Первоначально я хотел написать отчет в режиме online во время поездки. Сделал даже заготовку о подготовке к поездке. Но вернувшись еле живым от усталости из первого забега по Пекину в гостиницу, понял, что при моем ритме путешествия сил на написание нормального отчета не хватит. И решил вернуться к обычной практике описания путешествия после его завершения, когда все уже уляжется в голове, все волнения, удачи и неудачи будут позади.
А теперь собственно отчет. Сначала общая часть, а потом долго буду писать по дням, а их у меня было целых 22.
Даты поездки - 30.10 - 20.11.2016 года
Подготовка к поездке:
В Китай я начал собираться примерно 3 года назад. Для меня, человека увлекающегося историей, эта страна входит в первую пятерку самых интересных стран, наряду с Италией, Грецией, Египтом и Индией. Нашел уважаемый мной путеводитель Lonely Planet, издания 2012 года на русском языке и начал готовиться…
Египет, Италию, Индию и Грецию я уже успел посетить, даже по нескольку раз, а с Китаем что-то все не срасталось. Надо делать визу, почему-то мне казалось, что Шенген сделать проще. Надо будет мучиться с иероглифами и тональным языком. Ну и главное: кругом будут больше миллиарда китайцев. А в ходе предыдущих поездок постоянно приходилось сталкиваться с китайскими туристами: ругаться в ними за возможность сфотографироваться во всех интересных местах от Парижа до Ангкора. Один раз попал в глупое приключение, поднимаясь на мулах по кальдере Санторини в одной группе с горячими китайскими наездниками и наездницами.
В прошлом году осенью уже совсем было собрался, но отвлекся на безвизовую предолимпийскую Бразилию. Еще одним обстоятельством, которое меня отвлекало от Китая было то, что я стараюсь совмещать познавательный туризм с пляжным, а в Китае, несмотря на протяженное побережье, не так много интересных пляжных мест.
Но в этом году решил, что обязательно поеду осенью в Поднебесную. Сначала хотел поездить в сентябре в районе Пекина, Хуанхэ, побережья Желтого моря и Шанхая. Но увидел несколько фоток Бэйдайхэ и понял, что это не мое. На конец октября нашлись недорогие билеты родного "Аэрофлота" в Пекин/из Гуанчжоу. В Китае к этому времени уже закончится туристический сезон и значит толпы будут уже поменьше (бедлам первой недели октября будет уже позади), на Хайнани и в Гуандуне завершился сезон тайфунов.
Примерно за месяц до начала поездки купил на сайте "Аэрофлота" билет Тюмень –Москва - Пекин, Гуанчжоу – Москва – Тюмень. Максимально охватил 22 дня, вылет из Тюмени рано утром в субботу, прогулка по Москве, утром в воскресенье в Пекине. Обратно вылет днем в воскресенье и прилет в родной город рано утром в понедельник. В общем, оказалось как обычно, что самым оптимальным по времени и стоимости оказался вариант с пересадкой в Москве.
Маршрут
Первоначально, по советам Lonely Planet был составлен "костяк" маршрута: Пекин и его большая тройка (Гугун, Летний дворец, Храм неба), Великая Китайская Стена (далее сокращенно – ВКС), Сиань и Терракотовая Армия, Чунцин и Три ущелья, Хайнань (пляжный отдых) и Гуанчжоу (маленький шопинг). Потом начал нанизывать на маршрут попутные объекты и оказалось, что Китай еще интереснее. Между Пекином и Сианем вклинился Пинъяо (очень мне нравятся подобные исторические "резервации"). Между Ичаном и Саньей вообще полный жвах: напрашивались попасть в маршрут Чжанцзяцзе, Фэнхуан, Яншо, рисовые террасы Драконового Хребта и Бэйхай.
Для визы забронировал на Booking.сom гостиницы в Пекине, Сиане, Чунцине, Санье и Гуанчжоу и решил подождать получение визы, а потом завершить планирование маршрута.
Получение визы оказалось делом достаточно простым и несильно хлопотным. Воспользовался услугами визового сервиса компании "Пони-экспресс". Качеством услуг остался вполне доволен. Самостоятельно заполнил анкету, приложил копии паспортов, билеты на самолет и отменяемые бронирования букинга. Китайцы подняли стоимость визы и немного затянули выдачу из-за октябрьских праздников. В итоге за 5380 руб и через три недели я стал обладателем туристической визы в Поднебесную.
