Размещаю в форум свой рассказ о поездке на Филиппины.
Копи-пэйстил его из ЖЖ, поэтому некоторые ссылки могут криво скопироваться, если они нужны, то первоисточник можно найти по ссылке из профиля.
Желание посетить Филиппины у меня появилось уже давно. Хотелось проникнуться глубже Азией и Океанией, которыми уже давно был очарован. Филиппины были достойным продолжением в цепочке моих путешествий по этим частям света, после поездок в Таиланд, Малайзию, Индонезию. Ключевыми тэгами по Филиппинам для меня были: boracay, tarsier, intramuros. Остров Боракай со своим Белым пляжем входит в десятку лучших в мире пляжей. Зачитывался «вкусными» рассказами о его посещении форумчанами awd. Тарсиеры выглядели какими-то инопланетными существами, на которых тоже хотелось взглянуть. Кроме них, на острове Бохол можно было попутно понаблюдать и еще одно чудо природы – шоколадные холмы. Ну и кроме пляжно-островных приключений на Филиппинах, конечно же, хотелось взглянуть на следы истории испанского присутствия, посмотрев на Интрамурос, форт Сан-Педро, форт Сан-Тьяго, церковь Барклайон. Конечно же, вышеперечисленное не является исчерпывающим списком достопримечательностей, которые достойны внимания на Филиппинах. Лично меня очень привлекали еще и вулканы на Лузоне (Тааль, Пинатубо) и острова в районе Эль-Нидо. Но поскольку планировалась семейная поездка с ребенком, то трекинг на вулканы и утомительную многочасовую дорогу из Пуэрто-Принцессы до Эль-Нидо пришлось исключить из планов путешествия.
Мне хотелось посетить Филиппины еще летом, в период июньских праздников. Из-за того, что в это время года там достаточно неспокойно в плане погоды, то планировал уделить минимум времени на Боракай, Белый пляж которого в это время страдает от встречного ветра и водорослей, основное время оставив на посещение о.Бохол и о.Панглао, климат на которых в летние месяцы более спокойный, а заменой для Белого пляжа должен был стать пляж Alona на острове Панглао. Хотя эта вся информация о погоде был очень субъективной. Так, в июне 2008 года по Филиппинам пронесся серьезный тайфун, нарушил морское и воздушное сообщение между островами. Не миновал он стороной и островов Бохол и Себу, на которых по всем приметам и наблюдениям в это время года должна быть хорошая погода. О бушевавшей непогоде я узнал из отчета Кибервлада, которого стихия застала как раз на Alona beach на острове Панглао.
Поэтому, может быть и к лучшему, что я в июне вместо отпуска на Филиппинах посетил с рабочим визитом Турцию. Кстати, визит в Турцию оказался не таким уж и рабочим, поскольку мне удалось за это время посетить несколько интересных мест, поэтому не поленился даже оформить свои турецкие записки. Для подготовки к поездке на Филиппины на отдельной страничке скомпоновал только факты и данные по своему маршруту: цены, рейсы, GPS-координаты, графики движения транспорта, отели, достопримы, полезные ссылки. Делал это еще и для того, чтобы много раз не объяснять друзьям-знакомым, желающим присоединиться к нам в путешествии, свои планы. Как только у кого-то возникали вопросы по предстоящей поездке, сразу же давал ссылку на эту страничку.
Бюджетных вариантов перелета с Урала до Филиппин было не так уж и много. Первым для себя вариантом рассматривал перелет катарцами из Москвы через Доху до Себу и с возвратом опять же через Доху уже из Манилы. Ценник на такой перелет был около 29тыр. Плюс было еще необходимо долететь до Москвы. Преимуществом этого варианта было максимальное время пребывания на Филиппинах, т.к. стыковка в Дохе была небольшой. Минусом для меня было то, что во время стыковки в Дохе не было возможности бюджетно выбраться в город.
Вторым вариантом недорогого перелета до Филиппин были узбеки в комбинации с каким-нибудь азиатским лоукостером. Поскольку летели отдыхать с дочерью, ни разу не бывавшей в Юго-Восточной Азии, то плюсом «узбекского» варианта было то, что за одну поездку можно было увидеть кроме Филиппин еще и столицу Таиланда или Малайзии. Можно даже было заменить союз «или» в предыдущем предложении на союз «и», если купить билеты на узбеков до Бангкока, а улететь обратно из Куала-Лумпура. Так мы и поступили, получив возможность суточной остановки в столицах: Бангкоке, Куала-Лумпуре ну и Маниле, естественно. Узбеки дали цену около 28тыр на перелет по маршруту Челябинск-Ташкент-Бангкок + Куала-Лумпур-Ташкент-Екатеринбург.
