Улиткины в Китае - май 2016
Гонконг - (автобус) - Шеньчжень (Shēnzhèn, 深圳) - (поезд) - Гуйлинь (Guìlín, 桂林) - (автобус) - Рисовые террасы (Dazai, 大寨) - (автобус) - Яншо (Yangshuo, 阳朔县) - (автобус) - Лючжоу (Liǔzhōu, 柳州) - (поезд) - Джишоу (Jíshǒu, 吉首) - (автобус) - Фенхуан (Fenghuang, 凤凰县) - (автобус) - Чжанцзяцзе (Zhangjiajie, 张家界) - гора Тяньмэнь (Tiānmén Shān, 天门山) - Национальный парк Улинъюань (Wǔlíng Yuán, 武陵源) - (самолет) - Шанхай - (поезд) - Сучжоу (Sūzhōu, 苏州) - (поезд) - Шанхай - (самолет) - Сиань (Xī'ān, 西安) - (самолет) - Сонпан (Sōngpān, 松潘) - (такси) - Национальный парк Цзючжайгоу (Jiuzhaigou Valley, 九寨沟) - (такси) - - Сонпан (Sōngpān, 松潘) - (самолет) - Сиань - (автобус) - Терракотовая армия (Terracotta Army, 兵馬俑) - (такси) - гора Хуашань (Mount Hua Shan, 华山) - (поезд) - Пекин
План по дням:
1 - прилет в Гонконг - Большой Будда - отель в Муйво (Mui Wo) на острове Лантау
2 - Гонконг
3 - Гонконг
4 - Муйво
5 - переезд на автобусе из аэропорта Гонконга на северный железнодорожный вокзал Шеньчжень (Shenzhenbei Zhan, 深圳北) - поезд - Гуйлинь - отель в Гуйлинь (Guìlín 桂林) рядом с Южным вокзалом
6 - автобус в Дажаи (Dazhai, 大寨梯) на рисовые террасы - 3 смотровые точки
7 - отъезд на автобусе в Яншо - Яншо (Yangshuo, 阳朔县 ) - на велосипедах до Мунхил (Moon Hill, 月亮山)
8 - на мопеде до Синпин (Xingping; 興平市) - холм Лаоджай (Laozhai Shan; 老寨山) - переправа на другую сторону реки - Яншо
9 - на мопеде вдоль Юлонга - мосты - Cuiping Hill - Putao- Xianggong Hill - Яншо
10 - автобус в Лючжоу (Liǔzhōu 柳州) - ночной поезд в Джишоу (Jishou, 吉首)
11 - автобус в Фенхуан - Фенхуан (Fenghuang 凤凰县)
12 - автобус в Чжанцзяцзе (Zhangjiajie 张家界) - гора Тяньмэнь (Tiānmén Shān 天门山) - отель в Чжанцзяцзе
13 - переезд в национальный парк Улиньюань (Wǔlíng Yuán, 武陵源) к северному въезду Tianzishanzhen (天子山) - ночь на плато недалеко от лифта Байлонг
14 - Улиньюань - переезд в г. Чжанцзяцзе - переезд в аэропорт - вечерний вылет в Шанхай
15 - Шанхай
16 - Шанхай - Сучжоу (Sūzhōu, 苏州) - Шанхай
17 - Перелет Шанхай - Сиань - Сонпан (Sōngpān, 松潘). Переезд на такси до Цзючжайгоу (Jiuzhaigou, 九寨沟)
18 - Национальный парк Цзючжайгоу - осмотр всех трех долин
19 - Национальный парк Цзючжайгоу - пешком вверх от входа вдоль реки до водопадов - далее на автобусах
20 - Перелет в Сиань - Терракотовая армия (Terracotta Army, 兵馬俑 ) - на такси до горы Хуашань - подъем на канатной дороге на гору - подъем по хребту Дракона - ночевка на Западной вершине
21 - Проход по всем вершинам горы Хуашань (Mount Hua Shan, 华山) - Тропа смерти - спуск на канатке - Северный вокзал Хуашань (Huashan North Railway Station, 华山火车北站)- поезд в Пекин
22 - Пекин
23 - Великая Китайская стена участок Мутяньюй - Пекин
24 - вылет из Пекина в Москву
ТОП 5 Китай - как обычно пишем в самолете
Я (как обычно не удержалась на пяти пунктах)
1 - Цзючжайгоу
2 - Ландшафты Яншо
3 - гора Хуашань
4 - Шанхай
5 - Рисовые террасы Дажаи
6 - Гонконг
Муж (как обычно написал ровно пять, но просто он забыл уже про Гонконг в начале пути)
1 - Цзючжайгоу
2 - Шанхай
3 - Ландшафты Яншо
4 - гора Хуашань
5 - рисовые террасы Дажаи
Впервые все пункты у нас совпали. Наверное, набор был ограничен.
