Beijing – Datong – Xi’an – Chengdu – Emeishan / Leshan – Chongqing – Shanghai – Panjin - Beijing
Уж очень я падка на красивые картинки, а потому летом стало понятно, что мне опять жизненно необходимо в Китай. Шанхай и Пекин были к этому моменту освоены, и я решила, что вполне готова охватить несколько городов. Понимание когда ехать – было четкое. Октябрь – прекрасное время для туризма в Китае. К октябрю спадает ужасная жара на юге страны, на севере еще не безумно холодно. Да и золотая осень… Главное – дождаться окончания китайских праздников (т.е. ехать имеет смысл не ранее 8 октября). В это время будет чуть меньше китайских туристов, чуть проще купить билеты на поезда, самолеты, да и дешевле.
Перелет был запланирован из Москвы в Пекин т.к. удалось найти хороший вариант. Москва – Пекин – Москва за 16 300.00 руб. (прямые рейсы Air China).
Т.к. не являюсь фанатом поиска жилья на местности, сразу после покупки авиабилетов забронировала на http://Booking.com хостелы (в формате – отдельная комната с душем / туалетом).
Затем настала очередь покупки ж/д билетов. Это оказалось довольно увлекательно. Сайтов, где можно купить ж/д билеты много, но иностранцев поджидает несколько сложностей. Там где вы смогли управится с иероглифами и поняли, что от вас хотят (нашли английскую версию, или юзаете гугл переводчик), возникает вопрос: «А можно ли купить билет на российский паспорт?». Если ответ положительный, то пошагово двигаемся дальше к оплате билета. И тут главный подвох – можно ли оплатить покупку картой Visa / MasterCard. Я совместила использование двух сайтов – 12306.cn и ctrip. На первом – оплатить нашей картой нельзя, его я использовала для проверки цен. На втором, собственно, покупала билеты. Продажа билетов начинается дней за 19-20 (данная информация не так актуальна, если путешествуете в непраздничные дни). Информация о поездах с картинками и типами поездов есть здесь - http://www.travelchinaguide.com/china-t ... ickets.htm
Нам были нужны 2 билета в плацкарт, причем на нижние полки. Китайский плацкарт устроен немного иначе, нежели наш – с каждой стороны по три полки. Самая высокая – нижняя (она же самая дорогая), самая маленькая – верхняя (самая дешевая). Боковых полок у них нет – там два откидных стульчика и столик. Отмечу, что в Китае сидеть в поезде на чужих полках не принято.
Таким образом, я выбрала на ctrip две нижние полки (выбрать возможно) и приступила к оплате. К цене билета надо прибавить сбор за их услуги, а также по 5 юаней на каждый билет (если будете забирать их не из точки отправления) . Оплатила, и получила подтверждение… на две верхние! А у нас две ночи в поезде подряд … Обратилась с вопросом в службу поддержки и получила следующий ответ: «Места распределяются в режиме random». Если нам в конечном счете достанутся верхние полки, то мне вернут разницу в цене.
И еще пару моментов о подготовке – у меня был распечатан подробный маршрут с названиями всех достопримечательностей на китайском + картинки, схемы метро в Пекине, Шанхае, Ченду. Иероглифы с названием еды – из серии «рыба», «мясо», «острый», «овощи»; транспорта – «автобус», «поезд», «вокзал», «полка», «верхняя», …
Крайне желательно также закачать офлайн карты и переводчик в телефон. Помните, что Google (в том числе и карты), Facebook, YouTube в Китае не работают.
Деньги мы меняли в Москве в Bank of China.
Пожалуй, последнее дополнение – экология Китая. Мои китайские друзья активно отслеживают AQI (Air Quality Index). Для сравнения AQI в Москве = 40, в Пекине он может быть от 70 до 500. Внешне загрязнение воздуха выражается как дымка, из-за которой можно не увидеть голубое небо и солнце,… а можно и дома в диапазоне ближайших 500 метров. Кроме того, некоторые европейские туристы жалуются на плохое самочувствие.
