Маршрут нами был разработан самый простой: на аэро-экспрессе доезжаем на метро, прыгаем в метро и выходим на площади Тянь Ань Мэнь, а там смотрим, что успеем: саму площадь, Запретный город (Гугун), смотровую площадку. Надо сказать, что хоть и бегом, но в 8 часов мы вполне уложились. Час ушел на выход из аэропорта и все формальности, за час требовалось быть в аэропорту, час на дорогу туда и еще час на дорогу обратно. Чистого времени на месте у нас было 3-4 часа. Начитавшись форумов, мы знали, что российским гражданам, следующим транзитом, виза в Китай до 24 часов не нужна, поэтому мы имеем полное право выйти в город. Но выйти за кордон и оказаться в столице Поднебесной в первый раз (на пути в Сингапур) нам так и не удалось. А теперь обо всем по порядку.
Во-первых, пару слов хочется сказать о компании Air China, которой мы летели из Москвы в Сингапур через Пекин и тем же маршрутом обратно. Нормальная авиакомпания. Самолеты большие, расстояние между сиденьями приемлемые, телевизоры в проходах, туалеты чистые. Самое интересное, что это первая авиакомпания, где нам принесли заказанный при бронировании билета он-лайн, так называемый «спец.обед». Это было приятной неожиданностью. Честно сказать, бронируя билет заранее в интернете, мы отметили этот пункт галочкой, просто шутки ради, и каково было наше удивление, когда на борту к нам специально подошел бортпроводник, чтобы уточнить, что за нашими местами (тоже забронированными на сайте и занятыми нами, согласно купленным билетам) у них числится «спец.обед» и так ли это. Мы дружно сказали: йес! Летая Трансаэро, где тоже есть такая опция, как «спец. меню» , нам ни разу никто ничего подобного не предлагал, а тут на тебе! Что из себя представляет спец. обед? Это еда в национальном стиле (рис, мясо в острой подливе, соленья, на десерт нам дали фруктовый салат), простой обед был классическим авиа-комби-обедом с курицей или рыбой, помидорами-огурцами и булочкой на десерт. Не думаю, что наш ланч был вкуснее, но у него было другое преимущество: спец. обеды нам принесли в первую очередь, а потом уже по рядам поехала тележка.
Бортпроводники прeдупредительные, вежливые и улыбчивые, но по-английски сносно говорят не все, вернее, говорить вроде говорят, но далеко не всегда тебя понимают, даже если ты говоришь на чистом Oxbridge English, без непривычного им славянского акцента и ограничением словарным запасом не страдаешь, то есть адекватно изъясняешься на классическом английском языке. Не понимают, вернее, через раз. Кивают, улыбаются, делают вид, что поняли, а на самом деле нет. Но бортпроводники – это еще ладно. В аэропорту было гораздо хуже! Ну, там таможенники и паспортисты еще понятно, но когда даже девушки на стойках информации (уж кому-кому сам бог велел в силу работы говорить по-английски и разъяснять все непонимающим туристам) понимают тебя с трудом - вот это был номер. Забегая вперед, могу сказать, что обычные китайцы (служащие метро, таксисты, билетеры и пр.) по-английски практически вообще не говорят. Знают пару слов. Но тебя не понимают, никак. Даже такие слова, как metro-subway-airport нашему таксисту ничего не говорили, и мы тупо тыкали в карту метро и просили нас туда подбросить (на наше счастье название станции метро по-английски звучало созвучно китайскому ее названию (Dongzhimen) и нас от смотровой площадки все же таки довезли).
Итак, прибыли мы благополучно в аэропорт, новенький, недавно отстроенный к олимпийским играм, и помчались на паспортный контроль на выход, чтобы скорее оказаться в Китае.
Но, в этот раз нашим мечтам не суждено было сбыться, ибо наружу нас никто не выпустил. Теперь разъясню подробно, в чем была наша ошибка, чтобы никто не пошел по нашим стопам. Российские граждане, следующие транзитом действительно имеют право на выход в страну, если отбывают из Китая не позднее 24 часов. Китайцы на паспортном контроле об этом прекрасно знают, но выпускать вас особо не хотят. Хотя, полагаю, могут вам попасться и те, кто не знает этого или плохо говорит по-английски и вас не понимает или просто поскорее хочет поставить в ваш паспорт штамп и не желает заворачиваться, поскольку прибывших тут целая очередь. В силу всего выше сказанного, на вашу законную просьбу выпустить вас из аэропорта, после предъявления билетов, российского паспорта и посадочного талона на следующий рейс, вам скажут, что транзитным пассажирам следует пройти на стойку для транзитников. ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Потому что если вам на транзитной стойке поставят штамп транзитной зоны, выйти в город вы уже не сможете. Нам это подтвердили в нашем посольстве, куда мы, по не знанию получив сей штампик, и побегав раза 3 по всем инстанциям в аэропорту (паспортный контроль, транзитная зона, снова паспортный контроль), наконец решили позвонить (как мы выбивали номер телефона нашего посольства на стойке информации – отдельная тема, так что советую иметь телефоны наших посольств в странах вашей поездки заранее), нам подтвердили, что - да, граждане РФ имеют на это право, но если нам поставили штамп транзитной зоны, то все, и сделать мы ничего не можем. На наш вопрос, а что нам делать в следующий раз, ответ был таким: жестко стоять на своем, слать китайцев лесом, полем и т.д., требовать на паспортном контроле нас выпустить, и они должны будут это сделать. Но надо требовать А мы не знали, мы просто сказали, что туристы, что следуем транзитом и что хотим выйти, и были посланы на стойку для транзитной зоны, где милая тетенька, которая тоже не стала или не захотела нас послушать, просто поставили штамп. Мораль: стоять на своем, не ходить ни на какую транзитную стойку и говорить, что хотите выйти. К слову (этого НИГДЕ в аэропорту не написано), российские граждане выходят в город на стойке «для стран-членов АСЕАН» (отдельная стоечка между стойками паспортного контроля и транзитной стойкой) . На этой стойке нас тоже попытались отправить на транзитную, но мы сказали, что нет – хотим выйти. «А, ну ладно», - ответили нам, и выпустили (но нам опять пришлось на этом настоять). Надеюсь, наш печальный опыт, кому-нибудь будет полезен.
