И вот наконец время настало. Во Владивостоке нашлась ровно одна турфирма, готовая сделать визу без маразмов в духе "возьмёмся, только если будете бронировать отель через нас" и запросила за свои услуги 12500 рублей. Поскольку визовый центр документы по почте не принимает, а лететь в Москву - не вариант, пришлось согласиться. Делали почти месяц.
С билетами тоже все оказалось не так просто. Озаботился этим за 4 месяца, но при забивании в поисковики "в лоб" Владивосток - Тайбэй/Гаосюн предлагаемые варианты были либо астрономически дорогими, либо просто дорогими, но с ужасными стыковками. В итоге взял три отдельных билета: Владивосток - Сеул, Пусан - Владивосток от Авроры и Сеул - Гаосюн + Тайбэй - Пусан China Airlines. Вышло тысяч на 5 дешевле самого выгодного единого билета, но все равно за те же деньги можно было бы слетать в Европу.
В общем, неудивительно, что это направление особым интересом у путешественников не пользуется.
Планирование маршрута было непростым и даже мучительным. Для посещения всех желаемых объектов потребовалось бы больше отпущенных нашим правительством восьми дней каникул. В итоге решил выкинуть большую часть природы и сосредоточиться на городах. Получилось так:
3 дня: Гаосюн и окрестности
1 день: Тароко
4 дня: Тайбэй и окрестности
Сейчас думаю, что правильно сделал. Даже Тароко, который называют самой красивой природной достопримечательностью острова, не произвел на меня такого уж сильного впечатления. Вероятно, сказалась избалованность Исландией, Новой Зеландией и юго-западом США.
Про погоду. Тайваньская зима напоминает наше лето. Днём жарковато, но без зноя, градусов 25, ночью около 20 - прям идеально. В Тайбэе ещё большая влажность, а потому духота, но терпимая. Ходил в футболке, шортах и сандалиях всегда и везде, кроме Тароко, да и то зря. Единственное место, где я мёрз - это метро. Вообще, зима - лучший сезон для посещения Тайваня, летом там должен быть жаркий и мокрый ад.
Про деньги. Наличка нужна, международные карты принимают мало где, даже не во всех супермаркетах. При обмене валюты в аэропорту берут комиссию. Банкоматов хватает, в них комиссии нет. Вообще, страна мне показалась недорогой, дешевле не только Гонконга, но даже мегаполисов и популярных районов КНР.
Про коммуникацию. С языком проблем нет, практически все надписи дублированы на английском, остановки объявляют по-английски даже в автобусах. Многие местные язык тоже знают и в состоянии поддержать разговор. Я б сказал, что ситуация похуже, чем в Гонконге, но получше, чем в КНР и даже чем в Корее.
Тайваньцы от материковых китайцев отличаются разительно. Спокойные, аккуратные и интеллигентные, лишённые колхозных привычек, жутко раздражающих в КНРовцах.
31 декабря
Лететь тайваньской авиакомпанией China Airlines мне понравилось. Самолет чистый, в приятной цветовой гамме как снаружи, так и внутри. Несмотря на то, что перелёт длится 2.5 часа, кормили полноценным и вкусным обедом. Эх, авиакомпаниям из "белых" стран взять бы с них пример.
В аэропортовом туалете сразу же переоделся в летнее. Аэропорт сравнительно небольшой для трёхмиллионного города. Паспортный контроль прошел быстро и легко. Сразу же поменял деньги. Курс в аэропорту нормальный, но берут комиссию 30$ (цены здесь и далее в тайваньских долларах). Рядом с выходом к метро обнаружил стойку, где продавались туристические сим-карты. Я себе взял карту на 10 дней с безлимитным интернетом за 500$. Остался полностью доволен, практически везде есть покрытие 4G, даже в метро.
Покупка карты EasyCard, которой можно оплачивать проезд в общественном транспорте по всему острову, оказалась небольшим квестом. Купить ее можно на станции метро за 100$, но с нулевым балансом. и пополнить ее в гаосюнском метро, в отличие от тайбэйского, негде. Пришлось возвращаться обратно в аэропорт и класть на нее деньги в FamilyMart.
Первые две ночи предстояло провести в Legend Hotel Pier2. Выхожу на станции Yanchengpu, и первый возникающий в голове вопрос: как здесь вообще ходить? Кажется, здесь никто не ходит пешком. Зачем, когда есть мопед? Мопеды - хозяева города. На них можно ездить по тротуарам и ночным рынкам, для них доступны некоторые закрытые для авто дороги, а перед каждым светофором есть выделенная зона для мопедов, так что стартуют они всегда первыми. Тротуары есть далеко не везде, но даже там, где есть, идти все равно удобнее по дороге, поскольку тротуар используется как правило для торговли или уличного кафе, а если ничего такого нет, то для парковки. Пешеходных светофором тоже нет, приходится ориентироваться по автомобильным, они тут горизонтальные и подвешены над дорогами. Со временем привык, конечно, но поначалу было довольно неуютно.
Сам отель очень понравился. Внутри все стены расписаны художниками, номер просторный, на завтрак полноценный шведский стол, и всё это за смешные деньги. Вообще, с размещением на Тайване дела обстоят очень хорошо, найти подобные условия в районе 2-3 тысяч рублей за ночь не проблема.
