Трек. http://ru.wikiloc.com/wikiloc/spatialAr ... &maptype=S
----------------------------
Поход Хэйхе Удалянчи Хэйхе. Рассчетный трек 630км, по трекеру 730км. Фактический километраж - около 760 км.
Удалянчи городок, рядом с которым есть курортно-лечебная зона. От Хейхе расстояние около 250 км по скоростной дороге. Также можно добраться на автобусе, или поезде.
Самый ближний интересный объект в Китае в велодоступности, в соответствии с количеством дней и подготовки группы, а также учета потенциальных мест для стоянок, наличия магазинов и точек питания на маршруте.
Группа 7 человек. Уровень подготовки от - новичков до опытных велотуристов. Велосипеды все «горные» с передним амортизатором, задним багажником. Снаряжение стандартное туристическое, для теплого сезона. Легкие палатки, тонкие спальники, газовая горелка с «летним» газом, рюкзаки «штаны» или заплечные.
На прохождение маршрута было запланировано 10 дней, из которых два на отдых в Удалянчи и один день в Хейхе. Итого 7 ходовых активных дней.
Ночевка планировалась в палатках, две двухместные и одна трехместная. Приготовление завтрака и ужина собственными силами на газовой горелке. Впоследствии решено было питаться в придорожных кафе, утром и вечером только кипятить воду для чая и кофе. Это сэкономило время, силы и средства на продукты.
Поход прошел в два этапа. Первый 3 7 августа, 7 человек со средней скоростью 14-16 километров в час ехали из Хейхе в Удалянчи. 9 13 августа, 3 человека со средней скоростью 16-20 километров в час поехали из Удалянчи в Хейхе. Четыре человека вернулись в Хейхе на автобусе по причине усталости и незначительных травм.
Общие данные.
Местность в районе маршрута равнинная с небольшим преобладанием сопок с набором высоты 50-160 метров. Встречается несколько продолжительных участков подъема, которые впрочем легко проходимы на низкой передаче. Дорожное покрытие очень хорошего качества, 90% - бетон, 10% асфальт. Грунтовые дороги и бездорожье, непосредственно на маршруте не проходят, только при заездах в некоторые населенные пункты и поиске мест для палаточного лагеря.
Дороги практически везде большой ширины, которой хватает для разъезда двух больших машин и велосипедиста. Водители очень аккуратны, сигналят перед обгоном и приближением, объезжают по встречной полосе, иногда останавливаются, чтобы пропустить встречный транспорт и только потом объехать.
Навигатор желателен, но можно обойтись и без него, везде стоят щиты и указатели на китайском, часто английском языках.
Продукты для приготовления пищи, питьевую воду и готовую еду можно приобрести в магазинах и кафе по всему маршруту, с минимальным интервалом 1-2 километра, максимальным 10 км. Китайская кухня в отдаленных районах довольно разнообразна, от простого риса и лапши до сложных многокомпонентных блюд с овощами, картофелем, говядиной и курицей. Главное суметь объяснить что вы хотите съесть. Лучше всего это делать при помощи иероглифов или фотографий. Алкоголь в Китае дешевый, в основном представлен пивом и водкой различной крепости. Пиво довольно низкоградусное, поэтому даже приняв пол-литра за обедом, вы вскоре не обнаружите последствий. Классический подход закупки полуфабрикатов и приготовления еды себя не оправдал, по причине отсутствия похожего набора компонентов. Это никак не укладывалось в стандартную привычную раскладку и походное меню. Из похожих блюд удалось приготовить только молочную вермишель. Универсальным, недорогим и сытным блюдом является сублимированная лапша. Как альтернатива мясным продуктам, которые хранятся не очень долго можно использовать сосиски из соевого мяса. В целях экономии воды нужно завести большую складную канистру для воды, пополняя ее перед стоянкой в ближайшем поселке.
Место для разбивки малого палаточного лагеря (3-4 палатки и место для еды) найти довольно просто, на севере много территорий свободных от земледелия или строительства, также не везде стоят ограждения. К тому же в КНР не принято ходить по лесу и протаптывать тропы. С другой стороны последнее наблюдение добавляет сложности при поиске удобного места (скрытность, наличие ровной поверхности). Приготовление пищи рекомендуется только с использованием портативных горелок, костры в лесу жечь запрещено.
