Маршрут: Пекин-Пингайо-Сиань-гора Хуашань-Ченгду-Лешань-гора Эмейшань-Кунминг-Лидзянь-ущелья прыгающего тигра-Гуилин-Янгшо-Лонгншенг-Шанхай.
Beijing-Pingyao-Xian-Huashan-Chengdu-Leshan-Emeishan-Kunming- Tiger Leaping Gorge- Lijiang-Guilin-Longji rice terraces-Yangsho-Suzhou-Shanghai
Beijing
Day1
Москва-Пекин ночной рейс. Думал, высплюсь пока буду лететь и с утра сразу начну осмотр, но в итоге выспался плохо. Лететь 8 часов, но по Москве прилёт в 5, так что мало времени поспать, особенно если ждать ужин. Пока прошёл паспортный контроль, доехал до отеля, поменял деньги было уже далеко не утро.
В паре остановок на метро от отеля был Храм Ламы (Yonghe Lama Temple), вот туда и решил направиться в первый день. Вместе с входным билетом в Храм Ламы дают упаковку с ароматическими палочками, которые народ поджигает и ставит тут же. Поэтому на входе довольно дымно.
Как и большинство буддистских храмов, храм Ламы представляет из себя комплекс зданий-храмов, стоящих одно за другим. В каждом статуя божества по середине. Чтобы осмотреть весь комплекс, ты проходишь все эти здания насквозь. В храме, несмотря на обилие туристов, много людей молятся.
Рядом с храмом Ламы есть храм Конфуция (Confucius Temple), решил посмотреть и его. По архитектуре и стилистике он похож на храм Ламы. Приятным и неожиданным бонусом для меня стало небольшое представление, которое как раз началось в этом храме, когда я туда зашёл.
Почти все достопримечательности закрываются в 5-6 часов, поэтому после храма Концфуция, было уже поздно идти куда-то ещё и я просто решил прогуляться по улочкам вокруг. Дошёл пешком до Drum and Bell Towers. Потом прогулялся по узким улочкам хутонгов, который в этот субботний вечер были просто забиты людьми.
На первый день оставалось ещё одно дело – надо было купить билеты на поезд. Большинство билетов покупал заранее через Ctrip. Удобные поезда могут быстро разбирать, и чтобы не поехал маршрут из-за отсутствия билетов на месте, основные билеты брал заранее. Оставалось пара билетов на направления, где было достаточно вариантов, и чтобы не платить дополнительно комиссию Ctrip, решил взять их на месте. Что и сделал в первый же вечер без проблем. На вокзале на информационном табло было написано, в каком окошке англоговорящий кассир. Вообще потом по пути ещё не раз покупал билеты на короткие расстояния, и проблем особо не было. Чтобы преодолеть языковой барьер, я заранее в смартфоне переводил название пункта назначения, и просто показывал это кассиру.
Вечером пошёл дегустировать пекинскую утку в Jingzun Peking Duck (стоит около 150y, можно брать половину утки). Утку подают так: сама утка, стопка тонких лепёшек, немного овощей (огурцы и лук) и соус. Это все нужно собирать вместе и отправлять в рот.
Вообще утка – это самое дорогое, что я ел в Пекине. Так цены гораздо ниже. Например завтракал я обычно пельменями (бао-цзы) в маленьких едальнях возле отеля (10у за 8 штук)
Day2
Встал пораньше и направился в Храм неба (Temple of Heaven). Это место представляет собой огромный парк с Храмом неба в центре. В парке с утра было полно местных жителей (в основном уже в возрасте), которые занимались все чем только можно: тайчи, цигун, растяжка, на тренажёрах, танцы, игра в сокс.
Сам храм тоже интересный.
После храма неба направился в парк Бэйхай. По пути заглянул на площадь Тянанмэнь, которая не особо впечатлила. Парк Бэйхай – ещё больше по размеру, чем Храм Неба, с большим озером по середине и холмом с буддистской ступой на вершине.
Вечером, прогуливаясь по городу, увидел ресторанчик, в котором было полно народу, хороший знак, что тут вкусно. Решил зайти. Пришлось не много подождать на улице пока освободиться место. Зайдя, обнаружил, что ни кто из персонала не говорит по английски и в меню нет картинок. Почти у всех на столах были большие глубокие тарелки-супницы. Я подумал, что это суп. И тыкнув пальцем, жестами заказал себе такой же. Видя мои затруднения с заказом, пара молодых китайцев, говорящих по английски, пригласила меня, подсесть к ним за столик и помогла мне сделать заказ. Как оказалось, в тарелках был не суп, а острый жидкий соус. Этакий hot-pot, но hot не от температуры, а от остроты. К этому соусу ты берёшь небольшие шпажки со всякой всячиной, погружаешь их в соус, после чего ешь. Это был ресторан Сычуанской кухни.