На Бангкок планировались сутки с остановкой в отеле Байок Скай. Из Бангкока нами были куплены билеты на ночной рейс до Манилы и потом сразу до Тагбиларана (о.Бохол) компанией Себу Пасифик с четырехчасовой стыковкой в терминале 3 NAIA. Как-то ночью случайно наскочил на распродажу авиабилетов у Себу Пасифик – нужные нам билеты на перелеты между островами стоили 999 песо (около 500 рублей). Купил сразу же перелеты с Себу до Боракая (в Катиклан) и с Боракая до Манилы. Но поскольку оформлял билеты слегка в подпитии, то напутал с датами, оставив очень мало времени на острова Бохол, Панглао, Себу. Пришлось докупить еще комплект билетов на том же направлении на более позднюю дату, поскольку билеты по промо-акции не подлежали сдаче, обмену, переоформлению.
На о.Себу планировали перебраться с о.Бохол морем на одном из паромов, заполнив вторую половину дня на Себу изучением достопримов, чтобы утром из аэропорта на о.Мактан перебраться на о.Панай в Катиклан. Основное время отпуска планировалось провести на Боракае, остановившись на живописном и тихом пляже Динивид, после чего перелететь из Катиклана до Манилы на утреннем рейсе. На Манилу выделили вторую половину дня с ночевкой. Утром из Манилы планировали доехать автобусом до Анхелеса (аэропорт Кларк), чтобы улететь Эйр Азией до Куала-Лумпура. Хотя позже уже начал рассматривать вариант минибаса, т.к. число участников экспедиции увеличилось аж до 6 человек.
На Куала-Лумпур было запланировано полтора дня с остановкой в отеле Корус (в 5 минутах ходьбы от башен Петронас) и с вылетом на ночном рейсе узбеками до Екатеринбурга с короткой стыковкой в Ташкенте.
При оформлении авиабилетов на Себу Пасифик столкнулся с неприятным моментом. На сайте оформили авиабилеты. Пришло СМС о резервировании суммы на карте. Выслали e-mail с билетами. Вроде как все замечательно. Но… Через полдня после резервирования суммы приходит СМС об отмене операции. Звоню в банк, в процессинг-центр. Мой банк сообщает, что операция по оплате отклонена самой авиакомпанией. Захожу на сайт авиакомпании Себу Пасифик, ввожу код брони, которую мне выслали на е-мыло. У брони стоит статус «Подтвержден», вроде как нас еще рады принять на борт самолета, но в балансе указано, что эти билеты не оплачены. Кое-как нашел способ для общения с авиакомпанией – форма для заполнения отзыва. Воспользовался ей, написав им письмо о своих проблемах. Но ответа так и не получил. Произвел также попытку повторной оплаты билетов уже с карты другого банка. Тоже карта была одобрена, пришли билеты на е-мыло, но платеж также не был списан. Причина во втором случае была в самом банке. Это был «Банк24.ру», который серьезно лихорадило из-за финансового кризиса. Чтобы защититься, в нем был введен лимит на оплату через интернет в размере не более 5 тыр в сутки. Говнобанк, хуле… Впрочем, и банк «Северная Казна», который был флагманом у нас в регионе, тоже был вынужден ввести лимиты на платежи. Поэтому был вынужден все ресурсы, используемые в поездке, передвинуть со всех карт на одну – карту Сбербанка, точнее распределить на сберовские карты нашей семьи. Серьезный минус сберовских карт - отсуствие интернет-банка. Для пополнения можно было использовать лишь древний способ, когда у надежного человека в ящичке лежала сумма денег и ксерокопия карты, по звонку или СМС он просто бежал в банк и закидывал деньги на карту.
Для страхования мне порекомендовали компанию-ассистанс International SOS www.internationalsos.ru. Поискал, какие из наших страховых компаний с ним работают. Оказалось, что это Стандарт-Резерв, Военно-Страховая Компания и еще какая-то, названия которой я не запомнил. С уродами из Стандарт-Резерва у меня был неприятный опыт общения, когда мне занизили немаленькую выплату по ОСАГО в полтора раза. Третья компания, названия которой я не вспомнил, сообщила, что у них сейчас в продаже полисы с другим ассистансом. Оставался вариант работы с ВСК. Конечно, компания тоже уродская, с огромным негативом, но как мне объяснили, по туристической страховке это не важно, а важна именно компания-ассистанс.