Кинул вещи в номере и пошел гулять по окрестностям. Первым делом - на Love River. Река как река, можно сплавиться по ней на автобусе-амфибии.
Потом отправился на Pier-2 Art Center. Эта бывшая территория порта сейчас отдана во владение творческой интеллигенции. Вытянулась она километра на полтора и включает в себя галереи, магазинчики и прочие интересные объекты.
Центр детского творчества.
Можно покататься на игрушечном поезде.
В конце концов дошел до Hamasen Railway Cultural Park - бывшей железнодорожной станции, ныне превращённой в общественное пространство.
Зашел в перевёрнутый домик. Сделано довольно интересно и с большим вниманием к деталям.
Когда стемнело, немного прошёлся по Pier 2 в обратном направлении. Ночью он менее уютен, лавочки позакрывались, и количество людей резко уменьшилось.
Дальше поехал на станцию Formosa Boulevard. Вообще, метро в Гаосюне само по себе является достопримечательностью, а эта станция считается одной из самых красивых в мире. Всё благодаря Dome of light.
Так эта станция выглядит обычно.
Но несколько раз в сутки она преображается: колонны и потолок начинают переливаться разными цветами под музыку. Длится это минут пять.
Но самое крутое, что есть в метро - это прекрасные KRT Girls, встретить которых можно на всех станциях.
Дальше я заглянул на Nanhua Night Market. Мой первый тайваньский ночной рынок, и на меня он произвел не самое приятное впечатление. Во-первых, еды на нем мало, он в основном шмоточный. Во-вторых, по нему многие ездят на мопедах. Если на других это скорее исключение, то здесь - правило. Но зато там я поел самое вкусное Aiyu jelly - местный десерт, представляющий собой кусочки желе (именно настоящее желе, а не как в bubble tea) в соке, иногда со льдом. В других местах было уже не то.
Потом поехал на Lotus Pond с его знаменитыми пагодами. На метро до Ecological District, дальше пешком с километр. Понемногу привыкаю к дорожному движению, уже не так страшно.
Пагоды тигра и дракона.
Павильон пяти ли (?), в общем 五里亭
Hsuan Tien god statue (玄天上帝神像) и храм в ней.
К сожалению, не всё получилось прилично сфотографировать в темноте, но место красивое и приятное, прогулялся вокруг озера с удовольствием.
Ближе к 22 часам вышел к станции Zuoying, где поел в одной из немногих еще работавших кафешек. Новый год по времени своего города встретил за едой, неплохо. И поехал к Dream Mall, возле которого проходят основные новогодние массовые гуляния.
Перед торговым центром шел концерт, по всей видимости, каких-то местных музыкантов. Народу - полно. В итоге занял позицию, с которой более-менее было видно. Ближе к полуночи со сцены произнесли речь известные в этих местах люди, пожелали, наверное, счастья и удачи. В 23:59 на стену торгового центра спроецировали обратный отсчет, а после полуночи показали виртуальный фейерверк и мультик про морских обитателей. После него концерт возобновился.
Вообще, в техническом плане все было сделано на высшем уровне, смотрел с открытым ртом и думал, насколько же нам до такого еще далеко.
Работу метро продлили до двух ночи, так что с тем, чтобы добраться до отеля, проблем не было.
1 января
Вот за что люблю Китай, так это за то, что первого января жизнь не останавливается.
На этот день была запланирована поездка в Тайнань - древнюю столицу. Проснулся сам довольно рано, в восьмом часу, позавтракал и поехал на вокзал. С покупкой билетов сложностей не возникло: есть автоматы с английским интерфейсом. Еще узнал одну приятную особенность тайваньских поездов: если места закончились, то можно ехать стоя. Во всяком случае, на Tze-Chiang Limited Express так, на Puyuma нет, но об этом позже. Стоит такой билет столько же, сколько и сидячий, только место на нём не указано. Ехать всего полчаса, так что не критично. Но по приезду в Тайнань сразу же купил билет на завтра, стоять пять с половиной часов до Хуаляня желания не было. Автомат на выбор предложил три места. Не знаю, последние ли это были оставшиеся, но в любом случае советую покупать билеты заранее.
Итак, Тайнань. Город узких улочек и храмов, они здесь буквально на каждом шагу, от небольших святилищ между домами до крупных комплексов. Гулял по улицам хаотично, периодически забредая к отмеченным на карте местам.
Городской парк, в котором продают вкусное имбирное мороженое.
Архитектура
Современная храмовая архитектура
Какое-то представление в old Tiangong Temple или Open Jade Palace (гуглоперевод 開基玉皇宮)
Fort Provintia и Chihkan Tower
Скромный вход в Grand Mazu Temple
Храм Tiangong и прилегающая территория
Тупящий в телефон бетонный человек возле храма Конфуция.
Сам храм довольно скромный, я бы даже сказал аскетичный.
Koxinga Shrine
Новогодняя инсталляция на одной из улиц.
