшунь или Люйшунькоу находится от Даляня в часе езды, а административно-территориально официально называется сейчас так: район городского подчинения города субпровинциального значения Далянь. Если взять российский аналог – то это город, входящий в состав «Даляньского городского округа», как например, город Артем во Владивостокском городском округе, или город Люберцы в составе Московской агломерации. Люйшунь сменил за всю историю много названий. Появился этот город в 266 году нашей эры, в время династии Цзинь, и назывался тогда Машицзинь, В период Тан (618—907) его переименовали в Дуличжэнь. В годы правления династии Юань (1271—1368) город носил название Шицзыкоу, предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В период Мин (1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны. Тогда же появилось и современное название — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен, то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»).

Английское название Port-Arthur Люйшунькоу получил в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию министра Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунькоу стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшунькоу размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов.

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунькоу пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшунькоу. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунькоу заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшунькоу беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

В ноябре 1897 года на заседании российского кабинета обсуждалась записка графа Муравьева (министра иностранных дел) с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Да-лянь-ван. На этом заседании Муравьев заявил, что считает это «весьма своевременным, так как для России было бы желательно иметь порт на Тихом океане на дальнем востоке, причем порты эти… по стратегическому своему положению являются местами, которые имеют громадное значение».

С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».

Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, — причем прибавил: — Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».

Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут — и мы уйдем…» Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво. Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому. Однако, Ли Хунчжан решился на передачу Квантунского полуострова России, зная что это вызовет недовольство Японии, и таким образом, столкнет в кровопролитных войнах этих две страны, что стало бы на руку Китаю. Кроме того, он знал, что за подписание такого соглашения он может получить от царского правительства крупную взятку.

Его план сработал - после взятки (500 000 руб. Ли Хунчжану) соглашение было подписано 15 марта 1898 года в Пекине. Порт вместе с прилегающим Квантунским полуостровом был передан России в аренду на 25 лет. Квантунский полуостров с прилегающими островами позднее составил Квантунскую область и в 1903 году вместе с Приамурским генерал-губернаторством вошёл в состав Дальневосточного наместничества. Германия же получила себе во владение порт Циндао (который спустя 10 лет также, к слову говоря, захватили японцы, выступив на стороне Антанты в Первой Мировой войне).
В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу тихоокеанского флота России. Строительство крепости было начато в 1901 году по проекту военного инженера К. Величко. К 1904 году было выполнено около 20 % общего объёма работ. В порту базировалась 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). В крепости был расквартирован Порт-Артурский крепостной пехотный полк под командованием вице-адмирала Е.А. Алексеева, сформированный 27 июня 1900 года в составе 4 батальонов из войск Европейской России. Ночью на 27 января 1904 года на Порт-Артурском рейде началась русско-японская война 1904-1905 гг. Но о ней несколько позже, по прибытию в Люйшунь (Порт-Артур).

Утром же мы на небольшом микроавтобусе ехали к месту назначения. Я был самым молодым среди всех ехавших туда, все остальные пять человек были в возрасте от 40 и выше. Но, поскольку нас объединяла общая цель поездки, мы быстро нашли общий язык, да и в области истории, как оказалось, оказался почему-то самым подкованным я, то в дальнейшем в ходе поездки я добровольно выполнял функции экскурсовода. Китайскому гиду, владевшему только общей информацией, кроме как выполнять задачи проводника делать было нечего – функции рассказчика взял на себя я, так как мне это было вдвойне интересно – видеть и описывать в реальности то, что я знал пока только в теории. Ранее, во Владивостоке я внимательно изучил спутниковые снимки Даляня с Google Earth, и нашел там интересный объект. Поскольку дорога из Даляня в Люйшунь на первоначальном этапе идет вдоль моря, то я предложил всем внимательно смотреть налево. Это дало свой результат – спустя некоторое время этот объект мы увидели воочию. Название объекта - ……. «Крейсер «Варяг»! Да, не удивляйтесь – именно «Варяг». Конечно, этот не тот «Варяг», который в 1904 году в порту Чемульпо принял неравный бой с японской эскадрой, тот сейчас покоится на дне Ирландского моря. Да и этот сейчас более точно называется «Ляонин», Но, до 1993 года это был авианесущий крейсер «Варяг». В 1988 году, когда ВМФ СССР для противостояния американским авианосцам потребовались аналогичные корабли, были построены авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов» (отличие авианесущего крейсера от авианосца в том, что на авианесущих крейсерах установлено ракетное ударное вооружение – то есть он может вести бой самостоятельно без применения палубной авиации). Также начали строиться «Варяг» и «Ульяновск». Но, в 1993 году, после распада СССР недостроенный в Николаеве «Варяг» отошел Украине. Авианесущий крейсер был практически готов, но украинское правительство было не в состоянии закончить строительство, в результате чего крейсер был продан КНР по цене металлолома для применения «в качестве плавучего казино и центра развлечений». Из Черного моря китайцы начали его буксировку в КНР, но США не поверили, что крейсер нужен Китаю в качестве казино (и, как оказалось, правильно делали), в результате чего Турция не пропускала его через Босфор в течении полутора лет. Но, по прибытию в Китай, крейсер был поставлен на инспекцию и ремонт в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь. Планы Народно-освободительной армии Китая в отношении «Варяга» были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. Но в мае 2010 года появились одни из первых фотографий предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского палубного истребителя «Шеньян J-15», базирующегося на прототипе Су-33 (опытный самолёт Т10К советских времен), который был тоже куплен Китаем у Украины.
В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей «Варяга», Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы ведущиеся с самим кораблем, так же свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не как было обещано, в качестве плавучего казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки летчиков палубной авиации, полностью скопированный с «Варяга».
В 2011 году выяснилось, что Китай завершает достройку и модернизацию корабля, сделав его своим первым авианосцем (да, именно авианосцем – ракетное вооружение с «Варяга» было снято). Модернизация производилась на верфи в том же городе Далянь. 25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась церемония принятия на вооружение Военно-морскому флоту Народно-освободительной армии первого авианосца. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Корабль получил название «Ляонин» — в честь одноименной провинции на северо-востоке Китая и бортовой номер «16».
Ну, а 24 ноября 2012 года китайская газета «South China Morning Post» сообщила о успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу авианосца. Самолётом управлял пилот-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, Китай официально стал новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлётом и посадкой. Когда я писал эти строки, мне в голову пришла идея найти «Ляонин» на спутниковых снимках Google Earth, но на том месте, где он был в 2010 году его не оказалось. Не оказалось его вообще на рейде Даляня и Порт-Артура, вероятно его куда-то передислоцировали.
Остальные авианесущие крейсеры ВМФ СССР постигла та же судьба («Киев» и «Минск» продали Китаю, «Новороссийск» - Южной Корее, «Адмирал Горшков» - Индии, «Ульяновск» разобрали). В составе ВМФ РФ остался только «Адмирал Кузнецов».
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: авианосец ВМФ НОАК КНР "Ляонин"