Стратегия поиска места такова: ведется поиск ответвления от главной дороги, с которой визуально определяется удобная площадка, главное наличие нескольких деревьев для тени, установки велосипедов и развешивания белья для сушки, ровная площадка с мягким покрытием для удобства ночлега, отсутствие ям, нор и болотистой местности. Желательно наличие проточной воды для купания. Не смотря на то, что криминогенная обстановка на севере Китае благоприятная, все же стоит скрывать лагерь от посторонних глаз и перемещаться на место стоянки скрытно.
Гостиницы и постоялые дворы могут принять туристов, но бывает, что в городах есть директива, не заселять иностранцев в дешевые гостиницы, поэтому лучше разведывать обстановку заранее. Таксисты как всегда знают все, и могут предложить разные варианты ночлега.
Температурный режим в начале августа благоприятный от +22 до +32 градусов Цельсия, с некоторыми исключениями в виде дневной жары и сильного солнца. Рекомендуется использовать солнцезащитный крем максимальной защиты, пить больше жидкости и начинать движение очень рано.
Населенные пункты по маршруту, это города, поселки, фермерские и животноводческие хозяйства с населением от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Люди в подавляющем большинстве приветливые, остальные нейтральны. Признаков агрессии не проявляют. Подсказывают дорогу или направление на кафе и магазин. Вести себя следует приветливо, здороваться и прощаться по-китайски, улыбаться.
Полиция и пограничники интересуются наличием документов в очень редких случаях. Один раз это было на реке Амур, второй раз в городе, после заселения в гостиницу. Они общаются на английском, русском языках, приветливы, тактичны.
Переход границы Благовещенск-Хэйхе с велосипедом и багажом сложностей не вызывает, наоборот, досмотр упрощен, декларация на оборудование и вещи не требуется. Как на русской, так и на китайской стороне велосипедистов любят. Перевозка велосипедов на корабле проходит без проблем, транспорт размещается либо в грузовом отсеке посредине судна, либо на корме. Некоторые проблемы вызывают габариты судна, но все они решаемы. В зимнее время конечно же предпочтительно разбирать велосипед и перевозить его в чехле.
Финансы являются главной составляющей путешествия, основная часть которых тратится в процессе подготовки. В нашем случае это были: групповая виза, билет на речной транспорт, страховка, портовый сбор на погранпереходе г. Хэйхе. Средняя стоимость группового приема пищи варьировалась от 4 до 20 юаней с человека, что в общем приемлемо. Транспортные расходы для эвакуации с маршрута также составили не очень большую сумму.
Расходы составили 3800р за пакет услуг турфирмы. 500р портовый сбор. На маршруте траты были не очень большими, полагаю, при отсутствии незапланированных расходов на шоппинг и гостиницы можно было бы уложиться в 4-6тр за все время похода.
Рекомендуемое снаряжение для летнего велопохода по Китаю.
Личное:
1. Велосипед. Технически подготовленный, обкатанный. Покрышки без протектора сэкономят силы, однако при большом давлении «злая» резина также работает отлично. Обязательны крылья.
2. Велошлем. Обязателен на дороге. Кроме того защищает от солнца и перегрева головы.
3. Велобагажник. Полноценный, консольный вариант слишком ненадежен.
4. Велорюкзак. Водонепроницаемый или с чехлом. Желательны однообъемные "штаны", по причине быстрого их крепления на велосипед и удобства переноски отдельно.
5. Коврик спальный. Стандартный толстый. Часто используется вместо стола или сиденья.
6. Спальный мешок летний, до +15, или легкое одеяло.
7. Ботинки с твердой подошвой для педалирования.
8. Носки 4-6 пар.
9. Длинные штаны для холодной погоды или яркого солнца.
10. Шорты для сильной жары.
11. Трусы, по количеству дней без возможности стирки + 1.
12. Футболка с длинным рукавом, защищает от солнца, комаров, греет ночью.