Маршрут я так и не добил до конца перед поездкой. В отличие от других стран в Китае все стремительно меняется. Четырехдневный круиз по Янцзы из Чунцина явно не вписывался во временные рамки моего маршрута. Решил проплыть на судне на подводных крыльях (hydrofoil). В Лоньке 2012 года гидрофойл отправлялся из Ваньчжоу, в Лоньке 2013 уже из Фенцзе. А при изучении нынешнего состояния дел я понял, что гидрофойл ушел в прошлое. Китайцы проложили вдоль Янцзы автодороги с мостами. Вроде еще ходят пассажирские паромы из Чунцина в Ичан, но Три ущелья они проходят ночью. Есть еще вариант с сокращенным трехдневным круизом из Ваньчжоу или Фенцзе, но это лишние два дня и достаточно дорогое удовольствие, даже если ехать на "китайском" корабле. Все-таки решил не исключать Чунцин из маршрута, а по месту решить как посмотреть на Янцзы: на пассажирском пароме, если удасться купить билет, или небольшим вечерним круизом в Чунцине и поездкой на дамбу Трех ущелий из Ичана. Из-за неопределенности с Чунцином полетел весь остальной маршрут. На момент начала поездки твердо было запланировано начало: пять дней четыре ночи в Пекине с посещением "Стены" и концовка: одна ночь в Гуанчжоу. Основным был вариант маршрута: Пекин и ВКС – Пинъяо - Сиань – Чунцин – Ичан – Чжанцзянзе (Фенхуан) – Яншо (через Лючжоу) – Хайнань (Санья) – Гуанчжоу.
В ходе поездки маршрут был скорректирован, исходя из моего физического состояния, настроения и погодных условий.
По факту маршрут получился такой: Пекин + ВКС (5 дней, 4 ночи) – ночной переезд в скором поезде – Пинъяо (2 дня, 1 ночь) – дневной переезд в скоростном поезде – Сиань (3 дня, 2 ночи) – ночной переезд в скором поезде в Чунцин (2 дня, 1 ночь) – перелет в Гуйлинь, переезд автобусом в Яншо – Яншо (4 дня, 3 ночи) – дневной переезд автобусом в Гуанчжоу, ночной переезд автобусом + паром в Санью – Санья (6 дней, 5 ночей) – ночной переезд в скором поезде в Гуанчжоу – Гуанчжоу (2 дня, 1 ночь). Время пребывания надо считать по ночам (21 ночь или 22 дня).
Страховку в "Ингострахе" я оформил не для визы, а для собственного успокоения.
Предварительные затраты:
1. Билеты на самолеты "Аэрофлота" Тюмень-Москва-Пекин, Гуанчжоу-Москва-Тюмень – 28900 руб
2. Однократная виза через "Пони-экспресс" - 5380 руб
3. Страховка "Ингострах"( онлайн), 75000$ медрасходы, 3000$ несчастный случай, 500$ багаж – 2470 руб.
Итого: 36750 руб
Междугородний транспорт в Китае
Передвигаться по стране первоначально я планировал на поездах.
По факту получилось следующее:
1. Три ночных переезда в скорых поездах: один раз в купейном вагоне (полный аналог нашего купейного поезда), два раза в плацкартном вагоне (шесть полок в купе, боковых нет, эти вагоны мне понравились больше купейных)
2. Два дневных переезда на скоростных поездах во втором классе: впечатляло, когда поезд набирал 230 км/ч, но лучше выбирать первый класс, второй класс это проходной двор, сильно суетливо, много людей едет стоя на небольшое расстояние.
3. Один внутренний перелет авиакомпанией "China Southern": чуть хуже организация перелета, чем у "Аэрофлота", но все на приличном уровне.
4. Три междугородних автобуса: если на китайских железных дорогах царит почти полный социалистический порядок, на самолетах почти полный капиталистический порядок, то на автобусах почти полный капиталистический бардак, расписание не соблюдается, долго собирают пассажиров, остановки по требованию, можно нарваться на грузопассажирский вариант (это вообще жвах). Но автобусы в неплохом состоянии и контролируются полицией. Второй раз в жизни ехал в спальном автобусе, оказалось в принципе прилично в плане чистоты.
5. Паром на Хайнань: туда было старое корыто, хуже даже чем в Индонезии, обратно ехал в поезде, ничего не видел, кроме стенки корабля.
