Итак, у нас в Урумчи образовалось 2 свободных дня. Долго думать, как их потратить, не пришлось – почти совсем рядом были места, куда уже давно хотелось съездить – Дуньхуан (Dunhuang) и Цзяюгуань (Jiayuguan).
Ехали в Jiayuguan ночным поездом (12 часов). Хотели попробовать софт-слип, но не удалось, был только хард-слип. Ну что ж, в плацкарте, что ли, не ездили? Поезд был на удивление чист, публика тихая и туалет не загадили. В Jiayuguan прибыли очень рано и ждали хотя бы 08-15 времени, чтобы поехать на Стену. Да, да, на Стену! Она как раз тут начинается. Это официальная легенда. Вроде остатки её попадаются и западнее, но визуального интереса они не представляют. Стена, раз и навсегда поразившая меня в самое сердце, влекла и манила к себе. Таксист за Стену и форт зарядил 70 ю., что показалось вполне разумным. Сначала Стена. Никого. Полная тишина, восходящее солнце, морозец и Стена! Лезть на гору не то чтобы очень трудно, но потрудиться приходится.
Индустриальный пейзаж
Вдалеке виднеются второй кусок Стены и какие-то красивые постройки в китайском стиле. К сожалению, к ним таксист не повез. Причину мы не поняли.
Но самый большой облом ждал наверху. Увидеть незабываемое зрелище – Стену, петляющую по горам, не удалось. После верхней башни – конец. Никакой стены. То ли этот кусок был недавно заново построен, то ли Стена здесь идет по равнине (она уходила вбок перед горами). Короче, неплохо, но не восторг.
Далее по плану был форт. Когда я подошел к кассам, чуть не получил разрыв сердца – входные билеты стоили 100 ю. с человека! И это в самый несезон! Ну что ж, коль уж приехали…
Сам форт достаточно большой и красивый. Если бы еще не холод… Но все равно приятно побродить по нему, подняться на стены, вдохнуть китайской архитектуры.
Здесь удалось увидеть и Стену, уходящую вдаль, но как-то она мелковата оказалась. Зато очень интересен музей Стены. Множество фото, макетов и т.д. Для настоящих любителей.
Таксист сказал, что дает нам 3,5 часа и будет ждать у выхода. Мы управились за 3, но его не было. Не было и через 3,5. Я начал напрягаться – там был наш рюкзак. Уже вспомнил его номер и представил себя в местной полиции. Но с опозданием в 5 минут наш рюкзак благополучно прибыл.
В общем, на этом осмотр достопримечательностей Jiayuguanа был закончен. Дальше по плану было поесть и купить билет на автобус до Дуньхуана. В отношении автобуса ЛП говорил, что их идет всего 3 в день, и последний уже ушел. Интернет убеждал в том, что автобусы уходят каждый час. Оставалось надеяться на последний вариант. На крайний случай был поезд в 3 ночи.
А вот по поводу еды ЛП оказался прав – в Jiayuguan с этим туго. Рядом с автовокзалом едален оказалось штук 10, но все они были на одно лицо – несколько обшарпанных столиков и только местный люд. Но есть-то хотелось. В связи с трудностями общения удалось получить рис, какие-то пельмени с травой и куски курицы. Немного пожевали, зато всего 33 ю! Пока наш заказ готовился, я пошел поушкать, что же с билетами. Оказалось, через 40 мин. (в 14-30) отходит последний автобус на Дуньхуан (70 ю). Удачно. Нормального пива в дорогу в окрестностях не оказалось. Неудачно.
По идеальным дорогам Китая до Дуньхуана переезд занял 5,5 часов с 2-мя «зелеными» остановкам. В Дуньхуане наметил себе отльчик с незатейливым названием Dunhuang hotel. О нем тут http://top.awd.ru/index.php?i=hotels&mode=4&hid=383 . Будьте осторожны, таких названий там как минимум 3. Ориентируйтесь по адресу или фото отеля. В инете на этот отель стояла цена 30 баксов, что для трешки показалось очень даже неплохо. Но на ресепшене сказали – 160 ю! Всего! Жизнь начинала налаживаться. Бросив шмотки, прошли на прогулку и поикать, что бы поесть. Улица очень прятно поразила – множество магазинчиков, кафе. Все идеально чисто, красиво. Обалденная иллюминация. Оказалось, мы живем в самом правильном месте – самый центр, до автовокзала – 150 м. Напротив оказалось кафе с европейской кухней – типично бэкпекерское местечко, чувствую, в сезон там людно. Поели, прогулялись. Жизнь окончательно наладилась.
С утра в первую очередь необходимо было купить билеты на поезд. Здесь необходимо прояснить: ж. д. станция в Дуньхуане – всего лишь ответвление от основной линии Урумчи-Лянчжоу. И если поезда в направлении Лянчжоу и далее еще найти можно, то в сторону Урумчи необходимо проехать до основной ветки 130 км. Оказалось, первая касса, куда меня привезли, продает билеты только непосредственно из Дуньхуана. Но добрая тетя продавщица начертила мне на бумажке заветные иероглифы для таксиста, и второй заход оказался удачным. Кстати, касса работает с 08-30, а не с 09-00, как написано в ЛП. И опять с софт-слипом облом во всех подходящих поездах. Никак не удается мне его в Китае попробовать! Нашлись только 2 средние полки в хард-слипе. Ну да ладно, в следующий раз.
На поездку в Могао сторговались с таксистом за 80 ю. По приезду туда, еще даже не заходя в сами пещеры, виды завораживали.