13. Куртка для дождя и посиделок в лагере.
14. Легкий дождевик.
15. Штаны водонепроницаемые.
16. Бахилы дождевые.
17. Бафф, бандана, кепка, что удобнее.
18. Солнечные очки со сменными линзами в жестком футляре.
19. Перчатки с длинными пальцами. Защита от падений и обветривания кожи.
20. Фонарь велосипедный или универсальный с креплением на руль + аккумуляторы или батареи.
21. Задний габаритный фонарь.
22. Кружка, ложка, миска, нож.
23. Зубная щетка, паста, влажные салфетки.
24. Туалетная бумага.
25. Документы, деньги, полис. В водонепроницаемый пакет.
26. Зажигалка газовая.
27. Аптечка личная человеческая.
28. Аптечка личная велосипедная.
29. Тапочки для лагеря и города.
30. Часы наручные с подсветкой.
31. Полотенце быстросохнущее.
32. Мыло, вехотка.
Групповое:
1. Палатка. На двух-трех человек.
2. Котелок, большой для еды примерно 0,4л на человека. Малый для воды 0,2л на человека. Моющие средства, вехотка.
3. Горелка газовая или топливная. Экран для горелки.
4. Газ. 40-60гр в день на человека при полном цикле приготовления пищи.
5. Тент дождевой, не менее 9 квадратных метров, люверсы по краям, много веревки.
6. Большой ремнабор.
7. Большая аптечка.
8. Продукты (по рюкзакам)
9. GPS навигатор с батареями.
10. Веревка для сушки одежды и палаток. Не менее 10 м.
11. Стол походный. Брезент или коврик.
12. Лампа широкой засветки.
13. Сим-карта оператора КНР с нужными телефонами.
14. Сотовый телефон и power bank.
15. Мусорные пакеты.
Группа вся из Благовещенска. Групповая виза от местной турфирмы. дали маршрут, заплатили 3800р за человека и поехали со списком в зубах.
-----------
В начале идея мне не очень понравилась. Из-за того, что я знал как все будет на самом деле. Группа слабо скатанная, новички с опытом одних ПВД, без представления о подборе снаряжения, разбивке лагеря. Как вести себя в разных ситуациях за границей, также мало кто знал.
Подготовка к походу была посредственной, в основном представлена вялотекущей перепиской в форуме amurbike.ru Группа была большой, отчасти из-за необходимости количества человек для групповой визы, отчасти из-за дружеских отношений. Для подобных вылазок лучше ограничиться 4 велосипедистами. Группа становится мобильнее, быстрее решаются вопросы с поиском жилья, питания, экономится время для постановки и снятия лагеря. После разделения команды на два состава, тройка проявила себя лучше, в ней были подготовленные велосипедисты, способные четко работать в любом составе, готовые ко многим трудностям. Остальные четыре байкера получили опыт и знания, которые обязательно помогут им в следующих многодневках.
Итак, начало пути.
3 августа. Был запланирован общий сбор около 9-00 около здания речного вокзала. Сергей и Константин сказали что задержатся до 9-30 из-за документальных дел. Остальные должны были ждать их. В итоге опоздали все, девушки приехали позже. И мы прозевали первый паром. Таможенный и пограничный контроль прошел без проблем, нас проводила девушка, специалист турфирмы «Феникс», правда пришлось тащить велосипеды и багаж на второй этаж, но такой у нас погранпереход. Приехал пароход, и теперь мы уже спускали свои велики с высокого причала. Благо разбирать и демонтировать байки не надо. Матросы сказали, что можно поставить их на корме, там и разместили 7 велосипедов с багажом. Река Амур не широкая, 10 минут, и мы на другой стороне, в чужой стране.
Оксана на таможне
Велики на корме судна
Китайский причал оказался не таким страшным, всего лишь пара пролетов лестницы наверх, удобный заезд в здание таможни. Выстраиваемся по списку, оплачиваем портовый сбор – 50 юаней и вперед. Кажется, даже багаж не «просвечивали». На часах уже полдень. Наконец-то последний шаг за границу сделан. Замечаем людей в велоформе, это братья-велосипедисты из хэйхейского велоклуба Happy Riding. Фотаемся вместе около таможни и едем в их клуб.
