c предыдущей поездки в Куала-Лумпур Бегом по Куала-Лумпур под присмотром Дораэмона или «Мне кажется, мир сошел с ума» смог повлиять на последующее посещение Королевских гонок. Привлекло внимание, что в трех часах лету от тебя происходит одно из величайших событий автогода – гран-при Малайзии чемпионата Формулы 1, к тому же, в стране с визовой доступностью. Сейчас или никогда!
Забегая вперед могу сказать, что поездка превзошла все ожидания и, безусловно, того стоила. Но, все по-порядку, как всегда, отчет будет информативным с точки зрения организации и стоимости поездки, а также поможет избежать вам возможных ошибок на наших примерах. Из всех заявленных кандидатов на стадии подготовки к поездке, в итоге осталось трое: Овидич, известный по гиббонотуру в Лаос Гиббоны и северный Лаос в режиме Lao Time…(фото, трафик) моя Дочь, на страницах Форума пока не отметившаяся и я. Убедившись, что билеты на Формулу 1, вопреки скептически настроенным коллегам, оказались доступными по стоимости, с их покупки и начали. Официальный сайт Формулы 1 предлагал билеты на 30% дороже, чем официальный сайт Sepang F1 International Circuit, Malaysia, их услугами в дальнейшем мы и воспользовались.
Учитывая жару и возможный дождь, сразу же отбросили студенческие варианты посидеть на травке за 21 USD (как же мы были правы)
и, пересмотрев все остальные предложения, остановились на трибуне F, самой дешевой по стоимости (148 USD/чел.), предлагавшей полноценные «услуги», а именно: номерные сидячие места под навесом и экран перед трибуной, на котором транслировали гонку и всю текущую информацию. Как оказалось, места просто замечательные, видно и внутренние внешние участки трассы.
Также в эту стоимость входила фото сессия на пит-лэйн по окончанию второй практики в пятницу. После оплаты электронных билетов Pay Palом в середине февраля, наше участие в Гран-при Малайзии становилось все более осязаемым. Кстати, если бы наше желание посетить мероприятие возникло до начала 2012 года, то стоимость всех билетов была бы в два раза меньше по акции Early Bird Promotion. В очередной раз, порадовала и Air Asia, раунд трип из Ханоя в Куала-Лумпур обошелся порядка 160 USD/чел.
Оптимальным вариантом размещения для участия в Гран при Малайзии является Tune Hotel в аэропорту LCCT, находящийся в 5-7 минутах езды от Сепанга, но, к сожалению, в середине февраля на интересующие нас даты он был full, еще бы! Из оставшихся возможных предложений поселиться подешевле, рассматривал район Букит Бинтанг или Чайнатаун. Безусловным лидером поисков стал гестхаус с кричащим названием Forever Young, с двумя двухъярусными кроватями на площади 6 квадратных метров и удобствами на этаже за 4 USD/чел. Но, отбросив подобную экзотику, выбрал озвученный на Форуме простенький Season View Hotel, который не букался в системах Online hotel reservations, но имеющий собственный сайт, с возможностью бесплатного бронирования. Быстрый ответ подтвердил два номера на интересующие нас даты. За двухместный стандарт с завтраком мне выставили 37 USD, за сингл Овидичу – 30 USD, что нас вполне устраивало. Вроде все, теперь нам остался только месяц ожидания…
День первый, без или…
Куала-Лумпур встретила жарой и нереальным курсом обмена 2,79 MYR/1 USD в зоне прилета. Предусмотрительно пройдя мимо мы, обменялись где-то в аэропорту по человеческому курсу 3,02 MYR/1 USD. Время около двух, как раз начало второй практики на Сепанге, поэтому не едем в город и решаем сразу приобщиться. То, что город живет Формулой 1 видно уже в аэропорту, помимо повсеместной рекламы, тут же предлагали симуляцию гонки на прототипе болида новичка гонок Caterham, конечно не обошлось и без фото Петрова и Ковалайнена.
Узнав место отправления из LCCT на Формулу 1, встречаем там шестерых русских ребят, сообщивших, что ждут автобус уже 20 минут. Безрезультатно подождав еще минут 10, они договариваются с водителем проезжавшего микроавтобуса за 40 MYR доехать до Сепанга, падаем им на хвост. Пока ехали, выяснилось, что они фанаты Виталия Петрова.
В первый день, чтобы попасть в Сепанг, билеты оказались не нужны, народу не много,
поэтому проходим на самые дорогие трибуны с видом на пит-лэйн и получаем в подарок флажки.