Городской и пригородный транспорт: метро, городские и пригородные автобусы, немного такси.
С этим делом в местах моего посещения было все нормально и честно сказать получше, чем у нас. Вполне себе европейский уровень.
Первый раз в одной стране ездил на метро сразу в четырех городах: Пекин, Сиань, Чунцин, Гуанчжоу. Во всех случаях уровень метро выше московского, кроме, естественно, внутреннего убранства станций. Без проблем билеты покупал в специальных аппаратах, которые переводил на английский язык. Один раз попал в ужас тихий в метро Гуанчжоу. А так все вполне терпимо в плане толчеи (Китай все-таки).
Городские и пригородные автобусы – основная проблема была иметь мелкую наличность, т.к. надо озвучить правильно куда едешь, деньги показать водителю или кондуктору и опустить в ящик (борьба с коррупцией по-китайски - ни в коем случае не в потные руки китайских служащих). Качество подвижного состава примерно равно моей родной Тюмени, но всегда имелся кондиционер.
Такси пользовался очень редко, официальным только на Хайнани. Всякое бывало. Одному парню даже на чай оставил, очень мне помог.
Связь.
Один раз звонил с симки "Гудлайн" (очень дорого), один раз с симки Теле2 (процентов на 30 дешевле, чем "Гудлайн"). Потом купил симку China Mobile. Звонки через IP-номер 12593 дешевле более чем 1,5 раза по сравнению Теле2. Симка была 4G, но на моем стареньком Samsung Note II она работала в режиме 2G. Медленно, но верно. Общие затраты за три недели 142 юаня (100 первоначальный взнос, потом пополнял для звонков два раза). Очень просто контролировал баланс: слал СМС 101 на номер 10086, ответ был на китайском, но цифры с юанями я понимал. Пополнять баланс было сложнее: заходил в офисы China Mobile, но в Санье пополнить пекинскую симку мне не смогли. В принципе услугами China Mobile я доволен. Со звонками вообще все прекрасно было. Медленного 2G-интернета мне хватало за глаза.
Ориентирование на местности.
Гугловские приложения в Китае без VPN не работают. Я заморачиваться VPN не стал, открыл ящик на mail.ru, ориентировался по офлайн-картам Maps.me. Проблемы возникали только при поиске отеля, забронированного в букинге, т.к. на этом сайте установлена связь с картами Гугл.
Деньги
По денежному вопросу первоначально планировал купить сразу юани в Тюмени, неплохой курс в ВТБ-24. Но когда понял что купюр больше 100 юаней (1000руб) нет, то решил купить на первое время юани и взять доллары на базовую сумму предполагаемых расходов. На шопинг и излишества имеется одна карточка, на черный день - другая. В итоге пару раз платил карточкой (оплата номера в пекинской гостинице, за билет на самолет). Обмен долларов на юани производил три раза в банке Bank of China. Курс хороший, немного затянута процедура оформления бумаг, но терпимо. Один раз на Хайнани обмен производил через автомат, это было вообще очень быстро. Карточками в магазинах не пользовался, по причине падения курса рубля в ходе поездки. Выгоднее было платить наличными, это однозначно.
Языковый барьер в виде тонального языка и письменности.
Немного меня страшил. Но я наделал бумажные надписи с нужными географическими названиями: упрощенными иероглифами, пиньинем и Палладием. Этого вполне хватало. В ходе поездки немного привык к тональному языку и вполне нормально ориентировался. Хотя китайцы существенно упростили жизнь туристам, т.к. вся транспортная информация дублируется пиньинем. Больших проблем у меня в этом плане не было.
Китайцы
Организованные китайские туристы - "традиционные враги" каждого туриста из другой страны. И вот я оказался, так сказать, на их территории. Лично я буду теперь относиться к китайским туристам заграницей с пониманием. Все выкрутасы их поведения происходят из двух вещей: а) так они привыкли вести себя в своей стране и только так можно вести себя при нахождении в толпе во время "поточного" китайского организованного тура; б) их так учит местная пропаганда: мы представителю бывшей и будущей сверхдержавы. Мне было, честно говоря, жалко местных организованных туристов-провинциалов, когда они стайками сидели на отдыхе между экскурсиями. А иногда забавно было наблюдать их непосредственность. Я стойко переносил интерес к своей ярко выраженной северной физиономии, позволял фотографироваться с собой. Наверное больше тысячи семейных фотоальбомов украсит мое изображение.
