Бэкграунд: молодая пара, были в куче стран Европы, в Тае, Сингапуре и Малайзии (Тиоман-Куала-Лумпур-Пенанг-Лангкави). Я еще была в Гонконге и на Филиппинах. В поездках ни в чем себе не отказываем, но к роскоши не приучены. Средний класс, короче говоря.
Маршрут: Москва-Гонконг-Кота Кинбалу-Ранау-Кота Кинабалу-Кудат (Tip of Borneo)-Кота Белуд-Кудат-Сандакан(река Кинабатанган и Сепилок)-Тавау-Нунукан-Лонг Баван-Нункан-Тавау-Кота-Кинабалу-Кудат(Tip of Borneo)-Кота Кинабалу-Гонконг-Москва
Даты: 1 июля — 28 июля 2014
Бюджет: 280 тысяч рублей, из них 50 тысяч на перелет Мск-Гкг-Мск и 15,5 тысячи на перелет Гкг-Кота Кинабалу-Гкг. Порядка 30 штук ушло на жилье (не считая нескольких пакетных предложений), остальное — транспорт-еда-развлечение.
Подготовка
Билеты Москва-Гонконг-Москва (Аэрофлот) куплены в конце мая, 25 тр с человека; тогда же куплены отдельные билеты Гонконг-КК и КК-Гонконг (Air Asia), (1967 гонконгских долларов и 150 евро на двоих). Начало июня – билеты КК-Кудат и Кудат-Сандакан (MASwings, 190 и 194 рингита на двоих). С начала июня безуспешно пытаемся забронировать билет Таракан/Нунукан-Лонг Баван и списаться с гидом в Лонг Баване — Алексом Балангом. В итоге мне отвечают все на свете, включая венгерского чувака с форума Lonely Planet, кроме этого самого гида. В июне же бронируем отели — в Гонконге и на первые и последнюю ночи в КК.
Малярии мы боимся, но не очень, тем более что на Борнео она, судя по отчетам и путеводителям, не очень часто встречается. Профилактику решили не пить, планируем уже на месте купить экспресс-тест и лекарство на всякий случай. Спойлер: в Кота Кинабалу об экспресс-тестах никто не слышал, так что мы теперь ждем окончания инкубационного периода малярии.
Итак, поехали.
День 0 — день 1. (1-2.07.2014)
Борт Аэрофлота “Владимир Маяковский” успешно довез нас за ночь из Москвы в Гонконг: система развлечений, немного покоряжившись в начале полета, в итоге работала исправно, бортпроводники были вежливыми, еда — съедобной. Утром 2 июля мы проходим границу (приятно узнать, что штамп в паспорт гонконгцы больше не ставят) и отправляемся обедать, спать в Peace Guesthouse (Chungking Mansions, дешево и сердито), ужинать (Spaghetti House — на удивление вкусное сетевое заведение), смотреть Symphony of lights и снова спать.
День 2. Кота Кинабалу
Ранним утром мы вновь едем в аэропорт и на Air Asia долетаем до Кота Кинабалу (в пути — три часа). Второй терминал, куда прилетает главный азиатский лоукостер, выглядит весьма убито. Но задерживаться там смысла нет: получаем штампики (и марку штата Сабах), забираем багаж, и на такси за 30 рингит доезжаем до отеля— Eden 54 на улице Гайя (все ночевки с ценами еще выложу в конце отчета).
Рядом с отелем мы обнаруживаем рай: магазин с кучей вкуснейших фруктов. Манго, киви и ананасы в нем бесподобны!
В Кота Кинабалу у нас по плану — два дня на получение индонезийской визы и покупку тура на гору (и еще каких-то вещей по мелочи). Заранее мы подъем не бронировали, так как не были уверены, что легко перенесем акклиматизацию и т.д. Это, конечно, смешная отговорка людей, которые никогда не чувствовали никаких проблем от акклиматизации; проще (и честнее!) сказать, что нам тупо было лениво в Москве.