Итак, рассказав о печальной судьбе отечественных авианесущих крейсеров, осмотрев в окно автобуса авианосец ВМФ НОАК «Ляонин» мы двигались дальше. Радостно, конечно, что сейчас в Желтом море, спустя 100 лет, новый «Варяг» принял эстафету охраны рубежей от героически погибшего в 1904 году бронепалубного крейсера «Варяг». Но, рубежи это больше не наши, да и «Варяг» больше не российский.

Мы же подъезжали к Люйшуню, и, с позволения читателей, в дальнейшем я буду называть его Порт-Артур. Исключительно для удобства. Первое, что мы увидели – знаменитая Порт-Артурская гавань. В гавани на рейде стояли военные корабли ВМФ НОАК КНР.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: корабль в гавани Порт-Артура

Тут же стоял монумент, посвященный ВМФ НОАК.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: монумент, посвященный ВМФ НОАК

А в 1904 году тут же на рейде стояли корабли Первой Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Степана Осиповича Макарова. Задачей эскадры была охрана подступов Порт-Артура до прибытия к ней на помощь Второй Тихоокеанской эскадры, под командованием адмирала З.П. Рожественского, сформированной на Балтике, и отправленной вокруг Европы, Африки и Азии на Дальний Восток. Вторая Тихоокеанская эскадра должна была объединиться с Первой, и совместными усилиями разгромить японский флот. В планах командования было отправить на Дальний Восток и Черноморский флот, но от него отказались, решив, что либо турки не пропустят Черноморскую эскадру через Босфор, либо англичане не пропустят её через Суэц или Гибралтар. Ну, а в первые дни войны японский адмирал Хэйхатиро Того атаковал Порт-Артурский рейд. Русская эскадра оказалась не готова к отражению атаки, возникла неразбериха (в частности, адмирал Старк в течение часа после начала атаки не верил, что началась война, и с флагманского «Петропавловска» передавались сигналы с требованием прекратить огонь). Японские торпеды миновали флагманский броненосец, но три корабля эскадры — новейшие броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили повреждения.
Утром 27 января главные силы японского флота в составе шести броненосцев и девяти крейсеров, в том числе пяти броненосных, под командованием адмирала Х. Того появились у Порт-Артура. Бой с русской эскадрой, поспешно снявшейся с якоря, длился около сорока минут, после чего японская эскадра отошла, а находящиеся в меньшинстве русские корабли её не преследовали. Бой не принёс значимых результатов ни одной из сторон, хотя обе эскадры добились попаданий, а ряд кораблей получил повреждения. Итогом первых дней войны, когда бездарно было потеряно несколько кораблей, а инициативой полностью завладели японцы, стало снятие Старка и назначение командующим эскадрой вице-адмирала C.O. Макарова. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля и поднял свой флаг на крейсере «Аскольд», но через три дня перенёс его на «Петропавловск». В течение последующего месяца корабль вместе с эскадрой совершил пять выходов в море для отработки совместного маневрирования. Адмирал С.О. Макаров начал грамотное командование эскадрой, в частности им была успешно уничтожены японские «корабли-самоубийцы» брандеры, которыми адмирал Того пытался заблокировать Первую Тихоокеанскую эскадру. В дальнейшем оплошности первых дней войны под руководством С.О. Макарова не допускали, японский флот к Порт-Артуру также крупных атак не делал. Однако, 31 марта 1904 года при маневрировании флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине, и вице-адмирал С. О. Макаров погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются) и известным художником-баталистом В. В. Верещагиным, делавшим наброски для будущих картин во время похода.

Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С. О. Макарова, пользовавшегося у личного состава любовью и уважением. Если сейчас открыть любое официальное издание по биографии Макарова – то везде будет написано – погиб при взрыве «Петропавловска». Но, нигде не упоминается, что в Порт-Артуре упорно тогда ходили слухи, что С.О. Макарова убили на мостике. Слухи остались слухами, я ради интереса проводил своё историческое расследование гибели Макарова, и никакого подтверждения слухам этим не нашел. За исключением одного - если открыть 5-й номер выходившего в годы войны журнала «Летопись войны с Японией» (можно посмотреть здесь), то на 90-й странице можно увидеть любопытную информацию. Там сигнальщик с «Петропавловска» Бочков вспоминает, что после того как прогремел взрыв он бросился к капитанскому мостику, откуда выходил «какой-то офицер, вероятно штурман», сигнальщик зашел на мостик и увидел там Макарова, лежащего в луже крови. Бочков хотел посмотреть, что с адмиралом, поднять его, но после этого сдетонировали погреба, и сигнальщика смыло за борт. Что это был за офицер, которого не знал сигнальщик (что само по себе странно), почему он не остался на мостике с Макаровым и не помог ему – неизвестно. Сажаев М.И. в «Судьбы штурманов русско-японской войны 1904-1905 гг.» (Владивосток, 2005 г.) пишет, что штурманы «Петропавловска» (Коробицын А.А. и Болиско С.Д.) сгорели в штурманской рубке после взрыва погребов, что не вяжется с рассказом сигнальщика Бочкова. Поэтому что это был за странный неизвестный штурман – загадка. Вероятно, останется она неразрешимой. В любом случае - адмирал С.О. Макаров погиб - и адекватной замены ему до конца войны так и не нашли.