Информация по поездке
Билеты
Расписание автобусов предварительно смотрела здесь http://www.chinabusguide.com/
Билеты смотрела - http://english.ctrip.com/
http://www.travelchinaguide.com
http://www.chinatraveldepot.com/
Все билеты ж/д и авиа покупала на http://english.ctrip.com/ заранее. Пробовала другие сайты - не понравилась система работы с elong и chinatravel. Просто личные предпочтения. По ценам сравнивала -практически не отличалось. Ctrip не брал наши обычные карты, но без проблем принял кредитную. Плюс они оперативно отвечают на вопросы в службу поддержки на английском языке.
После бронирования ж/д на ctrip получаешь первое письмо, параллельно снимаются деньги. Потом приходит следующее письмо, в котором подтверждается или не подтверждается наличие выбранных билетов. Если не подтверждается, то деньги возвращаются на карту. Нужно распечатать номера броней, я дополнительно обвела поярче их для надежности. Ж/д билеты по броням получали в кассе в наш первый приезд на вокзал. Стояли при этом в очереди больше часа. За билет, который покупаешь не на станции отправления платишь дополнительно по 5 юаней.
Были проблемы при покупке билетов.
1- покупала билеты софт на поезд. Сайт их показывал в наличии. Но после покупке выдавало, что их нет. Пришлось покупать хард. Но это была мелкая такая проблема.
2 - Самая большая проблема, которая терзала меня до и во время поездки, это билеты на поезд Хуашань - Пекин. Нам нужны были эти билеты, но система их не выдавала. Не давал их ни один из сайтов. При этом из Сиань в Пекин билеты были, из Хуашань (первая остановка после Сиань) в Пекин - нет. Я писала в службу поддержки - они мне отвечали, что да - билетов нет. Что сделала я - я в панике купила билеты из Сиань, думая, что хотя бы эти билеты у меня будут. Потом буду дальше пытаться купить билеты из Хуашань. Или еще был план - сесть в поезд по билетам из Сиань. Не знаю, как у нас это получилось бы, потому что пропуск на поезд был автоматический. Вставляешь билет, дверь открывается. Где-то, например в Лючжоу еще пропускают кондукторы. А на скоростные поезда, по-моему, везде стоят автоматы.
Думала, если вдруг удастся купить билеты из Хуашань, то мы наши билеты просто сдадим.
Когда мы уже были в Китае, билеты из Хуашань появились - это было за две недели до нужной даты. То есть возможно есть правило, что с промежуточных станций начинают продавать только за две недели.
Я, естественно, тут же стала покупать, но ничего не выходило. Приходил отказ. Деньги при этом снимались с карты, а возвращаются-то они не сразу. Мы пытались купить билеты в кассе (дело было в Гуйлинь) - НО! Вот тут важный момент - парень в кассе посмотрел на нашу просьбу о покупке билета и просто не стал ничего нам смотреть - сказал - покупайте через интернет. Я очень удивилась такому исходу.
И в результате пришлось обратиться за помощью к турагенту в Гуйлинь. Мы попросили его купить для нас билеты. И вот только на этом этапе обнаружилось, что никто нам продать билеты не сможет, пока у нас есть билеты из Сиань. То есть мы сначала должны сдать билеты из Сиань, а потом уже покупать другие. На один поезд нельзя купить два билета на один и тот же документ. Вот так. Мы пошли с агентом на вокзал. С его помощью сдали билеты, и купили нужные нам. На этом эпопея с билетами из Хуашань закончилась.
Язык.