При входе забирают воду и еду, осматривают рюкзаки, так что не берите воду с собой, конфискуют.
На этом участке трассы во время гонок пилоты разгоняются более чем до 300 км/час, с соответствующими звуковыми эффектами, поэтому без берушей на Формуле 1 не обойтись, особенно, когда пилот уже тормозит, а смесь продолжает догорать. Даже сквозь затычки в ушах слышен визг мотора и низкочастотные хлопки.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7E-lhsvWwwE&context=C46ed393ADvjVQa1PpcFORX1mUJOOOnGfn0fBW2RSRfUrYJwtXZnM=[/youtube]
После окончания практики Формулы 1 команды выкатили болиды GP2, которые не только в скорости, но и по звуковым ощущениям явно уступали Ф1.
Пока будущие звезды Формулы 1 выясняли отношения на круге, инженеры команд занимались настройками основных болидов,
а я иду гулять по Сепангу (напоминаю, все что миниатюры кликабельны).
Наша будущая трибуна
После заездов болидов серии GP2, пятничную программу Гран-при Малайзии продолжили практика и квалификация Malaysian Super Series. Заряженные версии спорткаров серии А и В выясняли свое преимущество.
А мы пошли на выход, занимать очередь на пит-лэйн. Согласно расписанию, ученики малазийских школ и владельцы билетов могут посетить боксы команд в течение часа, начиная с 18:00. Однако, еще за 1,5 часа до открытия мы встали метрах в 150 от входа.
Желающих засвидетельствовать свое присутствие оказалось настолько много, что спустя 40 минут мы потеряли конец очереди и порадовались, что еще рано ее заняли.
Пока стояли, прогулялись по лавкам команд. Фирменная продукция дорогая, но очень качественная. К примеру, командные бейсболки стоили 150 MYR.
Отстояв на жаре больше часа, начинаем движение. Малазийцы профи по организации очередей (в этом мы убедились еще по предыдущей поездке), никакой суматохи, давки. На входе проверяют билеты.
Пройдя под трибунами комплекса, попадаем на пит-лэйн
Тут же, журналисты телекомпании Sky Sports брали интервью у инженеров команд
этим ребятам не позавидуешь, как и положено, во время съемки, они профессионально держались на камеру, но после команды стоп на их лицах проявлялись все тяготы нелегкой журналистской жизни, чувствовалась усталость и дискомфорт от жары. Позже я вычислил их, оказались достаточно известными пит-лэйн репортерами: Ted Kravitz и Georgie Thompson.
Заканчивались гаражи пейс-каром, сыгравшим, как оказалось в последствие, одну из ключевых ролей в гонке.
Программа дня выполнена на все сто, на выходе зрителей развозят автобусы, точно помню направления: LCCT, для живущих в Tune Hotel, KLSentral и KLCC, для разместившихся в городе. Покупаем билеты в KLSentral по 18 MYR/чел. За 1:20 автобус довозит нас до центрального хаба, далее все стандартно - монорельс до Букит Бинтанг. Быстро находим свой отель на Jalan Alor, душ, ужин на улице, отдыхать. С вечера решаем не ехать завтра на квалификацию, а посвятить день городу. Вечерне-ночной КЛ в нашем районе представлен улицей – едальней, где с обеих сторон расположены забегаловки всех стран ЮВА, все жарится, парится, шкварчит. Столы выставлены на дорогу, и проезжая, машины протискиваются между жующими рядами. Шумно, весело. Утром заметили, что на протяжении всей Jalan Alor обувь прилипает к асфальту, он жирный!
День второй или сколько раз я мыл ноги?
Поскольку в предыдущую поездку в нашей многочисленной компании были дети далеко пред-тинейджерского возраста, соответственно и программа посещения КЛ основывалась на их интересах и включала: зоопарк, парки птиц, бабочек, подъем на Менару и классическую прогулку у Петронасов. Мы же, свободную от гонок субботу, решаем особо не планировать и начать с исторического центра, дальше будет видно.
Перед посещением самой старой мечети в городе Jamek Mosque персонал принял, что наша компания выглядит достаточно фривольно и предложил одеться в темные халаты,
а Дочку к тому же не пускали без хиджаба
Принцип выдачи одежд мы так и не вычислили, ввиду того, что многие китайцы находились на территории мечети не обремененными подобными условностями, в отличие от их спутниц (на заднем плане фото)
Некогда высокие башни мечети поглотили небоскребы города, отсюда все фотографии внутри хочется назвать «связь времен», действительно на фоне минаретов высотки банков и офисные здания.