После того как началась осада Порт-Артура японскими войсками, наместник Алексеев решил что Первой Тихоокеанской эскадре нечего делать на рейде Порт-Артура, и под командованием вр.и.о. командующего эскадрой адмирала В.К. Витгефта она должна была уйти во Владивосток, где соединиться с Владивостокским отрядом крейсеров и там ждать прибытия Второй Тихоокеанской эскадры. Был конец июля 1904 года, когда адмирал Витгефт стронул Первую Тихоокеанскую эскадру с рейда, подняв над броненосцем «Цесаревич» сигнал: "К БОЮ. ИМПЕРАТОР ПОВЕЛЕВАЕТ СЛЕДОВАТЬ НА ВЛАДИВОСТОК." Навстречу выплывали главные силы японского флота под командою Того, который пытался охватить голову русской колонны, но Витгефт умело выводил эскадру из-под удара. Бой в Желтом море складывался не так уж плохо для русских и не так уж хорошо для японцев. Но война иногда бывает игрой в лотерею. Японский снаряд разорвался над мостиком «Цесаревича», сразу убив Витгефта и весь его штаб. Командир броненосца, сам искалеченный, вел флагман дальше. Второй снаряд убил всех на мостике, включая и командира, а громада броненосца, потерявшего управление, покатилась влево. Идущие за флагманом корабли, не зная о гибели командования, покорно следовали за «Цесаревичем», подразумевая, что Витгефт этой циркуляцией путает японские карты. И вся эскадра (вся!) легла в повороте — тоже влево. По свидетельству английских военных атташе, находившихся на флагманском броненосце «Миказа» японской эскадры, Того уже топтал свою фуражку, считая себя пораженным, когда «Цесаревич» вышел из строя, и тогда Того надел фуражку на голову обратно. Бой завершился тем, что большая часть кораблей вернулась обратно в Порт-Артур, остальные сумели прорваться в порты нейтральных государств, где и были интернированы. Однако, перевернем же эту печальную страницу нашей истории, и вернемся в Порт-Артур 2010 года.

Китайский гид повез нас на русское кладбище, а откуда мы должны были двигаться в сторону форта № 2 – одного из главных оборонительных укреплений Порт-Артура. Прибыв на кладбище, мы все, и даже гид замолчали. На кладбище были похоронены герои обороны Порт-Артура, а также советские воины, погибшие тут в 1945 году. Создавалось это кладбище так - сразу же после падения Порт-Артура со всех фортов, батарей и временных кладбищ были собраны останки погибших. Для японских солдат памятный мемориал возвели на горе Перепелиной, для захоронения русских солдат использовали прежнее русское кладбище у подножия горы Саперной. Памятный мемориал на нем возвели по инициативе генерал-губернатора Квантунской области генерала Ошимы. На кладбище устроили 12 братских могил – под белыми крестами офицерские, под чугунными – солдатские захоронения. Всего в братских и отдельных могилах тогда захоронили 14631 человека – русских защитников Порт-Артура. Центром этого мемориала стала православная часовня высотой 15 м, построенная из гранита и мрамора. С лицевой стороны часовни на беломраморной колонне была сделана надпись –

"Здесь покоятся бренные останки доблестных героев,
павших при защите крепости Порт-Артур.
Памятник сей поставлен японским правительством в 1907 году".


Русское кладбище было торжественно открыто в июне 1908 г. в присутствии русской военной делегации во главе с генералом Гернгроссом, адмиралами Чичаговым и Матусевичем. Со стороны японцев церемонию открытия возглавил герой взятия Порт-Артура генерал Марэсукэ Ноги. Во время открытия мемориала генерал прослезился, ведь у него самого при штурме крепости погибли два сына офицера. Воинские почести павшим были отданы полком и флотским отрядом японских войск. Над могилами русских было склонено японское боевое знамя. Позднее, в 1912 г., перед входом на Русское кладбище уже русские мастера установили беломраморный христианский крест высотой 8 м. На его лицевой стороне высекли слова

"Вечная память доблестным защитникам Порт-Артура,
жизнь свою положившим за Веру, Царя и Отечество.
Больше сея любви никто не имать,
да кто душу свою положит други своя".


В 1913 г. японские водолазы обследовали на морском дне броненосец "Петропавловск". На броненосце были найдены останки погибших моряков. Гробы с этими останками после отпевания в русской церкви в Дальнем японский почетный караул доставил в Порт-Артур, где их похоронили на Русском кладбище. От России на этой церемонии присутствовал воинский караул во главе с "Высочашего соизволения" назначенным представителем русского флота адмиралом Яковлевым.
В 1946 г. рядом с этим крестом уже советской военной администрацией была похоронена последняя защитница Порт-Артура, бывшая сестра милосердия Е.И. Едренева. Всего на Русском кладбище Порт-Артура за период 1945-1955 гг. было захоронено 2030 советских граждан, в том числе 1408 военнослужащих и 630 их родственников. Из общего числа военнослужащих 645 человек погибли при несении службы в Порт-Артуре с 1946 по 1949 годы. Кроме того, здесь похоронили 241 советского военнослужащего, погибшего в небе Северной Кореи в корейской войне 1950-1953 гг., в том числе 107 летчиков, из которых трое – Герои Советского Союза. Все советские воины, погибшие в Порт-Артуре с 1946 по 1949 гг., а также в корейской войне, согласно Закону РФ "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", занесены в "Книгу Памяти".
В 1950-х годах на Русском кладбище для увековечивания памяти советских военнослужащих, погибших в Порт-Артуре и на Ляодунском полуострове, воздвигли новый памятник. Работу по проектированию и его изготовлению выполнил ведущий китайский скульптор, начальник скульптурного факультета Академии художеств КНР, профессор Ли Хуньди в творческом содружестве с сотрудником политотдела военно-морской базы В.Шаховым. Памятник представляет собой мраморную колонну на трехступенчатом гранитной основании. По бокам колонны стоят две коленопреклоненные бронзовые фигуры солдата и матроса со склоненными знаменами. В нижней части колонны укреплена бронзовая доска с надписью на ней –

"Вечная память героям, с честью погибшим
за свободу и счастье народов двух стран –
СССР и Китая",


Фигуры русских солдат китайский скульптор лепил с порт-артурцев – солдата В. Павелко и матроса Ю. Костина. Теперь же, проходя мимо могил наших героев, я, если честно, не думал о фотографировании вообще. К величайшему сожалению, кладбище находилось на реконструкции, и вообще было закрыто для посещения, чтобы нас туда пропустили договорился китайский гид. Поскольку оно не работало, то возможности купить цветов, и отдать таким образом дань памяти погибшим не имелось - поблизости цветы попросту не продавались. Сделав только одну фотографию, мы молча направились к выходу.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: Русское кладбище

