1. Обмен JR Pass в аэропорту Нарита, терминал 2.
Прилетел JALом, где-то в 8.10 утра. В результате начались сюрпризы. Офис, где меняют JR Pass и при этом есть возможность сразу получить билеты на синкансены, открывается в 9.30! В более ранние часы JR Pass можно получить в небольшом киоске рядом, но билеты там только на Narita Express в тот же день. И офис, и киоск находятся на первом этаже (подземном), рядом со станцией. Вроде бы этаж B1F.
Нужно внимательно проверять, если вы просите открыть JR Pass не с сегодняшнего дня, и если у вас сложная для японцев фамилия :-) Мою переврали, потом переписывали. Закладывайте на стояние в очереди и оформление (еще анкету заполнять будете) минут 40.
2. Первый контакт с билетными автоматами в метро/на электричку – дело непростое! :-) Мне казалось, что на автомате нужно будет указать станцию назначения, но эти данные берутся из таблиц на стене рядом, а автомат хочет знать только на какую сумму выбить билетик. На самом деле, в метро это не так сложно, а вот на маленьких станциях JR (я ехал от Etcujima в Токио) схемы и таблицы не дублированы по-английски! (Зато есть шрифт Брайля). Сравнение схемы ж/д с таблицей стоимости в поисках цены до Tokyo Station было весьма эпично.
Итого: переводите автомат на английский (кнопка на экране справа вверху). Он пишет всякую ерунду насчет бесконтактных карточек, вы не обращаете внимания. Нажимаете “1 Ticket” (или сколько вам нужно), и начинаете закидывать монетки (можно вставить купюру 1000 йен). Когда наберется достаточная сумма, загорятся надписи (например – 120, 160, 200). Нажимаете на нужную, вам выдается крошечный билетик.
Потом вы этот билетик вставляете в турникет, он выскакивает с другой его стороны. Проходите. Снова вы вставите билетик в турникет, выходя из метро, и он его «проглотит».
Я не до конца разобрался, что нужно делать с билетиками при пересадках, когда нужно пройти через турникет (пересадка на линию другого собственника). А они иногда бывают весьма странными, мы столкнулись в Токио с пересадкой, где нужно пройти 120 метров по улице.
3. Если решите покупать смарт-карту. Я покупал Suica. Не уверен, что это было верное решение – куда ее вернуть, я не понял, соответственно, потерял 500 йен. Но удобно, не нужно все время билетики покупать, еще и в магазинчиках Family Mart расплачиваться можно.
В автоматах карта не продается. Я покупал в супермаркете на Токийском вокзале, куда меня направили из билетной кассы синкансенов.
4. Поездки по JR Pass. Если на обычных электричках, то просто проходите мимо турникетов, где стоит контролер, показываете JR Pass ему. Иногда просто кивают, иногда просят открыть, показать до какого числа. Паспорт не проверяли ни разу.
Можно ездить на обычных электричках и экспрессах. На Thunderbird из Киото в Осаку садился в вагон Non-reserved и просто показывал JR Pass контролеру, никаких вопросов не было. А вот однажды утром ехал в обратную сторону, кажется, на Haruka. Что-то я сделал не так – то ли в первый класс сел, то ли в вагон с резервированием. Контролер не смог мне объяснить, чего хотел, и оставил в покое :-) Видимо, характерная ситуация для случаев, когда японец не знает английского (а у меня с английским лишь чуть лучше, чем у него).
При посадке в элекричку, смотрите local она или rapid (экспресс). Можно проехать нужную станцию (или добраться побыстрее).
Ну и обратите внимание на разметку на платформе. А то ведь есть вагоны только для женщин :-)
Билеты на синкансены по JR Pass бронируются очень легко, на любом вокзале идете в кассу, обозначенную зеленым изображением человека в кресле. Английский там знают, при необходимости напишете станцию назначения на бумаге и покажете.
Внимание! Если едете во время Золотой недели, озаботьтесь билетами заранее! Уже за пару дней на нужный поезд могут быть места только в курящий вагон.
5. Передвижения в Киото
Вот тут нужно, по возможности, заранее подготовиться. Я этого не сделал, и в итоге мало успел, да еще и блуждал постоянно. Автобусы не всегда идут туда, куда нужно, по некоторым маршрутам ходят редко (я наткнулся на маршрут с окраины, где автобус один-два раза в час). К некоторым достопримечательностям вас вплотную не подвезут. Я вот в итоге не попал в храм Рёандзи, опоздал.
6. Передвижения в Хиросиме
Стандартный маршрут там: Парк Мира – Миядзима. Я еще забежал в Хиросимский замок.
Часто советуют идти до Парка Мира пешком, поскольку трамвай идет долго. Можно, но вы устанете, поскольку идти далеко. Проще все же сесть на трамвай номер 2 и запастись терпением.
Скоростного катера от Парка Мира до Миядзимы я не нашел, вернулся на вокзал и доехал на электричке. Там все очевидно.
7. Итог
На самом деле, как только вы разберетесь с покупкой билетов, пользоваться транспортом станет очень просто. Везде или экраны с дублированием на английском, или хотя бы указатели на станциях. Но толпы в час пик не хуже, чем у нас, имейте в виду! Еще бывает странно, когда в набитом вагоне никто не хочет садиться рядом с тобой.