А вот поведение нетуристической части китайского общества оставило двоякое впечатление.
С одной стороны спокойные, нешумливые пекинцы, чунцинцы и жители Гуанчжоу, а с другой буйная масса остального китайского населения, которая сорит, плюет, орет, дерется и от соседства с которой можно просто оглохнуть. Иногда меня брала оторопь, иногда раздражение. Хотя, если честно сказать лично меня ни разу никак не обидели. Наоборот, рядом часто оказывались местные жители, которые искренне хотели помочь. Поэтому в конечном счете к китайцам я привык.
Безопасность
К постоянному контролю я также привык быстро и меня это честно не напрягало. Наоборот я чувствовал себя под постоянной защитой местной власти.
Мое общение с местной полицией свелось к нечастым моим обращениям за справочной помощью.
Честно сказать я даже немного излишне расслабился. На фоне предыдущей поездки в Бразилию, меня охватило ощущение полной безопасности.
Меня только удивляло то обстоятельство, что все окна были тщательно зарешечены, на некоторых многоэтажных домах с первого по последний этаж.
В ходе поездки ничего страшного со мной не произошло.
Гостиницы
Все гостиницы я забронировал на букинге. Проблем не было никаких. Причем больше половины бронирований были произведены уже в ходе поездки, а остальные брони я скорректировал.
Соотношением качества и цены китайских гостиниц я полностью доволен. Небольшие проблемы были в двух случаях, но на ходе поездки это никак не отразилось. Во всех гостиницах был кондиционер, телевизор, ванная комната, чайник. Стоимость ночи проживания - от 750 руб в Чунцине до 2000 руб в Пекине. Гостиницы я выбирал исходя из близости к транспортной инфраструктуре или достопримечательностям. Некоторые гостиницы имели "историю" или "псевдоисторию"
Еда
И здесь у меня было все в порядке. В период адаптации кушал овсяную кашку по утрам. Когда надоедала местная кухня посещал вполне приличные "Макдональдсы" и КFC. Мой утренний хит были паровые пирожки "баоцзы" (любовь к ним вспыхнула в Пекине и продлилась до Хайнаня). Днем я кушал что-то быстрое, чаще всего лапшу или пельмени. А вечерний хит у меня – утка по-пекински, ничего более вкусного я в Китае не ел.
В плане здоровья всякое бывало, но ничего ужасного не произошло.
Цены
Дожились мы до того, что уже и в Китае цены и зарплаты выше, чем у нас. Хотя я бы не сказал, что там уж совсем дорого, но все же. Мое представление о Китае как о дешевой стране ушло в небытие однозначно. Соизмеримо с российскими стоит только питьевая вода в бутылках и пиво китайских марок типа "Харбин". Хотя еда в общепите уже не так сильно различается. Стоимость "Большого завтрака" в Макдональдсе чуть дороже в Китае.
Китайские турфирмы
На организованные местными турфирмами экскурсии я не ездил. Опыт общения с ними ограничивается покупкой билетов на сайте Ctrip. Опыт неоднозначный. Билет на самолет купил успешно, без проблем им воспользовался. А вот покупка билета на поезд прошла неудачно: деньги списали, но билет купить не успели, деньги так еще не вернулись на карточку.
В ходе моей поездки лето я все-таки догнал в Гуанчжоу и на Хайнане. Сначала была поздняя осень в Пекине (от 0 до +10), похожее на наше "бабье лето" погода в Пинъяо и Сиане, слякоть в Чунцине, что-то похожее на нашу весну в Яншо. Далее хайнаньская жара и солнце, я даже умудрился сгореть за пять дней. А завершении аналогичная нашей позднеавгустовской погода в Гуанчжоу, весь город был усыпан опавшими цветами.
Самые яркие впечатления:
1. Пекин
Согласен с оценкой, что этот город во многом "совковый", но для меня лично это скорее плюс, чем минус. У меня было не слишком много времени на неспешные прогулки, но того времени, что я смог урвать у топ-достопримечательностей пекинской большой тройки (Гугун, Храм Неба и Летний дворец) мне хватило полюбить пекинские хутуны, побывать на торговых и обжорных улицах. Лично для меня исторический центр Пекина (Запретный город и площадь Тяньаньмэнь) достопримечательность №1 в Китае. А вид на Запретный город с холма в парке Jingshan просто завораживает.