Перемещения:
Откуда Куда Чем Расстояние, км Время
Екатеринбург Челябинск Газель 200 3:00
Челябинск Ташкент RJ-85 1700 2:50
Ташкент Бангкок А-310 4500 6:00
Бангкок Манила А-320 2200 3:15
Манила Тагбиларан А-319 600 1:15
Тагбиларан Себу-Сити Паром 80 1:45
Мактан Катиклан ATR-72 300 1:00
Катиклан Манила ATR-72 300 1:05
Манила Кларк Минибас 90 2:00
Кларк Куала-Лумпур А-320 2500 4:55
Куала-Лумпур Ташкент A-310 5400 6:55
Ташкент Ебург Boeing-737 1800 3:00
Итого 19670
Итого получилось, что намотали почти на половину экватора за эту поездку.
Итак, начну повествование о путешествии, разбавляя его картинками. Или картинки буду слегка разбавлять описанием, как будет настрой...
Ехать из Екатеринбурга до челябинского аэропорта Баландино около 3 часов. В этот раз решили не рисковать, помня экстрим от прошлой поездки огородами и полями до аэропорта, и поехали через город, сквозь Челябинск. Аэропорт в унылом состоянии, но все же кое-что поменялось за несколько месяцев, прошедших с января. Нету даже дьюти-фри, едальня лишь одна, на самом входе.
До Ташкента лететь не так уж и долго, он встретил нас околонулевой погодой и дождем. В Ташкенте все тот же обшарпанный транзитник и навязчивые предложения сотрудников аэропорта за 20-25 баксов посетить бизнес-зал. Все тот же моргающий телевизор с едва различимым расписанием рейсов и все те же ковровые дорожки.
В Бангкок вылетели по расписанию. В самолете оказалось очень много свободных мест, так что если подсуетиться, то легко можно занять средний ряд из трех сиденек, чтобы лететь в лежачем положении.
В районе Душанбе смогли понаслаждаться видами гор Таджикистана.
Где-то над Индийским океаном дочерь решила поупражняться в английском и корпела над заполнением миграционных карточек Таиланда.
Прилетели уже затемно, выдачу багажа и паспортный контроль прошли без задержек. Только с обменом слегка замешкались, уехали в поисках лучшего курса на уровень выше лифтом, а там система "ниппель" - туда дуй, обратно хуй, кнопки лифта, возвращающие нас на нужный этаж были заблокированы. На свой этаж с багажом не смогли напрямую вернуться, обходить пришлось окольными путями. При покупке местных сим-карт по 99 батов первая наебка - не досчитался 100 батов в сдаче. Достаточно было косого взгляда в сторону тайца и он уже сам быстро и с улыбкой вернул недостающее.
На 6 персон хотелось заказать минивэн, но без лишних наценок. Вышли на улицу и окунулись в атмосферу сауны. Весь народ тупо стоял в очередь на такси, оплачивая через стойку. Дорого и как-то не по-русски. Подошел напрямую к таксистам, требуя найти минивэн. Предложили через полминуты минивэн за 700, уехали за 600. За обычное такси через стойку просили 400 бат, сами таксисты легко соглашались и за 300. Может, несезон?
Доехали до отеля Байок Скай без пробок, быстро. Не хватало при заселении одного номера для нашей компании. Еще в аэропорту хотел купить через турфирмочки, но те сильно "путались в показаниях", сообщая совершенно разные цены на номера или же вообще сообщая, что в нашем отеле нет свободных номеров нужной категории. В итоге решили торговаться на ресепшн и совершенно зря! Никаких дисконтов не предложили, двигаться по цене не стали. Так что мой совет, если не успели забронировать через интернет - берите и торгуйтесь в аэропорту - можно сэкономить до 15-20%.
Номера нам достались в трех разных уровнях: на 43, 56 и 72 этажах.
Пока заселились - времени уже десятый час вечера, надо успевать на обзорную площадку, которую не удалось посетить в прошлый раз. Поднялись на 84 этаж. Пока едешь - закладывает уши из-за высоты. Русских туристов на Байоке стало больше, намного больше...