Во второй половине дня решил съездить в район Anping. Построил маршрут через Google Maps и минут 15 ждал переполненный автобус. Вообще, с городским транспортом в стране все обстоит неважно: ходят автобусы редко и народу в них набивается прилично. Метро получше, но не везде оно есть. Кстати, автобусы по умолчанию на остановках не останавливаются, нужно помахать им рукой, а если хочешь выйти, нажать на кнопку. Хорошо, что я об этом уже знал
По приезду решил сначала перекусить. На счастье возле Fort Zeelandia был дневной рынок с разнообразной едой. Очень хотелось попробовать устричный омлет, даже его иероглифическое написание заранее сохранил. В меню одной из забегаловок увидел знакомые символы, но как заказать - непонятно. Пока я тупил и наблюдал за посетителями, пытаясь срастить процесс, ко мне подошли две девушки, и одна из них спросила, хочу ли я тут поесть. "Конечно" - ответил я и подумал сперва, что они работают в этом заведении. Но нет, оказалось, что тоже туристки, тайваньки из другого города, приехавшие сюда погулять на праздники и решившие помочь лаоваю. Процесс заказа оказался нетривиальным и едва ли выполнимым без знания китайского: нужно взять специальную карточку, написать на ней номер столика, чего и сколько нужно, отнести ее на кассу, оплатить и ждать. Девушки даже решили проконтролировать, что мне принесут всё, что нужно, так что минут 10 еще совершенствовали мой китайский. Вот такая тайваньская отзывчивость.
После этого посетил сам Fort Zeelandia.
Послушал концерт местных бардов.
Поднялся на смотровую башню.
Восхитился тем, как деревья облепливают стены.
Ну а напоследок посетил Old Tait & Co. Merchant House, он же Anping Tree House. И это оказалось самым интересным для меня местом в Тайнане. Вот всё остальное можно пропустить, но сюда сходить стоит. Это такой дом. который постепенно поглощают деревья. Очень колоритное место.
Можно пройти по мостику к клетке непонятного назначения.
Есть и тропинки над домом.
Так и проходил там до сумерек. На вокзал поехал на автобусе, с учётом ожидания и пробок это заняло больше часа. Знал бы, что так будет - прошёлся бы лучше пешком вдоль канала.
Билет взял на поезд, отправляющийся через час, зато с местом. В ожидании зашёл в торговый центр по соседству и поужинал на фудкорте.
Вернувшись в Гаосюн, решил зайти на Liuhe Night Market. Ох, бедная моя пищеварительная система. Даже если ты недавно поел и не голоден, невозможно отказаться от этих соблазнов. Кстати, питаться на ночных рынках - не дешёвое удовольствие. По отдельности-то всё недорогое, но взять мало там не получится. От такого разнообразия глаза разбегаются, и всё хочется попробовать.
Напоследок заполировал всё фруктами и грейпфрутовым баблчаем.
2 января
Проснулся почему-то снова рано. Не знаю, в чем причина, но в этой поездке мне для сна достаточно было 5-6 часов, после которых просыпался бодрячком и без будильника.
На Тайване, как и в Корее, на всех станциях метро есть камеры хранения. Так что выписался из отеля, забросил на станцию Yanchengpu рюкзак (стоит 50$ за день, мог бы взять ячейку поменьше за 30, но не было трех монеток по 10$) и поехал на автобусе к Yuan Heng Temple. Это такой храм на склоне горы Shou Shan, большой и современный.
Храм активно ремонтируется, людей почти нет.
На видовой площадке сушат какую-то сельхозпродукцию (имбирь?)
Посадочных мест внутри много.
После храма поехал к Martyrs' Shrine. Гугл проложил к нему прямой автобусный маршрут, но в реальности после зоопарка автобус свернул куда-то вниз, к городу. Так что вышел возле бывшей станции из позавчерашнего дня, и пошел в гору пешком по довольно симпатичной, хотя и запущенной лесенке.
Перед святилищем есть видовая площадка для влюбленных. Ну а у меня любовь к гаосюнскому смогу.
Фотографировал со специально предназначенного для этого мостика, перила которого составлены из признаний в любви на разных языках, в том числе и на русском.
Само святилище.
Дальнейший путь лежал на остров Cijin. Добираться до него нужно на мотопассажирском пароме. Очередь большая, но движется быстро, корабли отправляются один за другим. Платить можно изикартой.
Такой милый сельский островок.
На северо-западной оконечности острова есть Cihou Fort и маяк. Посещение бесплатное.
Вид на бухту.
На маяк посетителей пускают, но не в понедельник, увы.
Длинный извилистый пирс, погулять по которому нельзя, мешает высокий забор.
Внезапно: кактусы как в Америке.
Пешеходный тоннель с разными украшательствами на потолке.
В районе причала развернулся дневной рынок во всю ширь острова, на котором я с удовольствием поел. Ну и вернулся на "материк".
Чёрт, я думал, снеговики из пластиковых стаканчиков - это чисто русское офисное явление.
Ну и напоследок прогулялся к бывшему британскому консульству на холме. Милейшее местечко.
Внутри экспозиция, посвящённая чаю.
И чем меня эта карта зацепила? А, блин, она ж на русском. Нашли же где-то!