2. Великая Китайская Стена
Не могу понять высокомерного отношения к отреставрированным достопримечательностям, и в частности к участку ВКС в Бадалине. А как же тогда относиться к Петергофу и Екатерининскому дворцу. Я побывал на ВКС и в толпе туристов на "избитом" Бадалине и практически в одиночестве в Хуанхуа. Оба раза ездил на общественном транспорте. И в полном восторге от обоих участков. После Бадалина любой наплыв китайских туристов уже был не страшен и именно здесь ощущаешь, что находишься в значимом историческом месте.
Ну а ХуанХуа … это романтика, тишина и очарование старины.
3. Пинъяо
Здесь я отдохнул душой. Обошел практически все музеи, побродил и по городской стене и вдоль нее. В отличие от полузаконсервированного Дубровника Пинъяо это живой город со всеми плюсами и минусами. В общем, шикарное место.
4. Сиань
Чуть не захлебнулся слюной пока шел до гостинице по улице Beiyuanmen, кто там был поймет меня. Городская стена, Мусульманский квартал, обе башни и обе гусиные пагоды достойны внимания. Ну и радовало осознание того, что ты находишься на территории великолепного Чанъаня, некогда крупнейшего мегаполиса Земли.
5. Терракотовая армия
Возвращался на автобусе в Сиань уставший и немного грустный от того, что основная историческая программа по Китаю выполнена. Сама "армия" как водится в таких местах, о которых много читал и к которым усиленно готовился, немного разочаровала. Ждал чего-то уж совсем грандиозного.
6. Чунцин
Честно сказать мое мнение об этом городе менялось на противоположное несколько раз в течение одного дня: от омерзения до полного восторга. Город мерзкой погоды и туманов, небоскребов и широких проспектов, грязи и "горячих горшков", и великой реки Янцзы. Я жил в маленьком островке старого Чунцина, окруженным мерзким оптово-розничным рынком и хайтековым мостом через Янцзы. Когда я приехал утром шел дождь, вечером шел дождь, в промежутке между которыми я успел пробежаться по городу и съездить в круиз "Две реки". И единственный раз за всю поездку я умудрился конкретно заблудиться. Мыс Chaotianmen полностью разворочен, его превращают во что-то грандиозно небоскребное. Но еще можно уцепиться за него и полюбоваться на Янцзы.
7. Яншо
К этому идиллическому месту уже подобрался китайский туризм и бизнес. На реке Ли целый день суета от круизных теплоходов и тарахтящих "бамбу", а долина реки Ялонг превращается в местный вариант Рублевки для богатых жителей Гуйлиня и Яншо. Но красота кругом потрясающая, у меня, например, крышу снесло конкретно, ладно хоть без серьезных последствий.
8. Хайнань
Моей базой на Хайнани был "русский" пляж Дадунхай в Санье. При подготовке к поездке об этой особенности пляжа я не знал, т.к. в старых путеводителях Дадунхай был местом дислокации западных бэкпекеров. Но теперь этот пляж можно сказать образец русско-китайской дружбы. Западники откочевали в центр Саньи и на Ялунвань (по крайней мере я там их видел). Из Саньи я совершил несколько поездок по пляжам и достопримечательностям восточного побережья. Китайский пляжный отдых меня сильно не впечатлил. На Хайнани, в районе Саньи очень сильно вмешательство турбизнеса для массового китайского туриста. Организованные группы есть везде от Дадунхая до Синкуня. На пляжах Дадунхай и Ялунвань официально купаться можно только в небольших огороженных зонах. Остальная акватория предназначена на мечущихся вдоль побережья богатых китайцев на водных мотоциклах или пассажиров "бананов". Но море чистое, в ноябре купаться комфортно. Первый раз меня не напрягало наличие организованных соотечественников на пляже, на фоне китайцев это были островки тишины и спокойствия.
9. Гуанчжоу
Этот город меня неожиданно порадовал интересными достопримечательностями. Я так увлекся, что провалил запланированный небольшой заключительный шопинг. Ну и попал в "алес капут" субботнего вечера в районе Кантонской башни, когда трудно было войти в метро.
Последней прогулкой по Китаю была утренняя прогулка по небоскребному району Гуанчжоу вокруг станции метро Zhujiang New Town.
Далее продолжу по дням.