Мы вернулись из Китая две недели назад. Прежде всего, огромное спасибо авторам замечательных отчётов и всем кто отвечал на мои вопросы. После таких шедевров как
Путешествие в Южный Китай,
От Гуанчжоу до Гуанчжоу,
Холмы Яншо, горы Лангшан... писать полный отчёт просто смешно, поэтому привожу здесь только краткие сведения в надежде, что кому-то они могут оказаться полезными.
1. Парк Langshan/Bajiaozhai: мы собирались последовать совету
travel_babushka, т.е. поднявшись на канатке со стороны Langshan, спуститься в сторону Guangxi и подняться обратно по Хребту Дракона. План удалось выполнить частично, поскольку большая часть тропы по Хребту Дракона закрыта из-за обвала:
Поэтому мы спустились по открытой тропе до стоянки внизу, затем поднялись по открытому участку Драконьей тропы, полюбовались на Улиток Глядящих в Небо, затем спустились обратно и поднялись по той же тропе на Bajiaozhai.
Кстати, похоже, администрация решила воспользоваться обвалом, чтобы радикально улучшить и расширить тропу из Guangxi на Bajiaozhai. Даже на открытых участках, везде идут строительные работы, идти местами опасно.
2. Из предварительной переписки на форуме, у меня создалось впечатление, что начало тропы с Bajiaozhai в сторону Guangxi следует искать вблизи храма. Мы долго тыкались в разные отвороты, упирались в загороженные проходы, пытались спрашивать у монахов, и в конце концов решили, что тропа вниз полностью закрыта как и Драконий Хребет. Оказалось, это не так. Собравшись идти обратно, выйдя из ворот крепости, и дойдя до первого рыночка, мы увидели заветный указатель:
Т.е. начало тропы надо искать ДО входа в крепостные ворота, на задах последнего рыночка перед воротами.
3. Перед поездкой я выяснял вопрос о внутреннем транспорте в Langshan, и получил ответы, что транспорт работает. Разбираться пришлось на месте; вообще, транспорт в Langshan оказался самой большой загадкой в Китае. Похоже, что местные власти решили отказаться от внутреннего транспорта (автобусы А и В), но приспособить городские маршруты так, чтобы они доходили до основных туристических точек. На остановках городского транспорта указано, что автобус №1 проходит через все входы в парк и доходит до канатной станции на Bajiaozhai; автобус №2 идёт до зоны Camel и Chili Peaks. На практике, за два дня мы видели один автобус с номером 1, и ни разу с номером 2. Мы жили в гостинице у Северного входа (гостиница замечательная), поэтому на автобусе ездили много. В первый раз, когда мы купили на Северном входе билеты в парк (действительны три дня), и стали интересоваться где же нам найти автобус А, чтобы доехать до Южного входа и канатки Bajiaozhai, работники парка дружно показывали на остановку городского автобуса. Видя, что мы ничего не можем понять, один из них почти взял нас за руку и отвёл на остановку, более того, остановил проходящий экскурсионный автобус (наверное, сказал водителю: "Совершенно бестолковые лаоваи, надо им помочь"), и мы благополучно доехали до канатки. Далее всё происходило без проблем: мы выходили на остановку автобуса, ждали первый подошедший автобус (всегда он был без номера, но с иероглифами, которые мы не понимали), совали водителю смартфон с названием места куда нам надо, он мотал головой утвердительно (или отрицательно, что случилось один раз), проходя в автобус мы помахивали билетами в парк, и денег с нас не требовали (но см. далее).
4. На второй день, осмотрев район Tianyi и вернувшись к Центральному входу, мы решили не тратить время на поиски мифического автобуса №2 (т.е. отказаться от Camel и Chili Peaks), а вернуться к нашему Северному входу и осмотреть северный район парка. И тут мы попали в какой-то странный развод. Началось, собственно, раньше. Ещё на подходе к щели Tianyi подошла работница парка и стала нам объяснять, что за автобус от Центрального входа нам надо будет заплатить, мы отмахивались, что у нас есть билеты в парк, и нам платить не надо, но она шла за нами, и опять подходила со своими билетами; в конце концов, мы решили, что она не работница парка, а представляет какую-то экскурсионную фирму и хочет завлечь нас в свой автобус. Пройдя весь маршрут, у выхода мы вновь увидели ту же женщину, но решительно направились на автобусную остановку. Вскоре подошёл автобус, водитель подтвердил, что едет до Северного входа, мы сели, и тут в автобус заскакивают два работника парка, и сказав что-то водителю, подступают к нам с книжечками билетов, на которых написано 20 юаней. Всё это выглядит очень странно, потому что они не обращают никакого внимания на остальных пассажиров, севших вместе с нами (разумеется, мы единственные лаоваи, не только в автобусе, но и во всём парке). Кроме того, водитель посмеивается в сторону, и явно не хочет в этом участвовать. Я пытаюсь объяснить, что 20 юаней - да столько и такси не будет стоить, после чего билеты за 20 юаней исчезают, и появляется книжечка по 10 юаней. Это выглядит ещё подозрительнее, мы отказываемся платить, я набираю на переводчике фразу, что мол мы заплатили за билеты в парк и за автобус платить не должны. Неожиданно эта пара кивает головами и выскакивает из автобуса, после чего водитель немедленно закрывает двери и мы едем куда надо.
5. Таким образом, мы не осмотрели Camel и Chili Peaks, зато обошли северную часть парка, и наверное, оно того стоит. Северная зона как бы повторяет весь парк в миниатюре. Тут тебе и фигурные скалы (совершенно замечательны Слон и Демон Охраняющие Будду), и своя щель (не такая внушительная как Tianyi, зато в ней мы были совершенно одни), а кроме того заброшенный буддистский храм и мемориал генерала Liu Huaxuan. И ещё истретили много замечательных насекомых, которых не видели в других частях парка.
6. Последние замечания: Китай в праздники. Мы были там в праздничную неделю с 1-го по 7-е октября, второй по значимости праздник после Нового года. По тому, что прочли в Интернете, ожидали столпотворение и конец света. Действительность оказалась куда спокойнее. На эти дни у нас было запланировано: 1/10 - Аватар парк, 2-3/10 - поезд в Ханчжоу, 3-4/10 - Ханчжоу, 5/10 - поезд в Шанхай, 5-7/10 - Шанхай. Билеты на поезд были куплены заранее. На вокзалах никакой толкучки-давки не наблюдалось. В Аватар-парке 1/10 не заметили какой-нибудь разницы с предыдущими днями. Где были толпы, так это в Ханчжоу вокруг Западного озера и на дамбах. Ну ещё в Шанхае вечером на набережной Бунда. При этом китайская полиция (в Шанхае и армия) виртуозно управляется с толпами, так что нигде не возникало ни давки, ни заторов. Во всех остальных местах особой напряжёнки не чувствовалось. В том же Ханчжоу в чайной деревне всё было тихо и патриархально, и даже в храме Lingyin толкаться не приходилось.