Чтобы все перемещаться по городу (точнее, из индонезийского консульства в сторону отеля и наоборот) было легко и приятно, берем на прокат мопед. В GoGoSabah, которых многие ругают за цены, а LP хвалит за все остальное. Так вот, мопед для передвижений по городу стоит 45 рингит/день (+300 рингит депозит). В этот раз — впервые за все поездки в ЮВА! — у моего спутника есть права, и можно не заминать этот вопрос, но проблема в том, что взять их собой мы забыли (именно потому, что они появились весьма недавно). Прокатчиков это не останавливает, и мы берем нашего коня и едем в консульство.
Копия паспортов и фотографии я предусмотрительно захватила из Москвы (в отличие от прав, да), так что никаких лишних телодвижений в индонезийском консульстве делать не пришлось. Захожу внутрь (спутника в шортах не пустили — но на коротенькую юбку всем наплевать), беру анкеты, заполняю, оплачиваем 340 рингит на двоих в соседнем Maybank, возвращаюсь, “приходите завтра до 4х”.
Отлично, первый квест почти выполнен. Следующий квест — пляж, для чего надо вернуться в отель (за плавками, а мне еще и сменить ужасно юбку на штаны — вы когда-нибудь ездили на мопеде пассажиром в мини-юбке???). Переодевшись, едем на пляж — Tanjung Aru рядом с аэропортом. Пляж симпатичный с кучей кафе, но вот только никто в нем не купается — ну и мы не рискнули, а просто пообедали и поехали в номер спать.
Проснувшись около 11 вечера мы понимаем, что ужасно хочется кушать (желательно, вкусной еды). На рынке нет почти ни одного посетителя и многие продавцы уже сворачиваются, но нам все равно удается урвать свежей рыбки (и креветок), мммммммммм, и пойти отсыпаться дальше.
День 3. Кота Кинабалу
С делами надо покончить как можно скорее! — думаем мы и, позавтракав круассанами из одного соседнего магазина и манго из другого, едем в консульство — где-то около полудня. А в пятницу, оказывается, у индонезийцев перерыв с 12 до двух, так что мы едем в центр решать остальные вопросы. С остальными вопросами все тоже не очень весело: подъем на гору забронирован на весь июль, ночевка на Манукане тоже в ближайшие дни недоступна, на Гайе все очень дорого, палатки для ночевки на Сапи или Мамутике у нас нет, что делать — неясно, экспресс-тестов на малярию в Азии не бывает, но мы не унываем, а опять идем в GoGoSabah — поменять мопед на пригодный для дальней, а не только городской езды (65 рингит/день).
Несмотря на то, что на гору мы не поднимемся, отказаться от посещения парка Кинабалу было совсем глупо. Но это — план на завтра. После смены мопеда мы все-таки забираем паспорта из индонезийского консульства, покупаем симкарту у какого-то китайца (оператора не помню; 1 рингит за 30 мегабайт в день) и в рамках дальнейшей культурной программы едем посмотреть на городскую мечеть. Мечеть красивая, дорога к ней еще лучше.
На всякий случай, часы работы:
Ужинаем на филиппинском рынке, где нас застал ужасный ливень (рыба куда менее вкусная, чем днем раньше) — 77 рингит с пивом. Ложимся спать пораньше — на следующее утро нас ожидает парк.
День 4. Парк Кинабалу, Поринг и Ранау
Итак, утро, легкий завтрак, айпед с Google Maps, мопед, два шлема — и в путь! Движение свободное, виды — потрясающие красивые, гробы можно заказать 24 часа в сутки (вау!). Три с лишним часа на мопеде для неподготовленных, извините, задниц — испытание не из легких, но общая эйфория затмевает затекшие попы.
В парке (вход — 30 рингит) очень вежливые девочки рассказывают, по каким дорожкам мы можем пройтись, выдают карту и перечисляют варианты ночевки (брони в КК на эту ночь у нас нет, и решать мы планируем по ходу). Мы решаем подняться к подножию горы по самому длинному пути, Liwagu trail, но сначала надо позавтракать.
У самого входа есть отличный шведский стол (завтрак до 12:00, 25 рингит с носа), который насытил нас чуть ли не на весь день вперед.