В Пекине, как почти во всех городах Китая, где я был, полно всяких двухколёсных средств передвижения (велосипедов, мопедов). Почти во всех городах есть отдельная полоса на дороге для велосипедов, и не узенькая как у нас, а полноценная полоса, ещё и отделённая конструктивно от основной дороги. Большинство мотоциклов-мопедов в Пекине электрические, поэтому, когда он приближается к тебе по тротуару, его почти не слышно, надо быть всегда начеку.
Велосипеды не пристёгивают в заборам/деревьям, видимо потому что на всех не хватает, а просто продевают замок через колесо и раму, чтобы заблокировать колесо.
Вечером зашёл на food-street Wangfujing Street, на которой продают всякие снэки, многие их которых весьма экзотичны. Сам я правда не решился попробовать ни какой экзотики. Вообще всяких насекомых, скорпионов видел только на туристических улицах и ни когда, в обычных едальнях, поэтому не ясно едят ли сами китайцы такой или только глупых туристов кормят этим.
Day3
Собирался поехать на стену, начитался много противоречивой информации, в итоге решил ехать на автобусе в 7 утра. Но опоздал на 10 минут. Потом осознал, что забыл в отеле поясную-потайную сумку с паспортом и всеми деньгами, поэтому решил поехать на стену на следующий день.
А в третий день поехал в Летний императорский дворец, до него можно удобно доехать на метро. Какое-то время не мог найти в парке дорогу в сам дворец, который находится на холме напротив озера.
Очень меня зацепили крыши, не только в этом месте, но везде в Китае
После осмотра главного дворца бродил ещё по парку-холмам вокруг и вышел на старое не отреставрированное здание, на котором было наглядно видно из чего построены дворцы. Как выяснилось все они из дерева, даже колоны это деревянные основы сверху покрытые декоративным слоем и краской.
В Летний дворец есть два типа билета просто вход в парк, а внутри надо будет платить дополнительно за все входы и полный (through ticket). Если вы не музейный фанат или у вас ограничено время, то лучше брать первый и потом дополнительно заплатить за вход в сам летний дворец, а остальное это какие-то выставки-музеи. мне показалось не супер интересно.
После Летнего дворца заехал на блошиный рынок, который находится довольно далеко от туристического центра, когда я там был особо туристов/толп не было. В путеводителе было написано, что работает до 6, но собираться начали значительно раньше.
Купил какой-то музыкальный инструмент там, называется Xun. Продавец очень интересно на нем играл и в придачу давал листок с инструкцией (а как потом выяснилось, не только листок но и журнальчик на китайским с нотам/табами для этого инструмента и фотками продавца на обложке, как я понял, он профессионально играет на этом инструменте). Но к сожалению, на нем оказалось очень сложно играть и даже просто извлечь хоть какую-то ноту. Ну хоть выглядит он красиво)))
Day4
Учитывая моё вчерашнее опоздание на автобус, встал в 5:30, чтобы успеть на автобус на гору в 7-00. Я вычитал 2 варианта как ехать, выбрал один. Сел в автобус. сразу закрались подозрения, так как был туристов не было совсем в автобусе. Доехал за 2.5 часа до какой-то остановки, где через 30 минут должен быть другой автобус до места куда надо. Прождал пол часа, но автобус не пришёл. пришлось ехать на машине. Шофер, которой уже 30 минут меня зазывал, скинул только 10у, поехал за 30у. Обратно ехал по другому. на автобусе H23 прям оттуда до города ближайшего, а потом на 916 до пекина, за все 10у. и быстрее в два раза.
Ездил в место Mutianyu.
Стена великолепна, очень понравилось. Ходил там много, и больше верх вниз по ступенькам.
На стене с одной стороны (справа) от подъёмника, идёшь идёшь и потом тупик, замурован проход. Слева идёшь идёшь, потом знак, что конец и дальше нельзя. Перелазишь там, идёшь дальше, уже не так ухожена стена. Дальше ещё один знак, что тут уж точно конец, и после него уже начинается совсем дикие места. Деревья прям на стене растут, камни местами разбиты, шатаются. народу почти нет.