По лесенке спускаюсь вниз, там продолжение экспозиции с манекенами.
Бремя белого человека.
Ну всё, пора уезжать. Впереди долгая дорога. Отмечу, что вагонов-ресторанов в тайваньских поездах нет, но коробочки с готовой едой можно купить на вокзале. В отличие от метро, в поездах есть официально разрешено.
И всё-таки правильно сделал, что купил билет заранее. Стоячих пассажиров было немало, закончились они только на восточном побережье.
В Хуалянь поезд прибыл в 22 часа, там у меня на две ночи был забронирован Meci Hotel. Тоже неплохой отель, но без завтраков, расположен в пяти минутах ходьбы от вокзала.
Заселился, сбегал в супермаркет за едой на завтра, и отошёл ко сну.
3 января
"Прекрасное Тароко, не будь ко мне жестоко" - эта строчка родилась у меня в голове ночью и залипла в голове на весь день.
Проснулся снова рано, не дождавшись будильника, и в 6:40 был уже возле вокзала. Нашел место, откуда отправляются автобусы и купил проездной на весь день за 250$. По нему можно без ограничений ездить на Taroko Shuttle. Вместе с билетом выдали буклет с расписанием, оно немного отличалось от вывешенного на сайте, но суть та же: интервал движения примерно один час. Так, первый отходил от вокзала в 7, а не в 6:50, последний в город отходит от Tianxiang в 17.
Ещё существуют автобусы от станции Xincheng, тоже ходят примерно раз в час, проездной на них не распространяется, но можно платить изикартой. Пару раз я ими воспользовался.
Народу на первый рейс немного, были даже свободные сидячие места. Вышел на остановке Shakadang Trail, единственный из всех пассажиров. Выйти на ней можно только по пути туда, в этом районе ущелья проходят две односторонние дороги довольно далеко друг от друга. Тропа тянется на 4 километра вдоль ручья, но доступны только первые полтора, дальше ремонт.
Некоторые участки пробиты в скале.
В конце открытого участка тропы есть деревенька, местные жители возят грузы на подобиях квадроциклов.
Вода в ручье порой становится бирюзового цвета. На противоположном берегу работает неизвестно как попавший туда экскаватор.
Прогулка в оба конца заняла около часа, автобуса, чтобы ехать дальше, ждать долго не пришлось.
Следующая остановка - Buluowan, она находится в стороне от основной дороге, и автобусы заезжают туда только по пути туда.
Есть ресторанчик и лодж.
Есть короткая тропа к паре видовых площадок.
Больше там нет ничего.
Обошел всё очень неспешным шагом минут за 40. Посидел на лавочке и подъел часть своих запасов. Минут за 10 до указанного в расписании отправления автобуса решил сходить в туалет. Выходя из туалета, увидел уезжающий на 7 минут раньше положенного автобус. Чёрт побери! Я застрял в самом унылом месте ущелья еще на час. По факту даже больше, поскольку следующий автобус приехал минут на 10 позже, чем надо. В общем, расписание здесь - штука весьма условная. Да, на карте есть тропа отсюда к Yanzikou, но в реальности она упиралась в высокий забор, за которым велось какое-то строительство. Место малолюдно, кроме обитателей лоджа встретил только пару туристов, которые также пытались найти спуск к Yanzikou.
Дальше решил ехать сразу до конечной, деревни Tianxiang, обойти там всё, а другие места посмотреть позже при наличии времени.
Фото из окна автобуса.
Деревня немаленькая, куда идти - сразу не понятно. Посмотрел карту на стенде, вроде сориентировался. Нужно пройти пешком с полкилометра дальше по дороге, а в тоннеле свернуть в другой тоннель через скалу. Никаких пешеходных дорожек, как водится, нет. Вот так это все выглядит. Наша ГИБДД от такой организации билась бы в истерике, выставила пост и никого бы не пускала.
Дальше идет обычная тропа. Есть плачущая скала, но поскольку сезон сейчас сухой, её слёзы весьма скупы.
По пути есть ещё несколько пешеходных тоннелей.
Все заканчивается беседкой и мостиком с видом на водопад. Вообще, дальше должна быть красивейшая water curtain, но тропу к ней так и не восстановили после тайфуна.
Вся прогулка заняла чуть больше часа.
Потом сходил к храму Hsiang-Te, возвышающемуся над деревней.
Дальше доехал на автобусе к началу Lushui Trail. В отличие от остальных троп, по ней можно пройти в одну сторону, выйдя к дороге в другом месте. Идти с полчаса.
С тропы приметил интересный мостик.
Спустился, дошел до него. Большая очередь из организованных туристов, желающих сфотографироваться. Вроде бы на другом берегу начинается тропа, которая требует пермита. Не стал проверять.
Дальше довольно живописные места. Все ходят по дороге, в том числе и толпы из туристических автобусов. Удивляюсь тому, как при таком движении не случаются ДТП.
Оттуда переезжаю к Yanzikou, оно же Swallow Grotto. Возле остановки начинается очередной подвесной мостик, но пройти по нему просто так нельзя, нужен пермит.
Зато доступен старый тоннель, который отдали туристам после строительства нового.
