jhuk » 11 фев 2012, 10:37
Посмотрела вчера в "Закрытом показе", Переполнена впечатлениями, даже мысли путаются. Пишу, главным образом, чтобы как-то собрать из них целостную картину восприятия...
Фильм.
Невероятно простые и "чистые" приемы. Ассоциации с детским рисунком акварелью. Основной прием - инверсии, легко читаем, предсказуем и несколько навязчив даже: символ чистоты - проститутка, символ мудрости - сумасшедший, символ зрелости - ребенок и т.д. Сильное впечатление в этом контексте оставляет самое пронзительное признание в любви (или в ее попытке) - фраза матери "проститука приехала!".
Визуальный ряд, построенный преимущесвтвенно на средних планах, работает на идею "созерцательного повествования", в котором читается страх отдалиться и потерять контакт с описываемой реальностью или приблизиться и стать поглощенным ею.
Тема.
Так же проста и читаема. О том что в жизни нет места Любви. О страхе людей принять ее (на это способен только психически ненормальный), ибо тогда станет "Жалко. Особенно Всех". А это больно.
Режиссура.
Никак не ожидала от Гардона такой пронзительной искренности и такой примитивной простоты. Невероятная смелость для него. Особенно по контрасту с "Пастухом своих коров", где явно читалось опасение сказать в простоте хоть слово и кажый кадр был наделен, нагружен многослойным смыслом, что и превратило картину в головоломку-бессмыслицу. И вдруг - простой тихий разговор на простую тему простыми "словами". Все что он хочет выразить выражает просто, как 5-летнему ребенку. Наверное только так мы говорим на темы, которые нам действительно важны...
Актерский ансамбль
Похоже, не обошлось без Тюкавкина, который как никто способен работать с актерами. Удивили даже Большие актеры, Роговцева и Ступко, которые (почему-то?) остались неискалеченными "сериалами". Фандера просто поразила своей животной актерской интуицией. Очень неожиданные актерские решения в некоторых сценах. Особенно в символичной сцене теплового удара. По-моему - это кульминация фильма, и именно за счет игры эта кульминация "случилась". Поразительное открытие - Алексей Левинский!!!
В целом - это действительно ансамбль, а не актерский состав. Все выдержано в одной эстетике и в одном жанре, нигде ничего не выпадает и не вываливается, включая "сопляжниц" и фоновые эпизоды. Любую законченную сцену можно рассматривать как завершенный актерский этюд. И в тоже время нет ощущения зазора между сценами.
Общее впечатление
Сам фильм, и в какой-то степени обсуждение невели на мысль о российском кино вообще. Поскольку этот фильм - настоящее российское кино, в его саамобытном смысле. Но это, пожалуй, уже другая тема...
Не могу сказать понравился мне фильм или нет, но он точно для меня "случился". Выражаясь словами Леонтьева, картина стала для меня "событием жизни" и мне захотелось вступить в диалог "с ценностно-смысловым миром произведения".
"...люди делятся не на русских, евреев, поляков, германцев, а на тех, кому очень весело, просто весело и не очень весело..." (с)