С уверенностью могу сказать – что каждый из нас тогда думал только об одном – о российских воинах, сложивших свои головы во славу Отечества. Следующей нашей целью был Форт № 2 и «Музей русско-японской войны». О музее рассказывать не буду, а порекомендую посетить его самим при визите Порт-Артура, а вот на посещении форта № 2 остановлюсь подробнее. Именно здесь – у форта №2 и высоты Орлиное гнездо - с июля по декабрь 1904 г. разворачивались основные бои осады Порт-Артура. Здесь русские отбили три генеральных штурма японской армии. У входа в форт китайцы как смогли на трёх языках – китайском, японском и русском обозначили своё отношение к колониальной войне Японской и Российской империи за маньчжурскую землю.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: надпись при входе в форт.

Китайцев тут можно понять: представьте, как если бы всего век назад за, например, наш Краснодар долго, упорно и героически сражались какие-нибудь турки с иранцами.

К началу осады Форт II не был достроен и накануне боёв велись лихорадочные работы по его подготовке. Проектирование порт-артурских фортов велось на основании мнения царского генштаба, по которому у японцев вообще не предполагалось присутствие артиллерии калибра свыше 15 см. Поэтому из «экономических соображений» принятые тогда в русской фортификации бетонные своды казематированных построек толщиной в 1,5-2,4 м для Порт-Артура были уменьшены на 0,3 м.
Но из тех же «экономических» соображений местное порт-артурское начальство разрешило военным инженерам сократить толщину сводов еще на 0,3 м, а местами и на 0,6 м. И в результате на важнейших укреплениях, подвергшихся сильнейшим обстрелам противника, толщина сводов в жилых казармах и на других важных объектах обороны оказалась всего 0,91 м. Были также нарекания и на качество бетона – тут уже были не «экономические», а вполне коррупционные «соображения». Впрочем, всё это так хорошо знакомо и современному российскому читателю…
В итоге 91-сантиметровые своды большинства построек в фортах Порт-Артура могли выдержать снаряды не более 15-см калибра. А японцы смогли доставить к городу куда более мощные орудия. О неготовности крепости говорит и такой факт - к началу боевых действий во всех фортах и на огневых позициях сухопутной обороны Порт-Артура было развернуто всего 8 (восемь!) орудий.

Вообще в Порт-Артур полезно съездить, дабы непосредственно на той местности, вспоминая все перипетии проигранной русско-японской войны, окончательно определиться с «хрустом французских булок» и понять следующее – необходимо горько скорбеть о расстреле последнего императора Николая II. Так вот, я искренне скорблю о расстреле Николая Романова – эту бездарь во главе государства надо было, как минимум, повесить. У России, при всех её проблемах начал века, были все ресурсы и возможности выиграть ту войну – кроме одного ресурса: государственного ума и воли, напрочь отсутствовавших у последнего царя. Пожалуй, единственное что он делал мастерски - отстреливал ворон – если перелистать весь его дневник – то количество отстрелянных ворон за всю его жизнь зашкаливает за тысячи. А в записи от 08 мая 1905 года он изменил своим кроухантерским традициям и записал: «Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку». После того как ЗАО «Русская Православная Церковь» канонизировала Николая II и причислила его к лику святых, некоторые начали называть его ехидно «Святой небесный покровитель кроухантеров Николай Вторый». Кстати, эпичная сцена отстрела им ворон показана в фильме Э. Климова «Агония», а сама личность Николая II превосходно раскрыта в романе В.С. Пикуля «Нечистая сила».

Ну, а недостатки Порт-Артурской крепости сумел, насколько это возможно, перекрыть генерал Роман Исидорович Кондратенко. Он возглавил оборону, занимался усовершенствованием оборонительных позиций, лично руководил обороной на самых сложных и опасных участках. Отличительным свойством Кондратенко было умение воздействовать на дух войск, что сказалось при отражении нескольких штурмов, когда никто не надеялся уже на успех; он связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направляя их к дружной, совместной работе. Погиб Р.И. Кондратенко 15 декабря на форте № 2 от прямого попадания в каземат форта гаубичного снаряда. Вместе с ним погибли ещё 8 офицеров. И опять-таки, существует версия, что обстрел японцами форта № 2 из крупнокалиберных орудий во время пребывания там Кондратенко не был случаен и был вызван сознательным предательством кого-то из сторонников сдачи крепости. По мнению ряда исследователей, смерть Кондратенко предрешила судьбу крепости. 5 января Порт-Артур был сдан генералами Стесселем и Фоком, несмотря на возможность дальнейшей обороны.
Правда, к тому моменту японцы захватили сопку Высокую (в японской историографии – высота 203), с вершины которой простреливалась Порт-Артурская гавань вместе с кораблями. Но корабли были уже не на ходу, а вооружение с них было снято и перенесено на берег, но тем не менее этот захват окончательно предрешил судьбу Первой Тихоокеанской эскадры. Примечателен же этот захват тем, что японцев здесь погибло, чуть ли не больше чем во всех трех предыдущих штурмах. Штурмы это освещали тогдашние средства массовой информации и газеты со всего мира. Английские газеты - без тени юмора! - давали бесподобную информацию: «Вчера на рассвете японские солдаты с бравыми возгласами: "Хэйка банзай!" (что означает: "Да здравствует микадо!") бросились в атаку на русские позиции. Русские солдаты со свирепым воплем: "Опять - ту их мать! (что тоже означает: "Да здравствует император!") успешно отбили японскую атаку». Нашего же внимания заслуживает статья другого английского журналиста Э. Бартелетта, который так писал об атаке сопки Высокой (высоты 203): «Редко во время войны представляется случай обнаружить столь высокие качества храбрости, стойкости и преданности долгу, какие были выявлены японскими и русскими солдатами в борьбе за эту высоту. Укрепления на гребнях обеих вершин были разрушены до неузнаваемости. Среди этого смешения каменных глыб, гранат, исковерканного оружия лежали сотни трупов японских и русских солдат. И японские и русские войска выказали в эти ужасные дни такое мужество и неустрашимость, что подвиги их затмили все героические эпизоды, имевшие место во время этой осады. Слава в этой борьбе в равной степени принадлежит обеим сторонам". Именно «штурм высоты № 203» и Цусимское сражение считаются в Японии главными событиями русско-японской войны 1904-1905 гг., и именно их подробно отразили в своих художественных фильмах японцы.
phpBB [media]

