Теперь же впечатление несколько изменилось. За 8 дней в Китае была и невкусная еда (точнее, проще вспомнить те немногие разы, когда она была действительно вкусная, без всяких оговорок), и транспортные непонятки, и дикие очереди, и полное бескультурье местных жителей. Но все же, интереснейшие места, не похожие ни на что в мире, стоят всех этих неудобств.
Зимний сезон вносил свои коррективы, и план пришлось пересматривать несколько раз буквально за неделю до выезда. Итоговый маршрут нашей поездки включал довольно типичные туристические места: 3 дня в Гуйлине с выездами в Яншо и Сянцзян, древний город Фенхуан, парки Улинъюань и Тянмень в Чжанзацзе, ну и Гуанчжоу, конечно, куда же без него. Но расскажу я об этом не по порядку, а сперва остановлюсь на том, что понравилось больше всего.
Дни 5 и 6. Чжанзацзе.
Времени на посещение Чжанзацзе оказалось не так много, как хотелось бы. Поезд из Цзишоу пришел ровно в 9-00, а в сторону парков удалось выдвинуться лишь через час. Автобус, вход в парк через деревню Улинъюань и еще один, теперь уже парковый, автобус заняли еще полтора часа, и у подъемника на гору Тянцзи мы оказались лишь к полудню.
Тут стоит сказать о ценах. Национальные парки у китайцев стоят совершенно конских денег. Особенно удивительно такие цены смотрится на фоне дешевого жилья и еды -мы это заметили еще в прошлой поездке, но тогда курс юаня был намного приятнее. Теперь же, даже несмотря на низкий сезон, вход в парк стоил почти полторы тысячи, а каждый подъемник в каждуй сторону - еще не менее 600 рублей, дороже ужина в лапшичной на двоих.
Ну да ладно, цены - вещь предсказуемая, в отличие от погоды в горах. Примерно на середине подъемника началась самая настоящая зимняя сказка с фантастическими видами, а на верхней станции облака все эти виды скрыли подальше от любопытных глаз.
Оказалось, что на верху еще и скользко, и мокро, но у китайцев есть для таких вариантов специальные прибамбасы: пара непромокаемых тапок за 15 юаней и плетеные лапти за десятку. Очень, кстати, удобно вышло - до самого конца маршрута ноги оставались сухими и в тепле, а на льду было совершенно не скользко.
Сверху проходит дорога, по которой туристов возят автобусы и такси, но из-за плохой видимости, мы решили спускаться по пешеходным тропам. Идя по автомобильной дороге, мы не переставали восхищаться зимними пейзажами: все деревья под снежной шапкой, на каждой веточке и листочке равномерно со всех сторон намез слой льда.
Тропа привела нас ниже облаков, где нам открылись прекрасные виды на "летающие горы Аватара" и зеленую растительность внизу, так резко контрастирующую со снежными верхушками скал.
Но тут открылась новая проблема: потеплело, и весь лед с деревьев стал таять и осыпаться, попадая то по голове, то капая лядяными каплями за шиворот толстовки. Очень быстро мы промокли целиком, и только ноги оставались сухими благодаря китайской смекалочке.
Забрались на заброшенную пагоду по заброшенной лестнице, не очень надежной на вид. И действительно, одна из ступенек сломалась прямо подо мной. Зато панорамный вид сверху того стоил.
Чем ниже, тем красивее, однако к концу маршрута ноги уже отказывали слушаться и от постоянной нагрузке на спуске дрожали колени. Все же, подниматься по лестнице часто легче, чем идти вниз.
Дошли до станции "мини-поезда". В некоторых путеводителях я читал, что он входит в стоимость билета в парк, но это оказалось не так. И еще: везде на картах путь поезда показан довольно длинной линией, а маршрут назван что-то в стиле "три мили нетронутой природы". Сложив 2+2, я подумал, что еще 5 км пройти пешком мы не в силах, поэтому купили билеты и поехал на поезде. 30 юаней коту под хвост: ехать там намного меньше трех миль, поезд медленный и унылый, и виды из него смотрятся менее эпично, лучше бы пешком прошлись.