Велосипедистов в Хейхэ несколько сотен, а может и тысяча, все участники взрослые люди, средний возраст – 40-45 лет, велосипеды хорошие, под стать дорогам. Оказывается, нам приготовили целое застолье. Салаты, мясо, пельмени, пиво и даже водка. Коварные люди. А нам сегодня еще надо купить продуктов, мелочевки, и добраться до места первого ночлега – поселения Айхуэй. Пока идет подготовка к застолью я помогаю лепить китайские пельмени, это уже приграничный ритуал при встрече русских и китайцев. Ко мне присоединяются остальные амурбайковцы.
Измеряем рост
Лепим пельмени
Клуб представляет собой два помещения на первом этаже жилого дома, в них находится микро-гараж, кухонька, стол, компьютер и диван. Что еще нужно клубу. А мы сидим на улице, под навесом, обедаем пельменями, салатом с майонезом и дыней, запиваем это все, кто чем хочет и общаемся на велотемы. Из всех китайцев по-русски говорит только Юра. Что не мешает вести разговоры со всеми и обо всем. То и дело раздается возглас «камбей!» - «до дна!».
Набрались опыта
В два часа дня мы разлетаемся по городу кто куда, я с Оксаной за продуктами и газом, другие за багажником, пастой, мылом, и чем-то не купленным. Процесс выбора продуктов для похода достоин отдельной книги. Дело даже не в обилии иероглифов, а в ассортименте товаров, из знакомых которых всего пара десятков. Покупаем: чай китайский черный (отрава жуткая), сгущенку (терпимо), макароны (норма), консерву рыбную (я бы в суп не кинул), сахар (выкинули половину), рис (варили в кафе придорожных), бутылку водки (для дезинфекции), лапшу сублимированную (половину съели во второй части похода).
Муки выбора в супермаркете
Едем на остров за газом и тапками, узнаем, что Маша упала с велосипеда, да уж, радости куча, кажется, поход накрывается. Или мы поедем вшестером. Оказалось все не так страшно, пара швов на подбородке, асфальто-бетонная болезнь на руках и ногах. Страховка должна все покрыть. Маша держится молодцом и собирается ехать до конца.
Наконец, около половины шестого все собираемся около клуба, и едем с Китайцами в сторону Айхуэя. 15 километров по ровной дороге, на середине пути коллеги прощаются с нами, говорят, звоните, если что, обнимаемся, всё, мы одни. Семеро русских в Китае.
Навигатор ведет нас ровно по треку. До Айхуэя добрались быстро. Уже темнеет. Я нахожу небольшую кафешку с нормальным ассортиментом. Тут же встречаем русскоговорящую китаянку, общаемся, делаем пару звонков с ее телефона, едим что-то съедобное и пока это не «рис-лапша». Мясо в кисло-сладком соусе, фирменный приграничный салат «Хейхе». Я пытаюсь купить китайскую сим-карту в салоне напротив, меня не особо понимают, но тыкают на полку с русскими продуктами. Спасибо, не надо.
Проезжаем поселок, ночь, в местный музей уже не попадём, и ладно, становимся за ним на ночевку. Хотелось конечно у воды, но темно, хорошо хоть здесь разместились. На семерых – три палатки. Две двушки, и тройка, не тесно, вместе с тем привыкать придется пару дней, дождей не было все время похода - повезло. Костя и Сергей собираются обратно в поселок, воду-то мы не купили. Приезжают через 40 минут, довольные, сторговались, 120 р за 6 литров. Серега забыл или не взял коврик для сна, его спасают девчонки, у которых почему-то три коврика на двоих.
Место ночлега хорошее, на старой заброшенной дороге, почва чуть каменистая, но ровная. Жаль не на самом берегу Амура, но завтра мы до него доберемся. Пьем чай, едим печеньки. Думаем что делать завтра. Сколько проехать, что посмотреть, где остановиться. Впечатлений масса, народ быстро засыпает.