На видео: штурм высоты 203 глазами японских кинематографистов. Доставляет своей клюквенностью русские офицеры, почему-то одетые в форму, более похожую на форму юнионистов времен Гражданской войны в США, и употребляющие фразочки типа "ПАНЮХАЙ РУССКАВА ПОРОХУ!!!" (отрывок из худ. фильма "Великое сражение в Японском море")
phpBB [media]

На видео: штурм высоты 203 глазами японских кинематографистов. На этот раз без клюквы. (отрывок из худ. фильма "Тучи над холмами")
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: случайный косплей под "ПАНЮХАЙ РУССКАВА ПОРОХУ!!!"

На развалинах офицерского каземата форта № 2, где погиб генерал Р.И. Кондратенко, японцы в его честь почти сразу после захвата Порт-Артура установили обелиск из цельной глыбы светло-серого гранита. Обелиск там находится и сейчас, возле которого стояли японские туристы, двое из которых клали цветы у основания обелиска, а ещё двое стояли, преклонив голову.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: японский обелиск в честь генерала Р.И. Кондратенко

Если провести аналогию, то ситуацию, что во Владивостоке бы поставили памятник адмиралу Хэйхатиро Того, или в Волгограде – Фридриху Паулюсу, или в Выборге – Карлу Маннергейму даже представить себе очень сложно, а уж то чтобы возле них русские стояли, преклонив головы – вообще невозможно. Большой любитель парадоксов Оскар Уайльд как-то заметил: «Если в последних лучах заходящего солнца, среди деревьев Парижских бульваров мы не обнаружим японских эффектов, то на самом деле Японии просто не существует, ибо вся она выдумана художниками». Это типичный пример культурного и духовного мышления последователей евроцентризма, полагающего, что всё на свете выдумано на Западе, и думающих, соответственно по-западному. Познать же полностью менталитет восточных народов нам, гайдзинам, просто невозможно, даже если уехать к ним жить. Впрочем, меня поразило не столько это, а другое. Во время нашего пребывания в Порт-Артуре я увидел сотни японских и корейских туристов, десятки американцев, неисчислимое число китайских туристов, и ни одного русского. То есть вообще – наша небольшая группа была единственными посетителями Порт-Артура из России в этот день. И это при всем при том, что в Даляне наоборот, количество русских туристов гораздо преобладает над количеством туристов из других стран. Говорит ли это о моральной деградации или отстраненности наших граждан от истории Отечества, или о чем-то другом – я не знаю. Просто оставлю этот вопрос в качестве риторического.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: укрепления форта № 2. Видны следы от попадания пуль и снарядов.

Новость о падении Порт-Артура Вторая Тихоокеанская эскадра встретила недалеко от берегов Мадагаскара. Подойдя к мадагаскарскому островку Нуси-Бе, эскадра там остановилась в ожидании снарядов (был страшный некомплект, так как морской министр Бирилев пообещал основное количество снарядов направить к Мадагаскару через Суэцкий канал на транспорте «Иртыш»). Французы, в чьих владениях был тогда Мадагаскар, радостно встретили нашу эскадру, и предоставляли нашим морякам всё необходимое. Вообще, политическая ситуация выглядела тогда так – Россию поддерживали Франция, Германия и США. Японию – Великобритания и США. Французы снабжали нашу эскадру в своих портах (на Мадагаскаре и во Вьетнаме), немецкие рудовозы подвозили уголь к эскадре на всем пути следования, США поддерживали Россию на политической арене и поставляли локомотивы и вагоны, которые использовались для переброски войск по Транссибу. Однако, это было несопоставимо с британской помощью Японии – английские крейсера шпионили за нашими боевыми кораблями, передавая информацию об их местонахождении японцам, контрабандой ввозили в Японию оружие, своими кораблями защитили японские крейсера «Ниссин» и «Кассуга» от атаки русских кораблей. Не говоря уже об политической поддержке. Да и те же американские банки давали Японии большие кредиты во время войны. Впрочем, политика двойных стандартов всегда была свойственна для США.

Но, наш флот и войска могли бы обойтись без поддержки иностранных государств и смириться с британской и американской помощью Японии – если бы не было бардака наверху. Транспорт «Иртыш», прибыв в Носи-Бе, доставил 12 тыс. пар сапог, провизию и телеграмму от министра Бирилева – «Снаряды направлены по Транссибирской магистрали во Владивосток». Количество мата, произнесенного адмиралом З.П. Рожественским после получения этого сообщения мы можем только угадывать, ведь это известие могло свести с ума: до Владивостока предстояло еще прорываться — с боем! Капитан «Иртыша» только разводил руками: «У меня полны трюмы капусты и солонины...». «Огромный процент бочонков капусты и солонины, — сообщал очевидец, — при вскрытии давали мощные взрывы, сопровождавшиеся обильным извержением зловонных газов, и содержимое их приходилось поспешно бросать за борт».

Рожественский направил в Петербург запрос относительно целесообразности дальнейшего продвижения на Дальний Восток – ведь первоначальная задача объединиться с Первой Тихоокеанской эскадрой (которая была мощнее и сильнее Второй) невыполнима ввиду разгрома Первой Тихоокеанской эскадры. В ответ на запрос пришла телеграмма «МЫ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ, ЦАРЬ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ ВЫСОЧАЙШЕ ПОВЕЛЕВАЕМ: СЛЕДОВАТЬ ВО ВЛАДИВОСТОК». Таким образом, судьба эскадры была предрешена. На помощь Второй Тихоокеанской эскадре была направлена Третья под командованием адмирала Н.И. Небогатова, состоявшая из устаревших кораблей и броненосцев береговой обороны, которая никак улучшить положение не могла.