Несколько фото на память, видеосъемка и вниз, на улицы, в поисках пищи. Приятель останавливался в Байоке пару месяцев назад, сообщил, что после 22х вечером там с едой напряг. Но и на улицах нас поздним вечером никто не ждал с хлебом-солью. Многочисленные Мак-Дональдсы и KFC были уже закрыты, кое-как нашли один работающий круглосуточно Мак внутри соседнего отеля Indra, затарились там, догрузившись до кучи на рыночке ананасами во льду и коконатами. Тук-тукеры легко узнавали в нас русских, крича "Привет!" и предлагая сразу "тук-тук, ням-ням", зазывая отвести в хорошие рестораны с тайской кухней и сифудом. Но локал-фуд не по мне.
Вечером решили сгонять друг к другу в гости, сравнивая номера, авотхрен! Лифты запрограммированы так, что возили только на свой этаж. Пока тыкались по кнопкам, возвращаясь в номера и перезванивая друг другу, потеряли изрядно времени. В итоге решили встретиться на 18 этаже (ресепшн) и далее ехать уже вместе.
Ночью закинули в голову по паре-тройке коктейлей в Roof-Top баре. Спиртное пилось как-то непривычно легко, даже появилось подозрение, что ром-колу бодяжат не в нужной пропорции. Заказали следующий дринк уже раздельно ром, раздельно колу, чтоб замешать самолично, но нет - все та же легкость пития... Может, атмосфера ночного Бангкока располагала к этому?..
Обсудили ночью контр-план следующего дня, чтобы использовать его максимально эффективно. Вариантов было два: либо встать рано утром, посмотреть часть достопримов до обеда, потом вернуться на чек-аут, принять душ, выехать из номеров и продолжить осмотр города до полуночного рейса, либо выспаться, позавтракать неспешно, выехать из номеров и уехать до вечера по городу, сэкономив время на лишних перемещениях. Поскольку возлияния закончились далеко за полночь, то автоматом был выбран вариант №2.
Выспались неплохо, но все равно после суток недосыпа казалось мало. Вид из номера впечатлял - Бангкок таял в утренней дымке.
Завтрак в Байоке достаточно разнообразный, мультинациональный.
Успели с дочерью посетить бассейн под открытым небом на крыше 20 этажа.
А где-то вверху было окно нашего номера на 56 этаже...
После завтрака и купания в басике выселились из отеля. При чек-ауте получили обратно свои $100 депозита с каждого номера и пристроили свои рюкзаки до вечера в багажную комнату. Взяли пару такси и выдвинулись в сторону королевского дворца. Путь из Байока до него такси проделывало мимо площади возле парламента, поэтому нам удалось взглянуть на толпу демонстрантов, тусующихся здесь уже несколько месяцев. На этот день у них было запланировано какое-то мероприятие, поэтому было закрыто несколько близлежащих улиц. Вокруг никакой суеты, все размеренно, спокойно. Полицейские стояли по одному на десяток метров, кроме того, очень много патрульных автомобилей.
Демонстранты строились в колонны по несколько человек, в руках у каждого пакетик с едой, бутылочка воды и зонтик - такое ощущение, что это им выдавалось централизованно. Одеты многие очень бедно, несколько неопрятно даже, по-бомжеватому. Такси неспешно двигалось параллельно организованной колонне демонстрантов, идущей по тротуару. Никакой агрессии, шума. Народу очень много, колонна растянулась более чем на километр и занимала несколько крупных кварталов. Во главе колонны заметили пикапчик, на котором в кузове ехали организаторы в повязках с мегафонами и транспарантами. Но даже они не издавали никаких звуков. Молчащая толпа, молчащие полицейские по периметру...
Усталые лица демонстрантов, на которых читалось "Как же нас все заебло...", впрочем, может, они просто не выспались.
Из-за пробки и демонстрантов ехали около получаса. Заплатили за поездку какие-то копейки, меньше сотни бат.
Пока получали одежду для соблюдения дресс-кода, начался дождик. Сначала он был мелким, но пока добрались до храма с изумрудным Буддой - храма Wat Phra Kaew, дождик превратился в мощный ливень, продолжавшийся около получаса. Это позволило потусоваться в храме достаточно долго и сделать тайком снимки этой знаменитой реликвии.
После получаса ожидания пока закончится ливень решили предпринять попытку перебраться из храма с изумрудным Буддой дальше по храмовому комплексу Ват Пра-Кео. На наше счастье охранник храма решил нам помочь в этом, взяв один из зонтов, которые использовались для защиты столиков от солнца. Надо сказать, что эти зонты неплохо спасали и от дождя.
Красота Ват Пра-Кео и Гранд Паласа заслуживает отдельного фотоальбома и рассказа, а здесь я выложу лишь пару фото.