Туристических автобусов тут еще больше.
Ну и последняя на сегодня остановка - Changchun Shrine или Eternal Spring Shrine. Туристов здесь просто невероятное количество, автобусы подъезжают один за одним.
К самому святилищу пройти, к сожалению, нельзя, тропа закрыта совсем. Максимум можно спуститься на видовую площадку над речкой.
До автобуса час, делать особо нечего, шумная толпа граждан КНР действовала на нервы, так что немного пошлялся по дороге.
Малые архитектурные формы в кафешке.
На последнем автобусе поехал обратно в Хуалянь. Почему-то он поехал не напрямую на вокзал, а начал нарезать круги по городу. так что вышел недалеко от ночного рынка и прошелся. Сам рынок оказался довольно унылым, еще и дождик накрапывал.
Попал в место обитания хуаляньской творческой интеллигенции. Уже слишком поздно, смотреть в это время суток кроме подсветки нечего.
Дорожка красных фонарей перед торговым центром, на фудкорте которого я поужинал.
В завершение дня зашел на вокзал, чтобы купить билеты на завтра в Тайбэй. Из двух автоматов работал только один, очередь была из одного человека. После пары безуспешных попыток купить билет на приглянувшийся поезд, мне вызвался помочь стоявший следующим китаец. Он объяснил, что билетов нет (сообщения об ошибках там почему-то выводятся только на китайском), так что пришлось выбрать другой поезд, ближайший удобный экспресс был аж на час раньше. С радостью вижу, что осталось одно последнее место, вставляю купюру, автомат выплевывает сдачу и... всё. Билета нет, спрашиваю у помощника, как это понимать, тот тоже немного в офигении, говорит что-то типа "погодь, ща всё разрулим", убегает куда-то и через пару минут возвращается с человеком. Тот вскрывает терминал, что-то долго делает в административном меню, в конце концов достает мне мой билет, ура!
Выводы из этого дня:
1. За день объехать все точки и пройти короткие треки можно, если выехать первым автобусом и не тупить. Правда, при мне многое было закрыто
2. Еду можно с собой не брать, общепит есть в Buluowan, Tianxiang, Yanzikou и Changchun shrine.
3. Если время поджимает, и всё успеть объехать нельзя, то я бы расположил места в таком порядке по убыванию интересности: Yanzikou, Lushui, Tianxing, Changchun Shrine, Shakadang, Buuowan.
4. Билеты на электричку в Тайбэй надо брать заранее.
4 января
Дорога на поезде Puyuma до столицы занимает пару часов и проходит по довольно живописной местности, особенно если повезёт сидеть справа у окна. Океанские пляжи, городки, заливные поля.
На вокзале бросил рюкзак в камеру хранения и отправился гулять по окрестностям, заселяться решил попозже.
Тайбэй! Сразу видно - столица. Наконец-то город с тротуарами и светофорами.
Для начала зашел на фудкорт в каком-то торговом центре и взял наугад это необычное с виду блюдо. Оказалось вкусно: рис в омлете и креветки с чем-то еще в кляре, всё это обильно залито чуть острым соусом.
Президентский дворец фотографировать вблизи нельзя, за этим следят охранники.
Парковку с военной техникой, наверное, тоже, но никто не возражал.
Потом заглянул в 2/28 Peace Park. Эта штука называется монументом мира.
Он же изнутри.
А вообще, симпатичный парк. Беседки, белочки.
От парка 5 минут ходьбы до мемориала Чан Кайши. Плитка в парке перед ним чем-то напоминает португальскую.
Практически как Линкольн в Вашингтоне, только не в Вашингтоне и не Линкольн.
Раз в час происходит смена караула. Представляет собой шоу длительностью 13 минут.
В конце специальный человек поправляет форму часовому, и тот остаётся стоять неподвижно следующий час.
На нижних этажах расположилась большая художественная галерея, довольно интересная. Вход свободный.
Потом пошел в столичный творческий район Huashan 1914 Creative Park. Не скажу, что он меня впечатлил. Второй причал в Гаосюне был поинтереснее.
Там же рядом находится Taipei Artist Village, в сущности - дом с кафе и дворик. Кафе было закрыто, да и место не выглядело приветливым к посторонним.
Дальше взял вещи и поехал заселяться в мой дом на ближайшие 4 ночи - Longshan inn. Находится он в паре метров от одного из главнейших храмов столицы с видами из окна на его крышу. Снаружи выглядит не очень презентабельно, но внутри все отлично. Расположение тоже удобное, рядом приличный ночной рынок. Быстро закинул вещи и поехал в The Lin Family Mansion and Garden. Симпатичный китайский садик, потрёпанный временем. 2/3 территории на реставрации и сейчас недоступны, но и открытая часть увлекает. Что приятно, вход бесплатный.
А вот прекрасный подземный переход по пути туда.
Няшных девочек в столичном метро уже нет, зато есть страдающие котики.
Потом поехал на другой конец города в знаменитый небоскрёб Taipei 101. Встретил меня он в лучах заката.