Liwagu trail — симпатичная дорожка, через джунгли, вверх, вдоль речки; у неподготовленных офисных работников в лице меня, начавших свой путь в полдень, пару раз возникал вопрос “зачем”, еще пару раз — “доколе”, но все-таки мы дошли до начала настоящего подъема, куда без рейнджера уже нельзя. Джунгли — они и на Борнео джунгли; цветочков здесь чуть побольше, а в целом ощущение такие же, как от прогулки год назад по джунглям Тиомана.
Зато вид на гору — бесподобен.
Подняться-то мы поднялись (часа за два с небольшим), теперь надо спуститься. По джунглям спускаться как-то не хочется, альтернатива — асфальтированная дорога. Пока мы по ней идем, нас постоянно обгоняют автомобилисты и бибикают нам, но подкинуть вниз так никто и не предложил. А сам по себе спуск, надо сказать, весьма уныл.
Итак, парк частично изучен (на гору мы когда-нибудь еще обязательно поднимемся!), на часах — три с чем-то, и мы спрашиваем у девочек внизу, до скольки работает Poring Hot Springs. До пяти, говорят нам, мы садимся на мопед и едем через Ранау в Поринг, чтобы отмочить уставшие ножки в горячих источниках. (Я читала форум, я знаю, что там тоска; спутник все равно настоял).
Почему-то мы ступили и заплатили еще по 30 рингит за вход, хотя на самом деле могли пройти по билетам в парк Кинабалу. За эту невообразимую сумму мы полчасика поотмокали ножками в горячих источниках, обнаружили, что все рестораны и кафе в округе закрыты, и голодные поехали искать ночевку — через час уже должно было стемнеть.
По пути мы завернули по объявлению о цветущей раффлезии. Предприимчивые крестьяне потребовали по 25 рингит с каждого, на что мой спутник сказал — “Не, слушай, это ты хочешь галочку поставить, мне денег жалко, иди одна!”. Ну, я пошла одна на их огород, через 30 секунд оборачиваюсь — а спутника они пропустили бесплатно! Хе-хе. Раффлезия действительно оказалась для галочки: и меньше, чем я думала, и совсем не воняет.
Переночевать мы в итоге решили в Ранау: минут за 10 до наступления темноты мы нашли какой-то несчастный отель на окраине за 60 рингит (кондиционер, душ в номере).
В отеле номера явно преимущественно используют по прямому назначению; забытые какой-то леди ресницы на нашем зеркале лишний раз это подтвердили. Но нам главное — чтобы было где поспать.
И поесть, поесть тоже очень важно! А желательно, еще заправиться (14 рингит, полный бак) и выпить пива. Совместить пиво с едой оказалось возможным в китайском ресторане Double Luck. И. О. Господи. Такой вкусной еды я не ела давно: олень и кабан, и пиво (плотный ужин на двоих — 35 рингит), и хозяин (?) с идеальным английским — короче, если нелегкая занесет вас в Ранау, не пропустите!
День 5. Манукан и Мамутик
Спать мы легли сразу после ужина и проснулись в итоге в три утра. За окном дождь и темно, на мопеде выезжать в таких условиях не очень хочется, хочется дождаться рассвета — что мы и делаем. За все те же три часа доезжаем до КК, до Jessleton Point, завтракаем там и за 90 рингит покупаем тур на два острова (Манукан и Мамутик) и один комплект для снорка (без ласт).
Из двух островов нам несомненно больше понравился Мамутик: песок поприятнее, заход в воду погуманнее, рыбки поразноцветнее. Внезапно вполне приличная еда, вот только пиво — очень дорогое.
Хозяйке на заметку: если вы плывете только на один остров, комплект для снорка дешевле взять на месте. Если на два или три, берите на причале.
Овощной день мы закончили ужином в Little Italy — дороговато (130 рингит на двоих с пивом) и не так вкусно, как хотелось бы. В нашем путешествии еще будет куда более вкусная пицца!
В следующей серии — очень маленький самолет, очень гостеприимный британец и очень ленивый отдых на пляже.