Находясь в столетней мечети, устраиваю обряд вуду и, хотя не собираюсь совершить намаз и прикасаться к Корану, от одного омовения ног становится легко и свободно. Попробуйте на жаре проделать подобное, и вы поймете меня…
Зал для намаза просто сияет чистотой, территория мечети зеленая и ухоженная.
Овидич в халате и очках, ну вылитый Гарри Поттер в поисках ордена Феникса.
В целом нам понравилось. Экскурсия в мечеть бесплатная, под роспись с общими данными: кто ты, откуда, количество человек и т.д.
Следующим пунктом посещения городских достопримов, конечно, площадь независимости. На поверку, Merdeka Square оказалась футбольным полем, где раньше британские колонизаторы играли в крикет, а в наше время уставшие туристы отдыхают на травке.
Многие СМИ называют стометровый флагшток на площади Мердека в Куала-Лумпур самым большим в мире, однако, это не так. В настоящее время он занимает всего-то восьмое место, а лидером, является 165-метровый флагшток на площади государственного флага в Душанбе, о чем зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса.
На поле в это время разворачивалась выставка достижения малазийской полиции, не было забыто и её недалекое прошлое.
Перед зданием Султана Абдул Самада (Sultan Abdul Samad Building) выстроена большая сцена для отличившихся офицеров и трибуны для их гостей. К вечеру намечалось грандиозное шоу с парадом, концертом и салютом.
Вот эти герои и их почетные места, чем не 12 стульев из дворца?
Историческое здание Султана Абдул Самада не является музеем и сейчас в нем расположено Министерство Культуры Малайзии. Отдохнув у фонтана в компании подобных личностей
переходим площадь, где сразу за флагом расположена Kuala Lumpur City Gallery, куда мы пришли в поисках информации об экскурсионных автобусах, курсирующих по интересным местам города. В галере, также, находится туристический информационный центр, где вам расскажут обо всех достопримечательностях, снабдят бесплатными картами и информацией. Кроме того, это еще и небольшая фотоэкскурсия в недалекое прошлое Куала-Лумпур. На выходе, конечно, сувенирная продукция, но не ширпотреб, а произведения ручной работы из различных пород дерева, производство которых находится тут же. Преобладают, как и везде, Петронасы, Менара, здание Султана, известные небоскребы города и т.д.
Что мне нравится в КЛ, так это наличие информационных центров, услугами которых мы пользовались в дальнейшем и в Сурии и в центральном рынке. Везде готовы снабдить бесплатными картами, подсказать любую информацию. Очень удобно!
Интересующие нас экскурсионные автобусы (KL Hop-On Hop-Off City Tour) курсируют по городу с 23 остановками, причем на любой из них ты сможешь выйти и, нагулявшись, вернуться на остановку, где сесть в любой другой подобный автобус. Стоимость суточного билета составила 38 MYR, билет можно приобрести непосредственно в автобусе. Помимо предложенной карты маршрута, все остановки дублируются достаточной аудиоинформацией о том или ином месте.
Ближайшая к нам остановка №9 расположена недалеко от центрального рынка (Central Market на картах города). Мы изначально не планировали его посещение, но пройти рядом оказалось невозможным. В здании 1888 года постройки находится восточный базар всех стран и культур ЮВА, отличное место для приобретения сувениров.
На рынке Дочку заинтересовал fish-massage (по-русски как-то и не скажешь, рыбный массаж), знакомый нам с Овидичем по Камбодже. Всего за 5 MYR/чел в течение 10 минут вы получите максимум удовольствия от общения с жаберными позвоночными.
Сидевший рядом любитель гамбургеров и колы, без ложной доли стеснения, испытал за сеанс как минимум, несколько разрядок...
Все остановки Hop-On Hop-Off обозначены характерными табличками с номерами, ошибиться невозможно. Подождав минут 15, садимся в автобус.
Со второго этажа многие по ходу автобуса фотографируют. Проезжаем индийский квартал
и выходим у Королевского Дворца Истана Негара (Istana Negara), являющегося официальной резиденцией короля Малайзии. Конного караула у ворот не было, фотографируемся с пехотой. В этом месте автобус делает остановку на 10 минут, мы задержались и остались ждать следующего. Жарко.
Такой пейзаж города видит ежедневно Король Малайзии из своего представительства.
Далее проезжаем все парки города и выходим в KLCC. Остаемся на обед в Сурии, где все напоминает о главном уикенде. Болиды Формулы 1 висели в воздухе, стояли на подиуме и принимали участие в викторине.