Многие китайцы теперь знают английский. На примитивном, конечно, уровне. Но можно как-то объясниться и понять друг друга. Мы были в Китае 10 лет назад, тогда не знал никто. А сейчас это уже другая страна. Главное, что присутствует желание вас понять. В результате мы имели существенно меньше проблем, чем ожидали. Можно даже сказать, что совсем их не было.
У меня были заранее распечатаны все необходимые названия по пути и все возможные вопросы. Поэтому и не надо было особенно разговаривать - показываешь нужную надпись и тебя поняли.
Частенько бывало, даешь человеку заранее заготовленную надпись, а он тебе отвечает на английском.
Деньги.
В Гонконге очень во многих местах берут карты для оплаты. Доллары меняли в аэропорту для покупки Октопуса. Потом меняли деньги уже в центре города.
В Китае нам ни разу не удалось оплатить что-либо картой, кроме как в аэропорту на обратном пути в дюти фри. Более того испытывали трудности найти банкомат, работающий с визой. И если даже находили банкомат, то не всегда он спикал по английски.
Еще в Москве я покупала в спецотделении ВТБ на Бауманской 6 тысяч юаней. Этого хватило ненадолго.
Maps.me и планшет - это были самые важные и необходимые вещи, которые пригодились в поездке. То есть без этого было бы все иначе. Все необходимые карты я закачала заранее. Планшет все время был в работе. По нему я постоянно проверяла правильно ли мы движемся и сколько еще осталось:).
Словарь тоже скачала заранее на планшет, чтобы был оффлайн. Но пользовалась раза три всего. И китайцы не понимали, что там было написано.
Мобильная связь.
Мы опять не купили никаких симок. У нас с этим большая проблема. Проблема в покупке. Но возможно это связано с тем, что нам не очень нужно. В поездках мы не пользуемся телефоном, не звоним и звонков не принимаем. А интернет? Так ли он действительно нужен. За всю поездку прямо нужен был ровно два раза. Все остальное можно сделать с помощью интернета в отеле. Удивительно, что везде в отелях был плохой интернет, кроме как в Шанхае и Пекине.
Отели
Чем я активно пользовалась и чего раньше никогда не делала - я писала письма в отели, которые бронировала. Я задавала вопросы по поводу - как добраться, возможен ли трансфер, где купить билет на автобус туда-то, уточняла расписание и все в таком духе. От отелей, которые мне не отвечали - отказывалась и бронировала другой.
Гонконг - Самое главное, что нужно сделать сразу после прилета - это приобрести транспортную карту Октопус. Я изучала тему Октопуса на форуме, но не поняла из нее, что на карте может быть отрицательный баланс, который потом восполняется. То есть если на карте не хватает средств на проезд, то все равно можно ехать, потом доложите.
Покупается Октопус в аэропорту за 150 Hkd, если вы не пользуетесь аэроэкспрессом (если с ним, то дороже). При этом получается, что 100 Hkd уже лежит на карте, а 50 вернут, когда вы будете уезжать. Можно вернуть карту в аэропорту. Я не поняла насколько это круглосуточный процесс. Мы занимались возвратом в 6:30 утра.
От аэропорта до начала канатки на Большого Будду и там же есть станция метро - ходит автобус S1 до Tung Chung Town Centre Bus Terminus (东涌市中心巴士总站)
Большой Будда - можно платить за билеты картой. Есть возможность туда и обратно ехать канаткой, но чаще используется вариант туда на канатке, обратно на автобусе №23.
Еще есть вариант от Будды уехать в рыбацкую деревню Tai O на автобусе, а уже оттуда возвращаться к Tung Chung.
У билетных касс есть камера хранения - 80 Hkd за рюкзак.
На фуникулере два вида кабинок "Standard cabin" и "Crystal Cabin" - второй вид дороже.
Обратный автобус №23 идет до станции Tung Chung. Ходит он с интервалом примерно 30 мин. И к нему стоит внушительная очередь.
Можно от Будды на автобусе №2 доехать до Муйво (Mui Wo, 公共汽车 梅窩) - там находится причал с паромами до Гонконга. Паромы отплывают раз в 30 - 40 минут. Продолжительность поездки 35 минут Fast и 50 минут Ordinary. Паромы оплачиваются Октопусом.
