«Мистер Винди, я уже сутки не спал, дорога была дальняя, давайте отложим все дела до завтра.» “No problem, Mr. Sergey”. Так начиналась моя первая служебная командировка в Китай. Приняв душ и немного повалявшись на кровати, я почувствовал в себе силы для осмотра достопримечательностей.
Полистав путеводитель я решил отправиться на Waima road – местный Арбат. На ресепшене мне написали на китайском куда я хочу. Я сунул каракули таксисту и мы сделав лихой вираж помчались изучать Китай. Я слышал, что в Китае не существует правил дорожного движения, но чтоб настолько…
Три полосы – в одну сторону, три – в другую. Впереди начинает образовываться пробка. Резко руля на встречку, пока там горит красный. Педаль газа уперлась в пол. Светофор впереди дал разрешающий свет и вот уже 3 потока машин несутся нам в лоб. Я начинаю судорожно давить на тормоз, но у меня его нет – я пассажир. Пара секунд до столкновения… Вправо уйти некуда – сплошная стена из автомобильной пробки. Спокойный как удав таксист кидает свой Ситроен на тротуар и не сбавляя скорости несется по тротуару еле увиливая от шарахающихся из под колес пешеходов. Вот справа никого и мы уже спокойно несемся по правильной полосе. «Ух…», вытираю я пот со лба.
Потом был Пекин. Там такого безобразия я не видел. И что меня поразило, за 2 недели я видел только одну маленькую аварию, где слегка поцарапали краску. Я надолго запомню это броуновское движение.
Вэньчжоу (Wenzhou) в юго-западной части провинции - это город с 1660-летней историей. Он стоит на берегу Восточно-Китайского моря в устье реки Оуцзян. Он является одним из наиболее развитых экономических районов провинции. Здесь находятся две привлекательных пейзажных области - горы Яньданшань (Yandangshan), где каждый пик, водопад, пещера и скала захватывают дух, и река Наньси (Nanxi), красоты которой можно оценить во время круиза на бамбуковых плотах. Горы Яньданшань со времен династии Тан являются летним курортом. – выдержка из какого то российского туристического сайта.
Вот уже больше часа я брожу по центру города. Вот улица где торгуют обувью, за углом – улица с постельным бельем, за другим углом – улица с хозтоварами. Невыносимо хочется пить, пот разъедает глаза. Где же 7/11? Или любой другой продуктовый магазин, бар или ресторан на худой конец. Где мое холодное пиво? Его нет в этом городе. Так не бывает, но это так. Я сворачиваю в подворотню и о счастье. Там находится внутренний квартал из одних продуктовых магазинов, баров, кафешек и фруктовых лавок.
Жизнь удалась…
Бушевавший здесь неделю назад тайфун Маракот ничем не напоминал о себе.
Разве только уровень воды в реке был немного выше обычного и наспех возведенная дамба из мешков с песком делила канал на 2 части с перепадом уровней воды около 1 метра. Этот уровень поддерживал мощный насос, отсасывая воду от города и выплевывая ее за дамбу. «Какие эпидемии, какая разруха?» - говорил мне учредитель. «Пока ты летишь на самолете, китайцы построят уже новый город. Их же там миллиарды»
И действительно, город был чист и ухожен.
Рабочая неделя подходила к концу. А не слетать ли на Хайнань? Нет лучше оставлю деньги на Филиппины и Индонезию зимой. Ведь здесь море где то рядом. Если смотреть карту, то город вообще стоит на море. Поиск Интернет кафе – это вообще отдельная история. Никогда не думал, что в Китае с этим проблемы.
Я чувствую, что здесь что то должно быть, что мне нужно. Вот оно. Интернет – великая сила:
Nanji Islands National Nature Reserve was approved by the UNESCO as a member of the International Man and Biosphere Reserve Network
Наконец то я выберусь из этого душного города на природу.