К вечеру понимаем, что за день набегались на жаре, поэтому остаемся в KLCC парке для вечерней съемки Петронасов. В предыдущий наш визит в КЛ парк был закрыт, поэтому с удовольствием идем отдыхать в оазис среди города.
На территории парка есть места для детского отдыха, беговые дорожки с фонтанчиками для питья
и бассейн с небольшим водопадом, где с удовольствием плескались дети, а взрослые, как вы уже догадались, сидели с ногами в воде…
Постепенно начинает смеркаться, и мы, в очередной раз, вдоволь наснимались Петронасы из разных ракурсов в любом освещении и даже с отражения.
Поскольку объявленный за месяц до Гран-при Малайзии концерт Кайли Миноуг у Петронасов отменили, шоу было заменено танцами местных тинейджеров и рок-певцов. Со стороны улицы была сооружена сцена и устроены зрительские места. В парке, с другой стороны Петронасов установили экран, где шла трансляция происходящего на сцене.
Еще две недели назад, обломавшись с Кайли, я вычитал, что взамен будет концерт вокалистки группы The Pussycat Dolls - Николь Шерзингер, которая в любом случае будет в КЛ с Льюисом Хэмильтоном, но, вероятно, не в этот день, и нас развлекали азиатским хип-хопом.
День третий, вот это Перец/с!
Предчувствуя транспортный ажиотаж в Сепанг, часов за пять до начала гонки выдвигаемся с Букит Бентанг. Кстати, до KLSentral добираемся на вчерашнем экскурсионном автобусе, билеты на который у нас еще действительны. За 25 MYR/чел покупаем билеты на электричку до международного аэропорта, в вагонах встречаем толпы фанатов. По прибытию, через 40 минут нас развозят в автобусах, все как всегда организовано. От KLIA до Сепанга добирались минут 15-20, гораздо дольше, чем от LCCT аэропорта. По приезду на кольцо нас встречают местные шаттл-басы, которые развозят болельщиков по своим трибунам. Наша F находится в противоположной стороне от входа, проверяют билеты, рюкзаки. Добравшись, мы еще успеваем на финальные круги GP2.
По окончанию заездов, комиссары трассы принялись за уборку, после них пошла техника.
Пока идет подготовка к гонке, выходим прогуляться в районе нашей трибуны. Всюду распродажа фирменной одежды команд, буфеты с едой и напитками. Кстати, если правоверному мусульманину приспичит помолиться за любимую команду, сделать это можно прямо тут же в специально подготовленном передвижном шатре. Несмотря на то, что по информации сайта Сепанга, билетов на нашу трибуну нет уже как пару недель, к началу гонки присутствуют свободные места.
Рядом сидят болельщицы прошлогодней команды Виталия Петрова с характерной символикой российских автомобилей.
Не знаю, в курсе ли девушки о лидере нашего автопрома, но точно знаю, что Lada в переводе с малайского – перец, и для местных это всего лишь ароматная приправа. Многие болельщики сидели со всевозможными гаджетами и во время гонки вели онлайн конференцию.
За час до начала прогревочного круга комиссары трассы объезжают всех инспекторов на круге.
За полчаса к месту старта выходят девушки с флагами гонщиков,
а со стороны моря поднялся ветер, и погода явно начинила портиться. К тому времени болиды уже стояли на трассе гонки.
Без пяти четыре торжественно объявляют о предстоящем старте Гран-при, мы встаем, играет гимн Малайзии и вместе с этим по навесу нашей трибуны начинают разбиваться первые капли дождя. Темнеет, и прогревочный круг пилоты едут уже по влажной трассе. При старте гонки дождь усиливается.