Итак, мы прилетаем в Пекин утром 9 октября и на метро добираемся до хостела.
Стоимость одной поездки на метро – 2 юаня. Исключение – «аэроэкспресс» - цена 25 юаней.
У меня сохранился проездной на метро из предыдущей поездки – очень удобно закинуть на карту немного денег и свободно перемещаться на городском транспорте. Стоимость самой карты юаней 20 + возможность эту карту пополнить на сумму кратную 10 юаням для поездок. Проездной необходимо будет приложить к турникету на входе и на выходе. Если вы не знакомы с пекинским метро – не бойтесь – это очень удобно. Все дублировано на латиницу, все остановки объявляют на двух языках, все переходы с огромными цветными стрелками). Когда вы спускаетесь на платформу – видите указатели в какую сторону идет поезд (указаны конечные станции, на кольцевых линиях – следующие станции). Если не успели разобраться пока спускались по лестнице – всю эту информацию можно найти на платформе. Внимание – спускаться придется по лестнице. Эскалаторы обычно только наверх. Если у вас тяжелый багаж – готовьтесь заранее.
Позволю себе порекомендовать наш хостел (точнее их два) – Dragon King Hostel (240 юаней за ночь на двоих)/ Happy Dragon Courtyard Hostel. Они находятся в 3 минутах ходьбы друг от друга и у них один владелец. Они расположены в центре города, рядом с метро. Куча едален, магазинов, банков вокруг.
Этот день мы в первую очередь посвятили организационным вопросам.
Как минимум нам надо было забрать билеты на поезда. Итак, у меня были распечатаны номера броней, иероглифы про полки и я была полна решимости отвоевывать нижние места. На центральном вокзале в Пекине есть окошко для обслуживания иностранцев (№16), однако нам не повезло – оно было закрыто. Отстояв очередь, протянув паспорта (! оригиналы), номера броней, я стала упорно тыркать в иероглифы (английский никто не понимал). В результате, заплатив 20 юаней (по 5 за 4 билета), мы получили билеты на руки. (Проверяйте № паспорта и Фамилию / Имя в нижнем левом углу билета). В хостеле мы выяснили, что нам дали по одной верхней полке и по одной нижней на каждую поездку. Мои китайские друзья подтвердили, что добыть две нижние очень сложно.
2 билета Datong – Xi’an на «безбуквенный» (2671) поезд за 485 юаней
2 билета из Xi’an – Chengdu (K879) – 456 юаней.
На следующий день утром мы добрались до автобусной станции Beijing Liuliqiao. Нас интересовал автобус Beijing – Datong. Первый отправляется в 7.10, дальше автобусы идут с интервалом в 30 минут. Стоимость билета – 133 юаня, время в пути 4 часа. Мы выбрали автобус в 7.30 дабы избежать пробок на выезде из Пекина.
Дальше на такси до хостела – заплатили еще юаней 20.
Datong Youth Hostel – 158 юаней / ночь (на двоих)
Это один из городов, где мы почти забыли про английский язык. Съев лапшу с овощами (меню в виде картинок на стене) за 7 юаней порция, мы отправились на встречу с прекрасным.
По плану были гроты (Yungang Caves). Добирались на городском автобусе №4 (стоимость проезда – 1 юань; проезд оплачивается в автобусе, мелкие деньги у вас должны быть с собой т.к. сдачу вам дать не смогут). Ехали мы минут 40 – 50. Входной билет стоил 120 юаней.
Нам сказочно повезло с погодой, поэтому я честно наслаждалась посещением пещер при свете яркого солнышка в течение 2-3 часов (при этом, не могу сказать, что мы заглянули во все уголки).
