Вообще-то мой план был совершенно другим, и основное время я должен был провести в провинции Юньнань, но проливные, непрекращающиеся дожди заставили изменить маршрут. Из Дали, вместо того чтобы поехать в Лицзян, я развернулся и поехал обратно в Куньмин и далее на восток, в провинцию Гуйчжоу. Я ни разу об этом не пожалел.
В итоге моя поездка выглядела так:
Пекин+Великая Стена в Бадалине (Beijing+Badaling Great Wall, 2 дня) – Куньмин (Kunming, 1 день) – Дали (Dali, 1,5 дня) – Куньмин+Шилинь (Kunming+Shilin, 1,5 дня) – провинция Гуйчжоу (Гуйян – Кайли – Ландэ – Цзидао – Жунцзян – Цзэнчун – Жунцязн – Цунцзян – Чжаосин – Санцьзян; Guiyang, Kaili, Langde, Jidao, Rongjiang, Zengchong, Congjiang, Zhaoxing, Sanjiang, всего 6 дней) – горы Улинъюань (Улинъюань, 2 дня) – Чанша+Шаошань (Changsha+Shaoshan, 2 дня) – Шанхай (Shanghai, 3 дня).
Путешествие получилось великолепным, так как оно в основном проходило по нетуристическим местам. Я не буду здесь рассказывать вам о Пекине и Шанхае, так как я был и там, и там уже несколько раз и хочу посвятить им отдельные рассказы.
Куньмин
Этот город является столицей одной из самых интересных и красивых китайских провинций – Юньнани – и стоит на высоте около 2 километров, что предопределяет достаточно мягкий климат и общую приятность нахождения. Забегая вперед, скажу, что в Куньмине действительно дышится приятней, чем в большинстве других китайских городов, но больше ничего запоминающегося там нет.
В Куньмин я прилетел из Пекина. Самолет заходил на посадку прямо над окраиной города, словно пытаясь приземлиться на шоссе. В общем-то это объяснимо, так как аэропорт Куньмина расположен непосредственно в черте города, двери терминала выходят на какую-то площадь, застроенную жилыми домами.
Куньмин, в общем-то, оказался довольно безликим китайским городом. Вообще-то все китайские города в массе своей довольно безлики, за редким исключением, но какую-то изюминку можно найти почти везде. В Куньмине я ее не нашел. Покосившиеся лачуги соседствуют с автомобильными развязками и сверкающими небоскребами, на улицах полно вкусной дешевой еды, но даже она не спасает впечатление. И, как это обычно бывает в Китае, никуда не деться от атмосферы тотального строительства.
Ближе к центру города, на удалении квартала друг от друга, стоят две очень похожие пагоды, старые с виду, но новые на поверку. Несмотря на симпатичное исполнение, они не производят никакого впечатления. Как не производит никакого впечатления и городской парк, полный зелени, цветов, смешных скульптур и поющих людей. Возможно, я сужу о Куньмине предвзято и субъективно, но, в общем-то, любые наши впечатления субъективны.
Казалось бы, Куньмин, может, как я уже говорил, впечатлить замечательной уличной едой, разнообразной и ароматной, ровно как и своими ресторанами, в которых тебе приносят большой чан с ароматной лапшой куда следует кидать разнообразные ингредиенты и, почмокивая от удовольствия и жара лапши, поглощать получившуюся смесь скользкими палочками. Но не впечатлил.
Пожалуй, единственное место, которое мне действительно понравилось в Куньмине – это храм Юантун, достаточно безлюдный, чтобы почувствовать себя там уютно, и в то же время с достаточным количеством прихожан, жгущих ароматные палочки и красные свечи, чтобы не чувствовать себя в музее. Любители живности могут найти в этом храме симпатичных кроликов и черепах.
Резюмируя, могу сказать что наверное один день в Куньмине провести стоит, просто хотя бы ради того, чтобы посмотреть, что это за город, но вряд ли это можно назвать большим, чем просто удобный транзитный пункт для въезда в Юннань.
Шилинь
В Шилинь следует ехать на день из Куньмина. Есть и более экзотичные способы попадания, но можно практически гарантировать, что приезжать сюда или уезжать отсюда вы будете именно в Куньмин. А скорее всего, и то и другое.
Сделать это просто – на привокзальной площади Куньмина к вам обязательно подойдут люди и предложат уехать в Шилинь. Тут и начинается основная проблема: надо избежать китайских организованных групп (если, конечно, вы хотите ехать три часа по второстепенной дороге с посещением дурацких храмов по дороге, вместо того, чтобы за полтора часа домчаться по автостраде). Сделать это, думаю, непросто (мне не удалось, хотя я был готов к сопротивлению тургруппе). Наколовшись, могу попробовать дать наводку: нормальные рейсовые автобусы уезжают со стоянки непосредственно слева от вокзала, тогда как автобус тургруппы (моей, по крайней мере) стоял где-то в глубине квартала. Обратно из Шилиня уехать элементарно, там вас никто никуда уже зазывать не будет. Автобус стоит чуть больше 20 юаней.
Вход в Шилинь стоит 140 юаней. В принципе, пробраться без билета не должно быть большой проблемой, но я как-то не люблю такие вещи.
Шилинь в переводе означает «Каменный лес». Название полностью соответствует действительности. На достаточно большой территории разбросаны невысокие остроконечные скалы, выступающие вверх словно гигантские ножи. Образовались эти скалы под влиянием ветра и времени, и были когда-то они дном моря. Я не могу сказать, что Шилинь был самым интересным или красивым местом, где я был в Китае, но одним из самых необычных – без сомнения. Эти скалы понатыканы то совсем близко, так близко, что между ними можно едва пролезть, а иногда – достаточно далеко, и пространство между ними засеяно изумрудной травой. Вообще, Шилинь – это достаточно туристическое место, и в самом начале леса действительно ходят толпы народу, но самый смак Шилиня заключается в возможности уйти от людей куда-то в глубину и то бродить между скал, то созерцать их отражения в маленьких прудиках, то взбираться на некоторые из них, любуясь открывающимся видом. Некоторые скалы носят красивые поэтические названия, а отдельные поражают воображение своей необычностью. Иногда открываются настолько неземные виды, что невозможно поверить в естественный путь создания таких форм. Здесь можно бродить сколь угодно долго, и ни разу не будет скучно, ни разу нельзя будет найти одинаковых скал.