Хочется рассказать по те места, которые не были отражены в уважаемом форуме (о. Минданао)
На Филиппинах очень слабо выражена национально-этническая культура, зато есть отличные пляжи, снорклинг и природные красоты. На Филиппины долго и сложно добираться, благо у нас был длительный отпуск 42 дня, (с 3 декабря 2014 по 12 января 2015).
Мы начали смотреть дешевые авиабилеты. На Филиппины большинство туристов ездит через Гонконг или Гуанчжоу. Аэрофлот Москва-Гонконг предлагал хорошую цену, но в новогодние праздники не было акций. Мы посмотрели на поисковиках наиболее дешевые и удобные билеты (это были Turkish airlines) и купили на сайте а/к билеты за 32000р. на двоих в обе стороны Москва-Гонконг. Покупали в мае 2014, т.е. за пол-года.
Дальше докупали местной Филиппинской а/к «Себу Пасифик» билеты на острова, но билеты Гонконг-Манила были куплены у компании Айр Азия. Через месяц после покупки на почту прислали сообщение, что рейс отменен. Мы написали на сайт Айр Азии подробное письмо с просьбой вернуть деньги (с поправочкой, что мы не хотим в дальнейшем летать Айр Азией, чтобы сразу вернули деньги на карту, а не заморозили их). Через 1,5 месяца без вопросов перевели деньги.
Мы нашли на Форуме Винского удобную таблицу перелетов в Экселе и решили сделать подобную:
Маршрут по Филиппинам:
3 декабря в 22.10 мы сели в поезд на Москву, по прибытии поехали в аэропорт Внуково. Далее прилетели в Стамбул. Конечно, мы взяли длительную пересадку, чтобы выйти в город на 1 вечер. Это очень красивый город, с множеством мечетей и старинной архитектурой. Мы зашли в мечеть, затем мы решили просто погулять по городу, т.к. мы уже не первый раз едем через Стамбул и основные достопримечательности видели. Вечер в Стамбуле подходил к концу и мы отправились в аэропорт.Через 9 часов мы были в Гонконге.
Этот город описан на форуме вдоль и поперек. Для нас он оставил много позитивных впечатлений: 8 миллионный город, в котором мало пробок, очень чистый – из мусора на дорогах только листья с деревьев,
город с большим количеством бесплатных парков, в которых или фламинго или красивый ландшафтный дизайн или зоопарк:
Роскошь чувствовалась везде – в уличной отделке использовалось много нержавейки, дорогих материалов. За 5 минут ожидания в центре города мы увидели пару ролсройзов, феррари, бентли. Пешеходы ходят по второму уровню, который простирается о многих частях города.
Мы были в монастыре Йен Йен (The Yuen Yuen Institute) – это не монастырь, не храм, а своеобразный ансамбль монастырей, павильонов и молитвенных залов главных для Гонконга религий – даосизма, буддизма и конфуцианства. Институт открыли еще в 1950 году в Новых территориях – тихом и живописном месте вдали от городской суеты. Одна из наиболее почитаемых достопримечательностей комплекса – точная копия Храма Неба, что находится в Пекине.
На всякий случай для тех, кто засобирается, даю адрес: Lo Wai Rd, ближайшее метро – Tsuen Wan Station (выход В1), режим работы – с 9.00 до 17.00.
Фото монастыря Йен Йен:
А это следующий комплекс монастыря Йен Йен:
Не хотелось уезжать из Гонконга, мы с удовольствием посетим его еще раз! Кстати, визовая политика Гонконга очень строгая в отличие от Филиппин, в которых можно без проблем жить 1,5 года, заплатив небольшие деньги.
После двух дней пребывания в Гонконге, мы прилетели в Манилу.
Каждый раз при ВЫЛЕТЕ из аэропорта берут «терминал Фии» – аэропортовые сборы по 200 песо для местных вылетов и 550 песо за вылет из Манилы к себе на Родину.
Аэропорт Манилы состоит из 3 терминалов, нужно внимательно смотреть, откуда вылетать и при трансфере закладывать время.
После всех контролей в аэропорту Манилы можно поменять деньги по лучшему курсу. Мы взяли доллары и немного Евро. С евро была проблема – не везде их можно поменять, в Маниле конечно можно, но курс будет не очень. А в Кагаяне-де-Оро обменник евро мы только в одном месте нашли – и то пришлось для поиска подключать местных.
Мы поднялись на второй этаж аэропорта и встали в очередь на такси. Таксист спросил: «Вы на Филиппинах и в Маниле в первый раз?» Это у них такая традиция. Если турист первый раз – значит развести можно. Мы ответили, что уже много раз были на Филиппинах и знаем цены. По всем Филиппинам работает одинаковая сумма такси-метра: стартовая цена 40 песо, и примерно 3,5 песо за км.