Дальнейшее развитие событий, вы знаете не хуже меня, поэтому не буду комментировать саму гонку, тем более я этого не умею, а лишь выставлю некоторые ее фото и поделюсь впечатлениями. Вопреки скептикам, смотреть Формулу 1 вживую оказалось весьма интересно. Как уже говорил, помимо двух сегментов трассы перед нами был экран со всей информацией о гонке, аналог того, что вам показывают по телевизору, поэтому мы были в курсе всего происходящего. Обгоны, вылеты, контакты и остальные события в зоне видимости воспринимаются на «ура», с аплодисментами и кричалками в духе футбольных болельщиков. Единственный вылет за всю гонку Романа Грожана с трассы был справа от нашей трибуны, Петров на фоне более именитых соперников, не казался мальчиком для битья и в течение гонки держал Ferrari Фелипе Масса, что уже приятно. Вообще, на мой сугубо субъективный взгляд, явно отстают две (и это особенно видно вживую) команды HRT и Marussia. У каждого из нас был свой фаворит: Овидич слепо верил в победу Шумахера, моя Дочь болела за Хамильтона (заработав, кстати, 15 очков за его третье место), я же метался между Феттелем и Петровым. И хотя, победа Феттеля была более предсказуема, но все же приятно, когда твой соотечественник участвует в Королевских гонках и априори хочется верить в чудеса. А вот настоящее чудо преподнес Серхио Перес, двадцатидвухлетний мексиканец команды Sauber, занявший второе место, но, по ощущениям с трибуны, он мог бы сделать и Алонсо. Нам повезло с погодой, я не шучу, действительно повезло: дождь в начале гонки, замена колес на третьем круге, затем пейс-кар, далее остановка гонки в ожидание окончания дождя, и, наконец, повторный старт через 50 минут, а позже поиски команд в подборе резины и т.д. Мы видели все, кроме серьезных аварий с вдребезги разбивающимися болидами, хотя, в последнее время Формула 1 становится все более безопасной, а пилоты более думающими, в отличие от первых российских трансляций гонок в начале девяностых, запомнившихся безумными поступками Найджела Мэнселлаа против Алана Проста, Дэймона Хилла, Нельсона Пике и Айртона Сенны. Удивительно, но сегодняшний герой Перес в те времена только родился……..стареем? А далее началось десятилетие Шумахера, который красиво ушел, а потом зачем-то вернулся далеко уже не «Шумахером». С подобными мыслями сидел я на кольце Сепанга и наблюдал за гонкой.
Между тем, время проходит незаметно и на финишном круге фанаты Ferrari выдвигают флаги для приветствия Алонсо, победный круг он проезжает медленно, благодарит болельщиков.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=FPUEgHgLlrk&context=C4b0ee53ADvjVQa1PpcFORX1mUJOOOnPEOEoQd2JMkwduTcZ_Li7E=[/youtube]
По окончанию гонки не спешим на выход, обмениваемся впечатлениями. Выбираться оказалось сложнее, мимо нас проезжали полные автобусы, везущие болельщиков к месту посадки на автобусы в город, многие не останавливались. Кто-то пошел пешком, а мы отошли недалеко от места выхода основного потока и втиснулись в остановившийся транспорт. В давке добираемся к выезду из Сепанга, где, как и в первый день, встаем в очередь за билетами на автобусы в город. Простояв около получаса, опять берем билеты в KLSentral, оказавшийся самым популярным местом доставки. Затем, в организованной очереди передвигаемся к месту посадки в автобусы, нашего пока нет, но предлагают альтернативный вариант в KLCC. 8:30, на улице почти ночь, не раздумывая, садимся и тут же отъезжаем. Развернуться в город направо нет никакой возможности, трасса встала, поэтому, для разворота доезжаем до аэропорта, откуда начинаем неторопливое движение в сторону Куала-Лумпур. Наши утренние билеты в Ханой в 6:30, гонка задержалась, в сложившейся ситуации неплохим вариантом было ехать в Сепанг с вещами и после окончания гонки сразу в аэропорт. Правда, ночь на лавках в LCCT, но не привыкать, зато сутки гестхауса сэкономили бы. Мысль неплохая, но поздновато пришла, а пока, уставшие, едем обратно в город. Добрались до Петронасов ровно за два часа, думал, будет дольше. На метро и монорельсе домой, поздний ужин в полюбившейся китайской забегаловке, спать остается 2,5 часа.
В 3 ночи ничего не изменилось, столы, музыка, все едят. Таксист-полуночник за 20 MYR довозит до KLSentral, откуда автобусом за 8 MYR/чел добираемся до своего LCCT, где мы были вчера вечером. Три часа полета и опять Ханой, удобный утренний рейс позволяет опоздать на работу всего на 2 часа.
Прошла неделя, но впечатления от поездки свежи и волнительны, хотя фото рассмотрены, рассказы рассказаны. Смотрим с Овидичем, что у нас еще поблизости? Следующее Гран-при Китая в Шанхае, но туда дорогой авиа перелет и места далеко не бюджетные, а доступный по авиабилетам Сингапур, также, не дешев по стоимости билетов на гонку. К примеру, постоять на травке в Синге стоит дороже, чем наш билет на трибуну в Сепанге. Остается ждать следующего Гран-при Малайзии, не забыть бы про Early Bird Promotion…