Гонконг. Про него много написано. Могу добавить, что ориентироваться в городе просто. Везде есть дублирование на английский язык. И всюду мы платили с помощью карты виза, начиная с отеля и кончая достопримечательностями. Жалели потом, что поменяли деньги в аэропорту, так как скорее всего за Октопус также можно было платить картой.
Пик Виктория - вверх мы поднимались на фуникулере в середине дня и стояли в очереди всего минут 20.
Спускались обратно на автобусе №15.
Были еще раз вечером - поднимались и спускались оба раза на автобусе. После заката вечером огромная очередь на фуникулер и такая же огромная очередь на автобус.
Как из аэропорта Гонконга попасть в китайский Шеньчжень.
Есть вариант с паромом, на который как я читала можно пройти сразу не получая багаж. Хотя нам было не нужно, но я очень сильно искала, где происходит ответвление на паром - и не нашла.
Главный путь в Шеньчжень (Shēnzhèn, 深圳) - это автобусы.
Coach Station находится в терминале 2. Здесь расположены стойки по продаже билетов. Билет в среднем стоит 190 – 250 гонконгских долларов в зависимости от района следования. Нам сказали, что уезжать можно круглосуточно.
От Coach Station в разные районы Шеньчжень отъезжают автобусы и маленькие черные машины Limo. Можно и нужно сразу ехать в нужный вам район города. Существуют автобусы прямо на Северный железнодорожный вокзал (Shēnzhèn North, 深圳北站).
Я читала, что машины Limo идут сразу через границу без высадки пассажиров. Проверить не удалось, потому что мы ехали на автобусе.
Каждому на грудь лепят наклейку с местом вашего направления. На границе автобус высаживает вас вместе с вещами. После прохождения границы вам нужно найти свое направления, указывая на грудь с наклейкой.
Разобраться в том, как попасть из аэропорта в Шеньчжень помог сайт - http://www.hongkongairport.com/CBT/Controller?locale=eng
На дорогу от аэропорта до северного вокзала у нас ушло 2,5 часа.
Северный железнодорожный вокзал Шеньчжень(Shenzhenbei Zhan, Shenzhen North Railway Station, 深圳北站)
Вокзал огромный и современный. Отсюда уходят скоростные поезда. При этом всего две кассы, продающие билеты, остальные на изменение и возврат. Очередь была гигантская. Мы в ней стояли больше часа.
В окно я сунула распечатки с номерами броней с сайта. Девушка очень волновалась, позвала другую девушку и выяснилось, что за билеты не с этой станции я должна заплатить 50 юаней. Здесь мы получили сразу все билеты по нашему маршруту.
В поезд запускают за 15 минут до отправления через автоматические двери. Нужно будет вставить свой билет, дверь откроется.
Гуйлинь (Guìlín 桂林)
В Гуйлине два железнодорожных вокзала. Северный - туда приходят скоростные поезда. И Центральный - южный, который расположен в центре города. Есть и другие, но я про них ничего не знаю.
Рядом с центральным (южным) находится Bus station. Напротив железнодорожного вокзала через дорогу находится маленькая bus station. Откуда уходят микроавтобусы в Лонгшень (汽车品牌专营店, Longsheng) и, наверное, еще куда-то.
Автобус из Гуйлиня в Фенхуан отходит от Qintan Bus Station в 11 утра. Станция расположена в другом районе. Туда можно дойти пешком от центра или на автобусе 91. Автобус в Фенхуан идет по разным показаниям от 6 до 8 часов. Мы хотели им воспользоваться, но все-таки решили не терять день, а ехать на ночном поезде из Лючжоу.
От Северного железнодорожного вокзала Гуйлиня в центр города идут три автобуса - 1, 99, 100. Мы поехали на 100. Заплатили по 1 юаню при входе - кладешь в ящичек. И хотя я следила за дорогой по планшету, все равно проехали центральный вокзал Guilin Train Station (桂林火车站) и вышли уже после того как автобус повернул налево. Возвращались обратно пешком.
В городских автобусах в Китае деньги бросают в кассу при входе. Первая дверь. Сдачу водители не дают.