Проработав маршрут я показал его китайскому партнеру. «Напиши мне пошаговую инструкцию – название на китайском всех перевалочных пунктов на пути к острову.» «Так нельзя», говорит Винди, «Нужно купить турпутевку». «Какую такую турпутевку? Сам доберусь». «Там никто не говорит по английски» - говорит Винди. «Это мои проблемы». «Давай заедем в турагенство» - предлагает Винди. «Это будет дешевле и бас заберет тебя прямо из отеля». «OK!»
«Приходите через неделю, все путевки уже раскуплены» - говорят нам уже в третьем по счету турагенстве. «Купи мне просто билет на пароход, остальное я решу сам» - прошу я Винди. Билетов тоже нет. И так до бесконечности … Сдвиг дат, ресепшен, агенство, ресепшен …
Наконец я сдался. Не бывать мне на Nanji Islands. Меня добило то, что с островом нет регулярного сообщения (не проверено – ехать проверять за 90 км я не стал) и если я хочу поехать без группы, то должен оплатить фрахт всего судна.
Но рядом должны быть горы с прохладными реками и водопадами.
«Опять этот упрямый русский твердит, что не хочет ехать с группой» - устало говорит девушка на ресепшене отеля. «Хорошо, если вы не можете написать мне название мест – купите мне турпутевку на выходные» - во мне начинает рождаться китайское безразличие. «Сколько человек?» - спрашивает девушка из турагенства на другом конце провода. Онли уан? – Анпосибл. На этот раз сдались на ресепшене. Написали мне маршрут из 5 пунктов, сказали, что жаль что они меня больше не увидят, посадили в такси и отпустили «с богом».
Такси + пароход
+ автобус. И вот я уже на берегу Nanxi river пью отличное ледяное пиво и купаюсь в прозрачной воде.
Можно погонять по галечной отмели на багги, покататься на плотах, либо верблюде, можно со всего ходу проскочить по отмели на маленьком открытом джипе, поднимая мириады искрящихся на солнце капель
А можно просто тупо сесть в теплую прозрачную воду, полностью расслабиться и слушать как вода журчит по камням и смотреть как стаи рыбок гоняются друг за другом.
Потом был Пекин
Где никто не говорит по английски, но все отлично владеют русским.
Великую китайскую стену, да простят меня друзья путешественники, я променял на подарок жене к серебряной свадьбе. Я думаю, по крайней мере девушки - путешественники меня не осудят.
Покупка была отдельной историей. Я уговорил в магазине поставить Skype на компьютер, подключили web камеру и жена в режиме on-line выбирала модели. Остановились на этой модели из канадской норки за $1800. За $1100-$1450 можно было взять хорошую шубу из канадского/скандинавского меха. Самая дешевая шуба длиной 1 м из китайского меха стоила $450. Китайцы взяли на вооружение мой метод международной торговли, напоили кофе и написали где я могу попробовать утку по пекински.
Никто не верил, что я один съем всю утку, но не пропадать же добру, а через 3 часа у меня самолет.
Что мне понравилось в Китае – терпеливые доброжелательные, любознательные, спокойные люди. Что я не успел. Да почти ничего не успел посмотреть. В Китай нужно ехать надолго и смотреть все основательно, вдумчиво, пытаясь вжиться в их ритм.
Что мне не понравилось в Китае – никогда бы не мог подумать, но мне абсолютно не понравилась китайская кухня в Wenzhou, хотя я помню как очень вкусно китайцы готовили в Куала Лумпуре. Очень пресная, не острая, безвкусная еда. Даже утка по пекински в специализированном ресторане DaDong не тянет по моим кулинарным оценкам более чем на твердую 4 по 5 бальной шкале. Я больше люблю тайский суп с Грин кари из крабов в кокосовом молоке. Но - каждому свое. И еще меня поразили цены на китайские товары в Wenzhou. Они ровно в 5 раз выше цен на аналогичный товар в Барнауле (кроме шуб).
Спасибо всем, кто вытерпел сей опус до конца.