Билет стоил опять 100 ю. (80 ю. – вход и 20 ю. – обязательный англоязычный гид). Правда, в случае Могао я с ценой согласен. Кстати, летом ценник – 180 ю. Так что несезон имеет свои плюсы. Но народу даже в несезон было очень даже немало – представляю себе, что твориться летом. Англоговорящих было – только мы, соответственно, получили индивидуального гида.
Попробую рассказать, что же такое пещеры Могао. Когда-то давно здесь было 18 монастырей и 1400 монахов, которые эти пещеры и строили (зачастую «под заказ» на пожертвования). Кроме того, монахи собирали знания всех эпох. Во время очередной смены власти все свитки спрятали в нишу и её зашпаклевали. Спустя много эпох землетрясение открыло данную сокровищницу. Было найдено 50000 свитков, глиняных табличек, папирусов – всех типов и эпох. Изучение этого наследия продолжается и по сей день.
Пещеры перенесли все – землетрясения, вандалов, англо- франко – и прочих европейцев, которые увозили все ценное в свои музеи, остатки нашей белой гвардии, которые укрывались в этих пещерах, готовили там пищу, расписывали стены. Что же там осталось?
А осталось там просто очень много! Пещеры в основном датируются 5-9 веками, почти все не реставрировались. Но рисунки, покрывающие пещеры с потолка до пола, сохранились почти нетронутыми!! Нигде я ничего подобного не видел! Потрясающая красота! Изображены различные аспекты буддийской веры, предания, легенды – все в отлично состоянии! Плюс скульптуры. В среднем пещера представляет собой помещение метров 20-50 квадратных, своды сделаны по разному – от конуса до полусферы. По рисункам разных веков можно проследить влияние Китая на становления там буддизма – первые рисунки чисто индийские, а последние – традиционно китайские. Обычно кроме рисунков есть еще несколько скульптурных групп.
Это обычные пещеры. Их там около 500. Правда, доступ одновременно можно получить только в 10. В общем, этого хватает. Кроме того, видимо, водят по самым интересным – я заглядывал в щелочки нескольких закрытых – ничего особенного. Кстати, считайте количество пещер – нам попытались показать только 9, но требование с моей стороны заставило нашу гидшу показать нам 10-ю – свою любимую пещеру, обычно закрытую.
В любом месте в интернете можно найти только вот эту фотку:
Как я думал, это и есть все пещеры в несколько этажей. Нет, это только внешнее обрамление ОДНОЙ пещеры. В десятку показываемых пещер обязательно входят 2 гигантских Будды и один лежащий. Гигантские сидящие Будды 35 и 26 метров в высоту, лежащий – 15. Впечатляет! Даже после гигантомании Бирмы. Здесь огромные Будды внутри пещер!
К сожалению, внутри фотать нельзя – придется поверить мне на слово.
В общем, место, однозначно достойное посещение из «большого» Китая. А в сочетании с другим обалденным местом в Дуньхуане… Но об этом ниже.
Второе масти-си место в Дуньхуане находиться практически в самом городе (пещеры в 35 км. От него). Такси можно брать только «туда», назад всегда уедешь.
Место назвается «Истник полумесяца» Посреди песков пустыниГоби есть источник и озерцо в форме полумесяца. Ученые не могут найти ответ, почему его до сих пор не засыпало. Совершенно нереальный пейзаж – китайские строения посреди пустынных дюн. Да, да, настоящие высокие песчаные дюны. Чтобы по ним беспроблемно ходить, рекомендуется взять напрокат этакие бахилы до колен (10ю.) Еще 10 ю. с носа придется отдать за доставку на открытом миниавтобусе до места основного зрелища. С учетом цены за входной билет в 120 ю(!!!) с носа, могли бы и за бесплатно все эти услуги предоставлять.
Фотки этого места покажу ниже, но, планируя свое пребывание, я допустил две серьезнейшие ошибки: не рассчитал своих сил (думал, залезу на две дюны) и не учел движение солнца. Поэтому, когда я был на вершине дюны, оно било мне четко в объектив. Шедевральных фоток не получилось… А виновата в этом табличка: «Просьба не влезать» на одной из дюн. Конечно, на нее мы и полезли. На других были сделаны ступеньки, а здесь мы лезли по гребню дюны. Тяжеловато. Короче, смотрите фотки.
После этого у нас был план погулять по городу (до поезда было более 5 часов, переезд до станции – 2 часа). ЛП писал, что микрики уходят каждые полчаса. Однако, когда мы пришли на автостанцию, оказалось, что последний микрик уходит чрез 12 минут (17-30). Я метнулся в отель за шмотками, благо он был недалеко. Белая обезьна 2 метров ростом, совершающая забег с рюкзаком за плечами, вызвала на улице немалый ажиотаж. Таксисты хором звали к себе в машины. Они же не знали, что мне бежать метров 150.
Короче, успели. 2 часа протряслись по убогой дороге в еще более убогом транспортном средстве. Потом ожидание на вокзале, 9 часов пути – и короткая 2-хдневная вылазка «за достопримечательностями» закончилась в Урумчи.
Попробую обобщить. Цзюягуань – далеко не маст-си. Но очень неплохо. А качестве добавки к Дуньхунану – вообще великолепно. С учетом того, что от Дуньхуана до ж.д. – 2 часа езды, а до Цзюягуаня – 5, всего 3 лишних часа в дороге, несомненно, стоят того.
Сам Дуньхуан – настоящая жемчужина. Его можно поставить в ряд самых интересных мест в Китае. Помимо выше уже описанных (а они одни уже много стоят), есть еще куча менее интересных мест. Плюс великолепный, красивый, по-настоящему китайский, удобный для туриста город – 2 дня потратить несомненно можно. Все в Дуньхуан!!