И вот, 14 мая 1905 года в районе острова Цусима у берегов Японии состоялось решающее сражение русско-японской войны 1904-1905 гг. Японцы использовали тактику, разработанную адмиралом С.О. Макаровым – «ставить палочку над «Т» - то есть рядом своих кораблей перекрыть путь колонне вражеских кораблей – и общим огнем эскадры по одному их уничтожать. Героически погибли броненосцы «Ослябя», «Александр III», флагманский «Суворов», героически погибали крейсера, миноносцы, транспорты, эсминцы. В ходе боя был ранен адмирал Рожественский, который перед потерей сознания передал командование адмиралу Небогатову. Небогатов, видя безысходность битвы, решил сдаться и сдать оставшиеся корабли японцам – те приняли капитуляцию. Сложно судить о поступке Небогатова, с одной стороны он сохранил сотни жизней русских матросов и офицеров, с другой стороны юридически это называется предательство. Говорить на эту тему я не буду. Знаем мы одно – оставшиеся корабли начали поднимать флаг Восходящего Солнца - крейсер «Изумруд» тоже стал поднимать над собой флаг Японии, но в середине подъема сигнальщик резко дернул фалы назад. Этого никто не ожидал — ни Того, ни сам Небогатов. «Изумруд» воздел стеньговые красные флаги (означающие: к бою) и рванулся в узкий промежуток между эскадрами адмирала Дева и Того. За дерзким и непокорным погнались отличные ходоки — «Читозе» и «Кассуга», но «Изумруд» прорвал кольцо блокады и пошел, пошел, пошел... прямо во Владивосток! Пусть же память об этом «Изумруде» останется для нас священна. «Изумруд» добрался до цели, и командир которого, считая что Владивосток блокирован японцами, отвел корабль в залив Владимира, что находится в Ольгинском районе Приморского края, где посадил его на мель и взорвал, экипаж пешком по тайге пришел во Владивосток. Говорят, остатки «Изумруда» можно найти в заливе Владимира и сейчас, в следующем году планирую съездить туда в морскую поисковую экспедицию. В плен же сдались 4 броненосца с адмиралом Небогатовым и миноносец «Бедовый» с адмиралом Рожественским, да еще незаконно были захвачены японцами два госпитальных судна – вот, пожалуй, и все трофеи Того! Без вести пропал один миноносец – «Безупречный»; но многие корабли эскадры уцелели, будучи интернированы в иностранных портах – в Чифу, Гонконге, Кью-Чжао, Шанхае, Сайгоне, на Филиппинах и даже в Сан-Франциско у американцев. Владивостока, столь желанного, достигли три корабля: слабейший из крейсеров «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», а военный транспорт «Анадырь» совершил вообще чудо из чудес – он вернулся в европейскую Россию...
phpBB [media]

На видео: Цусимское сражение (отрывок из худ. фильма "Тучи над холмами")

Цусимское сражение предрешило исход русско-японской войны. Произошла ещё оккупация японцами Сахалина, но это я описывать не буду, ибо это оффтоп, может быть напишу об этом после посещения Сахалина, а вы же можете пока прочитать повесть В.С. Пикуля – «Каторга» - сахалинская оккупация там описано чуть более чем подробно. После этого ситуация окончательно обеспокоила американцев, испугавшихся усиления Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в связи с чем президент США Теодор Рузвельт выступил в качестве посредника в мирных переговорах (кстати, за это ему вручили Нобелевскую премию мира). 23 августа 1905 года в американском городе Портсмуте был подписан мир – Японии по результатам мира переходил во владение Квантунский полуостров вместе с Дальним и Порт-Артуром, а также Южный Сахалин. Так бесславно для России закончилась русско-японская война 1904-1905 гг.

Спустя ровно 40 лет, в августе 1945 года 5-я армия маршала Кирилла Мерецкова, практически не встречая сопротивления, победоносно входила в Порт-Артур - конечной своей цели. Разгромив японскую Квантунскую армию, былая слава была восстановлена, и Порт-Артур, стал уже не символом поражения, а символом победы. Именно этот символ и стал нашей окончательной точкой при посещении Порт-Артура – стела в память вооруженных сил Советского Союза стоит там и по сей день.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: стела в память вооруженных сил Советского Союза
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: надпись на стеле

Неподалеку от этой стелы находится монумент советско-китайской дружбе – его никто не тронул в период «Культурной революции» в КНР, никто не тронул в период обострения советско-китайских отношения и гонений на «ревизионистов». Неподалеку стоит памятник советскому солдату.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: памятник советскому солдату
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: монумент советско-китайской дружбе

У подножия памятника нанесен интересный барельеф – объединенная с Кремлем площадь Тянь-Ань-Мынь.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: барельеф на монументе

Осмотрев стелу, мы отправились назад, в Далянь. По пути гид предложил нам за символическую плату в 100 юаней заехать в находящийся неподалеку буддистский храм. О нем, к сожалению, почти никакой информации я не запомнил, потому что голова моя была занята мыслями о только что посещенном Порт-Артуре, поэтому подробно описывать его не буду, а просто размещу его фотографию.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: буддистский храм.

Запомнилась мне только большая, выполненная из зеленых насаждений свастика при въезде. Вспомнилось, как в 2007 году при посещении Сианя местный гид, с трудом понимавший по-русски, и не очень обезображенный интеллектом, увидев свастику на груди у статуи Будды в местном храме, сам удивленно рассматривал её, пока я ему не объяснил, что свастика — символ эзотерического буддизма, а Гитлер только перенял её, и извратил этот символ. Его процессор минут пять переваривал полученную информацию, после чего он выдал потрясающее умозаключение: «А, я понял, нацисты верили в буддизм!»
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: свастика при въезде

На обратном пути из храма в Далянь нашему вниманию предстала замечательная панорама окружающей природы – окутанные туманной дымкой сопки и леса.
На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)
На фото: сопки Манчжурии

Проезжая мимо этих мест, задумавшись, мы не заметили, как оказались в Даляне. Встретившись уже в отеле со своими, мы сходили поужинать и пошли отдыхать – весь завтрашний день нам предстояло возвращаться домой.

Заключение.