Пока добрался до кассы и отстоял небольшую очередь к лифту, солнце уже село, так что довольствовался я городом в сумерках, стремительно погружающимся во мрак. Лифты в Taipei 101 самые быстрые в мире, с трудом укладывается в голове, что на такую высоту можно подняться за 40 секунд.
Помимо главной застеклённой панорамной смотровой площадки, есть еще открытая чуть выше, но с обзором только в одну сторону.
Тот самый 600-тонный гаситель колебаний, который помогает защитить здание от ветров и землетрясений.
Наверху есть кафешка, в которой можно попробовать такую странную штуку - mango beer float. Представляет собой шарик мангового мороженого, плавающий в обычном пиве. Кажется извращением, но на вкус оказалось приятным. Вообще, то что надо жаркой тайваньской зимой! Стаканов два, потому что вместе с билетом дают купон, по которому можно купить два по цене одного.
Есть ювелирно-сувенирный магазин для богатых. Привлек внимание такой полудрагоценный глобус. Странный выбор городов для России, Курилы не наши, Байкал с опечаткой и Тайвань - часть КНР. В общем, для вещи за 1.36 млн NT$ на удивление низкое внимание к деталям.
На улице стояла уже сказочная ночь.
Рядом обнаружилась площадь с кафешками, что-то вроде уличного фудкорта. Только взглянув на название, я сразу понял, что ужин возьму здесь. Не пожалел.
Потом ещё догнался едой на ночном рынке возле гостиницы и на сладкое взял такое пиво. Правда, при всей моей любви к личам оказалось не очень.
5 января
Сегодня предстояла поездка по бывшим шахтёрским деревням вдоль железнодорожной ветки Pingxi line. Добираться туда обычно принято на поезде, но можно и на автобусе, это будет быстрее. От станции метро Muzha он ходит раз в 40 минут, в пути около часа. Мне повезло, и я ждал всего минут 5. Найти остановку несложно, указатели есть в метро, но вот чего нет, так это информации о том, что надо перейти дорогу. Путаницу вносит то, что на самой очевидной остановке этот маршрут есть в расписании и даже показывается на электронном табло, но эта остановка конечная и сесть на ней нельзя. Хорошо, что сверился с гуглокартой, увидел приличную очередь на противоположной стороне и сообразил, что надо перейти и встать в неё, иначе ждал бы ещё долго.
Вышел в деревне Pingxi. С виду обычное китайское село. Есть в этом хаосе что-то притягательное.
Ёлка из бамбука. Люди даже не парятся сделать её похожей на настоящую. Покрасили бы хоть.
По указателям поднимаюсь к 平溪觀音岩八仙洞 (гугл переводит как Pingxi Guanyin Rock Eight Immortals Cave, не помню, что там было на указателях). Сначала вижу норки типа хоббитовских, но внутри ничего интересного, просто проход, их соединяющий.
Дальше небольшой храм, а за ним собственно пещера. Похоже, что рукотворная. Но внутри прям круто, очень мне понравились эти комнатки.
Потом решил, что пора ехать дальше, в деревню Shifen. На поезд не успел буквально чуть-чуть, следующий через час. Пока спускался к дороге, увидел проходящий в нужном направлении автобус, чёрт побери! Прошел немного по ходу движения, надоело, нашёл крытую остановку, ибо жарко, и дождался следующего.
В Shifen помимо деревни есть водопад, расстояние между ними около километра, есть смысл ехать до него на автобусе, поскольку поезд останавливается только в деревне.
Сам водопад.
Мост в никуда. Можно перейти на другой берег, где нет ничего, только скала. Возможно, в будущем достроят что-то ещё.
Пошёл пешком в деревню. Приметил симпатичный храм.
Нельзя вот так взять и просто пройти мимо няшных котиков. Правда, через пару секунд после этого кадра к ним подбежала пара туристов и спугнула их, разрушив идиллию.
В деревне сплошным потоком запускают фонарики прямо с путей. Когда проходит поезд, люди смещаются к домам, потом вакханалия продолжается. Фонарики потом падают и захламляют пейзаж, и в принципе могут быть довольно опасны. При мне один упал на дорогу перед машиной. Думаю, там должен быть штат специально нанятых людей, которые каждый день очищают окрестности, в том числе труднодоступные, от мусора.
Есть внушительный мост на другой берег деревни, но закрытый для прохода, что меня уже не удивляло. Зато на нём наблюдались рабочие, поедающие сублимированную лапшу.
Дальше поехал в Houtong. Туда добраться можно уже только поездом. Люди набиваются ну очень плотно.
Главная достопримечательность - кошачья деревня. Котики, много котиков, сотни их, как живых, так и нарисованных. Приятное место, особенно для Тайваня, который является преимущественно "собачьей" страной.
Также в деревне есть развалины шахты и мост, по которому раньше возили уголь.
Есть аттракцион: туристов сажают в вагонетки и везут по тоннелю на территорию шахты, где можно немного почувствовать себя шахтёром. В забой спуститься нельзя. Вообще, аттракцион довольно унылый, особенно нудно ехать на этом поезде, проезжающем 100 метров за 5 минут. Жаль, нельзя просто зайти пешком.
