К сожалению нет у меня таланта художественно описывать совершенную поездку, но хочется помочь самостоятельным путешественникам разобраться с этой прекрасной и самобытной страной - Японией. Поэтому не вижу смысла выдавливать из себя отчет, просто напишу факты, которые наверняка кому-нибудь пригодятся.
У меня это первая поездка в Японию. Период поездки – с 29 марта по 9 апреля. Прилет в Осаку Кансай, вылет из Токио Нарита.
По прилету в Японию советую озаботиться тремя вещами – деньгами, интернетом и транспортом. Все остальное там не сильно отличается от пребывания в любой цивилизованной стране, и если у вас уже есть опыт путешествия по Европе, Азии или Америке – вы точно не пропадете. Поэтому получив багаж надо направить свои стопы в туристический центр в аэропорту. Конечно, этот пункт можно и проигнорировать, но потом с удивлением обнаружить, что купить тот же Kansai Thru Pass можно только в единичных местах в городе, в которые ехать надо только в рабочее время, и иногда через весь город. Важно! Факт покупки ЛЮБОГО проездного не означает факт его активации. Поэтому покупайте их сразу на весь необходимый вам период.
Деньги
Как оказалось, самый удачный курс к рублю при покупке иен в России, в Ланта-банке. Все банкоматы Японии с вас возьмут комиссию, а родной российский банк проведет транзакцию по жлобскому курсу (курс ЦБ +5%). Если у вас есть доллары/евро, менять их выгоднее всего в автоматических обменных машинах, в Осаке я такую нашел в районе Намбы (2 Chome-8-97 Nanbanaka, Naniwa-ku, Ōsaka-fu 556-0011, Япония). Обмен в туристических центрах на порядок хуже, разница между курсами покупки и продажи от 5 до 10%. Оплачивать услуги или покупки с карты выгодно только в магазинах типа Bic Camera или Yodobashi, где во-первых можно провести покупку сразу без НДС, плюс есть дополнительная скидка при оплате с Visa или MasterCard. Все-таки Япония это страна нала.
Еще момент - японцы обожают купоны. Не поленитесь в туристических центрах взять бесплатные бумажные карты, рекламки, путеводители. У большинства будут распечатаны скидочные купоны в магазины, туристические места и пр.
Интернет
Что бы там не говорили про засилье бесплатного WiFi, на самом деле за пределами аэропортов и крупных ТЦ это не так. Очень часто открытая сеть стоит за файерволом, и кроме карт или веб-серфинга вы ничего не используете. Обязательно надо брать симку с предоплаченным интернетом или роутер в аренду. Насчет работоспособности симок не волнуйтесь, все свежие iPhone (начиная с 5S) и Андроиды найдут хотя бы один подходящий band LTE и вы получите искомый доступ. Внимание! Ряд операторов, сидящих поверх крупных сетей типа Docomo, требуют корректной установки APN в вашем мобильном устройстве. Правильные настройки доступны по ссылке на инструкции к симке. Т.е. вам надо уже иметь интернет, чтобы настроить интернет на мобильнике. Выход – настраивать доступ в зоне бесплатного WiFi, в том же аэропорту прилета. Решили как я, что «настрою интернет по-дороге в электричке», и вот вы уже без интернета до самого отеля. Если помните куда ехать…
Транспорт
На форуме очень популярны проездные JR Pass, и я поддался общему мнению и взял его, 7ми дневный. Теперь по результатам поездки могу уверенно сказать – он излишне разрекламирован, в Японии есть гораздо более удобные виды проездных.
Осака – там я купил Kansai Thru Pass (http://www.surutto.com/tickets/kansai_thru_english.html). Стоит на 2 дня 4000, на 3 дня 5200. Покрывает все метро в Осаке, Киото, Кобе, все ж/д линии по префектуре кроме JR, все внутренние автобусы. На сайте карта уж очень схематичная, но по факту вы можете с этим проездным ездить практически по всей префектуре. Ну разве что до Yoshino придется доплатить. С проездным прилагается книжка со списком достопримечательностей префектуры, карты Осаки и Киото, и лист с купонами. Купоны дают 20% скидки на посещения ряда туристических объектов. Например действовали на фуникулер в Кобе и на фуникулер в Арима Онсен.
Токио – там покупал 3х дневный (точнее 72 часа) проездной на метро (Tokyo Metro & Toei Subway http://www.tokyometro.jp/en/ticket/value/travel/), цена 1500. Его было достаточно для всех путешествий по большому Токио, проездной JR Pass практически не доставал.
Вообще в результате JR Pass я еле-еле «отбил» за счет поездки Осака-Токио и Токио-Кусатсу. Ну и чисто по-человечески он неудобен. Сам проездной небольшой, но он вклеен в большую картонку с картой ж/д дорог и данными паспорта, картонка не входит в карманы и мнется, и для прохода её надо предъявлять человеку. Если до отправления 3 минуты, а JR Pass в рюкзаке – это напрягает. Не исключены проверки и во время поездки, с записью номера проездного кондуктором. Вышеперечисленные же проездные – это пластиковые карточки с магнитной полосой, которые прокатываются через турникет, без каких либо задержек.
Еще нюанс – Kansai Thru Pass действует по суткам, при первом проходе в нужный день на нем пробивается дата/время прохода, входить на станцию можно до полуночи. Можно использовать несколько дней не подряд. Tokyo Subway же действует 72 часа с момента активации, к календарным суткам не привязан. Войти на станцию надо до времени активации, выйти можно после (проверено).
Для расписания движения самый надежный ресурс http://www.hyperdia.com. К сожалению, мобильная версия не доступна в России, приходится грузить с сайта. Ну еще на андроид можно поставить напрямую apk. В картах Google так же присутствует расписание, но по опыту оно не всегда соответствует действительности.
Вот для сравнения фото трех проездных. Паспортные данные закрыты стандартной визиткой, так что масштаб понятен.