Утром, на следующий день, мы собрались в холле отеля. Пока наши номера проверяли, я увидел в холле не обнаруженный ранее нами рояль, и решил выпендриться перед Натальей, да и остальными – начал играть «Лунную сонату» Бетховена. То ли соната подействовала, то ли просто грусть от того что мы покидаем Китай – почти весь обратный путь в поезде Далянь – Суйфэньхэ мы не разговаривали – кто-то читал, кто-то дремал, кто-то просто смотрел в окно на остающийся позади Китай. По прибытию в Суйфэньхэ мы поужинали, и сели на обратный автобус. Границу пересекли быстро, и оставалось всего несколько часов пути до Владивостока. Со своими попутчиками я попрощался по прибытию во Владивосток, однако позже выяснилось, что Евгений и Юля проживают на соседней улице от моей во Владивостоке, а с Натальей мы общаемся до сих пор, правда в основном виртуально - она уехала на ПМЖ в Москву, но каждый раз при посещении столицы я её обязательно навещаю – так вышло, что других друзей у меня в Москве нет. Одним словом, каждый начал жить своей жизнью, в том числе и я – после этой поездки мне предстояло войти в новую, постуниверситетскую, пока ещё неизведанную для меня жизнь, но при этом я навсегда оставил в себе впечатления от поездки, и, вспомнив её спустя четыре года, поделился ей с вами, уважаемые читатели.

При написании очерка использовались следующие источники:
1. Материалы с сайта ru.wikipedia.org;
2. Материалы с сайта naenara.com.kp;
3. Материалы с сайта port-artur.info;
4. Материалы, размещенные пользователем блогплатформы «LiveJournal» - alter_vij;

С уважением ко всем прочитавшим,
Сафин Роман, г. Владивосток.

Контакт: http://ok.ru/s.p.q.r
Roman_Pogran
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 18.07.2014
Город: Владивосток
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Возраст: 35
Страны: 13
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)

Сообщение: #22

Сообщение ELENA_T » 14 ноя 2014, 03:35

Потрясающе! Это просто ПОТРЯСАЮЩЕ! Вы взбудоражили во мне просто массу эмоций этим рассказом! сижу, реву над печальными страницами нашей истории. Всегда считала именно эту войну самой позорной для России - история безграничного мужества и ужасного предательства....
Безусловно, героизм и мужество русских солдат и российских офицеров вызывают только самые превосходные чувства. А вот действия или бездействие некоторых государственных чиновников и ряда военачальников, наоборот, вызывают только чувство бесконечной горечи и стыда.

Roman_Pogran писал(а) 13 ноя 2014, 20:49:По свидетельству английских военных атташе, находившихся на флагманском броненосце «Миказа» японской эскадры, Того уже топтал свою фуражку, считая себя пораженным, когда «Цесаревич» вышел из строя, и тогда Того надел фуражку на голову обратно.

Знаете, именно этот момент цусимского сражения меня сильно поразил в романе "Крейсера". Конечно, Пикуль все описал очень пронзительно. Но описание именно этого момента я несу с собой через годы после прочтения романа, как действительно (по моему мнению) переломный момент в войне. И каждый раз думаю: вот если бы не увидел тогда Того, как странно "виляет" "Цесаревич", а за ним и вся эскадра, если бы не предательская трусость Куропаткина на земле, много других "если бы...", ведь история России, в том числе и современной, могла сложиться по-другому. Наверное, от этого чувство горечи становится только сильнее...

Я совсем недавно перечитала "Каторгу", опять рыдала над этим позором и восхищалась мужеством наших людей. Очень сильно захотелось поехать на Сахалин, увидеть старый маяк на мысе в Анивском заливе и просто сидеть и молча вспоминать нашу историю. И карта Сахалина сразу ожила именами настоящих героев русского народа...
С удовольствием прочитаю Ваш рассказ о Сахалине, если он случится. Знайте, у Вас есть благодарные читатели и поклонники Вашего замечательного увлечения Историей России и писательского таланта (правда-правда!)
на самом деле я кошка, превращенная в женщину

"У каждого на пути свои океаны. Чтобы пересечь их, нужна отвага. Это безрассудство? Может быть… Но разве можно уместить мечты в рамки?" (с) Amelia Earhart
Аватара пользователя
ELENA_T
почетный путешественник
 
Сообщения: 4255
Регистрация: 12.10.2009
Город: Владивосток
Благодарил (а): 827 раз.
Поблагодарили: 743 раз.
Возраст: 52
Страны: 18
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)

Сообщение: #23

Сообщение fidel castro rus » 14 ноя 2014, 04:08

Во! Вот сейчас отформатирован текст! Но мало!
fidel castro rus
активный участник
 
Сообщения: 684
Регистрация: 12.05.2013
Город: Благовещенск
Благодарил (а): 74 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Возраст: 55
Страны: 23
Пол: Мужской

Re: На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)

Сообщение: #24

Сообщение Roman_Pogran » 14 ноя 2014, 09:29

ELENA_T, Спасибо большое за отзыв - именно такие отзывы и побуждают меня писать новые очерки. Если интересно, загляните на другие мои отчеты, там я тоже писал с уклоном в историю - про Камбоджу и про владивостокский остров Елены.
ELENA_T писал(а) 14 ноя 2014, 03:35:Знаете, именно этот момент цусимского сражения меня сильно поразил в романе "Крейсера".

Маленькая ремарка - "Цесаревич" был в составе Первой Тихоокеанской эскадры, и это был бой в Желтом море, а не Цусимское сражение.
Roman_Pogran
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 18.07.2014
Город: Владивосток
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Возраст: 35
Страны: 13
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: На сопках Манчжурии. (Владивосток – Шеньян (Мукден) – Далянь – Люйшунь (Порт-Артур)

Сообщение: #25

Сообщение Сергей913 » 14 ноя 2014, 16:35

Разбить на абзацы. Вот пример, как бы я сделал начало последней часть Вашего рассказа. Как мне кажется, в таком виде текст и читается и воспринимается легче.


Далянь — один из самых древних приморских районов Китая, история которого начинается 17000 лет назад. Согласно археологическим исследованиям, памятник эпохи палеолита в городе Вафандянь свидетельствует о том, что уже тогда предки здесь жили и охотились. Приблизительно 7000 лет тому назад первые поселенцы начали заниматься земледелием и рыбным промыслом.