Вышли из королевского дворца и направились в сторону храма Ват По по улочке, параллельной реке. Прошли сквозь блошиный рыночек возле входа в королевский дворец, прикупили на нем опять же ананасов и тонких рубашек с длинным рукавом, которые замечательно защищают от загара, а стоят смешные деньги (60-80 бат). До храма Ват По GPS-навигатор показывал расстояние в 500 метров, но нашей целью был не он. В этот раз хотелось посмотреть на храм Ват Арун, который располагался через реку напротив храма Ват По. Нашли пристань с турникетом-вертушкой и погрузились на чартер-бот, катающий пассажиров через реку за 3,5 бата. Раньше я считал, что в Бангкоке пристани отличаются цветом флагов: с оранжевым флагом - для траспорта, плывущего по реке, с синим флагом - для транспорта, плывущего через реку, потом увидел, что есть еще и желтые флаги и даже желто-зеленые.
Прогулка по реке Чао-Прайя немного сгладила тепловой удар от жары, и мы с новыми силами выдвинулись к храму Ват Арун. По дороге обнаружили какую-то крупную тусовку монахов. Судя по количеству тапочек - очень крупную... Не удержались, чтобы не сделать фото.
Храм Ват Арун имел много отличий от храма Ват Пра-Кео: цена входа 50 бат против 300, но несмотря на это посещаемость была очень низкой, обнаружили в Храме Тьмы лишь три немногочисленных группы туристов. Охраны, кроме как на входе, больше нигде не заметили. Забрались на самый верхний уровень, открытый для туристов. Последняя лестница показалась несколько крутоватой, причем спускаться по ней было значительно тяжелее, чем подниматься.
Прошлись по территории храма, сделали несколько фото.
Обошли храм вокруг, но так и не поняли, какой он внутри. Полый или засыпан чем-то, а может и находился на месте естественного возвышения.
После прогулки вышли на берег реки, чтобы уехать до центрального пирса, но обнаружили пристани лишь для прогулочных круизных катеров. Перебрались снова на другой берег и стали ждать речного трамвайчика на пирсе Tha Tien, так вроде он назывался.
Трамвайчик довез нас минут за 20 до центрального пирса (Central Pier) по Чао-Прайе, с несколькими остановками. Привязку остановок речного трамвайчика к бангкокским достопримам можно посмотреть здесь. Транспорт оригинальный и очень удобный - рекомендую. Высадились, чтобы перейти на посадочную платформу скайтрейна. Наивно хотели купить билеты до станции Siam прямо в кассе, но обломались. В кассе нам лишь разменяли наши бумажные деньги на монетки-десятчики и обозначили цену проезда, указав на автомат по продаже билетов. Накормили аппарат монетками, получили карточки-билеты и прошли через турникет. Надо сказать, что бангкокский SkyTrain - не такой уж и бюджетный транспорт, билетик от станции Saphan Taksin до станции Siam стоил 30 бат. Думаю, что на такси троим пассажирам было бы дешевле. Впрочем, плата тут больше за скорость. Ехали на скайтрейне над улицами всего 12 минут, причем снизу трафик был плотный. Полную информацию о бангкокском скайтрейне с GPS-координатами станций можно найти здесь.
Торгово-развлекательный центр Siam Paragon в этот раз мы решили посетить ради того, чтобы увидеть бангкокский океанариум. Да и подустали уже слоняться по жаре между храмами. Перед океанариумом перекусили в одном из ресторанчиков сети MK Restaurant - бюджетно, быстро и вкусно. Вполне сытный обед на шестерых обошелся всего в 1300 бат, принимают к оплате и пластик. Блюда с кухни подносят к столу почти мгновенно после того, как официант заносит ваш заказ в наладонник.
После обеда спустились в Siam Ocean World. Билеты на троих стоили около 1900р., судя по выписке с карты.
Прямо у входа в небольших аквариумах можно было увидеть гиганстких крабов, лобстеров.
Тут же можно было посмотреть на мурен, похожих на пятнистые чулки.
Делали и фото-, и видеосъемку, но это надо видеть своими глазами. Впечатлил прозрачный тоннель под аквариумом с крупными акулами и скатами.
Прикольно было посмотреть на игры пингвинов и каких-то пушистых зверьков, похожих на ондатр.
Интересные вариации на тему аквариума: автомобиль, холодильник...
Кроме океанических были и пресноводные рыбы, жившие в отдельном аквариуме с интересным надводным оформлением.
Кроме рыб можно было увидеть и черепах.
Интересный аквариум большой высоты, в котором живет коралловый риф со всем окружением.
Продолжение следует...