Честно сказать, коротать время в китайском аэропорту – удовольствие ниже среднего, и дело не в том, что 8 часов тебе некуда пойти и нечем заняться (шопинг и кафе надоедают уже через 2-3 часа). А дело в том, что аэропорт не топят (или топят очень условно). Аэропорт был к олимпиаде в стиле модерн, большой такой, весь прозрачный и, судя по всему, намного превышающий потребности страны в авиаперевозках, а потому незагруженный и полупустой. К сожалению, олимпиада была летней. В аэропорту практически не топят, очень холодно, тем более, если сидеть там несколько часов. Он стеклянный, открытый и продувается. Мы летели из Москве в декабре в зимних куртках, рассчитанных температуру до -10 градусов, шапках, сапогах, т.к. планировали выйти, и все равно страшно замерзли. Смотреть же на тех, кто летел с нами в Сингапур во вьетнамках, шортиках и маячках, БЫЛО СТРАШНО! Так что всем, кто будет пролетом в китайском аэропорт зимой, очень рекомендуем брать с собой теплые вещи.
Вышли мы только на следующий раз, обменяли 50 долл. в обменнике – нам их хватило за глаза! Кстати, будьте тоже бдительны, т.к. в обменниках, официальных обменниках аэропорта (!), вас могут легко обсчитать или подсунуть фальшивые купюры, т.к. нажиться на туристах – это святое дело (как повезет). Нас не обсчитали, нам повезло Мы сели в аэроэкспресс (25 юаней с человека) и поехали до города на метро (2 юаня). Аэроэкспресс идет до города час-минут сорок, причем в город он идет на 10 минут дольше, чем из города, т.к. по маршрут он сначала выезжает из 3-го Терминала, затем едет во 2-ой, а потом уже в город. На обратном пути он приезжает сразу в 3-й Терминал. Приехав на станцию Dongzhimen, мы сели на синюю ветку и поехали до станции Qianmen (еще минут 10). В метро на станциях и в переходах тоже не топили (видимо, в целях экономии) и по сравнению с московским метро, это было очень непривычно. Народу в метро было много, примерно, как в московском в час пик. Мы ехали утром в районе 9 утра, возможно, тоже попали в час пик.
О погоде: температура в декабре-январе была минус 10, в принципе, как в Москве, но климат более сухой, резко континентальный и более холодный, как нам показалось, возможно, с непривычки. Людям, живущим в Сибири, китайская зима, уверена, будет не по чем И еще там было очень ветрено. На наш взгляд, местное население было одето легковато, не по погоде – многие без шапок, в демисезонных куртках, обувь тоже не производила впечатление зимней. Много было людей просто в кроссовках, хотя на улице, повторюсь, было минус 10.
Прежде, чем выложить несколько традиционных фото, сделанных на площади Тянь Ань Мэнь, Гугуне и смотровой площадке, которых тут уже много , а также то, что мы успели нащелкать из окна такси, когда ехали по городу от смотровой площадки до станции метро Dongzhimen и в/из города на аэроэкспрессе, хочется сказать о том, что нас поразило, запомнилось, бросилось в глаза: огромные пространства! Огромные проспекты, широкие улицы, большие подземные переходы, высоченные здания в спальных районах, а сколько кабинок в туалетах!!!!! Попадая в Пекин, действительно чувствуешь, что китайцев 1 миллиард и 200 миллионов (может уже и больше ! Много машин, много велосипедов, причем китайцы ездят на них и зимой.
Итак наш фотоотчет:
Таким мы увидели Пекин за те 3-3,5 часа, которые были в нашем распоряжении. Это было интересное приключение. Надеюсь, мы когда-нибудь приедем на пару недель, чтобы узнать Китай получше. Отчеты по Сингапуру, Куала-Лумпуру и Бали обещаем выложить в соответствующих разделах форума чуть позже.