Отдельно хочу написать про водителей всех частных видов транспорта на Филиппинах: мотобайков, такси, минивэнов, трайсиклов (Исключая общественный транспорт – автобусы и джипни – там фиксированная цена). Лучше ловить попутные байки, а не идти в кучу трайсиклистов или байкеров, у них всегда будет дороже. Мы не задаем вопросы этим водителям «как пройти..» и «где находится..» т.к. они заинтересованные люди и могут наговорить не то, а потом предложить доехать на их транспорте. А так же никогда не спрашиваем у них цену за поездку, только у местных жителей или пассажиров. И говорим всегда водителям эту цену или свою исходя из адекватного соотношения цена-расстояние. Тут навигатор каждый раз был нам в помощь. Половина водителей отказывается везти за эту цену – ведь эта цена для местных. А развести белого туриста это святое. Водителям говорим, что мы знаем цены и что «нам сказали жители твоего города». Водитель вэна нас разводил за 350 на человека, а пассажир сказал – 90 песо. Разница ощутима. И дело даже не в деньгах, а в нашей принципиальности – нам не нравится сам факт развода. Кстати, за все время пребывания на Филиппинах нам не удалось словить ни одну машину, хотя попытки были. Нам объяснили, что (много машин куплено в кредит) у обладателей машин менталитет как у наших новых русских: «Я-крутой и я не буду останавливаться, даже если у меня есть место».
Советовали форумчане как можно меньше быть в Маниле и не зря. Город грязный, загазованный. По улицам гуляешь, как в гетто. В центре мы не были. Читали про Интрамурос – отзывов мало положительных. Недалеко от аэропорта есть Молл Оф Азия – большой шопинг-центр, где можно сдать багаж бесплатно на день. Мы были только в отеле и гуляли недалеко от отеля.
Через минуту прогулки мы увидели трущобы:
Мы пробыли ночь и пол дня в Маниле и полетели в Пуэрто-Принцессу (ПП). Наша цель - Эль Нидо. Это красивейшее место на Филиппинах, туда даже Филиппинцы едут отдыхать. Мы остались довольны Эль Нидо и рады, что включили его в свою программу.
Аэропорт в ПП был совсем маленький, при выходе - стоянка минивэнов и трайсиклов. Я читала, что комфортней всего добраться до Эль Нидо на РОРОбасе с автобусного терминала в ПП. Вэн – неудобен сидениями, трясет больше и стоит дороже. Мы сняли трайсикл за 90 песо и поехали к бас терминалу с такой же скоростью, что и вэны – дорога-то узкая и им было не обогнать. Приехав на бас-терминал и закупившись фруктами на рынке возле него, мы взгрустнули, узнав, что завтра праздник в ПП и РОРОбусы на сегодня отменены, есть только вэны. Это была самая ужасная поездка в жизни. Мы сели на неудобные сидения сзади. Нас обоих сильно тошнило от трясучки. Ехали 5 часов.
Все передвижения на вэнах и автобусах на Филиппинах лучше совершать по ночам, в 4 или 5 утра – меньше транспорта на дорогах и заходящих пассажиров, быстрее ехать. Как правило, по ночам автобусы ходят. Расписание автобусов есть, но могут и отменить, и мы с этим сталкивались не раз. Слово «расписание» филиппинцы понимают по-разному. Если говорят: «в 16 часов», это значит: может позже на пол-часа, может раньше на 10 минут. В зависимости от заполнения автобуса. Можно узнать, что автобусы в этот день отменили, прямо на месте. Ну поночуешь в глухой деревне без света 31 декабря – что уж сделать… такова жизнь.
Ночью мы были в Эль Нидо у отеля Марина Граден (МГ). Отель мы сняли заранее, списавшись по электронной почте и оплатив через Пэй Пэлл первую ночь. Считаю, что это один из лучших отелей в Эль Нидо по соотношению цена-качество.
1. Он расположен на пляже, на первой линии. Идти до туров ABCD 1 минуту.
2. У него большая территория в отличие от других отелей (Эль Нидо – место тесное).
3. В отеле тишина, только шум прибоя. Не слышно караоке (а это отдельная тема!).
4. Уютные комнатки за небольшую цену, дружелюбный персонал
5. Единственный отель, утопающий в зелени – если на пляж смотреть с лодки, можно увидеть зеленую точку с пальмами – это наш отель.
6. Мы бронировали за 4 месяца, т.к. прочитали, что в новый год в Эль Нидо все занято. За 4 месяца на наши даты менеджер МГ предложил только вариант на 5 дней в семейном бунгало с одним душем на 2 комнаты(«фэмили коттедж»), 1 день в отдельном бунгало со своим душем («джессика коттедж»), а оставшийся день предложил забронировать в другом отеле.