В Гуйлине мы забронировали отель Guilin Zelin Hotel, он расположен прямо напротив вокзала. Я написала в отель письмо с разными вопросами. И мне ответил Роберт, который, как мне показалось, не особенно относится к отелю, а занимается туризмом. Он нам дал потом свои координаты, но я их потеряла в грядущем переезде. Если найду, то выложу. Он нам отвечал с адреса гостиницы. Роберт очень бойко говорит по английски. Живет в Гуйлине. Мужик толковый и нам понравился. Помог нам с путаницей в наших железнодорожных билетах. Конечно, взял за это комиссию. Но сами мы это не смогли бы понять и провернуть. Если вам нужен человек в Гуйлине, то забронируйте этот отель и напишите туда. Должен ответить Роберт. Потом от гостиницы можно будет и отказаться.
Слоновий хобот оказывается бесплатно нигде не виден. Вход на смотровую - 70 юаней. Не стали платить. Посмотрели на хобот в щелях между листвой деревьев.
Рисовые террасы. The Longji Rice Terraces, 龙脊梯田
Дажаи, Dazhai (大寨梯)
На террасы в Дажаи можно добраться на рейсовом автобусе с пересадкой. Но мы забронировали прямой автобус из Гуйлиня (50 юаней), который предложил хозяин забронированного отеля в Дажаи. Если нужен отель, то Longsheng Dazhai Tian Ranju Inn. Очень толковый там менеджер - спокойно ответил на мои миллион вопросов, в том числе и не относящиеся напрямую к рисовым террасам. И очень нам понравился сам отель.
Автобус в Дажаи отходит с того же места, откуда уходят микроавтобусы в Лонгшень. Идет 3 часа. У них же в отеле мы забронировали прямой автобус в Яншо (80 юаней).
Я хотела попасть на террасы сразу после приезда в Гуйлинь. Наш поезд прибывал в 15:00. Но из разговора с владельцем отеля я поняла, что после этого времени на террасы не попасть никак. То есть нужно обязательно ночевать в Гуйлине. В нашем случае можно было сделать по-другому и поехать вечером в Яншо. Но мы так не сделали.
На въезде к террасам собирают по 100 юаней за вход.
На рисовых террасах в Дажаи три смотровых точки, между которыми ходить и ходить. На одну смотровую - Golden Budha peak - поднимается канатная дорога - с нее смотрят закат. Работает канатка с 8:30 до шести или семи. Мы поднимались пешком.
Вторая популярная смотровая - Music from Paradise - с нее смотрят рассвет. Но и днем она тоже хороша.
В середине мая водой были залиты террасы только на Music from Paradise. Ощущение было, что все забили на эти террасы и строят отели. Одна великая большая отельная стройка.
Роберт в Гуйлине уверял нас, что вода сейчас только в Пиньяне, который рядом с Дажаи, и это частично было правдой. Потому что в Дажаи вода была только на одном склоне.
Изначально я не поняла, что к гостиницам нужно подниматься вверх от дороги. Мы до нашей гостиницы поднимались 50 минут. Не знаю, что там делать с чемоданами, например. Но везде в наличии женщины с заплечными корзинами. Именно они там вместо шерпов.
Три смотровые точки Дажаи
Яншо (Yangshuo, 阳朔县)
В Яншо мы ехали на автобусе прямо из Дажаи. Автобус заказывали через гостиницу - 80 юаней - 4 часа. У них было два варианта - 9:00 и 13:30. Все, кто ехал с нами в автобусе из Дажаи вышли в Гуйлине. До Яншо мы ехали вдвоем. Видимо это потому, что все нормальные люди сначала едут в Яншо, а потом уже на террасы. Дорога от Гуйлиня реально сильно загружена, но ехали мы не больше часа.
В Яншо два автовокзала. Северный, который находится на северном въезде со стороны Гуйлиня. Туда приходят автобусы из Гуйлиня. Южный вокзал находится в южной части города. Путеводители и Гугл выдают неверную информацию о якобы расположенном автовокзале в центре города, куда я намеревалась прибыть. От северного вокзала до центра еще придется ехать на автобусе. Но это не далеко.