Добрел до очень крутого подъёма без ступенек. Не много по нему покарабкался вверх, но потом решил возвращаться, спускаться по нему было ещё сложнее, чем подниматься, того и гляди соскользнёшь. Спустился, не много прошёл назад, и в одном месте был разлом в стене и сход со стены и оттуда как раз вышла пара, которая долго откуда-то из другого места шла. Они рассказали что есть обход того крутого места по лесу и потом опять на стену возвращаешься. Я решил обойти так и ещё немного вперёд пройти. Дошёл в итоге до очередной сторожевой башни на холме, довольно живописном месте. Там решил закончить и возвращаться, а стена же уходила по холмам все дальше и дальше, конца ей не было видно..
Кто пойдёт туда куда нельзя, то осторожнее, там уже и камни могут не так крепко лежать и народу может не быть. В одном месте там будет крутой-крутой польем, по которому прям карабкаться надо, вот до него есть отворот влево со стены, там леском немного проходишь и выходишь опять на стену уже за этим крутым подъёмом.
Как потом выяснилось, есть ещё интереснее варианты посетить стегу, но детали я не знаю. Идея в том, чтобы ехать в деревню не далеко от реставрированного участка стены, и там бесплатно заходить на стену, идти по неотреставрированной части, потом выходить на отреставрированную часть и там спускаться на автобус и возвращаться в Пекин.
Info: Как доехать до стены, где я был. Едешь до метро dongzhimen. по переходом идёшь до выхода H, его сначала не будет на табличках, так что следуй по указателям в сторону Bus transfer hall. Выходишь сразу в здании вокзала. налево пара метров будут начинаться проходы с номерами а дальше автобусы и таблички с номерами рядом. Нужен 916. ходит довольно часто. Ехать до города Huairou. В городе несколько остановок, какая именно я точно не помню, скорее всего huai rou bei da jie. Лучше попробовать погуглить по словам “Mutianyu, Huairou, 916, h23”. Как выйдешь из 916 автобуса там можно пересесть на автобус Н23, у него сверху где электронный номер могут быть нули а снизу табличка на ней какой-то текст и Н23 или просто 23. он идёт уже до места. Там будет такой мост высокий над дорогой и на следующей выходить.
Info: в кассе метро, сразу по прилёту можно купить trevel card (20у депозит (потом вернут в обмен на карточку). По этой карте в метро не надо каждый раз покупать билет + она даёт 50% скидку на автобусы, включая тот, на котором едешь на гору.
Day5
В этот день вечером уезжал из Пекина в Pingyao на ночном поезде. Поэтому с утра собрал вещи и, оставив рюкзак в отеле, отправился на осмотр Запретного города.
Чтобы зайти в запретный город нужен паспорт, я свой носил всегда с собой в потайной сумке на поясе.
Комплекс большой, Народу там тьма. Весь народ сосредоточен в центре, завернёшь в бок и там уже значительно меньше людей. В некоторых местах просто не протолкнёшься посмотреть, даже если там и не очень интересно, всем же надо сделать селфи на фоне, с селфи палками каждый второй.
После китайской стены ноги не много уставшие, поэтому довольно ленивое состояние. Да и вроде все основное уже посмотрел. Поэтому ни чего особого в этот день больше не посетил, ограничился поездкой к олимпийскому стадиону Птичье гнездо, посидел там в парке почитал книжку. Под вечер полил ливень, хорошо я оказался рядом с какой-то едальней, где и укрылся, заодно и поужинал.
Вечером вернулся в отель, взял рюкзак и на вокзал, в дорогу!
При входе на вокзал сверяют имя с именем на билете. На вокзале в Пекине очень много народу. Пускают на перон только, когда приходит поезд, то есть сразу заходишь в поезд на пероне не стоишь.
На вокзал, в аэропортах, в поездах, во многих хостелах-отелях есть бесплатный кипяток. Поэтому я сразу, узнав это, купил себе бутылку-кружку и чай и везде в дороге наслаждался свежезаваренным чаем.
Этот поезд был hard-sleeper — плацкарт, но с тремя полками по вертикали и без боковых. У меня была нижняя полка, но китайская бабушка, показав забинтованную руку, жестами попросила поменяться на верхнюю. Полки довольно длинный, с моим ростом 190+ ноги не торчали в проходе.
С одной стороны вагона помимо туалета есть умывальная комната, три умывальника, не надо стоять в очередь в туалет, чтобы умыться перед сном или с утра.
В поездах в 10 вечера отбой, выключают свет и все спят, но около 6 уже могут начать шевелиться, разговаривать, что-то передавать через громкоговоритель, особенно если станция промежуточная есть.
Многие китайцы храпят, поэтому лучше иметь беруши. Не спасёт даже купе, потому что храпящий китаец может быть и там.