Дальше проехал на поезде до станции Ruifang, где пересел на автобус до города Jiufen. Говорят, Миядзяки в нем черпал вдохновения для городка из "Унесённых призраками", хотя сам режиссёр это опроверг. Думаю, байку придумали для привлечения туристов, всё-таки маленькие холмистые городки похожи друг на друга.
Да и туристов не просто много, а овердофига много. Только выходишь из автобуса, и сразу хочется сбежать от этой толпы подальше. Что я и сделал: направил свои ноги куда-то в гору и оказался на кладбище.
Хороший вид в ясную погоду, наверное.
Поднимаюсь по длинной и крутой лестнице и упираюсь во что-то заброшенное и законсервированное, тупик.
Оборачиваюсь, и вижу красоту. Да, это стоило подъёма.
Смеркается, всё-таки решаюсь идти на туристическую старую улицу. В принципе, обычный ночной рынок с невероятной толпой и завышенными ценами.
Котик-звезда.
Вывод: в Jiufen ехать стоит рано утром и желательно в ясную погоду. В другое время суток лучше отправиться куда-нибудь ещё. Рядом есть аналогичный городок Jinguanszi, возможно он ещё не настолько испорчен туризмом.
На автобусной остановке меня встретила пугающе огромная очередь. Вдоль неё бегают таксисты и на разных языках предлагают доехать в Тайбэй за 250$ с человека. Не слишком дорого, но внутренний нищеброд противится и предлагает немного подождать. Так и оказалось, всё совсем не страшно. Все стоят на прямой автобус до столицы, автобусы же в Keelung, на которых можно также добраться до станции Ruifang, где пересесть на электричку в Тайбэй, уходят полупустыми, я ехал даже сидя. Сначала тоже хотел поехать таким маршрутом. но в процессе передумал. Дело в том, что утром в дороге я читал отчет какого-то путешественника, который упоминал о прекрасном ночном рынке в Keelung. Ну что ж, ещё не вечер, как говорится.
Keelung оказался приветливым городом.
А ночной рынок действительно прекрасен. Однако, моей ошибкой было то, что я приехал на него уже сытым.
Но ничего, взял свои любимые фрукты в карамели, здесь они даже в индивидуальной упаковке.
И кукуруза-барбекю, политая разными соусами, очень вкусно.
Пора домой, спать. Кстати, билеты на электрички в окрестностях Тайбэя можно не покупать, а как и в метро прислонять к турникету изикарту. А для перемещения по Pingxi line вообще можно купить специальный проездной, но я не стал.
6 января
С утра зашел в Longshan temple, все-таки живу в двух метрах от него и до сих пор не удосужился. Интересно понаблюдать за его жизнью до того, как сюда набегут толпы туристов. Людей довольно много, преимущественно они не как я бесцельно слоняются, высматривая что-нибудь красивое, а знают, что им нужно.
Потом поехал в очередной маленький миленький городок Wulai. На метро до станции Xindian, дальше автобусом. Сидячих мест уже нет, поскольку идёт он с центрального вокзала, так что если времени не жалко, а сидеть хочется, лучше ехать оттуда. но путь вообще недолгий, где-то с полчаса.
Градообразующее предприятие здесь - горячие источники. Заманивают в них в каждом доме. Это не открытые бассейны (я не нашёл, во всяком случае), а купальни с геотермальной водой. Я не пошёл, тупо сидеть в ванне, единственное отличие которой от обычной в происхождении воды, скучно. Да и жарковато для того, чтобы париться.
Тайваньцы любят свой флаг.
В паре километров находится водопад. Когда-то до него можно было доехать на узкоколейном поезде, но сейчас о нём напоминают только рисунки на подпорных стенах и сохранившиеся местами рельсы. Так что пришлось идти пешком, хотя можно было и на такси.
Там очередные купальные комплексы ну и сам водопад.
По канатке можно подняться на скалу, нависающую над противоположным берегом. Кабинки большие и отправляются довольно редко, во всяком случае в это время года. Когда-то её использовали шахтёры, сейчас переделали для туристов. Но некоторые детали старины оставили на память.
А дальше я попал в удивительное место. Дорожка от верхней станции ведёт к огромному горному курорту, притом совершенно пустынному. Не сезон, что ли, хотя по мне сейчас там самая благодать. Горят фонари, работают фонтаны, только нет людей. Лишь пару раз видел кого-то вдали, судя по всему работников. И почему-то там не гуляют туристы, хотя территория открыта. Какой-то затерянный мир. Существуют морские легенды о том, как в море находили корабли, полностью исправные, с ещё тёплой едой на столах, но без людей. Вот ощущения здесь были подобные им.
Остатки шахтёрской железной дороги. Кажется, туристам сюда нельзя, но кого остановит калитка без замка и устрашающих табличек?
Виллы, готовые к приёму людей. Внутри мебель, кровати с заправленным постельным бельём, только людей нет.
Бассейн с элементами аквапарка.
В городе сюда бы стояла очередь из желающих сфотографироваться.
В общем, этот курорт в именно таком безлюдном состоянии - одно из наиболее ярких моих тайваньских впечатлений.
Дальше решил ехать в район Tamsui. Но перед этим немного погулял в районе Xindian.