В Яншо у нас было два дня и день приезда. Вечером в день приезда мы на велосипедах доехали до Мунхил (Moon Hill). 10 км на юг-юго-запад от Яншо. Ехать с уточнением дороги и остановками не меньше часа. Был туман, поэтому на вершину не поднимались.
На следующие два дня брали на прокат скутер - 120 юаней на день и 120 километров можно проехать на одной заправке. Я, честно говоря, не знаю, как бы мы все проехали на велосипеде, как я изначально собиралась.
1 день - доехали до Синпин (Xingping; 興平市) через Фули, там поездили везде вокруг, слазили на холм Лаоджай (Laozhai Shan; 老寨山) - указателя к нему никакого нет, зато бесплатно (искать вход нужно недалеко от переправы за аркой), потом мы переправились на пароме на другую сторону реки. Паром находится с самого левого края пристани. Стоит переправа 5 юаней с человека и 5 юаней за скутер.
От переправы мы козьими тропами, держась левее, доехали до нормальной дороги. Сначала кажется, что дороги там нет. Но постепенно разбитая тропа увеличивается-увеличивается и, наконец, доходит до асфальта. Я так и не нашла заранее, где находится Холм большой лапши (Xianggong Hill, 大面山). Уже здесь позже на форуме увидела, что если после переправы держать правее, то можно попасть на этот холм быстрее.
Но мы в результате, пропутешествовав по разным дорогам, кстати, совершенно прекрасным, вдруг увидели характерные иероглифы, случайно проезжая мимо. В первый день наc на смотровую не пустили, так как была гроза. Пришлось возвращаться сюда на следующий день.
Очень классная дорога ведет потом оттуда в Яншо. Через плантации мандаринов и кумкватов. Одно из лучших китайских впечатлений.
2 день - Поехали сначала вдоль реки Юлонг. Юлонг вышел из берегов после дождей, поэтому романтического проезда вдоль реки не вышло. Приходилось все время возвращаться на большую загруженную транспортом дорогу.
Заехали на смотровую Cuiping Hill (еще встречается название Whuzhi Hill, я так понимаю, что это одно и тоже?) недалеко от города Putao. Вход - 30 юаней.
Потом по дороге, ведущей от Putao к реке Ли, кстати, очень даже живописной, доехали опять до Xianggong Hill (50 юаней) и вернулись опять по той же кумкватной дороге в Яншо.
Сиреневая линия - перемещения первого дня. Зеленая линия - перемещения второго дня.
Из Яншо мы на автобусе уехали в Лючжоу (Liuzhou, 柳州), чтобы оттуда на поезде попасть в Джишоу. Автобус отходит от Северного автовокзала Яншо 4 раза в день, идет 4 часа по скоростным дорогам, стоит 65 юаней. В Гуйлинь не заезжает, хотя проезжает мимо. За билетами на автобус нам пришлось ехать на автостанцию.
От автобусной станции в Лючжоу, куда прибывает автобус, минут 20 пешком идти до железнодорожной станции Liuzhou's Railway Station. Вокзал в Лючжоу вовсе не современный и не большой. Обычный, с плохими туалетами и без кондиционера. Делать там совершенно нечего. Есть камера хранения - с нас взяли по 15 юаней за рюкзак.
Поезд прибывает на станцию города Jishou (吉首) и чтобы из Джишоу попасть в Фенхуан (Fenghuang 凤凰县) нужно выйдя из железнодорожного вокзала идти от привокзальной площади по дороге налево. Там через 100 метров в глубине двора будет автостанция. Автобусы начинают ходить с шести утра каждые полчаса. Ехать до Фенхуана час.
В Фенхуане нам не очень понравилось. На город нужно максимум пару часов. Мы там были целый день и это все нас жутко утомило. Теперь нет платы за вход в город, хотя вроде бы еще недавно была. То есть теперь совершенно бесплатно. В Фенхуане имеет смысл жить с видом на реку, чтобы качаться в кресле и медитировать на воду. Что еще там делать я не знаю. Дикое количество китайских туристов запруживают улицы с утра до вечера.
Из Фенхуана в Чжанцзяцзе, Zhangjiajie (张家界) ходит довольно много автобусов, он идет 4 часа. Первый в 8:00. Билеты на автобус, как правило, можно приобрести в гостинице.