На следующий день у нас был запланировано посещение Висячего монастыря (Hanging Temple). Подъем ранний, день хмурый, смог. На такси доехали до автобусной станции. Первый автобус отправлялся в 6.30 (30 юаней за билет). Мы купили билеты и отправились… как оказалось на другую автобусную станцию, где надо пересесть во второй автобус. А дальше минут 40 мы ждали отправления этого автобуса под звуки старого китайского патриотического фильма про войну. В результате, с этой станции мы отправились только в 8 утра. Ехали 2.5 – 3 часа, дальше предполагалось, что мы должны найти mini car до монастыря. Что это такое выяснить нам толком не удалось, ибо нас выловил водитель такси (предположительно такси т.к. у выхода из автовокзала стоят машины без особых опознавательных знаков). За 10 минут мы домчали до монастыря, и водитель запросил 40 юаней! Это был первый и последний раз, когда мы не обговаривали оплату с таксистами до посадки. Вход стоит приблизительно 130 юаней.
И тут меня ждало разочарование – из-за дымки было сложно насладиться видом. А группы туристов не способствовали тщательному осмотру монастыря изнутри. Объясняется это тем, что пройти по всем подвесным мостикам / дорожкам / балконам в большинстве случаев может только один человек т.е. получается, что все идут гуськом. Если кто-то начинает фотоохоту (или вы сами готовы фотографировать каждый столб), то все остальные вынуждены ждать, сопя в затылок папарацци. Однако, осмотр даже в таком режиме не занял много времени.
Дальше предстояло вернуться обратно. Мы принялись искать mini car или такси до автобусной станции за разумные деньги. В конце концов мы договорились, что за 50 юаней с человека нас довезут до автобусной станции в Datong. Следующие минут 10-15 мы ждали машину. Наконец, еще раз убедившись, что таксист верно понял куда нам надо, а мы верно поняли цену, отправились в путь. Через 10 минут мы оказались на заправке, где наш водила решил поболтать / обсудить что-то предельно важное со знакомыми. Дальше мы кружили по поселку минут 40: подвезли какую-то женщину, после телефонного звонка заехали за каким-то мужиком… но апофеоз феерии наступил, когда к нам на заднее сиденье загрузились еще двое! И мы, наконец, смогли выдвинуться в нужном нам направлении. Позже мне объяснили, что на севере страны это нормально – собирать попутчиков в огромных количествах. В первый же момент я и подруга напряглись, и не в последнюю очередь из-за единственного в этот день поезда в Сиань (на который у нас уже были куплены билеты). Доехали до Datong быстро - за час с небольшим.
На поезд в результате успели. Дополнительно отмечу, что ж/д вокзал в Datong совсем крошечный по китайским меркам. Всего одна кафешка, и магазин с безумно химичными печенками и местным ролтоном. Нас ждали 16 часов в поезде, поэтому мы запаслись фруктами, орехами, термокружками и чаем, кашей быстрого приготовления (захватила из Москвы).
Китайцы особо не пьют, а потому ай-на-нэ в поезде не наблюдается (на гитаре / баяне не играют, вагонные споры не устраивают) – наши соседи, молодые ребята, тихо-мирно смотрели кино на планшетике в наушниках или спали на своих полках.
В Сиань мы приехали утром, сдали багаж в камеру хранения и тут же отправились смотреть Терракотовую армию. Рядом с вокзалом можно сесть на автобус Special, который за 7 юаней в течение часа доставит вас к территории музея. Цена на билете – 150 юаней (точно не помню, но билет – не абсолютная истина). Была возможность нанять англоговорящего гида или купить толстенный альбом - брошюру (есть и на русском). От альбома мы отказались т.к. было непонятно куда его потом запихнуть (в рюкзаке совсем не было места). От гида отказались т.к. рассчитывали на фильм, который должны показывать в одном из павильонов, однако там было закрыто. Мы также решили взять аудиогид (палаточка рядом с кассами) – стоимость 40 юаней + залог (одна проблема – вернуть его надо до 15.00). Аудиогид нам честно говоря не понравился – информация преимущественно из серии, что павильон такого-то размера, разделен на столько-то частей.
Но сама Армия поражает воображение. Мы залипали несколько часов, и единственное, что заставило нас ускориться – необходимость возвращать аудиогид.