В период Воюющих царств Далянь был под контролем страны Янь, подчинён области Ляодун. В династии Хань было много переселенцев из провинций Шаньдун и Хэбэй, Далянь постепенно развивался. Название Далянь происходит от названия залива «Даляньван», оно сначала распространилось среди народа, а затем правительство тоже начало его использовать. В династии Мин уже существовало название залива «Даляньван», а самое раннее упоминание этого названия в документах - в «Морской карте залива Даляньван на Ляодунском полуострове», доставленной английскими моряками в 1860 году.

В 1879 году, упоминаемый уже мной министр Ли Хунчжан подал императору Гуансюй доклад, в котором впервые использовалось название залив «Даляньван». В 1898 году цинское правительство передало России в аренду южную часть Ляодунского полуострова, и в 1899 году Россия начала проект «Создание даляньского торгового порта и нового города на юге залива «Даляньван» и заявило о решении основать город Дальний. Ранее же на месте Дальнего находился китайский рыбачий поселок Циннива.

В отличие от соседнего Порт-Артура русским правительством на Дальний было решено сделать упор как на торговый город, и результатом стало то, что город моментально развился – очень быстро вышел на второе место по численности населения в Манчжурии (после Мукдена) и на второе место из городов тихоокеанского побережья Азии (после Шанхая) по количеству грузооборота – указанный проект успешно действовал.

После поражения России в русско-японской войне в 1905 году город перешел под власть Японии. Японский командующий гарнизоном приказал запретить название «Dalny» и переименовать город в «Далянь». Несмотря на то, что во время войны Дальний (Далянь) был сильно разрушен, японцы решили не придумывать велосипед, а воспользоваться русским планом развития города, в результате чего город был восстановлен. После поражения Японии во Второй Мировой войне с 1945 по 1950 гг. город опять вошел под юрисдикцию СССР в статусе «свободного китайского порта, арендованного СССР».

По завершению гражданской войны в Китае, в которой победителями стали коммунисты, город был передан советским правительством Китаю. Под владением Китая вплоть до 80-х годов в нем не происходило никаких существенных событий, однако после прихода к фактической власти в КНР Дэна Сяопина (пожалуй, одна из самых значимых фигур в истории нового Китая, наряду с Мао Дзедуном и Сунь Ятсеном), КНР берет курс на рыночную экономику, назвав это «социализм с китайской спецификой» и город, наряду с другими городами Китая начинает переживать бурный экономический рост. По результатам этого курса Далянь стали называть: «Страна подшипников», «Флагман судостроения в Китае», «Колыбель тепловозостроения».

В 1984 году Далянь стал одним из первых открытых приморских городов. Преемники Дэна Сяопина – Цзян Цземинь, Ху Дзинтао и Си Цзинпин продолжили его экономическую политику, под влиянием которой город Далянь опять стал крупнейшим экономическим центром в своем регионе. Если обратиться к скучному языку цифр – то ВВП города в 2010 году оценивался на уровне 385,8 млрд. юаней или 62 940 юаней на душу населения (рост составил 16,5 % к предыдущему году). Двузначные темпа роста экономики (кстати, редкий случай для экономики вообще) характерны для Даляня с 1992 года.

Толчком для ещё более успешного роста Даляня стало также то, что в 2003 году Государственный совет КНР принял программу по превращению Даляня в международный транспортный центр Северо-Востока КНР, которая также успешно реализуется. Венком ко всему сказанному можно добавить, что в 2006 году Национальным бюро по туризму КНР, наряду с Ханчжоу и Чэнду, Далянь был признан лучшим городом для туризма в КНР. Странно, конечно, что в этом списке нет Пекина, Гонконга и Шанхая, но сам по себе факт символизирует.


И вот утром, на следующий день я вместе с остальными ехал в автобусе в первый пункт нашего следования в Даляне – местный зоопарк. Разглядывая в окно автобуса небоскребы, можно опять было увидеть всю колоссальную мощь китайского экономического чуда. Удивительно то, что всё это, в своем большинстве возникло совсем недавно. Вообще, китайский народ, создавший всё это великолепие, замечателен ещё и тем, что он никогда не уничтожает окончательно своих корней и своей истории, а наоборот – использует её на пользу (к слову говоря, чтобы хоть примерно понять что пришлось пережить китайскому народу, для того чтобы мы видели теперь Китай таким какой он есть даже не советую, а настоятельно рекомендую посмотреть замечательный художественный фильм режиссера Чжана Имоу - "Жить").

В России же издавна принято поступать по другой традиции – уничтожить всё старое на корню, и начинать делать заново. А в Китае даже коммунисты, используют давние китайские традиции в новом образе. Если прочитать цитатник Мао Дзедуна, то за исключением чисто марксистко-ленинистких догм там можно найти ни что иное, как почти слово в слово повторенные выдержки из Лунь Юй («Беседы и рассуждения») – записанный учениками Конфуция за несколько тысячелетий до прихода коммунистов к власти в Китае основной трактат, ставший в основе конфуцианства.

О необходимости изучать и жить по догмам, аналогичным догмам конфуцианства, говорит и нынешний Председатель КНР – Си Цзинпинь. А его предшественник Ху Цзиньтао вообще разработал официальную систему основных ценностей «Восемь добродетелей и пороков» или «Социалистические понятия о чести и бесчестье», включив в них набор концепций, которые стали своеобразным моральным кодексом для граждан КНР.

Если ознакомиться с их содержанием, то опять-таки в каждом из заявленных постулатов легко угадывается «Лунь Юй» Конфуция. Интересно также то, что конфуцианство это единственная религия (которую и религией-то назвать трудно), не включающая в свои требования необходимость поклоняться богу/богам/духам/иным мифическим сущностям, а просто содержит в себе список правил, по которым должен жить «благородный человек».

Если мне задать вопрос «Какое у тебя религиозное воззрение?», и исключить из вариантов ответов «атеизм» и «агностицизм», то моим ответом на этот вопрос, безусловно, будет «конфуцианство». Однако, оставим беседы и рассуждения на религиозные темы, и вернемся в автобус, который как раз прибыл к даляньскому зоопарку. В глаза сразу же бросилась любопытное архитектурное сооружение, выполненное в форме баобаба, которое оказалось входом в зоопарк.
Сергей913
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 13.11.2014
Город: Владивосток
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 70
Пол: Мужской

Пред.



Список форумовАЗИЯ форумКИТАЙ форумОтзывы о поездках в Китай



Включить мобильный стиль