Собственно, спустившись около 5-30, больше в этот день мы ничего не успели, поэтому мы перекусили какой-то жирной гадостью в деревне и отправились обратно в Чжанзацзе. Кстати, на вид ресторан был вполне приличный, меню с картинками, как мы любим, для гостей сделаны отдельные комнаты с "камином" под столом, но вот еда оказалась, наверное, худшей за поездку. Напоследок еще немного видов:
Наутро единогласно мы решили ехать в парк Тянмень, а не снова в Улинъюань, даже несмотря на то, что билет туда действует 4 дня. Все дело в стеклянных дорожках вдоль обрыва. В этом парке, кстати, проезд на канатке сразу включен в стоимость сходного билета, и в не сезон стоит около 200 юаней.
Также единогласно было решено и поспать подольше, учитывая 3 подряд подъема в 6 утра. Сказать, что это была роковая ошибка было бы преувеличением, но из-за этого нам пришлось простоять в очереди на подъемник больше часа. Правда, уже сам подъем на этой канатке стоил каждой минуты ожидания. Сначала мы ехали над всякими не слишком интересными полями, свалками и вокзалом, а потом показались горы, зеленые расщелины и вьющаяся по ним дорога "99 поворотов". Кабинка лихо рванула вверх по очень длинному участку троса без опор. Китаянка, сидевшая напротив меня, вжалась в лавку и вцепилась в поручень, а уж когда мы въехали в облако, немного страшно стало даже мне.
Облако закончилось и нашему взору предстала вторая серия зимней сказки.
Мы вооружились вчерашними лаптями и смело пошли бороздить дорожки вдоль пропасти. Правда, поначалу приходилось лавировать между толпами китайцев, а иногда и расталкивать особо наглых из них - сами подвинуться они не желали, а лишь галдели, норовили сфоткаться с нами без спросу и иногда мусорили.
Снова мы оказалсь среди фантастически украшенного снегом леса, правда в этот раз между деревьями тоже приходилось протискиваться в разных неестественных позах.
Дорожки над пропастью впечатляют, даже никакое стеклянное дно не нужно.
Кстати, со стеклянным дном нам не повезло. Когда мы шли к этому куску дорожки, облако как раз ушло оттуда и саму дорожку было прекрасно видно, как и пропасть под ней. А как только до нее добрались - облако вернулось на место...
К полудню погода улучшилась и мы смогли по достоинству оценить всю красоту этого места.
Правда, снова из-за солнечного тепла все потекло, и когда мы дошли до горного храма Тянмень, вода уже стояла по щиколотку, а от скользких каменных полов храма не спасали даже лапти.
Зато я сделал удивительное для себя открытие - и без того красивые китайские храмы смотрятся совершенно потрясающе под шапкой из снега и сосулек.
Восточная сторона горы была по-прежнему скрыта облаками, да и мы спешили к пещере, что внизу горы, поэтому наполовину пробежали, наполовину проскользили эту часть. Наполовину - потому что лапти как раз на эту самую половину и развалились, и лично мне пришлось остаться в одном. А резиновые непромокайки - не лушая обувь на льду.
И тут нас ждало разочарование: спеск в пещеру, равно как и на дорогу "99 поворотов", закрыт. Пришлось подольше полюбоваться видами с той части горы, которая была освобождена от облаков, а затем ехать обратно вниз - поезд в Гуанчжоу уходил в 5 вечера, что не позволяло особо затягивать наш визит. На спуске-то нам и открылись наиболее эпичные, уж точно на мой взгляд, виды на саму гору. Облака отступили, открывая великолепную панораму. Правда, уже лень было доставать фотоаппарат.
Кстати, вот и наиболее известный вид на ту самую дорогу - одна из визитных карточек Чжанзацзе, да и всего Китая. Оказывается, совсем не обязательно ехать по самой дороге, чтобы его увидеть.
Хозяйке на заметку: наверху парка Тяньмень продают только резиновые непромойкайки, а они непрочные и очень часто рвутся. У всех нас именно поэтому под вечер промокли ноги, и теперь этот отчет я пишу с градусником под мышкой. Лучше найти полиэтиленовые тапки с укрепленной подошвой, что продают по всему китаю во время дождя.
На этом волшебная зимне-весенняя сказка закончилась, чтобы превратиться в суровую реальность по возвращению в Москву 27-го февраля - в совсем не волшебных серо-коричневых тонах, в перемешку с реагентами. Грустная, в общем, оказалась метаморфоза.
Ну, а раз сказочке конец, можно поговорить и про быль, благо рассказать все равно есть что. Теперь уже по порядку. Но чуть позже.