Вернувшись в город, мы хотели доехать до мусульманского квартала и там поужинать (у меня было несколько советов от китайской знакомой), однако оперативно найти такси за разумные деньги так и не смогли. А жаль! Поняли, что времени до поезда остается немного, и решили пообедать – поужинать недалеко от вокзала. Мы также успели реанимировать китайскую симку. После чего забрали багаж, и отправились в Ченду.
Господи! Как прекрасно после двух ночей в поезде, оказаться в отеле с душем и белоснежным постельным бельем) По прибытии в Ченду мы тут же отправились в отель (рекомендую).
Chengdu Traffic Inn. Ночь 170 юаней на двоих. Прекрасный сайт отеля (в том числе и информация как добраться от вокзалов и автобусных станций на общественном транспорте) и отзывчивый персонал.
В Ченду есть метро – две линии, заблудиться сложно. Стоимость проезда зависит от зоны. Мы перемещались за 2 или 3 юаня поездка.
Город нам очень понравился) Не спеша шатались по ближайшим улочкам и паркам.
Особое внимание следует уделить кухне. Так как мы находились в провинции Sichuan, то я грезила об острой пище) И прекрасном хот-пот))
Проголодавшись, мы пытались заказать в одном из ресторанов обед. В меню были картинки, однако, когда мы потыкали пальцем в рыбу, официантка покачала головой и … ушла. Некоторое время мы ждали ее возвращения, однако, не тут-то было! Представьте себе: свет в ресторане выключен, других посетителей нет, персонал скучковался вокруг одного стола и телека, и ни коем образом на вас не реагирует))
Это первый раз, когда мы воспользовались «помощь друга». Дело в том, что в предыдущую поездку я купила местную сим карту, и в самых сложных ситуациях, когда игра в шарады и рисование не дает ожидаемого эффекта, я звоню одному из китайских друзей и прошу перевести мои пожелания.
И о чудо! Мы получили не только желаемую рыбу, но и овощи, омлет и тофу.
Ужинали как раз с тем другом (и его девушкой), которому звонили днем. В хот-пот выбрали несколько видов тофу, грибов, овощей, морепродукты. Из новинок – открыла для себя (если я верно поняла объяснение) какую-то часть желудка коровы. Для моей подруги, которая не ест острое и мясо, приготовили отдельно грибной бульон (ей понравилось).
В очередной раз, ощутила себя алко туристом. Китайцы не увлекаются алкоголем. Сколько раз при посещении ресторанов / уличных забегаловок / барбекю я видела в меню / холодильнике колу, фанту, химичный сок, и максимум, китайское пиво, которое, надо отметить, почти как вода. Девочки в Китае пьют еще меньше. Так что, когда я осознала, что ужин прекрасен, а мне для полного счастья не хватает хотя бы пивка, пиво заказали, но пила я его практически одна.
После ужина ребята отправили нас гулять по вечернему городу, и, несмотря на усталость, я ни разу не пожалела. Мы оказались окутаны приглушенным светом красных фонарей. Народ неспешно прогуливался по улицам, отовсюду из открытых дверей и окон кафе /баров лилась музыка.
Признаюсь, почти в самом начале мы натолкнулись на старбакс, и решили шлифануть ужин кофе с пироженкой)
В отель вернулись абсолютно счастливые, и после горячего душа упали спать.
На следующее утро позавтракали в отеле (было не очень вкусно) и отправились на экскурсию к пандам. Тур, включающий в себя трансфер до парка, входной билет, трансфер обратно, обошелся нам в 108 юаней на человека. Добираться самим будет дешевле. Минут за 40 мы добрались до входа в Sichuan Wolong Giant Panda Nature Reserve, и дальше мы несколько часов любовались на плюшевых медведей)) Несмотря на то, что я не фанат зоопарков, на осмотр мы потратили несколько часов.
! у этих товарищей нет карт и без мобильного приложения мы могли бы и не выбраться оттуда вовремя.
Дальше нам предстояло ехать в Баогуо – маленькую деревушку у подножия Эмейшань. От автостанции Xinnanmen ходят автобусы. Стоимость проезда 44 + 10 юаней. Время в пути 2.5 – 3 часа.
Продолжение следует)