А потом была долгая поездка на метро с крайнего юга города на его крайний север.
Очередная шахтёрская инсталляция возле конечной станции.
Главная кулинарная достопримечательность этого района - железные яйца. Продаются на старой улице. Вкусно, но много не съешь.
К мосту любви пошёл пешком, около 3 км. Обычно там встречают закат, но из-за пасмурно-дождливой погоды такое зрелище мне не светило.
А вот и сам мост.
И очередная малая архитектурная форма, возле которой все фотографируются.
На ужин зашёл в легендарный ресторан Modern Toilet в районе Shilin. Посетителей в нём не было, еда европейская среднего качества, мороженое невкусное. Зайти стоит, только если хочется выложить такие фото в инстаграм.
Потом немного побродил по ночному рынку рядом, да и поехал спать. Снова зашёл в Longshan temple, ночью он показался мне уютным и тихим.
7 января
Последний день решил посвятить ближайшим окрестностям столицы. С утра отправился в горный район Maokong. Канатная дорога до него даже присутствует на схеме метро. Проезд в одну сторону стоит 120$, рекомендуется платить изикартой, поскольку в будни по ней действует скидка 20$, но я был в субботу, так что единственным преимуществом оказалось отсутствие необходимости покупать отдельный билет. Кабинки бывают двух типов: обычные и со стеклянным дном, стоимость одинаковая. В первые в субботу в 9 утра очереди не было совсем, можно было сразу садиться. Во вторые стояло несколько человек, так что я решил подождать, в реальности ждал минут 5. Могу сказать, что смысла в этом не было никакого, поскольку смотришь всё равно по сторонам, а не под ноги. Да и стекло не сказать, что совсем прозрачное.
Выйдя с верхней станции, увидел лестницу вверх и решил сходить посмотреть, что там.
После недолгого подъёма оказался на какой-то локальной вершине. Обзор так себе, город то ли в тумане, то ли в смоге, а скорее и в том, и в том одновременно.
Спустился и пошел гулять вдоль чайных плантаций.
Свернул с дороги на лесную тропу.
Ну практически рояль в кустах.
Чёткого плана прогулки у меня не было, так что увидев указатель на Yinhe Cave, да ещё и с водопадом, решил прогуляться в ту сторону.
В какой-то момент тропа превратилась в лестницу, резко идущую вниз. Пришлось бороться с желанием развернуться. Всё-таки было жарко и душно, я покрылся потом даже на относительно ровном месте, а ведь тут потом предстоит ещё подниматься. Но всё-таки я победил.
И не зря. Тропа привела меня к прекрасному храму в скале. Фото не передадут всей атмосферы этого удивительного места, но оно стоит всего пролитого пота и вообще подъёма на Маоконг.
Потом вернулся в деревню возле станции канатки. Съел чайное мороженое.
Чайный блинный торт.
Заглянул в Taipei Tea Promotion Center. Это небольшой музей, там же наливают бесплатно чай. Можно погулять по территории самому или с экскурсией, но при мне там велись какие-то работы и доступ был закрыт.
Вниз решил поехать на автобусе вместо канатки, это намного дешевле. Потом на метро доехал до мемориала Сунь Ятсена.
Сам мемориал в сущности похож на мемориал Чан Кайши. Здание с сидящей статуей высотой в несколько этажей, вокруг него большой парк.
Разве что на Отца Нации можно посмотреть свысока.
И тоже есть художественные галереи.
И тоже каждый час меняется караул. Начиналась смена так же, как и виденная несколько дней назад, смотреть до конца не стал.
Смеркалось. Напоследок решил бросить прощальный взгляд на город со Слоновьей горы, она же Xiangshan.
Оказалось, много там любителей ночных видов города.
Но толпы только на нижних смотровых площадках. Выше уже посвободнее, кое-где и вовсе безлюдно.
Так и ходил там по тропинкам в темноте, наверное, около часа, с грустью думая о том, что это мой последний вечер на прекрасном острове.
Уже спустившись к домам, застал световое шоу на Taipei 101.
А это просто ночная подсветка во дворе.
Напротив самого Taipei 101 обнаружил не замеченный раньше интересный объект - Moon bus.
В салон можно войти, в конце есть ещё зеркальная комната.
Поужинал на фудкорте в нижнем этаже небоскрёба, потом накупил разных вкусных чаёв и себе, и в подарок.
И чёрт побери, почему я не попробовал это раньше? Медовое пиво просто восхитительно.
8 января
Пора домой, увы.
Скоро обещают открыть ветку метро до аэропорта, но пока приходится использовать менее банальные способы до него добраться. Я решил поехать на суперскоростном поезде THSR. Ехать в комфорте со стремительно пролетающими за окном пейзажами 12 минут от Banqiao до Taoyuan. Дальше нужно пересесть на автобус-шаттл до аэропорта. Впервые в этой стране проезд нельзя было отплатить изикартой. При этом терминал был, но почему-то принимался только нал.
А дальше российский новый год чудесным образом меня догнал. На рейсе корейской авиакомпании из Тайваня в Корею подавали оливье. Самое обычное оливье. Вот уж где меньше всего ожидал его встретить.
Конец.