Вид из отеля:
Территория отеля:
Джессика коттедж:
Фэмили коттедж:
А это комнаты с горячей водой подороже:
Два дня из семи в Эль Нидо лил дождь – последствия тайфуна. Вообще, все спрашиваемые филиппинцы говорили, что декабрь – сезон дождей. Самое солнечное время – весна (март, апрель). В этом году действительно погода не радовала, а филипинцы говорили, что в декабре 2013 было солнечно.
Два дня мы просто гуляли по Эль Нидо, отдыхали от длинной дороги. Съездили на рынок. До рынка – 10 песо с человека на попутном трайсикле. Как всегда сначала водители предлагали за 30 песо на двоих, но через минуту мы уже ехали за 20. На рынке можно купить фрукты, овощи, мясо и рис. Рынок расположен по дороге на пляж Корон-Корон (нам кстати этот пляж не понравился, хорошо, что не сняли бунгало там!). Водителю нужно сказать, что вы едете в Public Market. Кстати, автобусный терминал расположен напротив рынка с другой стороны дороги.
Это трайсиклы, рассчитаны на одного-двоих человек:
Вечером 9 декабря мы пошли заказывать экскурсию. Написанные цены (1200, 1000, 1000, 900 песо за туры ABCD) были снижены на 200 песо каждый. Говорили, что из-за не сезона и тайфуна. Кстати, все дни на турах были солнечные и вода прозрачная.
АВС – это «обязательные туры Эль Нидо». За ними и едут. Тур D – можно проделать самим на каяке.
Первый тур мы выбрали В. Еда (рыба, рис, фрукты и салат) входит в стоимость тура, но можно заказать, чтобы приготовили то, что вы хотите или купить самим. Для этого туры нужно заказывать с вечера, чтобы успели все купить. Мы заказывали фрукты, вареный батат, окру, стручковую фасоль. Но когда подошло время обеда на лодке – мы не обнаружили на столе «special menu». Вечером отчитывали нерадивых филиппинцев в конторе и на следующие 2 тура специально для нас варили овощи.
В начале тура В мы поехали на разрекламированный Снейк айленд. Там был обед, фотосессия:
Также лодка подплывала к всевозможным лагунам:
И причаливала к островам:
Следующие два дня были для туров А и С.
Далее мы ездили на каяке по местам тура D и в заключительный день пребывания на Эль Нидо мы отправились на пляж Маримегмег. Поездка на Маримегмег из деревни Эль Нидо стоит 70 песо.
5-7 полных дней – оптимальное количество для посещения Эль Нидо, если вы отдыхаете 1 месяц и больше. 3 дня для туров, 1 день для тура D (или на каяках) и 1 день на пляж Напкан, а также день на пляже Маримегмег.
Вид на ляж Маримегмег
Напкану нужно уделить день, но мы не смогли из-за дождей. Читали, что туда доезжали на трайсикле или мотобайке. Он очень красивый, береговая полоса длинная. Вечером делать в Эль Нидо нечего, все иностранцы сидят в Арт Кафе. Мы вечером спали, а утром просто гуляли в окрестностях. Эль Нидо очень подробно описано на форуме.
Уезжали мы из Эль Нидо на любимом РОРОбусе в 4 часа дня.
Чтобы занять первые места, мы прибыли на остановку автобуса (напротив рынка) за пол-часа до посадки. Ехать было комфортно, не укачивало. В ПП мы прибыли вечером. Ехали 6 часов. Заплатили по 250 песо за автобус без кондиционера. Мы всегда перемещались без кондея – дешевле, все окна итак открыты, в движении совсем не жарко. А ребята рассказывали, что с кондеем они замерзали.
Дорога была интересная, мы наблюдали за бытом деревенских филиппинцев:
Ночевали в отеле Колор Мэнисон, 550 песо за ночь. Днем у нас был самолет до Себу. Изначально перелет ПП-Себу был на 3 часа раньше – в 12 часов дня. И сразу в этот же день следующий – в 16.00 Себу-Давао. Но за месяц до поездки Себу Пасифик перенесла рейс ПП - Себу на 15.00 и мы не успевали на второй рейс. Мы списались с Авиакомпанией, попросили перенести рейс Себу-Давао на следующий день. Через 20 минут после отправления письма, пришли новые билеты. Эта процедура была бесплатна, т.к. мы указали в письме, что по вине а/к мы просим перебронировать рейс. Это единственная задержка за все время пути у а/к Себу Пасифик.
В Себу был один вечер, мы жили в отеле Anthutium inn. Добирались до отеля на такси – 120 песо, хотя водители предлагали за 300.
Нам понравился этот отель, особенно терраса наверху, где можно смотреть на звезды, лежа в гамаках.